Стихотворение молитва война

Религиозное чтение: стихотворение молитва война в помощь нашим читателям.

ВОЕННЫЙ БОГ, ХРАНИ СВОИХ СОЛДАТ! Материнские молитвы. Стихи и песня о войне – 1

ВОЕННЫЙ БОГ, ХРАНИ СВОИХ СОЛДАТ!

Опять мелькают на экране лица…

А что, скажите, делать матерям?

Им остается верить и молиться.

И возвратились из кошмара дети.

Ведь в том, что есть – совсем не их вина,

Но наплевать на это всем на свете.

И молятся отчаянно, неслышно.

А где-то в ночь уже идет отряд.

И где-то группа на заданье вышла.

И нет решенья, даже в отдаленье.

И мечется испуганная мать.

И просит о защите, о спасенье.

И что однажды прекратились битвы…

Военный бог, храни своих солдат!

Пусть их спасут надежды и молитвы!

/

  • Запись понравилась
  • 42 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 42Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Храни Б-г наших детей!

    Защити их в трудную минуту.

    Помоги им вернуться домой живыми.

    Верю, надеюсь и молюсь. люблю, жду и молюсь. волнуюсь, надеюсь и молюсь. и жду.

    Спасибо Вам, Петр!

    Как у всякой матери и женщины сердце сжимается..

    Остается только молиться.. молиться.. молиться

    Я уже потеряла одноклассника и друга в Чечне, недавно в Осетии.

    Мне только и остаётся молится.

    Спасибо за отклики! Я долго думал – выпускать стих, или нет.

    Не хотелось о грустном.

    Пусть молитвы матерей защитят их детей.

    Всевидящий и Всезнающий, Долготерпеливый и Прощающий, не отними взора Твоего и не отведи руки Своей от наших детей! Простри руку Свою на враждующих усмири и вразуми их. Вразуми правителей и начальствующих, что распри и войны не во благо народов, а во вред и скорби.Господи Всемогущий, не оставь нас, взывающих к тебе о защите детей наших. Аминь

    для людей отравленных поэзией-стихи о том .что актуально-очень важны.

    Стихи о Войне. – МОЛИТВА СОЛДАТА ВОВ. (Читает прот. К. Смирнов). текст песни

    В простреленной шинели русского солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны, было найдено его последнее в земной жизни, прощальное поэтическое письмо. Не к родным и близким обращено оно, а к Всемогущему Богу, в Которого свято уверовал воин в свой предсмертный час.

    С Тобой не говорил я, но сегодня

    Мне хочется приветствовать Тебя!

    Ты знаешь. с детских лет всегда мне говорили,

    Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

    Твоих я никогда не созерцал творений.

    Из кратера, что выбила граната,

    На небо звездное: что было надо мной.

    Я понял вдруг, любуяся мерцаньем,

    Каким жестоким может быть обман.

    Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?

    Не странно ль, что среди ужаснейшего ада,

    Мне вдруг открылся свет и я узрел Тебя!

    А кроме этого мне нечего сказать,

    Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

    На полночь мы назначены в атаку.

    Сигнал. Ну, что ж, я должен отправляться.

    Мне было хорошо с Тобой.

    Еще хочу сказать,

    Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

    И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

    Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?!

    Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты видишь,

    Со мной случилось то, что ныне я прозрел.

    Прощай, мой Бог. Иду. И вряд ли уж вернусь.

    Как странно, – но теперь я смерти не боюсь.

    (Александр Зацепа, 1944 г.).

    Права на тексты песен, переводы принадлежат их авторам. Все тексты и переводы представлены для ознакомления.

    Стихи о матерях войны

    Стихи о матерях войны

    Солдату на фронте тяжело, а каково матери провожать на войну своих сыновей, и мужей, ждать вести с фронта, растить одной детей. Стихи о матерях войны расскажут о женской доли в тяжелое для страны время.

    Глаза солдатских матерей

    До дна наполнены печалью,

    Как много бесконечных дней

    Они в разлуке повстречали.

    Молиться, сдерживая слёзы.

    Пусть много лет в груди стучат

    Сердца. Пусть обойдут морозы,

    Волос – метель, лица – морщины,

    Пусть все невзгоды и года

    Плывут, не задевая, мимо.

    Поддаться хоть на миг безволью.

    Глаза солдатских матерей

    До дна наполнены любовью.

    На Мамаевом кургане тишина,

    За Мамаевым курганом тишина,

    В том кургане похоронена война,

    В мирный берег тихо плещется волна.

    Перед этою священной тишиной

    Встала женщина с поникшей головой,

    Что-то шепчет про себя седая мать,

    Все надеется сыночка увидать.

    Заросли степной травой глухие рвы,

    Кто погиб, тот не поднимет головы,

    Не придет, не скажет: “Мама! Я живой!

    Не печалься, дорогая, я с тобой!”

    Вот уж вечер волгоградский настает,

    А старушка не уходит, сына ждет,

    В мирный берег тихо плещется волна,

    Разговаривает с матерью она.

    Давно уже его на свете нет,

    Того русоволосого солдата…

    Письмо плутало двадцать с лишним лет,

    И все таки дошло до адресата.

    Размытые годами как водой

    От первой буквы до последней точки,

    Метались и подпрыгивали строчки

    Перед глазами женщины седой…

    И память молчаливая вела

    По ниточке надорванной и тонкой,

    Она в письме была еще девчонкой,

    Еще мечтой и песенкой была…

    Он все сейчас в душе разворатил…

    Как будто тихий стон ее услышал-

    Муж закурил и осторожно вышел

    И сын куда-то сразу заспешил…

    И вот она с письмом наедине,

    Еше в письме он шутит и смеется,

    Еще он жив, еще он на войне,

    Еще надежда есть-что он вернется…

    Постарела мать за много лет,

    А вестей от сына нет и нет.

    Но она всё продолжает ждать,

    Потому что верит, потому что мать.

    И на что надеется она?

    Много лет, как кончилась война.

    Много лет, как все пришли назад,

    Кроме мёртвых, что в земле лежат.

    Сколько их в то дальнее село,

    Мальчиков безусых, не пришло.

    Фильм документальный о войне,

    Все пришли в кино – и стар, и мал,

    Кто познал войну и кто не знал,

    Перед горькой памятью людской

    Разливалась ненависть рекой.

    Трудно было это вспоминать.

    Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

    Мать узнала сына в тот же миг,

    И пронёсся материнский крик;

    – Алексей! Алёшенька! Сынок! –

    Словно сын её услышать мог.

    Он рванулся из траншеи в бой.

    Встала мать прикрыть его собой.

    Всё боялась – вдруг он упадёт,

    Но сквозь годы мчался сын вперёд.

    – Алексей! – кричали земляки.

    – Алексей! – просили, – добеги.

    Кадр сменился. Сын остался жить.

    Просит мать о сыне повторить.

    И опять в атаку он бежит.

    Жив-здоров, не ранен, не убит.

    – Алексей! Алёшенька! Сынок! –

    Словно сын её услышать мог.

    Дома всё ей чудилось кино.

    Всё ждала, вот-вот сейчас в окно

    Посреди тревожной тишины

    Постучится сын её с войны.

    В поле с ветром шепчется осина,

    Хмурит ель в бору седые брови.

    На войне у матери три сына,

    Три невестки дома у свекрови.

    Снег, как соль, рассыпан в звездном блеске

    Каравай луны совсем не начат.

    Соберутся у стола невестки,

    Повздыхают, о мужьях поплачут.

    Только мать не плакала ни разу,

    Не вздыхала о разлуке горькой

    С той поры, как, верные приказу,

    Сыновья простились с ней под горкой.

    Ей недолго жить на белом свете,

    Что ни день — ее все уже стежка,

    А посмотрит — у невесток дети,

    Надо каждой пособить немножко.

    Сядет потихоньку в уголочке,

    Будто горя нет и на копейку,

    То для внука штопает чулочки,

    То для внучки ладит душегрейку.

    И не слышит вьюги-завирухи,

    Что в полях шатает перелески.

    «Каменное сердце у старухи»,

    —Говорят, наплакавшись, невестки.

    Что ж! Печаль у матери бесслезна,

    Улеглась под сердцем непогода.

    Ей поплакать и потом не поздно,

    Как сыны вернутся из похода.

    «Дорогая мама!» – вывел паренёк…

    Рядышком с окопом – полевой цветок,

    Белая ромашка как из мирных дней,

    Золотая пчёлка копошится в ней.

    Что нас ожидает? Что нам суждено?

    Завтра бой смертельный, первый, не в кино.

    «За меня не бойся!» – пишет паренёк…

    Полевая почта. Полевой цветок…

    Степан Смоляков (1916 – 1968)

    В ранний час, когда полны дороги

    Чуткой предрассветной тишиной,

    Образ твой, задумчивый и строгий,

    Неотступно следует за мной.

    Не качала, к зыбке наклонясь.

    Но твоя испытанная сила

    В кровь мою горячую влилась.

    Черной степью на восток идешь

    Или в горы смелым партизанам

    Ленты пулеметные несешь?

    Ты меня родимым назови

    И, как сына верного, на битву,

    На кровавый бой благослови.

    И вернется в дом твоя семья.

    Сквозь огонь, сквозь яростную сечу,

    Сквозь бои — идут к тебе навстречу

    Все твои родные сыновья

    . Да разве об этом расскажешь

    В какие ты годы жила!

    Какая безмерная тяжесть

    На женские плечи легла.

    В то утро простился с тобою

    Твой муж, или брат, или сын,

    И ты со своею судьбою

    Осталась один на один.

    Один на один со слезами,

    С несжатыми в поле хлебами

    Ты встретила эту войну.

    И все – без конца и без счёта –

    Печали, труды и заботы

    Пришлись на тебя на одну.

    Одной тебе – волей-неволей –

    А надо повсюду поспеть;

    Одна ты и дома и в поле,

    Одной тебе плакать и петь.

    А тучи свисают всё ниже,

    А громы грохочут всё ближе,

    Всё чаще недобрая весть.

    И ты перед всею страною,

    И ты перед всею войною

    Сказалась – какая ты есть.

    Ты шла, затаив своё горе,

    Суровым путём трудовым.

    Весь фронт, что от моря до моря,

    Кормила ты хлебом своим.

    В холодные зимы, в метели,

    У той у далёкой черты

    Солдат согревали шинели,

    Что сшила заботливо ты.

    Бросалися в грохоте, в дыме

    Советские воины в бой,

    И рушились вражьи твердыни

    От бомб, начинённых тобой.

    За всё ты бралася без страха.

    И, как в поговорке какой,

    Была ты и пряхой и ткахой,

    Умела – иглой и пилой.

    Рубила, возила, копала –

    Да разве всего перечтёшь?

    А в письмах на фронт уверяла,

    Что будто б отлично живёшь.

    Бойцы твои письма читали,

    И там, на переднем краю,

    Они хорошо понимали

    Святую неправду твою.

    И воин, идущий на битву

    И встретить готовый её,

    Как клятву, шептал, как молитву,

    Далёкое имя твоё.

    Есть за Полтавой в чистом поле

    Могила павшего бойца.

    Кругом – пшеничное раздолье,

    Душистый запах чебреца.

    И каждый вечер на закате

    Сюда, в степную благодать,

    В поношенном старинном платье

    Приходит седенькая мать.

    Придёт, украсит васильками

    Могилу ратника она,

    И долго над замшелом камнем

    Сидит, в печаль погружена.

    И думает прошедший мимо:

    Под этой каменной плитой

    Лежит сынок её родимый,

    Её соколик дорогой,

    Которого она, бывало,

    Ждала с работы у крыльца.

    А мать ни разу не видала

    В лицо погибшего бойца.

    Он с раскалённым автоматом

    Пришёл сюда издалека:

    Оттуда, где волной крылатой

    Шумит в тайге Амур – река.

    На этом васильковом поле

    Настиг он вражескую рать.

    Освободил здесь из неволи

    Вот эту старенькую мать.

    Вернул Ей счастье Украины,

    Зажёг Зарю над нею вновь.

    Он стал Ей – наречённым сыном,

    Он заслужил её любовь.

    Часто встретишь её при дороге,

    Где клубится, вздымается пыль.

    Не подкошенной болью, тревогой

    Ветер гнёт перед нею ковыль.

    Пусть закончился ужас войны.

    Нет! Не сломлена в сердце надежда.

    «Он вернётся!» – твердит: «Только жди!»

    В нём растаял родной силуэт.

    Пожелтела от лет похоронка,

    Только памяти давности нет.

    Голубые, как небо, глаза.

    С вещмешком да шинелью потёртой,

    Так его провожала она.

    В свой последний решительный бой,

    Чтобы мир был свободным, счастливым,

    Неизвестный солдат и герой.

    Не склониться пред ним до земли.

    Это место известно лишь ветрам,

    Да кричат на лету журавли.

    Где клубится, вздымается пыль,

    Не подкошенной болью, тревогой

    Поклонись ей, как гнётся ковыль.

    Мать, провожая сына на войну.

    Учебно-методический комплекс по дисциплине 04 поэзия серебряного века в школе (уд-04 13-018)

    Первая Мировая война. Стихотворение “Молитва”

    Слайд № 9. Н.Гумилёв в армии. Переписка.

    Учащиеся читают стихотворение “Ты письмо моё, милый, не комкай…”

    Ты письмо мое, милый, не комкай,

    До конца его друг прочти.

    Надоело мне быть незнакомкой,

    Быть чужой на твоем пути.

    Не гляди так, не хмурься гневно.

    Я любимая, я твоя.

    Не пастушка, не королевна

    И уже не монашенка я –

    В этом сером, будничном платье,

    На стоптанных каблуках…

    Но, как прежде, жгуче объятье,

    Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо мое, милый, не комкай,

    Не плачь о заветной лжи,

    Ты его в твоей бедной котомке

    На самое дно положи.

    1912 г. Царское Село

    Слайд № 10-11. Стихотворение “Молитва”.

    Вопросы: К кому обращено стихотворение?

    Какую жертву она готова принести?

    Во имя чего приносится эта жертва?

    Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.

    Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

    Слайд № 12. “Не с теми я, кто бросил землю…”

    Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:

    Не с теми я, кто бросил землю

    На растерзание врагам.

    Их грубой лести я не внемлю,

    Им песен я своих не дам.

    Но вечно жалок мне изгнанник,

    Как заключенный, как больной.

    Темна твоя дорога, странник,

    Полынью пахнет хлеб чужой.

    А здесь, в глухом чаду пожара

    Остаток юности губя,

    Мы ни единого удара

    Не отклонили от себя.

    И знаем, что в оценке поздней

    Оправдан будет каждый час.

    Но в мире нет людей бесслезней,

    Надменнее и проще нас.

    В каком стиле написано это стихотворение?

    Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю", “песен не дам” в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание".

    Какиепротивопоставления мы видим в этом произведении?

    Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. “Бросившие” и “изгнанники” — разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. "Но вечно жалок изгнанник, / Как заключенный, как больной". Конкретно имеются в виду, как можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Политический протест против высылки русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучений.

    Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

    Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев.

    Слайд № 13. Дружба с О.Мандельштамом.

    В самом деле, ни единого удара не отклонили от себя. Они не отрекались от друзей. Поддерживали тех, кто подвергался репрессиям.

    Гибель Гумилёва, арест сына, поэма “Реквием”. Многолетнее молчание, пушкиниана.

    Слайд № 14-15. Дело Н.Гумилёва.

    Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев.

    Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму “Реквием”. Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

    Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни “Реквием” (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

    Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом. ” — 1961-м, “Посвящение” — 1940-м, “Вступление” — 1.935-м Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти — лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это — обозначение траурного музыкального произведения.

    Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: “Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.” Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды – слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

    Название – “Реквием” – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

    Слайды № 16. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…”

    Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе,

    Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград.

    В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

    В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

    Как решается образ родины в стихотворении “Мужество”?

    Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” – это голос всего народа, объединенного Словом.

    Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика – важная деталь, подробность ее судьбы.

    1946 год, новые испытания.

    В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А.Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.

    Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А.Ахматова снова начинает печататься.

    Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.

    5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…”

    В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи

    III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.

    Выполнение тестов и ответы на вопросы олимпиады (письменно в тетради).

    IV. Подведение итогов урока.

    Оценка работы учащихся на уроке.

    V. Домашнее задание.

    Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

    к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой

    К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

    Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:

    Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:

    В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:

    Сохранить трагическую национальную память.

    Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.

    Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.

    Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

    Лирическая героиня А. Ахматовой:

    Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.

    Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.

    В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:

    Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.

    Как поэт, понявший и принявший революцию.

    В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. ” Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:

    Поэма А. А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:

    1. Кто из поэтов так описал процесс творчества?

    1) Бывает так: какая-то истома;

    В ушах не умолкает бой часов;

    Вдали раскат стихающего грома.

    Неузнанных и пленных голосов

    Мне чудятся и жалобы и стоны,

    Но в этой бездне шепотов и звонов

    Сужается какой-то тайный круг,

    Встает один, все победивший звук.

    Так вкруг него непоправимо тихо,

    Что слышно, как в лесу растет трава,

    Как по земле идет с котомкой лихо.

    Но вот уже послышались слова

    И легких рифм сигнальные звоночки, –

    Тогда я начинаю понимать,

    И просто продиктованные строчки

    Ложатся в белоснежную тетрадь.

    2) Стихи растут, как звезды и как розы,

    Как красота – ненужная в семье.

    А на венцы и на апофеозы – Один ответ:

    Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,

    Небесный гость в четыре лепестка.

    О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты

    Закон звезды и формула цветка.

    14 августа 1918

    2. Определите характер рифмовки в стихотворениях А. Ахматовой.

    1) Сжала руки под темной вуалью.

    “Отчего ты сегодня бледна?”

    – Оттого, что я терпкой печалью

    Напоила его допьяна.

    2) Слава тебе, безысходная боль!

    Умер вчера сероглазый король.

    Вечер осенний был душен и ал,

    Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

    “Знаешь, с охоты его принесли,

    Тело у старого дуба нашли..

    3) . Я слышу: легкий трепетный смычок,

    Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

    И страшно мне, что сердце разорвется,

    Не допишу я этих нежных строк.

    3. Кто из поэтов так говорил о себе?

    1) Не с теми я, кто бросил землю

    На растерзание врагам.

    Их грубой лести я не внемлю,

    Им песен я своих не дам.

    2) Я буду воспевать

    Всем существом в поэте

    Шестую часть земли

    С названьем кратким “Русь”.

    3)О, я хочу безумно жить:

    Всё сущее – увековечить,

    4. О чем повествует А.Ахматова в этих стихах:

    И женщина какая-то моё

    Единственное место заняла,

    Моё законнейшее имя носит,

    Оставивши мне кличку, из которой

    Я сделала, пожалуй, все, что можно?

    5. Что произошло “за Днепром в деревянной церкви” 25 апреля 1910 года?

    6. С кем из поэтов, с которым дружила потом всю жизнь, познакомилась молодая поэтесса на “башне” Вячеслава Иванова?

    7. Секретарём какой литературной группы была Ахматова?

    8. К ранней лирике Ахматовой вполне сгодилась бы в эпиграф строчка великого русского поэта: “О как убийственно мы любим!” Чья эта строчка?

    9. Мы говорили уже о том, что поначалу Ахматова меняла литературные маски. А какие маски она отвергала с самого начала?

    10. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта “полумонахиней-полублудницей” и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?

    11. Знаете ли вы, о ком говорит Ахматова в стихотворении “Мне голос был. Он звал утешно. ”? Чей это был “голос” и куда он звал героиню поэта?

    12. Какой месяц для себя Ахматова ощущала трагическим?

    13. Кого оплакивает Ахматова: “Умолк вчера неповторимый голос,// И нас покинул собеседник рощ”?

    14. Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?

    15. Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?

    Герасимова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы

    А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой

    Место урока: введение в тему, анализ поэтического текста.

    помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А.Ахматовой;

    организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой;

    формировать у школьников умение целеполагания;

    развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;

    развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

    развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

    воспитывать читательскую культуру школьников.

    Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).

    Форма урока: эвристический семинар.

    Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, музыкальное оформление.

    Послушница обители Любви

    Молитвенно перебирает чётки.

    Осенней ясностью в ней чувства чётки.

    Удел до святости непоправим.

    Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).

    Своеобразие и поэтическое мастерство

    Проблемный вопрос. В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой?

    I. Слово учителя

    Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева – Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не “влюблённый лепет”, а слова столь же жаркие, сколь и гордые.

    И как будто по ошибке

    Озарила тень улыбки

    От подобных оговорок

    Всякий вспыхнет взор…

    Я люблю тебя, как сорок

    Сегодняшнее занятие мы посвятим исследованию "женской поэзии" А.А.Ахматовой.

    “Вдумайтесь” в тему урока, “вчитайтесь” в эпиграф к уроку и сформулируйте цели урока.

    II. Этап целеполагания

    Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой.

    Совершенствовать навыки анализа стихотворения.

    Расширить свои представления о поэзии серебряного века.

    Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.

    Получить “5”. /Цели, которые поставили перед собою ученики/.

    Обобщение учителя: учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас ещё к такой, как развитие навыка владения нормами и традициями русской речи.

    III. Индивидуальное сообщение о личности и судьбе А.А.Ахматовой

    Класс слушает сообщение и заполняет таблицу 1 или записывает ответ на вопрос: Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.А.Ахматовой?

    Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся).

    IV. Исследовательская работа в микрогруппах

    Задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в микрогруппе подготовить ответ на проблемный вопрос.

    Использовать схему анализа лирического произведения;

    Применять метод “вживания в образ”;

    Использовать метод сравнения различных стихотворений;

    Применять метод эвристического исследования.

    V. Этап афиширования

    Выразительное чтение выбранного произведения.

    Вывод записать в таблицу 2.

    Возможный вариант ответов учеников.

    Работа в микрогруппах

    I группа (4-5 человек) – сборник “Вечер” /1912/: “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.

    Лирическая героиня Ахматовой – героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” – это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.

    Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

    ясный взгляд на жизнь;

    стремление к простоте, естественности;

    конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;

    увлеченное любование мелочами;

    близость стиха разговорному строю языка;

    Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.

    II группа – сборник “Вечер” /1914/: “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.

    В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё – плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.

    В стихах данного периода звучит протест героини:

    Брошена! Придуманное слово,

    Разве я цветок или письмо?

    В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив – властность.

    Однако в этом сборнике звучит лермонтовкая “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” – “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет – теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, – чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

    Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает. ”

    III группа – “Белая стая” /1017/: “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.

    Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:

    Тот голос, с тишиной великой споря,

    Победу одержал над тишиной.

    Во мне ещё, как песня или горе,

    Последняя зима перед войной.

    Белее сводов Смольного собора,

    Таинственней, чем пышный Летний сад,

    Она была. Не знали мы, что скоро

    В тоске предельной поглядим назад.

    Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь – "пятое время года".

    Отчётливей слышится мотив смерти, смерти ("Муза ушла по дороге…"):

    Я долго её просила

    Зимы со мной подождать,

    Но сказала: "Ведь здесь могила,

    Как ты можешь ещё дышать?"

    IV группа – "Подорожник"/1921/: "Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…"

    Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: "вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…". Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: "Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню". Такие переживания вызваны войной, революцией:

    Не с теми я, кто бросил землю

    На растерзание врагам.

    Их грубой лести я не внемлю.

    Им песен я своих не дам.

    Но вечно жалок мой изгнанник,

    Как заключённый, как больной.

    Темна твоя дорога, странник,

    Полынью пахнет хлеб чужой…

    Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…". В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини – странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.

    V группа – "Тростник"/ /: "Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва. "

    В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: "Прирученной и бескрылой // Я в доме твоём живу". Если в ранней лирике утрата "крылатости" вызвана трагедией любви, то в поздней лирике – это груз бытия: "Твоё несу я бремя…" Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы – памяти: "Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…", совести: "А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…"

    Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: "Все на колени, все!"

Оценка 4.2 проголосовавших: 25
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here