Стихотворение лермонтова молитва не обвиняй меня

Религиозное чтение: стихотворение лермонтова молитва не обвиняй меня в помощь нашим читателям.

Темы стихов

Наша группа

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

К тебе я снова обращусь,

Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Анализ стихотворения “Молитва” (“Не обвиняй меня, Всевышний. “) (Лермонтов М. Ю.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Тема: осознание грехов, мольба о милосердии; тема поэта и поэзии; назначении поэта.

2. Назначение поэта – нести истину людям, пробуждать в них чувства, помогать соблюдать законы нравственности, однако именно творчество заставляет самого поэта забыть о боге. Чтобы вновь вернуться к Богу, он просит у того забрать свой “дар” поэта-пророка.

Именно из-за назначения Лермонтова и появляются все его грехи. Однако их он осознает и готов исправить.

Умение творить – не просто дар, но и своего рода проклятие для поэта: он видит больше, чем другие, знает больше, чем другие, понимает испорченность и несовершенство этого мира. Всё это ещё больше омрачает душу писателя, и он, чувствуя тесноту этого мира и страх перед миром небесным, обращается уже вовсе не к Богу.

Желание вернуться к истинному богу играет огромную роль для поэта, однако чтобы это сделать, необходимо пожертвовать своим даром, на что и он готов пойти.

4. Автор раскрывается в образе молящегося поэта.

5.Текст делится по композиции на две части:

– В первой – поэт перечисляет свои грехи и признается в них

– Во второй – он умоляет забрать у него “дар”, чтобы стать ближе к богу.

6. Функции: сообщение – автор дает читателю информацию о том, кто такой поэт, какова его участь, каковы последствия поэтического “дара”.

7. Тип: рассуждение с элементами описания

8. Стиль: художественный

Не /об/ви/няй/ ме/ня/, Все/выш/ний

И/ не/ ка/рай/ ме/ня/ мо/лю

– ямб с элементами пиррихия

10. Рифмовка: перекрестная

11. Основные средства выразительности (по схеме “что-где-зачем”)

– высокая лексика – “молю”, “очи”, “сей”, “взор” – придает высокое значение содержанию текста.

– метафора – “лава вдохновенья” – яркое сравнение, лучшее создание образа

– эпитеты – “грешных песен”, “голодный взор” – красочное описание

– анафора – “за то, что. ” – постепенное перечисление грехов поэта

– олицетворение – “ум бродит”, “лава клокочет”

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Анализ стихотворения Лермонтова Не обвиняй меня

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» («Не обвиняя меня…»)

17 декабря 2009

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья».

Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь, –

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства,

побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его. Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека. Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу. Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе. Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь, – завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному. Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Сохранить в соц. сетях:

Название реферата: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Вам также могут понравиться эти работы:

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Молитва (Не обвиняй меня, всесильный. )

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь,

Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)» М.Лермонтов

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденьи бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

В юношеском творении, датированном 1829 г. читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Учебное пособие: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом

и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь, –

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)» М.Лермонтов

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденьи бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

В юношеском творении, датированном 1829 г., читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here