Религиозное чтение: пятничная молитва дуа в помощь нашим читателям.
ДУА ПОСЛЕ НАМАЗА
ЧТО ЧИТАЕТСЯ ПОСЛЕ НАМАЗА
Сказано в Священном Коране: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, Я удовлетворю ваши дуа». «Обращайтесь к Господу смиренно и покорно. Воистину, Он не любит невежд».
«Когда тебя (о Мухаммад) вопрашают Мои рабы обо Мне, (пусть узнают) ведь Я близок и отвечаю на призыв молящихся, когда они взывают ко Мне».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа – это поклонение (Аллаху)»
Если после фард намазов нет сунны намазов, например, после намазов ас-субх и аль-аср, читают 3 раза истигфар
Значение: Я прошу у Всевышнего прощения.
اَلَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ومِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالاْكْرَامِ
«Аллахумма антас-Сяляму ва минкас-Саляму табарактя йа Заль-Джаляли валь-Икрам».
Значение: «О Аллах, Ты — Тот, у Которого нет недостатков, от Тебя исходит мир и безопасность. О Тот, Кто обладает Величием и Щедростью».
اَلَّلهُمَّ أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ َ
«Аллахумма ‘аынни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ыбадатик».
Значение: «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе».
Салават читается как после фарда, так и после сунны-намазов:
اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى ألِ مُحَمَّدٍ
«Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля aли Мухаммад».
Значение: «О Аллах, даруй больше величия нашему господину Пророку Мухаммаду и Его роду».
После Салавата читают:
سُبْحَانَ اَللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلاَ اِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ الْعَلِىِّ الْعَظِيمِ
مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَم يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ
«СубханАллахи валь-хамдулилляхи уа ля илляха илля Ллаху ва-Ллаху Акбар. Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алий-иль-‘азым. Маша Аллаху кяна ва ма лям Йаша лям йакун».
Значение: «Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах превыше всего, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха. То, что Аллах хотел, будет и то, что не хотел — не будет».
После этого читают «Аяту-ль-Курсий». Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тому, кто после фард намаза читает Аяту-ль-Курсий и Суру «Ихлас», не будет преграды для вхождения в Рай».
«А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»
«Аллаху ля иляхa илля хуаль хайюль каюм, ля та хузуху синату-уаля наум, ляху ма фис самауати уа ма филь ард, ман заллязи яшфа‘у ‘ындаху илля би изних, я‘ляму ма байна айдиихим уа ма хальфахум уа ля юхитуна би шайим-мин ‘ыльмихи илля бима ша, уаси‘а курсийюху ссама-уати уаль ард, уа ля яудуху хифзухума уа хуаль ‘алийюль ‘азы-ым».
Значение А’узу: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
Значение Аята аль-Курсий: «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться перед Ним? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля. Ему не в тягость их охранять Он – Всевышний Великий».
Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Кто после каждого намаза скажет 33 раза «Субхана-Ллах», 33 раза «Альхамдулил-Ллях», 33 раза «Аллаху Акбар», а на сотый раз скажет «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир», Аллах простит его грехи, даже если их так много, как пены в море».
Затем читают последовательно следующие зикры246:
33 раза «СубханАллах»;
33 раза «Альхамдулиллях»;
33 раза «Аллаху Акбар».
После этого читают:
لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ.لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ
وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир».
Потом поднимают руки на уровень груди ладонями вверх, читают дуа, которые читал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) или любые другие дуа, которые не противоречат Шариату.
Ду’а — это служение АЛЛАХУ
Ду’а — это одна из форм поклонения Всевышнему Аллаху. Когда человек обращается с просьбой к Создателю, действием этим он подтверждает свою веру в то, что только Аллах Всевышний может даровать человеку все, в чем он нуждается; что Он – Единственный, на Кого следует полагаться и к Кому надо обращаться с молитвами. Аллах любит тех, кто как можно чаще обращается к Нему с различными (разрешенными по Шариату) просьбами.
Ду’а является оружием мусульманина, дарованным ему Аллахом. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Хотите, я научу вас такому средству, которое поможет вам преодолеть несчастья и беды, постигшие вас?». «Хотим»,- ответили сподвижники. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если читать ду’а «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин247», и если читать ду’а для брата по вере, который в этот момент отсутствует, то ду’а будет принято Всевышним». Рядом с читающим ду’а стоят ангелы и говорят: «Аминь. Да станет с тобой то же самое»
Ду’а является ибадатом, вознаграждаемым Аллахом и для его совершения существуют определенный порядок:
1. Ду’а надо читать с намерением ради Аллаха обращаясь сердцем к Создателю.
Ду’а следует начинать со слов восхваления Аллаха: «Алхамдулилляхи Раббиль ‘алямин», затем надо читать салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллахумма салли ‘аля али Мухаммадин ва саллям», затем необходимо покаяться в грехах: «Астагфируллах».
Сообщается, что Фадаля бин Убайд (радыйаллаху анху), сказал:«(Однажды) посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху , не восславив (перед этим) Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), и посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Этот (человек) поспешил!», — после чего подозвал его к себе и сказал ему /или: …кому-то другому/:
«Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратится к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», — (саллаллаху алейхи ва саллям), — «а уже потом просит, чего пожелает».
Халиф Умар (да осенит его милость Аллаха) говорил:«Наши молитвы достигают небесных сфер под названием «Сама» и «Арша» и находятся там до тех пор, пока мы не произнесем салаваты Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), и только после этого они достигают Божественного престола».
2. Если ду’а содержит важные просьбы, то до его начала надо совершить омовение, а если очень важные – надо совершить омовение всего тела.
3. При чтении ду’а желательно повернуться лицом в сторону Кыблы.
4. Руки надо держать перед лицом ладонями вверх. После завершения ду’а надо руками провести по лицу, чтобы баракят, которым наполнились протянутые руки, коснулся и лица.Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): « Поистине, ваш Господь Живой, Щедрый, не может отказать Своему рабу, если тот поднимает руки в мольбе»
Анас (радыйаллаху анху) передает, что во время дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки настолько, что была видна белизна его подмышек»
5. Просьбу надо произносить уважительным тоном, тихо, чтобы окружающие не слышали, при этом нельзя обращать взор к небесам.
6. В завершении ду’а надо, как и в начале, произнести слова восхваления Аллаха и салавата Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) затем сказать:
سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ .
وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ .وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Субхана Раббикя Раббиль ’изатти ‘амма ясифуна ва салямун ‘аляль мурсалина валь-хамдулилляхи Раббиль ‘алямин».
Когда Аллах принимает ду’а прежде всего?
В определенное время: месяц Рамадан, Ночь Ляйлят-уль-Кадр, ночь на 15-е Шаабана, обе ночи праздника (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам), последняя треть ночи, ночь и день пятницы, время от начала рассвета и до появления солнца, от начала заката и до его завершения, период между азаном и икаматом, время, когда имам приступил к джума-намазу и до его окончания.
При определенных действиях: после чтения Корана, во время испития воды зам-зам , во время дождя, во время саджда, во время зикра.
В определенных местах: в местах совершения Хаджа (гора Арафат, долины Мина и Муздалиф, возле Каабы и др.), рядом с источником Зам-зам, рядом с могилой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Ду’а после намаза
«Сайидуль-истигфар» (Господин молитв покаяния)
اَللَّهُمَّ أنْتَ رَبِّي لاَاِلَهَ اِلاَّ اَنْتَ خَلَقْتَنِي وَاَنَا عَبْدُكَ وَاَنَا عَلىَ عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَااسْتَطَعْتُ أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَىَّ وَاَبُوءُ بِذَنْبِي فَاغْفِرْليِ فَاِنَّهُ لاَيَغْفِرُ الذُّنُوبَ اِلاَّ اَنْتَ
«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдике ва ва’дике мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би-ни’метикя ‘алейя ва абу бизанби фагфир лии фа-иннаху ля йагфируз-зунуба илля анте».
Значение: «Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил своих сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».
أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا صَلاَتَنَا وَصِيَامَنَا وَقِيَامَنَا وَقِرَاءتَنَا وَرُكُو عَنَا وَسُجُودَنَا وَقُعُودَنَا وَتَسْبِيحَنَا وَتَهْلِيلَنَا وَتَخَشُعَنَا وَتَضَرَّعَنَا.
أللَّهُمَّ تَمِّمْ تَقْصِيرَنَا وَتَقَبَّلْ تَمَامَنَا وَ اسْتَجِبْ دُعَاءَنَا وَغْفِرْ أحْيَاءَنَا وَرْحَمْ مَوْ تَانَا يَا مَولاَنَا. أللَّهُمَّ احْفَظْنَا يَافَيَّاضْ مِنْ جَمِيعِ الْبَلاَيَا وَالأمْرَاضِ.
أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا هَذِهِ الصَّلاَةَ الْفَرْضِ مَعَ السَّنَّةِ مَعَ جَمِيعِ نُقْصَانَاتِهَا, بِفَضْلِكَ وَكَرَمِكَ وَلاَتَضْرِبْ بِهَا وُجُو هَنَا يَا الَهَ العَالَمِينَ وَيَا خَيْرَ النَّاصِرِينَ. تَوَقَّنَا مُسْلِمِينَ وَألْحِقْنَا بِالصَّالِحِينَ. وَصَلَّى اللهُ تَعَالَى خَيْرِ خَلْقِهِ مُحَمَّدٍ وَعَلَى الِهِ وَأصْحَابِهِ أجْمَعِين .
«Аллахумма, такаббаль минна Салятана ва сыйамана ва кыйамана ва кыраатана ва руку’ана ва суджудана ва ку’удана ва тасбихана ватахлиляна ва тахашшу’ана ва тадарру’ана. Аллахумма, таммим таксырана ва такаббаль тамамана вастаджиб ду’аана ва гфир ахйаана ва рхам маутана йа мауляна. Аллахумма, хфазна йа файйад мин джами’и ль-баляйа валь-амрад.
Аллахумма, такаббаль минна хазихи салята аль-фард ма’а ссуннати ма’а джами’и нуксанатиха, бифадликя вакярамикя ва ля тадриб биха вуджухана, йа иляха ль-’алямина ва йа хайра ннасырин. Таваффана муслимина ва альхикна биссалихин. Васалля ллаху та’аля ‘аля хайри халькыхи мухаммадин ва ‘аля алихи ва асхабихи аджма’ин».
Значение: «О, Аллах, прими от нас молитву нашу, и пост наш, стояние наше пред Тобой, и чтение Корана, и поясной поклон, и земной поклон, и сидение пред Тобой, и восхваление Тебя, и признание Тебя Единственным, и смирение наше, и почтение наше! О, Аллах, восполни наши упущения в молитве, прими наши правильные действия, ответь на наши мольбы, прости грехи живым и смилостивись над покойными, о, Владыка наш! О, Аллах, о, Щедрейший, убереги нас, от всех бед и болезней.
О, Аллах, прими от нас молитвы фарз и сунны, со всеми нашими упущениями, по милости и щедрости Твоей, но не кинь молитвы наши, нам в лицо, о, Господь миров, о, лучший из Помощников! Упокой нас мусульманами, и присоедини к числу праведников. Да благословит Аллах Всевышний лучшее из своих творений Мухамада, его родных и всех его сподвижников».
اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ, وَمِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ, وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ, وَمِنْ شَرِّفِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ
«Аллахумма, иннн а’узу би-кя мин «азаби-ль-кабри, ва мин ‘азаби джаханна-ма, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжали!»
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения аль-масих д-даджаль (Антихриста)».
اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْبُخْلِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْنِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ أَنْ اُرَدَّ اِلَى أَرْذَلِ الْعُمْرِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الدُّنْيَا وَعَذابِ الْقَبْرِ
«Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-бухли, ва а’узу бикя мин аль-джубни, ва а’узу би-кя мин ан урадда иля арзали-ль-’умри ва а’узу би-кя мин фитнати-д-дунйа ва ‘азаби-ль-кабри».
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от скупости, и я прибегаю к Тебе от малодушия, и я прибегаю к Тебе от беспомощной старости, и я прибегаю к Тебе от искушений мира этого и мучений могилы».
اللهُمَّ اغْفِرْ ليِ ذَنْبِي كُلَّهُ, دِقَّهُ و جِلَّهُ, وَأَوَّلَهُ وَاَخِرَهُ وَعَلاَ نِيَتَهُ وَسِرَّهُ
«Аллахумма-гфир ли занби кулля-ху, дикка-ху ва джилляху, ва авваля-ху ва ахира-ху, ва ‘алянийата-ху ва сирра-ху!»
Значение О Аллах, прости мне все мои грехи, малые и большие, первые и последние, явные и тайные!
اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ, وَبِمُعَا فَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لاَاُحْصِي ثَنَا ءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِك
«Аллахумма, инни а’узу би-рида-кя мин сахати-кя ва би-му’афати-кя мин ‘укубати-кя ва а’узу би-кя мин-кя, ля ухсы санаан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя».
Значение О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказания Твоего и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере.
رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْلَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
«Раббана ля тузиг кулубана ба’да из хадейтана уа хаблана мин ладункарахманан иннака ентель-уаххаб».
Значение: «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их (с него). Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий».
رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ
عَلَيْنَا إِصْراً كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ
تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا
أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ .
«Раббана ля туахызна ин-насина ау ахта’на, раббана уа ля тахмиль ‘алейна исран кема хамальтаху ‘алаль-лязина мин каблина, раббана уа ля тухаммильна маля такаталяна бихи уа’фу’анна уагфирляна уархамна, анте мауляна фансурна ‘аляль каумиль кафирин».
Значение: «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты — властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего».
О дополнительных молитвах до и после пятничной (джуму’а) молитвы
Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого поклонения, на которое не указали Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается таковым до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность.
Что же касается утверждающих о существовании в Сунне конкретных количеств рак’атов до пятничной молитвы, то они обязаны предоставить на это довод либо словами, либо поступком посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!
Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, «Мисбаху зуджаджа» 1/377 и др.
Большинство ученых говорили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком, мир ему и благословение Аллаха, до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма’ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!» См. «Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра» 1/136.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Не передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)». См. «Фатхуль-Бари» 2/341.
Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: «Если кто-то скажет: „Может пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил“, то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!»
Шейх Ибн аль-Каййим сказал: «После того как Биляль завершал слова азана, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, тот час же начинал произносить хутбу». См. «За-дуль-ма’ад» 2/128.
Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками.
Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Ху-лясатуль-ахкам» 2/812.
Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя» 2/206.
Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001.
Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28.
Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/426.
Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а.
На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка, мир ему и благословение Аллаха, с конкретным числом рак’атов до джуму’а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком, мир ему и благословение Аллаха. Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам. Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» Муслим 857.
Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей» Муслим 883.
Именно так поступали сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: «Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молитвы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова». Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.
Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму’а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: «Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а. Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!» См. «аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис» 1/97.
Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.
На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком, мир ему и благословение Аллаха, ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.
Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму’а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак’ата, узаконенные словами и поступком самого пророка, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881.
Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, 2 рак’ата после пятничной молитвы. аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729.
А в другой версии сообщается, что эти 2 рак’ата после джуму’а пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома. Муслим 882.
Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: «Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак’ата, а если дома, то 2».
На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на «желательность» какого-либо действия в поклонении необходим далиль!
Имам аш-Шаукани говорил: «Желательность — это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство». См. «Сайлюль-джарар» 4/70.
Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: «На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: „Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата“. Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот, известный достоверный хадис гласит: „Наилучший намаз человека после обязательного — это намаз совершенный у него дома!“ И если человек совершит после джуму’а 4 или 2 рак’ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!» См. «Тамамуль-минна» 341-342.
И в завершении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!