Религиозное чтение: романс стихи лермонтова молитва в помощь нашим читателям.
Содержание
Молитва (“В минуту жизни трудную”)
Стихотворение Лермонтова “Молитва” ▼ Романс “Молитва” ▼
Стихотворение Лермонтова “Молитва”
Стихотворение “Молитва” Лермонтов написал в 1839 г.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Романс “Молитва” (“В минуту жизни трудную”)
Стихотворение положили на музыку А.Л. Гурилёв (1840), А.С. Даргомыжский (1844), М.И. Глинка (1855), М.П. Мусоргский (1865).
Надежда Обухова исполняет романс Петра Булахова “Молитва”:
“В минуту жизни трудную” – слушать ►
Романс Михаила Глинки “Молитва” исполняют:
“В минуту жизни трудную” – слушать ►
Другие стихотворения Лермонтова ►
Я, матерь божия
Текст стихотворения Лермонтова «Я, Матерь Божия…» был написан в 1839 году. Он относится к поздней лирике поэта. В нем Михаил Юрьевич обращается к Богородице. Он просит ее заступиться за девушку с чистым сердцем и доброй душой. Кем девушка приходится лирическому герою неизвестно. Она может быть как его возлюбленной, так и сестрой или даже дочерью. Из контекста произведения ясно только одно: герой очень трепетно и нежно к ней относится. Он хочет, чтобы Матерь Божия оберегала ее. Для себя он у Богородицы ничего не просит. Его жизнь в этом произведении как бы отходит на второй план. Главное для него – это благополучие невинной девушки.
На нашем сайте стих «Я, Матерь Божия» вы можете прочитать онлайн. Кроме того, вы можете бесплатно скачать его на любой гаджет.
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
М. Ю. Лермонтов "Молитва": анализ стихотворения
Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва"
«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.
Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.
Главная тема стихотворения
Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.
Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.
В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.
Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.
Структурный анализ стихотворения
В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.
Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.
Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.
Добавить комментарий
Поделиться
Мы ВКонтакте
Мы в Фейсбуке
"Сезоны года" – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.
Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.
/ романсы Лермонтова читать
Список романсов на стихи Лермонтова
Молитва (“Не обвиняй меня, Всесильный”), 1829 – А.Г. Рубинштейн, 1844.
Нищий (“У врат обители святой стоял просящий подаянья”), 1830 – Д.А. Столыпин, 1870; С.И. Донауров, 1871; Ц.А. Кюи, 1884; С.В. Рахманинов, 1890; Н.К. Метнер, 1909.
Звезда (“Вверху одна горит звезда”), 1831 – П.П. Булахов, 1844; Ц.А. Кюи, 1891.
Романс к И. (“Когда я унесу в чужбину”), 1831 – К.П. Вильбоа, 1854.
Песня (“Желтый лист о стебель бьется”), 1831 – М.А. Балакирев, 1861.
Ангел (“По небу полуночи ангел летел”), 1831 – А.Е. Варламов, 1843; А.Г. Рубинштейн, 1852; С.В. Рахманинов, 1895; Н.А. Римский-Корсаков, 1897.
Парус (“Белеет парус одинокой”), 1832 – А.Е. Варламов, 1848; А.Г. Рубинштейн, 1849.
Черкесская песня (“Много дев у нас в горах”) – А.А. Алябьев, 1843; М.А. Балакирев, 1859.
Песня Селима (“Месяц плывет и тих и спокоен”) – М.А. Балакирев, 1859; Н.А. Римский-Корсаков, 1876.
“Когда печаль слезой невольной” – М.Ю. Виельгорский, 1844; А.К. Глазунов, 1917.
Русалка (“Русалка плыла по реке голубой”), 1836 – А.Г. Рубинштейн, 1861; Г.Л. Катуар, 1896.
Молитва (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою”), 1837 – А.Е. Варламов, 1843; Н.П. Огарев, 1854.
“Когда волнуется желтеющая нива”, 1837 – М.А. Балакирев, 1896; Н.А. Римский-Корсаков, 1897; Ц.А. Кюи, 1911.
Ветка Палестины (“Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?”), 1837 – П.С. Макаров, 1863; П. Виардо, 1865.
“Слышу ли голос твой”, 1837 – М.И. Глинка, 1848; А.С. Даргомыжский, 1849; А.Г. Рубинштейн, 1851; М.А. Балакирев, 1865; А.К. Глазунов, 1891.
“Она поет – и звуки тают”, 1837 – Ц.А. Кюи, 1879; А.Г. Рубинштейн, 1879.
“Дитя мое, останься здесь со мной”, 1837 – Н.П. Огарев, 1843; М.А. Балакирев, 1861; А.С. Даргомыжский, 1861.
Молитва (“В минуту жизни трудную”), 1839 – А.Л. Гурилев, 1840; А.С. Даргомыжский, 1844; М.И. Глинка, 1855; М.П. Мусоргский, 1865.
И скучно, и грустно, 1840 – Н.И. Макаров, 1844; А.С. Даргомыжский, 1845; А.Л. Гурилев, 1852.
Казачья колыбельная песня, 1840 – А.Т. Гречанинов, 1880-е.
Тучи (“Тучки небесные, вечные странники”), 1840 – А.С. Даргомыжский, 1844; А.Г. Рубинштейн, 1849; Н.А. Римский-Корсаков, 1875; Ц.А. Кюи, 1881.
Отчего (“Мне грустно, потому что я тебя люблю”), 1840 – А.С. Даргомыжский, 1849; М.А. Балакирев, 1861; Н.А. Римский-Корсаков, 1897.
Благодарность (“За все, за все Тебя благодарю я”), 1840 – А.Е. Варламов, 1843; Н.Д. Дмитриев, 1857; И.А. Сац, 1902.
Из Гете (“Горные вершины спят во тьме ночной”), 1840 – Н.С. Титов, 1840; А.Е. Варламов, 1840; С.И. Танеев, 1902; Н.К. Метнер, 1913.
Оправдание (“Когда одни воспоминанья”), 1841 – А.Л. Гурилев, 1846.
Любовь мертвеца (“Пускай холодною землею”), 1841 – Ц.А. Кюи, 1858; П.И.Чайковский , 1878.
“Из под таинственной холодной полумаски”, 1841 – М.А. Балакирев, 1904.
“Нет, не тебя так пылко я люблю”, 1841 – А.Л. Гурилев, 1850; П.П. Булахов, 1869.
“На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна”, 1841 – А.С. Даргомыжский, 1850; Н.А. Римский-Корсаков, 1876; С.В. Рахманинов, 1895; М.А. Балакирев, 1896.
Утес (“Ночевала тучка золотая”), 1841 – А.Г. Рубинштейн, 1849; А.С. Даргомыжский, 1856; Н.А. Римский-Корсаков, 1866; С.В. Рахманинов, 1894; М.А. Балакирев, 1910.
Сон (“В полдневный жар в долине Дагестана”), 1841 – М.А. Балакирев, 1904.
“Выхожу один я на дорогу”, 1841 – П.П. Булахов, 1854; К.П. Вильбоа, 1857;Е.С. Шашина, 1861.
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:
Анализ стихотворения Лермонтова Романс
Анализ стихотворения Лермонтова «Романс»
Анализ стихотворения Лермонтова «Романс»
«Романс» («Невинный нежною душою…») — стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – «(Дурнову)». Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – «К Дурнову», «К другу», «К Д…ву» («Я пробегал страны России…»). В приписке к «Русской мелодии» Лермонтов назвал Дмитрия Дмитриевича своим первым и последним другом, человеком, обладающим открытой и доброй душой. «Романс» считается подражанием стихотворению «Стансы», принадлежащему перу Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В основе обоих лирических произведений лежит противопоставление «невинной юности» и опытности. Кроме того, Лермонтов практически в точности повторяет использованный в «Стансах» рефрен. При этом «Романс» отличается более сложным метрическим и ритмическим строением.
Лирический герой лермонтовской лирики пансионского периода часто задумывается о счастье. Упоминается оно и в рассматриваемом тексте. «Я был счастлив» — строка, завершающая каждую строфу и выступающая в роли рефрена. Следовательно, поэт считал важным подчеркнуть ее, выделить. Глагол «быть» употреблен в прошедшем времени. Счастье осталось где-то позади, поэтому стихотворение проникнуто печальными настроениями. Такое восприятие жизненных радостей характерно для юного Лермонтова. В его пансионской лирике слово «счастье» встречается более двадцати раз. Часто оно употребляется в отрицательном смысле.
В трех стихотворениях не признается возможность обрести счастье. В нескольких произведениях, как и в «Романсе», место ему отведено только в прошлом. Что же такое счастье в представлении лирического героя рассматриваемого текста? Ответ дается в первой строфе. Согласно ей, счастье может испытать только тот, кто в юности был чужд страстей. Интересно, что многие ранние лермонтовские стихотворения этому утверждению противоречат. У их героев счастье ассоциируется не с покоем, а как раз со страстями.
Написанный Михаилом Юрьевичем «Романс» положен на музыку. Произведение создано современным петербургским композитором Игорем Робертовичем Балакиревым.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Дельвига «Романс» Романс » Прекрасный день, счастливый день…» был написан в 1823 году. Основная мысль заключается в строчках » Проснитесь, рощи поля;.
- Основные мотивы лирики Лермонтова Издавна замечено, что Лермонтов — поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Перчатка» Перчатка Лермонтова (1829), представляет вольный перевод баллады Шиллера «Handschuh», также как и перевод Жуковского. Герои Жуковского кажутся нам старше лермонтовских.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана» «Два великана» — стихотворение М. Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук» Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Романс»
Все Cочинения > М. Ю. Лермонтов. Романс. Определите прием, который организует композицию стихотворения.
М. Ю. Лермонтов. Романс. Определите прием, который организует композицию стихотворения.
Определите прием, который организует композицию стихотворения.
Композицию этого стихотворения организует прием, который хорошо известен нам по русским народным песням: сравнение явлений природы с чувствами человека. Так и в «Романсе» — разбившиеся чувства сравниваются с расколовшейся от удара молнии скалой.
Как можно охарактеризовать настроение, которое передает романс?
Автор называет стихотворение «Романс», настраивая нас на лирический лад. Ведь мы знаем, что романс, как правило, песня о любви, чаще всего несбывшейся, несостоявшейся или утраченной. Поэтому в этом стихотворении преобладает грустное настроение. Это печаль об утраченном счастье.
Какие художественные приемы использованы в строках романса?
В строках романса автор использует олицетворения: перед нами оживает «серая скала», а затем два утеса; эпитеты: небесный гром, поток седой, сравнение, лежащее в основе стихотворения: скала, раздвоенная громом, и два любящих человека, разлученные «злословием людским».
На этой странице искали :
- назовите приемы народной песни используемые Лермонтовым в песне
- назовите приемы народной песни используемые лермонтовым
- как можно охарактеризовать общее настроение которое передает романс
- назовите приёмы народной песни используемые м ю лермонтовым в песне приведите примеры
- анализ стихотворения лермонтова романс
А поделиться!?
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 4. (Лермонтов М. Ю.)
А там голодный аппетит
Хвалить вас будет с восхищеньем;
А там желудок вас сварит,
А там — но с вашим позволеньем
Я здесь окончу мой рассказ;
И этого довольно с вас.
«Для чего я не родился. » .— Включено в письмо Лермонтова к М. А. Лопухиной от 28 августа 1832 г. Написано 27 августа 1832 г. под впечатлением небольшого наводнения в Петербурге.
Парус .—Написано в Петербурге. Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к М. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г. Белеет парус одинокой. — Эта строка совпадает с 19-м стихом первой главы поэмы А. А. Бестужева (Марлин-ского) «Андрей, князь Переяславский» (отд. изд. 1828). Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве Лермонтова и живописное воплощение —в акварельном рисунке, относящемся к концу 1820-х — началу 1830-х годов. Несколько лет спустя Лермонтов вновь вернулся к этому образу, использовав его в концовке «Княжны Мери».
Тростник .—В стихотворении использован распространенный фольклорный мотив о волшебной свирели, вырастающей на могиле убитого и называющей убийцу.
Гусар .— Последние два стиха, возможно, обращены к В. А. Лопухиной.
Юнкерская молитва .— Относится ко времени пребывания Лермонтова в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Известно по воспоминаниям Александра Матвеевича Меринского (?—1873), товарища Лермонтова по юнкерской школе. Другая редакция стихотворения сохранилась в «Записках неизвестного гусара», принадлежащих другому соученику Лермонтова по Школе юнкеров — Александру Францевичу Тирану (1815—1865), позднее служившему вместе с поэтом в лейб-гвардии Гусарском полку. По воспоминаниям А. Ф. Тирана, «Юнкерская молитва» была помещена в рукописном журнале «Школьная заря». Пускай в манеже Алехин глас Как можно реже Тревожит нас.— Алексей Степанович Стунеев — командир кавалерийского эскадрона в Школе юнкеров (1832—1840). Известны два графических портрета Стунеева, принадлежащие Лермонтову. На одном из них Стунеев изображен в манеже с бичом в руках.
«На серебряные шпоры. » .—Написано в годы учения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
«Опять народные витии. » .—Отклик на посвященные польскому вопросу антирусские выступления французской печати в 1834 — 1835 г.; стихотворение близко пушкинскому посланию «Клеветникам России» (1831).
(«В Большом театре я сидел. ») .—Написано предположительно в 1835 г. в связи с постановкой драмы Н. Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» (первое представление — в Александрийском театре 14 января 1835 г.). В Большом театре я сидел. — По-видимому, речь идет о петербургском Большом театре; 23 января там состоялось второе представление пьесы, вслед за которым прошло еще несколько спектаклей.
Пьеса получила одобрение консервативной журналистики, приветствовавшей официозного драматурга. С критикой драмы выступил В. Г. Белинский: «. драма совсем не изящна. когда ум творит без участия чувства и фантазии, то всегда делает нелепости и промахи против здравого смысла».
Умирающий гладиатор .—Как следует из пометы в копии, стихотворение написано 2 февраля 1836 г. Две последние строфы зачеркнуты — возможно, в редакции «Отечественных записок», опубликовавших стихотворение без двух заключительных строф. Первые 20 стихов представляют собой свободное переложение строф 139—141 песни IV «Чайльд-Гарольда» Д. Байрона. Из этой же песни взят и эпиграф к стихотворению (строфа ПО, стих 1). Надменный временщик и льстец его сенатор.— Строка навеяна началом стихотворения К. Ф. Рылеева «К временщику» («Надменный временщик. Монарха хитрый льстец. »). Когда-то пламенных мечтателей кумир. Осмеянный ликующей толпою.— Речь идет о гибели надежд, возлагавшихся на революционные движения в Европе (конец XVIII в. первая треть XIX в.), о духовном кризисе, который переживал «европейский мир» в условиях послереволюционной реакции.
Еврейская мелодия («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей. ») .— Вольный перевод стихотворения Дж. Байрона «Му soul is dark» («Моя душа темна») из цикла «Еврейские мелодии» (1815).
В альбом («Как одинокая гробница. ») .— Вольный перевод стихотворения Дж. Байрона «Lines written in Aldum, at Malta* («Строки, написанные в альбом на Мальте») (1809).
«Великий муж! здесь нет награды. » .— К кому обращено стихотворение, до сих пор не установлено (возможно, адресат был указан в начале текста, расположенном в верхней части листа, которая не сохранилась). Высказывалось предположение, что в стихотворении речь идет о Петре Яковлевиче Чаадаеве (1794—1856), писателе и ученом, авторе «Философических писем» (1829—1831). За публикацию в 1836 г. в журнале «Телескоп» первого письма, носившего резко обличительный характер, Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим. Более вероятно, что Лермонтов имел в виду русского полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли (1761 —1818), заслуги которого как главнокомандующего русской армией в начале Отечественной войны 1812 г.
не были оценены современниками (предложенная Барклаем тактика отступления была воспринята резко отрицательно – – и в войсках, и при дворе). В 1836 г. в третьей книжке пушкинского «Современника» появилось стихотворение Пушкина «Полководец», прямо посвященное прижизненной и посмертной репутации Барклая; стихи вызвали волну обсуждений, лишь отчасти проникших в печать из-за цензур, ных препятствий. Прочие версии, называющие имена А. П. Ермолова, И. Н. Раевского и др. не получили необходимого подтверждения.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Романс (Невинный нежною душой. )»
«Романс» («Невинный нежною душою…») — стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – «(Дурнову)». Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – «К Дурнову», «К другу», «К Д…ву» («Я пробегал страны России…»). В приписке к «Русской мелодии» Лермонтов назвал Дмитрия Дмитриевича своим первым и последним другом, человеком, обладающим открытой и доброй душой. «Романс» считается подражанием стихотворению «Стансы», принадлежащему перу Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В основе обоих лирических произведений лежит противопоставление «невинной юности» и опытности. Кроме того, Лермонтов практически в точности повторяет использованный в «Стансах» рефрен. При этом «Романс» отличается более сложным метрическим и ритмическим строением.
Лирический герой лермонтовской лирики пансионского периода часто задумывается о счастье. Упоминается оно и в рассматриваемом тексте. «Я был счастлив» — строка, завершающая каждую строфу и выступающая в роли рефрена. Следовательно, поэт считал важным подчеркнуть ее, выделить. Глагол «быть» употреблен в прошедшем времени. Счастье осталось где-то позади, поэтому стихотворение проникнуто печальными настроениями. Такое восприятие жизненных радостей характерно для юного Лермонтова. В его пансионской лирике слово «счастье» встречается более двадцати раз. Часто оно употребляется в отрицательном смысле. В трех стихотворениях не признается возможность обрести счастье. В нескольких произведениях, как и в «Романсе», место ему отведено только в прошлом. Что же такое счастье в представлении лирического героя рассматриваемого текста? Ответ дается в первой строфе. Согласно ей, счастье может испытать только тот, кто в юности был чужд страстей. Интересно, что многие ранние лермонтовские стихотворения этому утверждению противоречат. У их героев счастье ассоциируется не с покоем, а как раз со страстями.
Написанный Михаилом Юрьевичем «Романс» положен на музыку. Произведение создано современным петербургским композитором Игорем Робертовичем Балакиревым.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Весенний дождь»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Всё вокруг и пестро так и шумно»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Горячий ключ»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Дул север. Плакала трава»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»
Романс (Невинный нежною душой. )
Невинный нежною душой,
Не знавши в юности страстей прилив,
Ты можешь, друг, сказать с какой–то простотою:
Кто, слишком рано насладившись,
Живет, в душе негодованье скрыв,
Урок: Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"
Цель урока:развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Методические приемы:комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока.Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.
Просмотр содержимого документа
«Урок: Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Молитва”, “Ангел”»
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"
Цель урока:развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Методические приемы:комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока.Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.
Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.
Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.
(Читаю эпиграф урока).
Эпиграфом к теме нашего урока мы возмём слова Андрея Дементьева “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения М.Ю. Лермонтова “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт – юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.
Выразительное чтение стихотворения .
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
– Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?
(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)
Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
– Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.
Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.
Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан
3. Работа с печатной тетрадью .
– С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
– Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.
– Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)
– Определите рифму (мужская)
– Какая рифмовка стихотворения? (смежная)
4. Культуроведческий аспект.
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
– Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?
– Откройте, пожалуйста, учебник на странице, прочитайте из критической статьивысказывания поэта И.Бунина. ( Ребята читают абзац)
– И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
5.В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
– Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
– В каком случае человек обращается к молитве?
– Давайте посмотрим толкование этого слова.
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?
(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).
– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.
– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?
В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.
Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.
Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.