Религиозное чтение: с а алексиевич чернобыльская молитва сочинения в помощь нашим читателям.
Содержание
На что способна истинная любовь? По С. Алексиевич
На что способна истинная любовь – вот проблема, над которой размышляет С. Алексиевич.
Писательница очень эмоционально описывает переживания молодой женщины, которая не оставила своего супруга одного в последние мгновения его жизни. Любящая жена не побоялась ухаживать за “радиоактивным объектом”. Несмотря на все запреты и уговоры врачей, она постоянно находилась рядом с умирающим от лучевой болезни мужем. Рискуя собственной жизнью и стараясь облегчить мучения родного человека, женщина, движимая истинной любовью, помогала любимому бороться со смертью.
Позицию автора понять довольно просто: когда есть настоящая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий. Такое чувство «крепче тела», и оно способно на многое.
Трудно не согласиться с мнением С. Алексиевич. Действительно, истинная любовь не боится преград и не прячется от трудностей. Об этом великом чувстве, сражающемся даже со смертью, писали многие классики и публицисты.
Вспомним поэму Н.Некрасова “Русские женщины”, рассказывающую о милосердном подвиге любящих жен, которые оставили богатую и роскошную жизнь света, родных, пренебрегли знатностью рода и отправились за тысячи километров в Сибирь, на каторгу, вслед за своими осужденными мужьями. Опасная дорога, невыносимый холод, постоянные метели, скудная еда, частые болезни, редкие встречи с мужьями, закованными в кандалы, – это лишь самые небольшие трудности, с которыми боролась любовь этих отважных женщин. Присутствие рядом верных жен стало огромной поддержкой для мужчин, обреченных на погибель в нечеловеческих условиях каторги, а также примером истинной любви для многих их современников и потомков.
В Интернете, на сайте “Семейной счастье”, прочитала статью о молодой паре Роуден и Лилз из Филиппин, являющейся ярким доказательством нежной и заботливой любви. Молодожены зарегистрировали свой брак, находясь в больничной палате. На следующий день Роуден скончался, так как был болен неизлечимой формой онкологического заболевания. Что побудило молодых людей создать семью, заранее зная о печальном исходе? Искренняя любовь! Лилз считала, что в последние часы своей жизни ее любимый должен быть счастлив, чувствовать, что он не был одинок, и не думать о смерти.
Таким образом, для истинной любви нет преград, нет усталости, нет страха, нет сомнений.
Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.А. Алексиевич
(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.
(10)Вызвали на обыкновенный пожар…
(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни… (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.
(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
(30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.
(33)А я как умалишённая: (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!
(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:
(43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.
(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они: (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!
(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…
(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…
(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила… (61)И люблю…
(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет
Настоящая любовь. Какой она должна быть? Именно эту проблему поднимает С.А. Алексиевич в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая над поставленным вопросом, автор приводит пример из жизни женщины, муж которой попал под влияние радиации. Автор восхищается мужеством любящей женщины, которая, несмотря на опасность пребывания рядом с мужем, всё равно проводит с ним столько времени, сколько возможно. Героиня прекрасно понимает: её Вася, скорее всего, умрёт. И поэтому она стремится поддержать его в последние дни его жизни, ведь он хочет, чтобы она была рядом. Такое поведение героини изумляет окружающих, ведь женщина подвергает себя большой опасности (она сама может заразиться), они даже считают её сумасшедшей. Но ей всё равно: «Я его люблю!»
И хотя писатель прямо не выражает свою точку зрения относительно поставленной проблемы, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что С.А. Алексиевич убеждена: настоящая любовь обязательно должна быть жертвенной и самозабвенной, она должна порождать максимальную заботу о любимом.
Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: истинная любовь – это забвение самого себя, она всегда должна включать в себя жертвенность и искреннюю заботу.
Об этом неоднократно говорили в своих- произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении один из главных героев Андрей Болконский в результате боевых действий был сильно ранен и находился при смерти. Об этом узнала его Наташа Ростова, которая, несмотря на разрыв, очень его любила. Ночами она пробиралась к нему и находилась рядом, чтобы поддерживать его и помогать ему. Она сама стала заботиться о возлюбленном. Наташа делала всё, чтобы облегчить его страдания. Ей было тяжело физически, её внешний вид от усталости ухудшился, но разве её это волновало? Разве Наташа думала о том, что чем-то жертвует? Нет, она знала, что обязана заботиться о князе Андрее, она была уверена: по-другому и быть не может! Таким образом, истинная любовь предполагает жертвенность, самозабвение, максимальную заботу о любимом.
Приведу ещё один литературный пример, который показывает: настоящая любовь всегда жертвенная и самозабвенная, всегда предполагает искреннюю заботу. Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении главный герой Родион Раскольников был выслан в Сибирь за убийство старухи-процентщицы и её сестры. Но вслед за ним отправилась преданная Соня Мармеладова, которая очень его любила и жалела. Она мечтала помочь ему найти верный путь, поэтому решила разделить его страдания. Соня не считала это жертвой: для неё это было вполне естественно, она не могла поступить иначе. Следовательно, настоящая любовь – это всегда самозабвение, максимальная забота о любимом и жертвенность (однако любящему его жертвенность жертвенностью не кажется).
В заключение ещё раз подчеркну: истинная любовь – это забвение себя, искренняя забота о любимом и, конечно, жертвенность с точки зрения окружающих.
Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?
Урок литературы по роману С. Алексиевич «Чернобыльская молитва».
Московские документы для аттестации!
124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.
274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.
Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).
ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG
Урок литературы по роману С.Алексиевич
Учитель: Свинцова Елена Александровна
Урок проведен в школьном музее для учащихся 9 «А» класса 11 марта 2011
Обучающая : знакомство с романом С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»
формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы на основе проделанной работы по сбору информации;
развитие монологической и диалогической речи учащихся, умения вести дискуссию
Воспитательная : нравственное воспитание учащихся, сохранение памяти о трагических событиях катастрофы на ЧАЭС.
Эпиграф урока : « Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала не третью часть рек, на источники вод. Имя сей звезде полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горькими ». (Откровения св. Иоанна Богослова ).
1.Предварительная подготовка к уроку.
За две недели до урока учащимся предлагается прочитать роман С.Алексиевич «Чернобыльская молитва». До начала урока ученики делятся на группы по 5 -6 человек в каждой. Одна группа – группа «теоретиков» – это учащиеся, которые в ходе урока работают с документальной литературой об аварии на ЧАЭС. Одна группа работает со стихотворными текстами о чернобыльской трагедии. Учащиеся не знают, какие именно задания будет выполнять группа. Каждой группе в течение урока дается одно задание. После ответа группы участники других групп задают вопросы.
2.Создание проблемной ситуации.
Слово учителя. Прошло 25 лет со дня трагедии на ЧАЭС. Чернобыль стал историей. Написаны десятки книг, сняты метры кинопленки. Нам кажется, что мы знаем о Чернобыле всё : цифры, факты. Но по-прежнему самыми горькими нотами звучат в памяти людей голоса Чернобыля, катастрофы, которая потрясла весь мир, заставила вздрогнуть все человечество, катастрофы, память о которой незаживающей раной остается в душе нашего народа. И особо важен для нас урок мужества, высокой нравственности, милосердия. А поможет нам постичь этот урок роман Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». О чем эта книга? Почему она написана?
Вот что говорит С.Алексиевич : “Эта книга не о Чернобыле, а о мире Чернобыля. Как раз о том, о чем нам мало известно. Почти ничего. Пропущенная история, – я бы так ее назвала. Меня интересовало не само событие, а ощущение, чувства людей, прикоснувшихся к неведомому. К тайне.»
Вопрос учащимся: « Что думаете об этом вы, люди другого времени ? Какие вопросы возникают у вас при этой фразе?
Озвучьте их, запишем самые удачные. ( Учащиеся озвучивают вопросы). В конце урока мы попытаемся найти на них ответы, опираясь на текст романа, исторические факты».
* Самыми распространенными вопросами являются вопросы:
Кто виноват в трагедии Чернобыля?
Чему научила человечество чернобыльская трагедия?
Что заставляет человека совершать подвиг?
Ограничивается ли историческая память какими-то временными рамками?
Почему в трагедиях, подобной чернобыльской, страдают дети и простые люди?
Что нужно сделать, чтобы не повторилась трагедия?
3. Задания группам.
Рассказ об аварии на ЧАЭС по историческим материалам, интернет-ресурсам.
2 группа.
Глава романа «Историческая справка»
Рассказ о пожарных
Глава «Детский хор»
4. Работа в группах.
На выполнение задания учащимся дается 15 минут. В процессе подготовки выступления учащиеся пользуются текстом произведения, составляют опорные конспекты, план или тезисы выступления с использованием цитат, выводов по теме. Данная работа позволяет обобщить полученные в ходе изучения произведения знания и подготовиться к итоговому сочинению по роману. Работа выполняется на альбомном листе. Выступает от группы один человек или несколько. Право выбора выступающего – за членами групп.
5. Выступления групп, обсуждение выступлений.
1группа. Рассказ об аварии на ЧАЭС по историческим материалам, интернет-ресурсам.
Чернобыльская АЭС расположена на Украине вблизи города Припять , в 18 километрах от города Чернобыль , в 16 километрах от границы с Белоруссией и в 110 километрах от Киева .
Ко времени аварии на ЧАЭС использовались четыре реактора РБМК-1000 (реактор большой мощности канального типа) с электрической мощностью 1000 МВт (тепловая мощность 3200 МВт) каждый. Ещё два аналогичных реактора строились. ЧАЭС производила примерно десятую долю электроэнергии Украины.
Примерно в 1:24 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось. В различных помещениях и на крыше начался пожар . Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ , в том числе изотопов урана , плутония , йода -131 ( период полураспада 8 дней), цезия -134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 33 года), стронция -90 (период полураспада 28 лет). Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделением тепла, с извержением из разлома в течение многих дней продуктов горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и ценой массового облучения тысяч ликвидаторов .
2 группа. Глава романа «Историческая справка»
1ученик.. 1 час 23 минуты 43 секунды . Точное время взрыва определилось не сразу, ведь люди смотрели на свои часы, а те показывали по-своему. Дежурство по пожарной охране АЭС нес караул. Примерно в 1ч. 23 минуты последовали два взрыва, над блоком взлетели какие-то горящие куски, искры. Начался пожар. Пожарные только успели натянуть робы и бросились к своим постам. Стало ясно: это не просто пожарная тревога, это сигнал тревоги № 3. К месту пожара уже спешили все пожарные машины Киевской области.
2 ученик . 1 час 30 минут . К станции подъехала машина Виктора Правика. Он организовал тушение пожара на кровле машинного зала. Как позже выяснилось – это было единственное верное решение. Благодаря ему и удалось предотвратить распространение пожара.
3 ученик.. 1 час 46 минут . На место пожара прибыл начальник ВПИ – 2 майор Леонид Телятников. Это был последний день его отпуска. 12 мая, уже в Московской клинике, он напишет: “Все делали бегом. Время воистину не ждало. С покрытия спустился Правик, доложил обстановку, с ним еще семь человек. Им было плохо. Личный состав работал добросовестно, не нужно ни уговаривать, ни дважды повторять команду, понимали с полуслова”.
4 ученик. 3 часа 22 минуты . До 4 утра была проведена замена людей на боевых участках, машины скорой помощи начали увозить тех, кто получил сильное отравление и имел признак облучения.
5 ученик. 6 часов 35 минут . Пожар полностью и везде ликвидирован.
Шесть портретов в чёрных рамках, шестеро прекрасных молодых парней смотрят на нас со стены пожарной части Чернобыля, и кажется, что взоры их скорбны, что застыли в них и горечь, и укоризна, и немой вопрос: как могло такое случиться? Но это уже сейчас кажется. А в ту апрельскую ночь, в хаосе и тревоге пожара не было в их взглядах ни скорби, ни укоризны. Некогда было. Они работали. Они спасали атомную станцию, спасали Припять, Чернобыль, Киев, всех нас. Кто они, эти парни, ушедшие в бессмертие, подарившие нам жизнь, взывающие к нашему благоразумию? Герои Советского Союза лейтенанты В.П. Правик и В.Н.Кибенок, сержанты Н.В.Ващук, В.И. Игнатенко, Н.И. Титенок, В.И. Тищура.
Сообщения по роману
Чтение стихотворения А.Вознесенского «Человек»:
Прости мне, человеку, человек,-
история, Россия и Европа,-
что сил слепых чудовищная проба
приходится на край мой и на век.
Прости, что я всего лишь человек.
Надежда, коронованная Нобилем,
Как страшный джин рванулась над Чернобылем.
Простите, кто собой закрыл отсек.
Наука ль, человечества вина?
Что пробило и что еще не пробило,
и что предупредило нас в Чернобыле?
А вдруг – неподконтрольная война?
Прощай, надежд великое вранье.
Опомнись, мир, пока еще не поздно!
О боже! Если я – подобье божье,
Прости, что ты – подобие мо
Бог – в том, кто в зараженный шел объект,
Реактор потушил, сжег кожу и одежду.
Себя не спас. Спас Киев и Одессу.
Он просто поступил, как человек.
Самое страшное то, что эта трагедия еще не закончилась, и от нее страдают дети. Они знают, что в любой момент могут умереть, знают причину своей болезни. Вот, что они говорят:
1-й ученик. « Пришла мама. Вчера она повесила в палате икону. Что-то шепчет там в углу. Они все молчат: профессор, врачи, медсестры. Думают, что я не подозреваю… Не догадываюсь, что скоро умру. У меня был друг. Его звали Андрей. Ему сделали две операции и отправили домой. Ждала третья операция… Он повесился на своем ремешке… в пустом классе, когда все сорвались на урок физкультуры. Врачи запретили ему бегать, прыгать. Юля, Катя, Вадим, Оксана, Олег, а теперь – Андрей… “Мы умрем, и станем наукой”, – так думала Катя. “Мы умрем, нас забудут”, – так думал Андрей. “Мы умрем…”, – плакала Юля. Для меня теперь небо живое, когда я на него смотрю…Они там…»
2-й ученик. «Я слышал… Взрослые шептались… Бабушка плакала… С моего года рождения (с 86-го) ни мальчиков, ни девочек в нашей деревне нет. Я – один. Врачи не разрешали меня рожать. А мама сбежала из больницы и спряталась у бабушки. И я дома у бабушки родился. Я все это подслушал…»
3 ученик. “ Уже не боюсь смерти… Самой смерти… Но непонятно, как буду умирать. Друг умирал: увеличился, надулся с бочку, а сосед тоже там был, крановщик. Он стал черный, как уголь, высох до детского размера.
4 ученик. Непонятно, как буду умирать. Одно мне точно известно: с моим диагнозом долго не протянешь. Почувствовать бы момент… Пулю в лоб. Я был в Афгане. Там с этим легче… с пулей. Храню газетную вырезку об операторе Леониде Топтунове, это он в эту ночь дежурил на станции и нажал на красную кнопку аварийной защиты за несколько минут до взрыва. Она не сработала… Его лечили в Москве. «Чтобы спасти, нужно тело»,- говорили врачи”.
5 ученик. « Я хочу засвидетельствовать… Это было тогда, десять лет назад, и каждый день происходит со мной сейчас. Мы жили в городе Припять. В этом самом городе. Вот ты живешь… Обыкновенный человек. Маленький. Такой, как все вокруг, нормальный человек! И в один день ты внезапно превращаешься в чернобыльского человека. В диковинку! Ты хочешь быть как все, а уже нельзя. Ты не можешь. Все поворачивают голову в твою сторону. Оттуда! Мы потеряли не город, а целую жизнь. У жены и дочери по телу расползлись черные пятна. Отправил их в больницу. Их обследовали. Я спросил: “Какой результат?” — “Не для вас!” — “А для кого же?”
6 ученик. « Дочке было шесть лет. Укладываю ее спать, она мне шепчет на ухо:“Папа, я хочу жить, я еще маленькая”. А я думал, она ничего не понимает… Жена пришла из больницы, не выдержала: “Лучше бы она умерла, чем так мучиться. Или умереть, чтобы больше не смотреть”… Привезли маленький гроб… Он был меленький, как коробка из-под большой куклы. Я хочу засвидетельствовать: моя дочь умерла от Чернобыля. А от нас хотят, чтобы мы этого не помнили»
Ответы на вопросы, сформулированные в начале урока.
7 . Слово учителя. Пройдут годы и десятилетия, а черный день этой трагедии всё равно будет волновать людей – и тех, кого он не обошел стороной, и тех, кто родился позже. Этот день всегда будет объединять всех живущих одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой.
Горел не блок, горел порок!
Итог премноголетней фальши,
Что возводилось в абсолют.
А наша боль, утраты наши,
Наш полуподвиг, полутруд-
Суровый счет, вердикт, расплата
За эти годы, ложь и фальш,
За повсеместный камуфляж…
Горел не блок, пожар – итог
Продукт распада премноголетнего вранья…
Лежат на Митинском ребята,
Что верили всему, как я,
Как ты, как он, как все мы вместе.
Нам сладок был елейный дым.
Но был пожар, и долгом чести
Вдруг стало – сердцем молодым
Закрыть дремавшую державу,
В нас болью совесть пробудив!
В который раз посмертно славу
И скорбный строй седых могил
Во искупление ошибок
Ты сыновьям дала, страна!
Над полем горя вечер Зыбок.
Карает душу тишина…
Не дай нам Бог таких уроков! Не дай нам Бог таких эпох!
8 . Домашнее задание.
Написать эссе «Уроки Чернобыля» (по материалу романа С.Алексиевич и опираясь на жизненный опыт).
Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов
Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.
- 1205
- 05.12.2015
Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.
Вы первый можете оставить свой комментарий
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.