Приветствующая молитва в мечети

Религиозное чтение: приветствующая молитва в мечети в помощь нашим читателям.

Намаз

Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети.

  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих»;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када);
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа».

польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Тот, кто коллективно совершил ночной намаз (аль-‘иша’), будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллективно совершил утренний намаз (аль-фаджр), будто бы совершал намаз всю ночь» [2] .

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» [3] .

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно, то ими непременно овладеет Сатана (шайтан). Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» [4] .

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунна муаккада).

Намазы-сунны и дополнительные намазы (нафиль) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль-витр», относящийся к категории ваджиб, можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (джум‘а) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого ракяата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард-намаза (аз-зухр), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (такбираль-ифтитах), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «Сана» и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-‘азым». Имам, сказав «Сами‘ал-лаху лиман хамидах», выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд». Во время земного поклона (суджуд) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля».
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а«Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (ас-салям).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘), последующего выпрямления, во время земного поклона (суджуд) и выпрямления после земного поклона (суджуд), а также во время приветствия (ас-салям) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го ракяата:

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (ас-салям) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар», чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина». После этого совершают приветствие (ас-салям) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го ракяата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершая приветствие (ас-салям), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), после чего со словами «Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘) и 2 земных (суджуд) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», совершают приветствие (ас-салям) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершая приветствия (ас-салям). Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», совершают приветствие (ас-салям) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ракяата:

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар»встают. Стоя, читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар», встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). В последнем сидении читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», выполняют приветствие (ас-салям) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘) последнего ракяата, то после приветствия (ас-салям) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (ас-салям). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд)». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…» [6]

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День), когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходил в мечеть в темноте» [7] .

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто наделихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» [8] .

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» [9] .

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети ль-Харамв Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети. А чтение намаза в мечети «Аль-Акса» (в Иерусалиме) приравнивается к чтению пятиста намазов в обычной мечети» [10] .

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (вааз).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду), одеть чистую одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид»);
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.

[1] Аль-Бухари, «Азан», 30; Муслим, «Масаджид», 249.

[2] Муслим, «Масаджид», 260.

[3] Абу Дауд, Насаи, «Имамат», 45.

[4] Абу Дауд, «Салят», 46; Насаи, «Имамат», 48.

[8] Фадаилуль А’маль, 275.

[10] Аскалани, Булюгуль-Марам, II, 574, также см. Ибн Маджа, Икама, 195, №1406.

  • Главная _
  • Ислам _
  • Намаз _
  • Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети.

142184, Московская область, г.о. Подольск,

мкрн. Климовск, ул. Революции, д. 3, пом. 1

Приветствующая молитва в мечети

Намаз приветствия мечети

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

«Аллахумма-фтахлии абваба рахматика» перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости». затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!». Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается. Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия. Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого». Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной
  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это – согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву»)
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Оценка 4.4 проголосовавших: 157
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here