Праздничная молитва как делать

Религиозное чтение: праздничная молитва как делать в помощь нашим читателям.

Праздничная молитва как делать

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

Праздничная молитва (ид намаз)

Праздничная молитва (ид намаз) – особый вид намаза, совершаемый верующими два раза в год, а именно в праздничные дни Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-Адха).

Время начала праздничных намазов наступает, когда солнце поднимается над линией горизонта примерно на 3 метра (спустя 30 минут после восхода солнца). Окончание времени, отведенного для данной молитвы, – это тот момент, когда солнце находится в зените.

Кто может пропустить праздничный намаз

В среде суннитских ученых имеются разногласия относительно обязательности выполнения данной молитвы. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение ид-намаза является необходимым (ваджиб), в то время как сторонники шафиитского мазхаба относят данную молитву к желательным (суннат).

Совершение праздничной молитвы не является необходимым (с точки зрения ханафитов) для:

3. Находящихся в пути (мусафиров) – более 87 км от дома и менее чем на 15 суток.

4. Недееспособных людей (как физически, так и умственно)

Относительно возможности восполнения данной молитвы мнения богословов также расходятся. Ученые-ханафиты считают, что праздничный намаз восполнить нельзя, ибо его совершение должно быть коллективным и в мечети. Шафиитские богословы, в свою очередь, утверждают, что молитва ид восполняема, так как возможно ее совершение в одиночку.

Порядок совершения праздничного намаза в Ураза-байрам и Курбан-байрам

Желательные действия перед выполнением ид-намаза:

1. Полное омовение (гусль)

2. Чистая одежда

3. Надушиться благовониями

Сама праздничная молитва состоит из 2 ракаатов, совершение которых имеет свои особенности. Во-первых, в ид намазе верующие выполняют целых 6 такбиров (по 3 в каждом из ракаатов). Во-вторых, в первом ракаате после чтения суры «Аль-Фатиха» необходимо читать сура «Аль-Ал`а» (Высочайший).

Все иные действия аналогичные, как и в обычной двухракаатной молитве. После выполнения намаза имам, как правило, читает проповедь, состоящую из двух частей.

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Праздничная молитва как делать

15 июля 2015, 19:18 0

27 августа 2016, 14:32 0

21 июня 2015, 12:48 1

12 июля 2015, 14:55 3

6 июня 2016, 01:07 0

4 июля 2015, 20:32 2

9 июня 2016, 15:15 0

7 июля 2015, 14:11 0

19 июня 2016, 00:55 0

19 июня 2016, 02:10 0

Прямой эфир

11 сентября 2017, 02:12 1

11 сентября 2017, 02:02 2

27 августа 2017, 00:49 1

27 августа 2017, 00:43 1

25 августа 2017, 23:19 1

23 августа 2017, 19:31 1

22 августа 2017, 22:44 1

17 марта 2017, 21:26 1

13 марта 2017, 01:47 1

26 февраля 2017, 23:10 2

Праздничная молитва

Порядок выполнения праздничной молитвы

Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда». В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

Порядок выполнения праздничной молитвы

Время ее совершения наступает через 20 — 40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20 — 40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а».

3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;

4) чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;

1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;

2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон. Последующие действия такие же, как в обычной двухракяатной молитве.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин .

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-солаваату ттойибаату лил-ляях,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и проговаривает девять такбиров один за другим.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

Праздничная молитва как делать

Что нужно успеть сделать до праздничного намаза Ураза-байрам?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что нужно сделать и как себя вести до праздничного намаза Ураза-байрам. И объясните, как правильно совершать этот намаз? (Аноним)

Ответ: Согласно сунне, перед тем как отправится на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что-нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает соответствующий хадис: «В день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк обычно съедал нечётное количество фиников (аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллаху Акбар» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закат разговения (закат аль-фитр).

Передается, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды (аль-Байхаки), а направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его до прихода имама (аль-Байхаки, ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают, что однажды Пророк (мир ему), которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву на два ракаата, не помолившись ни до, ни после неё (аль-Бухари).

Проведение особых молитв в день праздника разговения (Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам-в первый день месяца Шавваль) и в день праздника жертвоприношения (Ид аль-Адха или Курбан-Байрам-на десятый день месяца зуль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после Хиджры.

В день разговения и в день жертвоприношения Пророк (мир ему) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления (аль-Бухари).

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк (мир ему) сам принимал участие в этих молитвах и повелел людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда велели являться на молитву. Приходили даже девушки и женщины, у которых были месячные и садились за занавесками. Они стояли сзади, произнося слова «Аллаху Акбар» и, обращаясь к Аллаху с мольбами, так же, как и другие, надеясь на благодать этого дня и очищение от грехов (аль-Бухари).

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.

Как следует проводить праздничную молитву

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой не возглашается ни азан, ни икамат (аль-Бухари).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно, по три такбира во время каждого ракаата. После дуа «ас-сана» первого ракаата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы.

Во время второго ракаата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира. Так делал ибн Масъуд и многие другие сподвижники. Передается, что проводя праздничные молитвы, Ибн Масъуд произносил такбир девять раз: сначала он четыре раза произносил такбир перед чтением Корана (такбир ат-тахрима и три такбира праздничного намаза), потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго ракаата, потом четыре раза произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (муснад Абдур-Раззак). و الله أعلم بالصواب

Читайте также:

Не увидят Рая те женщины, которые преклоняются к мужчинам и склоняют к себе мужчин

Прелюбодеяние – это грех, который не ограничивается одним человеком, оно вредит и окружающим. Поэтому, по законам Шариата, человека, совершившего прелюбодеяние, жестоко карают.

  • Большой грех совершает тот, кто поверит в слова ясновидящего, знахаря или звездочета

    В 102 аяте суры «Бакара» Священного Корана Аллах Тагаля упоминает об истории знахарства и его носителях (смысл): «Даже если эти люди в бренном мире добьются высокого материального положения в обществе, разбогатеют, убедив кого-то в своих способностях, добьются желаемого результата, все равно в Судный День их место будет в аду».

  • Как муж-мусульманин должен относиться к своей жене?

    Брак является благословением Аллаха. В день никаха мужчина получает себе спутника жизни в лице красивой верной молодой девушки – невесты, которая становится его аманатом. Безусловно, в каждой семейной паре время от времени случаются разлады и непонимание, но вас никогда не должно покидать взаимоуважение и любовь, чтобы преодолеть разногласия. Не позволяйте шайтану радоваться из-за победы в результате этих недоразумений

  • 4 условия полноценного покаяния

    Однажды рано утром шайтан разбудил омеядского халифа Муавийю. Муавийа спросил его: «Кто ты?». Он очень удивился, когда услышал в ответ: «Шайтан». Халиф подумал про себя, что здесь произошла какая-то ошибка и сказал: «Ты осознаешь то, что делаешь? Ты разбудил меня на утренний намаз»

  • Правда ли, что каждого человека сопровождает его личный шайтан?

    Абдулла ибн Масгуд рассказывал, что посланник Аллаха (ﷺ) однажды сказал: “У каждого из вас.

  • 12 качеств, которые любит Аллах

    Словами Корана и Посланника Аллаха (мир ему) сказано о тех качествах, которые должен проявлять мусульманин

  • Я слышал, что курящий человек не может быть имамом в намазе. Так ли это?

    Человек, который проводит намаз в качестве имама, должен обладать определенными знаниями и нравственными качествами, так как он во время намаза берет на себя ответственность за весь джамаат. В то же самое время имам.

  • 3 обязанности отца по отношению к своим детям

    Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «У отца по отношению к ребенку три обязанности: после рождения ребенка дать хорошее имя, обучить Корану и после достижения совершеннолетия женить или отдать замуж». Передано от Гумара (да будет доволен им Аллах). Поистине, к нему пришел некий человек со своим сыном и сказал: «Поистине, мой сын грешит по отношению ко мне». Гумар (р.г.) сказал этому сыну: «Разве ты не боишься гнева Аллаха за грех по отношению к своему отцу?»

    Праздничный намаз (Курбан-байрам и Ураза-байрам)

    Б огословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничный намаз, проводимый дважды в год /1/ , на Ураза-байрам и Курбан-байрам, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» /2/ . В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

    По мнению ученых ханафитского мазхаба, данный намаз совершается только коллективно /3/ . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничный намаз не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам /4/ . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день /5/ . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

    Порядок выполнения праздничной молитвы

    Время ее совершения наступает через 20 — 40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20 — 40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

    Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а».

    Краткое описание праздничнго намаза /6/

    Первый рака'ат

    3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;

    Второй рака'ат

    1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;

    2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон /7/ . Последующие действия такие же, как в обычной двухрака'атной молитве.

    Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

    Подробное описание праздничного намаза

    Первый рака'ат:

    Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака'ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /8/ .

    Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») /9/ . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой /10/ . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

    Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

    Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

    Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:

    После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») /11/ с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища /12/ . Между такбирами имам делает незначительные паузы /13/ .

    По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

    Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) /14/ .

    «Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

    Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

    Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

    Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин /15/ .

    После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) /16/ в первом рака'ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

    Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» /18/ в обычном порядке делает поясной /19/ и земной поклоны.

    Второй рака'ат:

    Во втором рака'ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» /20/ .

    Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» /21/ , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

    После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака'ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища /22/ . Между такбирами имам делает незначительные паузы.

    По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон /23/ . Затем все делается так же, как при совершении первого рака'ата.

    Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака'ата, они садятся на левую ступню /24/ и читают ташаххуд.

    Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

    Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

    Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

    Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.

    Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:

    Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

    Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

    Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им /25/ (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

    Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:

    Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

    Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

    Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

    По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

    После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую /26/ . На этом два рака'ата праздничной молитвы завершаются.

    1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):

    «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

    2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):

    Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу /27/ .

    Необходимо заметить, что во время совершения двух рака'атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

    Первая проповедь

    Имам поднимается на минбар /28/ и проговаривает девять такбиров один за другим /29/ .

    Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира:

    Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.

    Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

    По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар /30/ (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

    Вторая проповедь

    Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

    На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

    Комментарии

    /1/ Праздничный намаз совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) — в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.

    /2/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.

    /3/ Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1–2. М.: 2011. С. 280, 281.

    /4/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.

    /5/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.

    /6/ Праздничный намаз состоит лишь из двух рака'атов, совершаемых вместе с имамом.

    /7/ Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.

    /8/ Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

    /9/ Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.

    /10/ Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.

    /11/ Если имам следует в религиозной практике Сунне Пророка с пояснениями ученых шафиитского мазхаба, то в первом рака'ате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», а во втором — пять, также перед сурой «аль-Фатиха». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

    /12/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца. Также паузы между такбирами заполняются чтением про себя различных форм восхваления Всевышнего, однако наилучшей является следующая формула: «субхаанал-ла, валь-хамду лил-ля, ва ляя иляяхэ иллял-лаху вал-лаху акбар».

    См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

    /13/ Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.

    Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.

    /14/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, произносит слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» в обоих рака'атах вслух.

    /15/ По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так».

    При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу — вслух.

    /16/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.

    /17/ Перевод суры см. в разделе «Тафсир» на сайте umma.ru.

    /18/ Все такбиры имам проговаривает вслух.

    /19/ По шафиитскому мазхабу молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая «сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

    /20/ У шафиитов желательно в начале каждого рака'ата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

    /21/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносит в обоих рака'атах вслух.

    /22/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.

    /23/ Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.

    /24/ Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба — лишь желательны.

    /25/ Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении ташаххуда или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробныйбогословский материал по данному вопросу см. в моей книге «Как увидеть Рай?» или на сайте umma.ru в разделе «Фетвы».

    /26/ Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.

    /27/ Предположительный смысл данного действия, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-ду‘а верующий протирает этой благодатью свое лицо. В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что данное действие имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее об этом читайте в материале «Протирание лица после мольбы-ду‘а» на нашем сайте или в моей книге «Как увидеть Рай?».

    /28/ В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.

    /29/ Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.

    /30/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.

    Статья подготовлена с использованием материалов Ш. Аляутдинова

    Дата по хиджре

    Ближайшие знаменательные дни в исламе

    29/30 ноября (12 раби` аль-авваля)

    19 марта (1 раджаба)

    Ислам онлайн видео

    Свежие записи

    Случайные записи

    Ислам You Tube видео

    Просим у Господа принять сей труд (выполненный лишь с надеждой на Его милость, довольство и любовь по отношению к нам) и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственное намерение – принести людям пользу на пути Того, хвала Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.

    ММРО Махалля №1 г. Ульяновска РДУМ Ульяновской области

    Мусульмане и Ислам в Ульяновске. Бесплатное обучение знаниям ислама. Время намаза. Наука, история мусульман и ислама. Исламские программы. Интересные статьи об исламе. События, новости мусульман Ульяновска.

  • Оценка 4.1 проголосовавших: 27
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here