Святая церковь молитва богородица

Религиозное чтение: святая церковь молитва богородица в помощь нашим читателям.

Молитвы Пресвятой Богородице

Древний мир очень долго ждал прихода Спасителя. И этой мыслью пропитан весь Ветхий Завет. Но почему Мессия так долго не появлялся в человеческом мире!? Все дело в том, что родить Сына Бога могла только женщина, которая готова бы была на великий подвиг самоотречения и бесконечной любви. Она должна была полностью доверить свою жизнь Богу и согласится на непорочное зачатие своего Сына. Проходили века и только, когда появилась на свет Дева Мария – это стало возможным.

Кто такая Святая Богородица

Богородица – это самая смиренная и чистая Дева, которая когда-либо была рождена на земле.

В христианских конфессиях Святая Мария именуется по-разному:

  • Дева или Приснодева, потому что Мария в своем служении Богу оставалась девственницей и зачатие Божьего Сына было непорочным;
  • Богородица, потому что она является в земной жизни Матерью Сына Божьего;
  • Скоропослушница, так как Мария с покорностью приняла повеление Божье родить Сына от Святого Духа.

Святое Писание о Богородице

В Святом Писании содержится описание только нескольких эпизодов жизни Пресвятой Богородицы, которые раскрывают ее личность. Всю информацию о жизни Матери Божьей можно найти только в Церковном Предании, в котором содержатся древние сказания и церковно-исторические сочинения.

Основная информация о рождении Пресвятой Богородицы содержится в «Первоевангелие Иакова», написанном приблизительно в 150 г. после Р. Х. Родилась Дева Мария в семье праведников Иоакима из Назарета и Анна из Вифлеема. Родители Девы Марии были выходами из знатных царских родов. Они прожили вместе в согласии до старости, но Бог так и не даровал им детей. Но пришло время и их благочестивость была отмечена Всевышним и Ангел сообщил им радостную весть, что вскоре у них родится благородная дочь.

Следующим важным событием в жизни будущей Матери Божьей является момент, когда трехлетнюю девочку родители привели в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Малышка самостоятельно преодолела пятнадцать ступенек, и навстречу ей вышел первосвященник Захарий, которому дано было указание свыше повести девочку вглубь святилища, куда никто из верующих не имел права заходить.

В 14 лет Дева Мария самостоятельно приняла решение всю свою жизнь посвятить Богу и дала обет о девстве. В это же время она была обручена со старцем Иосифом, который происходил из царского рода Давида через Соломона. Жили они в Назарете и обручник заботился о Деве Марии, обеспечивал ее и защищал при необходимости.

О Благовещении, когда Святой Архангел Гавриил был послан Богом к Пресвятой Деве Марии с благой вестью о рождении Сына, повествует в своих откровениях Святой Лука. С большим смирением и покорностью молодая женщина приняла весть о том, что она должна стать Матерью Божьей. К Иосифу также явился Ангел и сообщил, что Дева Мария зачала от Святого Духа. И муж воспринял повеление Божье принять Богородицу как жену свою.

Когда пришло время окончания жизни земной к Святой Богородице во время ее молитвы на Елеонской горе с неба спустился Архангел Гавриил. В руках он держал райскую финиковую ветвь. Он сообщил, что через три дня закончится земная жизнь Пресвятой Богородицы и Господь заберет ее к себе.

Так и случилось. В минуту кончины, комнату, где находилась Дева Мария, осветил необычный свет. И появился в окружении Ангелов сам Иисус Христос и принял душу Богородицы. Тело Пречистой было погребено в пещере у подножия Елеонской горы, где ранее были похоронены ее родители.

Введение в храм Святой Богородицы

4 декабря верующими отмечается великий церковный праздник – введение в храм Святой Богородицы. Именно в этот день отмечается момент, когда Мария была отдана родителями на служение Богу. В первый же день первосвященник Захарий повел девочку в святилище, куда она впоследствии могла заходить каждый год 4 декабря. В храме девочка провела 12 лет, после чего самостоятельно приняла решение о сохранении девства во имя служения Богу.

Знаменательный день начался праздноваться Церковью с давних времен. Это связано с тем, что благодаря введению родителями в Храм, Дева Мария начала свой путь служению Богу, который позволил людям на земле получить своего Спасителя. Во всех храмах в этот день происходят службы. Молитвы, произносимые в этот день верующими, воздают хвалу Приснодеве Марии и просят о заступничестве Богородицы перед Всевышним за каждого молящегося.

Конечно, такой великий праздник, связанный со значимым событием в церковном мире, нашел отражение в иконописи. На иконах, посвященных Введению, Дева Мария всегда изображается в центре. Другими действующими лицами являются родители с одной стороны и встречающий девочку первосвященник Захарий. Часто на иконах изображаются ступени в Храм, именно их маленькая Мария преодолела без чьей-либо помощи.

В календарном цикле этот церковный праздник совпадает с окончанием осеннего сезона и началом зимнего периода.

Русский православный народ также отмечал в этот день:

  • Праздник молодой семьи;
  • Открытие ворот зиме;
  • Ввезение.

Народные приметы в этот день:

  • После этого дня запрещалось копать землю на улице, поэтому женщинам нужно было позаботиться о том, чтобы запастись глиной для бытовых нужд;
  • От этого дня и до девятого четверга не следовало использовать скалки для выколачивания белья, иначе можно было вызвать непогоду;
  • В праздничный день запрещалось заниматься работой, связанной с битьем и трением, нельзя было заниматься уборкой и копать землю.

Поскольку это большой религиозный праздник, то нужно было провести его в согласии и мире с окружающими людьми. Очень хорошо в этот день пригласить в гости близких друзей или пойти к ним в гости. Так как Введение всегда приходится на Рождественский пост, то в этот день разрешалось разнообразить стол рыбными блюдами и выпить немного вина.

Молитвы к Пресвятой Богородице

Православные испытывают особые и очень глубокие чувства к Божьей Матери. Она является для всех верующих людей образцом благочестия и святости. К Пресвятой Богородице адресовано огромное количество молитв, в ее честь по великим церковным праздникам совершаются богослужения и читаются специальные каноны.

В Молитвослове представлено много молитв, с которыми по разным поводам можно обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Как женщине, ей в период земной жизни довелось испытать много бед и горестей. Ей судьба уготовала участь потерять собственного сына. Богородица не понаслышке знает, что такое нужда и немощь. Поэтому любая человеческая беда находит в душе у Пресвятой Божьей Матери понимание и сочувствие, а любое грехопадение доставляет ей невыносимые страдания и она готова просить Бога о прощении верующего.

Молитвы матери о детях

Молитвы матери очень важны и действенны. Их обязательно слышит Пресвятая Богородица. И неважно, сколько лет ребенку, ведь всегда матерям можно попросить благословения и защиты для него у Матери Божьей.

Следует помнить, что молитва должна исходить из глубины сердца. Важно знать, что нельзя молиться о благе для своих детей в ущерб другим людям. Это большой грех. Сильной молитвой считается следующая.

Она читается на Покрову и звучит следующим образом:

Если ребенок болеет, то можно обратиться к Пресвятой Богородицей со следующей молитвой:

На Рождество читается молитва к Пресвятой Богородице о зачатии ребенка. Ее текст звучит так:

Молитвы на сон грядущий

В вечернее правило православного верующего также входит молитва к Пресвятой Богородице.

Можно в вечернем правиле использовать и другую молитву:

Младенцы обязательно требуют духовной защиты. Поэтому в вечерний час мамы должны обязательно помолиться Пресвятой Богородице на детский грядущий сон.

Для этого можно использовать такую молитву:

Такой текст нужно читать рядом с кроваткой ребенка несколько раз. Он очень мелодичный и малыш, услышав мелодичные слова, успокаивается и засыпает.

Молитвы о здравии

Молитвы к Святой Богородице о здравии считаются одними из самых сильных. Если вы молитесь о собственном здравии, то можно использовать следующую молитву. Важно обязательно молится перед иконой Девы Марии, но делать это можно как в храме, так и дома.

Помолиться за здоровье членов семьи можно другой молитвой, направленной к Матери Божьей:

Молитва «Богородице Дево, радуйся»

Чудодейственной считается молитва «Богородице Дево, радуйся». Это связано с тем, что именно этими совам обратился к Деве Марии Архангел Гавриил, когда принес ей благую весть о непорочном зачатии Сына Божьего.

Слушать аудио молитву «Богородице Дево, радуйся»:

В оригинале на церковном языке молитва звучит следующим образом:

В молитве уже применяется обращение к Деве Марии, как к Богородице. Но далее подчеркивается факт того, что Господь будет с ней и поддержит ее в принятом решении. Фраза «благословенна в женах» указывает на то, что Божьей властью Дева Мария прославляется среди всех других жен. Словом «Благодатная» подчеркивается то, что женщина получила благодать Божью.

На русский язык эту молитву можно перевести следующим образом:

Молитва «Богородице Дево…» – это чудодейственное Божье слово, которое способно подарить благодать Святых Небес. В этой молитве отражается чаяние и надежда получить помощь у Богородицы во всяком горе, а также вымолить у нее прощение и спасение для себя и своих близких.

Молитва «Царица моя Преблагая»

Одной из самых используемых молитва, в которых содержится обращение к Пресвятой Богородице является «Царица моя Преблагая».

Считается, что она:

  • Приносит радость нуждающимся и скорбящим;
  • Помогает обиженным и оскорбленным;
  • Защищает убогих и странствующих.

Текст молитвы звучит следующим образом:

Данная молитва читается перед иконой Казанской Божьей матери, в случае если возникает необходимость сохранить беременность. Также ее рекомендуется читать каждый день, включая в утреннее и вечернее правило.

Любую молитву, направленную к Пресвятой Богородице, следует читать правильно. Важно иметь глубокую веру в то, что молитва будет услышана и помощь оказана. Нельзя читать молитву небрежно. В каждом слове и фразе должно чувствоваться глубокое почтение и уважение к Матери Божьей. Молиться Святой Богородице необходимо только в позитивном настроении. Кроме того, если верующий человек планирует обращаться с молитвой Пресвятой Богородице, то он должен любить и почитать собственную мать.

К Пресвятой Богородице, как и к Всевышнему и всем Святым следует обращаться с чистыми помыслами. В душе не должно быть ненависти, зависти и злобы. Православная вера допускает возможность молиться своими словами. Но если верующим человеком будет принято решение использовать оригинал, то нужно предварительно разобрать весь смысл молитвенного текста. Затем оригинальный текст нужно обязательно выучить, чтобы читать молитву, не запинаясь. Допускается вставлять в молитвенное обращение к Пресвятой Богородице собственное прошение о помощи в собственных нуждах. Важно, чтобы ваша просьба о помощи не содержала угрозы для других людей и не была им во вред.

При посещении храма, молиться нужно у иконы Святой Богородицы. Обязательно при этом ставить свечи. После молитвы нужно некоторое время постоять в молчании и подумать о своей жизни. Это поможет приобрести нужное спокойствие и настроить себя на то, что все, что ниспослано с небес, нужно принять смиренно. В особенно тяжелых жизненных ситуациях допускается обращаться к Пресвятой Богородице безмолвно. Это можно делать в течение всего дня в уединенном месте, отрешившись на секунду от всех бытовых проблем.

Пресвятая Богородица, молитвы ко Пресвятой Богородице

О Богородичном молитвенном правиле Богородица Дева, радуйся.

«Богородичным правилом» называется чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!»

Существует церковное предание, что Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, но со временем оно забылось.

Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле, наставляя ходить по канавке, обведенной вокруг Дивеевской обители, читая 150 раз «Богородице Дево, радуйся…»

В келий старца нашли старинную книжку с описанием чудес, происходящих с людьми, исполняющими это правило чтения 150 раз Архангельского обрадования Царице Небесной.

В своей беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни преподобный Серафим Саровский сказал:

«Хотя враг дьявол и обольстил Еву и с нею пал Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде семени жены, смертию смерть поправшаго, но и дал всем нам в Жене Приснодеве Богородице Марии, стершей в Самой Себе и во всем роде человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. Поэтому Божия Матерь и называется Язвою бесов, ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери».

Многие пастыри высокой духовной жизни исполняли сами Богородичное правило и благословляли на это делание своих духовных чад.

Вот отрывок из письма кротчайшего отца Александра (Гумановского), в монашестве Даниила, прозванного за свою любовь и постоянное служение Приснодеве Марии Богородичным старцем: «Забыл я вам предложить существенный спасительный совет. Читать ежедневно 150 раз «Богородице Дево», и эта молитва вас спасет. Это правило дала Сама Матерь Божия около VII-го века, и его исполняли когда-то все христиане. Мы, православные, забыли о нем, и преподобный Серафим напоминает нам об этом правиле. У меня в руках рукописная книга из келии преподобного Серафима с описанием множества чудес по молитве к Богоматери, и в частности от чтения 150 раз «Богородице Дево». Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, читайте по началу 50 раз. После каждого десятка читайте один раз «Отче наш» и «Милосердия двери отверзи нам». Кому бы ни говорил об этом правиле чудодейственном, все оставались благодарны».

Епископ Серафим (Звездинский), ныне прославленный в сонме святых новомучеников и исповедников Российских, ежедневно совершал Богородичное правило и на собственном опыте знал его могучую силу.

В 1926 году Владыка Серафим (Звездинский) проживал в Дивеев-ском монастыре. Зиму он жил в комнатах Елены Ивановны Мотовиловой, в их корпусе, за «канавкой». Игуменья Александра успокаивала: «Живите спокойно, большевики не тронут этого места. Преподобный Серафим говорил, что канавка станет стеной от земли до неба, и антихрист не перейдет за нее». «Вы не так понимаете слова Преподобного, — отвечал Владыка. — Он учил читать полтораста раз «Богородице Дево, радуйся…» и говорил: «Кто исполняет это правило, душой того и антихрист не одолеет никогда».

Вот, что писал он из ссылки своим духовным чадам: «Свершаю длинный и долгий путь с пересадками, утомительными стоянками. Но весь этот путь от Меленков до Москвы, от Москвы до Алма-Аты, от Алма-Аты до Уральска, предстоящий от Уральска до Гурьева на Каспийском море есть путь дивный и незабвенный. Кратко сказать, это есть путь чудес от чтения 150 раз «Богородице Дево, радуйся!» Порою думается, что Господь нарочито и послал меня этим путем, чтобы воочию показать мне, сколько сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенно приносимое Ей с верою Архангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся!». Верую и исповедую, яко аз познах, как никогда еще, на совершаемом мною сейчас пути все тепло, всю защиту, весь покров чудного приветствия сего «Богородице Дево, радуйся!» Это воззвание в самых непроходимых местах пролагало мне углаженную дорогу с верными моими спутниками, в безвыходных обстоятельствах давало выход, располагало нерасположенных ко мне, злые сердца неоднократно умягчало, а несмягчавшиеся и обжигало, и посрамляло. Яко изчезати им яко дым. Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся!» полной безпомощности вдруг подавало неожиданную помощь и притом с такой стороны, откуда и невозможно было никак ожидать, не говорю уже о внутреннем мире среди бурь, о внутреннем устроении при окружающем неустройстве от сего приветствия Архангельского, праведно движимый гнев Божий оно от главы нашей отстраняет и самый приговор Судии-Сердцеведца отменяет. О великое дерзновение! О страшное заступление! Из огня страстей изымает, со дна падения горе к небесам восхищает. Ограждайте же себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою, оградою сею неразоримою «Богородице Дево, радуйся!» С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем. Если же сатана, ненавидящий нас, и запнет нас на пути нашем и сшибет нас, то и тогда Архангельское приветствие воссылая, воспрянем, восстанем добре, затемненные просветимся, больные душой исцелимся, загрязненные грехом очистимся и убелимся, яко снег чистотою, молитвою «Высшей небес и Чистейшей светлостей солнечных». Мертвые, убитые страстьми, воскреснем, оживем и в восторге духа возопием: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Молитвы Богородице

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

Пресвятая Дево, Мати Господа, покажи на мне, убозем, и рабах Божиих (имена) древния милости Твоя: низпосли дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пречистая! Милостива мне буди зде и на Страшнем Суде. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Аминь.

Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надежде моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси Господа Иисуса Христа, милостива мне соделай матерними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившаяся, уязви душу мою Божественною любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Владычице Богородице, единая чистейшая душею и телом, единая превысшая всякой чистоты, целомудрия и девства, единая всецело соделавшаяся обителию всецелой благодати всясвятаго Духа, самыя невещественыя силы здесь еще несравненно превзошедшая чистотою и святынею души и тела, призри на мя мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстей жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления своих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую Матерь истиннаго Света – Христа, Бога нашего; потому что Тебя одну с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, "Всех скорбящих Радосте", услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая "Утоление печали", утоли и мою печаль; Ты, "Купино Неопалимая", сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, "Взыскание погибших", не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Молитва Богородице перед иконой Неупиваемая чаша

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Молитва Богородице Дево, радуйся

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Ца­ри́­це моя́ Преблага́я, На­де́ж­до моя́, Бо­го­ро́­ди­це, При­я́те­ли­ще си́­рых и стра́н­ных Предста́тельнице, скор­бя́­щих Ра́­дос­те, оби́­ди­мых Покрови́тельнице!

Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́­си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́­мо­щи, ра́­зве Те­бе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Те­бе́, о Бо­го­ма́­ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Кондак Пресвятой Богородице

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице. / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся, и Тобо́ю хва́лимся. / Твои́ бо есмы́ раб́и, да не постыди́мся.

Кондак Взбранной Воеводе победительная

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Бо­го­ро́­ди­це: но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: Ра́­дуй­ся Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная.

Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.

Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.

Я́ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́.

Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их.

Низложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя; а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.

Восприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка.

Православное почитание Богоматери

Православная Церковь содержит о Богородице то, что Священное Предание и Священное Писание сообщили о Ней, и ежедневно прославляет Её в своих храмах, прося у Неё помощи и защиты. Зная, что Ей приятны лишь те восхваления, которые соответствуют Её действительной славе, святые отцы и песнописцы у Неё Самой и у Её Сына молили вразумить их, как воспевать Её: «Огради помышления моя, Христе мой, ибо Чистую Матерь Твою воспети дерзаю» (Икос Успения). «Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы» (св. Епифаний Кипрский. Истинное слово о вере). «Необходимо нам исповедовать, что Святая Приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в злохуление. Ибо отрицающие, что Святая Дева действительно есть Богородица не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев» (Преп. Ефрем Сирин. Монаху Иоанну).

Из Предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причём, Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна — из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны. Однако не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды, презираемые евреями за своё неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы, Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая своё бесплодство, тогда явился им Ангел, и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить своё дитя Богу.

Через 9 месяцев родилась у них дочь, названная Мариею, с раннего детства проявившая наилучшие душевные качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Её Первосвященником, по откровению Божию, введена была в самое Святое Святых, совводя с Собой почивавшую на ней благодать Божию в дотоле безблагодатный храм (Кондак Введения. Это был вновь построенный храм, в который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов). Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве во Святом Святых, что, можно сказать, жила в нём (Стихиры Введения, на «Господи воззвах» 2-я и на «Славу и ныне»). Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли. (Сокращенно из св. Амвросия Медиоланского. О Приснодевстве Девы Марии).

«Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богородица, грех и вечная смерть проявляли в Ней своё присутствие. Они не могли не проявляться: таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и смерти» (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери). «Чуждая греховного падения» (св. Амвросий Медиоланский. Толкование Пс. 118). Она не была чужда греховных искушений. «Ведь один Бог без греха» (св. Амвросий Медиоланский. Там же), а человек всегда будет иметь в себе, что нужно ещё исправить и усовершенствовать, чтобы выполнить Божию заповедь: «Святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш» (Лев. 19:2). Чем чище кто и совершеннее, тем больше он замечает свои несовершенства и тем недостойнее себя считает.

Дева Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой имеющей Его родить Девы. Чтобы ничто не отвлекало Её от молитвы и внимания к Себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Иосифу, когда Её годы не позволяли Ей больше оставаться при храме, Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении от Неё Всевышнего. «Радуйся, благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах. Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:28—35).

Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. «Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней» (Преп. Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери). «Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил и Деву, и потом родился, чтобы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовив Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Её непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями.» (Преп. Ефрем Сирин. Слово на еретиков, 41). «Вселился в Неё свет, омыл Её ум, чистыми соделал Её помыслы, уцеломудрил попечения Её, освятил девство Её» (Преп. Ефрем Сирин. Мария и Ева). «Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно-чистой» (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери).

Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Мариею от Духа Святого (Мф. 1:18—25), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, придя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нём. Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и «слагала в сердце Своем» слова о величии Своего Сына (Лк. 2:8—19). Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет чрез Её душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все «соблюдала. в сердце Своем» (Лк. 2:21—51).

Хотя и благодатная, Она ещё не вполне разумела, в чём будет состоять служение и величие Её Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей ещё близки, а естественные чувства заставляли Её заботиться о Нём, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей. Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указание о превосходстве родства духовного над телесным (Мф. 12:46—49). «Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Её душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся» (Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 12). Мария уразумела это и, «слышавши речь Божию, сохранила её» (Лк. 11:27—28). Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос (Флп. 2:5), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась силою свыше (Лк. 24:49). Сошедший на Неё Дух Святый «Её научил всему» (Ин. 14:26), и «наставил на всяку истину» (Ин. 16:13). Просвещённая, Она ещё ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Её Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.

Конец земной жизни Пресвятой Богородицы быть началом Её величия. «Преукрашенная Божественною славою» (Ирмос канона Успения), Она стоит, будет стоять и в день Страшного Суда и в будущем веке, одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (Мф. 5:19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него пред Милостивым и, обходя землю, помогает людям.

Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращённую к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница. «Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая» (Стихира Одигитрии). «Надежда, и предстательство, и прибежище христиан», в «молитвах неусыпающая Богородица» (Кондак Успения), «спасающая мир непрестанною Своею молитвою» (Богородичен 3-го гласа), «день и ночь молится о нас и скиптры Царствия Её молитвами утверждаются» (Повседневная полунощница).

Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. «Неизреченных Божиих и Божественных тайн зря в Деве благодать являемую и исполняемую явственно, радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и неизреченный, како избранная Чистая едина явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя. Темже восхвалити хотя Сию, ужасаюся зело, умом же и словом, обаче дерзая, проповедаю и величаю: Сия есть селение небесное» (Икос Введения во храм). «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем» (Ирмос 9-й песни Богоявления).

Иеромонах Иоанн (Максимович), инок Мильковской обители Введения во храм Пресвятой Богородицы. Югославия, 1928 г.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here