Технологическая карта урока орксэ православная молитва

Религиозное чтение: технологическая карта урока орксэ православная молитва в помощь нашим читателям.

Методические разработки по ОРКСЭ к уроку “Православная молитва” 4 класс

Методические замечания к уроку 4. Православная молитва

Разговор о молитве занял у нас 2 урока.

Первый урок мы посвятили обсуждению того,

чем отличается молитва от магических методов,

какие виды молитвы существуют :

молитва-просьба – говорили о том, что в беде, когда уже ничто человеческое не может помочь (падающий самолёт), даже у заядлого атеиста из глубины души вырывается вопль “ Господи, помилуй!”

– слушали рассказ Б. Ганаго «Огонёк молитвы».

2. более редкая молитва – благодарение – рассказала об исцелении Господом 10 прокажённых и только одном вернувшимся благодарить – «… Да девять где?» ( Луки 17: 11-19)

Говорили о важности способности человеческой души – быть благодарным и о том, как важно замечать всё то хорошее, что есть в нашей жизни, и благодарить Бога – и так вышли на 3 . молитву-славословие.

О чём молиться точно не следует – говорили дети, потом слушали рассказ Б. Ганаго «О чём надо молиться».

Вместе – по картинкам презентации – вспоминали сказку «Снежная королева», задаваясь вопросами:

-Из-за чего начались злоключения Кая?

-Чего хотели тролли?

-Почему зеркало вырвалось из рук троллей и разбилось?

-Кай, увозимый Снежной королевой, пытался прочесть “Отче наш”, но вместо этого вспомнил только таблицу умножения. Почему?

-И все-таки Герде удается попасть к Каю. Как? Каким образом беззащитная девочка победила целую армию?

Герда читала «Отче наш». А мы – знаем ли? С этого мы начали Второй урок.

Слушали «Отче наш» в исполнении хора Сретенского монастыря.

Раздала распечатки «Отче наш» по-церковнославянски.

– разобрались со звательным падежом (именуя присутствующих к их вящей радости),

– написала на доске спряжение глагола «быти» (аз есмь, ты еси и т.д.), сравнили с тем, что и у англичан глагол “ to be ” меняется по лицам и числам,

– обсудили, что необычно, непонятно в церковнославянском тексте, что отличается от русского,

-снова вместе прочитали строчку за строчкой, размышляя над смыслом каждого выражения (Особенно активно дети обсуждали, что такое искушение – это когда тебе очень хочется сделать гадость. Рассмотрели ситуации: «плохо лежит» чужая вещь, к тому же очень заманчивая; нечаянно ударили по больной ноге – варианты поведения. Дети заключили: искушение – это «проверка на добро»).

В качестве домашнего задания раздала распечатки (несколько модифицированные) из Рабочей тетради к учебнику.

Технологическая карта урока орксэ православная молитва

Присоединяйтесь – это бесплатно!

Технологическая карта урока для 4 класса на тему: «Православная молитва» курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Разработка урока может быть использована как дополнительный материал к урокам МХК

Комментарии

Адрес редакции: 630136, г. Новосибирск, ул. Плахотного 74/1

Учредитель: Воробьев Сергей Александрович

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.

Копирование материалов возможно только при разрешении администрации.

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Православный храм"

УМК: учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: С.Н.Фролова «Основы религиозной культуры и светской этики», часть II.

Тема урока: Православный храм.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

направленные на достижение личностных результатов обучения:

– воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

– воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям;

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

– развивать у учащихся навык слушания;

– развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным текстовым материалом;

– развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

– развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

– познакомить с устройством православного храма.

Основные термины и понятия: храм, священник, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, аудиозапись колокольного звона

Дадим друг другу руку

Поднимим настроение себе и другу.

Желаю вам успешной работы на уроке.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.

(аудиозапись колокольного звона).

– Какую музыку вы сейчас слышали?

– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»).

преобразовывать информацию из одной формы в другую; выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Постановка цели урока. Планирование своей деятельности.

– Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Попробуйте дать определение слову «храм».

– Зачем люди посещают храм?

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку».

– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? (Слайд №3).

– Что нам поможет достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?

Формулируют цель урока.

1) получить знания о назначении православного храма;

2) познакомиться с устройством православного храма.

Ученики выбирают карточки и составляют план урока.

определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности.

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– Жизнь православного человека с самого рождения до смерти связана с храмом (слайд №4). В самые сложные и тяжелые времена люди всегда обращались за помощью к Богу. Вспомните, пожалуйста, такие исторические моменты и назовите их (слайд № 5).

– Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. (Слайд №6).

Лучшие храмы стали славой России (слайды № 7-10). Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергеевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Успенский собор нашего города и многие другие храмы России.

– Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

2) Выступление заранее подготовленного ученика

– Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Более подробно об этом нам расскажет Гурылева Дарья (слайд №11)

3) Проведение физкультминутки

Вот мы руки развели,

И у храма до земли

В пояс поклонились.

Ниже, ниже, не ленись.

Поклонись и улыбнись!

– Итак, сейчас мы с вами «отправляемся в храм». Что же является частями любого православного храма? Православный храм можно разделить на три части: притвор, средняя часть или сам храм, алтарь (слайд №12). А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника с . 48-51, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки.

1-я группа – канун, поминальная записка

Объясни следующие понятия:

Поминальная записка – это…

Куда можно поставить свечи, молясь за себя и за других живых людей?

Ответь на вопросы:

– Что такое икона?

– Может ли православный человек молится без иконы?

– О чём обычно люди молятся?

– Почему в молитве нельзя просить зла?

Целая стена из икон называется … . В центре расположены двери. Они называются … . Справа от Царских врат всегда икона … . Слева всегда икона … … .

За иконостасом находится … . Никто не имеет права туда входить без … … . Система запретов в православной культуре способствует … человека. Надо уметь …, уметь …, уметь … и … .

(Слова для справок: благословения, алтарь, развитие, ждать, останавливаться, уступать, понимать.)

Подумай и ответь:

1) Человек, совершающий в храме все таинства и богослужения?

2) Священник в храме работает или служит?

3) При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека?

5) Выступление групп. Составление глоссария

(Учитель прикрепляет карточки на схеме храма).

Вывод: При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. «Душой тянутся к Небу, а делами помогать ближним».

( Например, Куликовская битва, стояние на Угре, Бородинская битва).

(Предполагаемые ответы: купола, кресты).

Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением с использованием презентации.

(Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

– Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, форму луковицы). Купол напоминает пламя свечи, пламя которой тянется вверх, а свет и тепло отдает тем, кто рядом. Купол заканчивался вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их значение символично:

– две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

– три главы (три лица Святой Троицы);

– пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

– семь глав (семь таинств и семь Вселенских Соборов);

– девять глав (девять чинов Ангельских);

– тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов);

– тридцать три главы (по числу земных лет Иисуса Христа).

Делятся на группы. Выбирают командира группы.

По учебнику с. 48-51 находят определение понятий и готовят выступление.

Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала

развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения.

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

подробное пересказывание небольшого текста;

выводы в результате совместной работы класса и учителя.

развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной формах; владение диалогической формой общения. Инициативное сотрудничество в поиске и соре информации; контроль своего поведения.

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.

(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

Работая в паре, выполняют задания в тетради на печатной основе (Задание №1. Сделай надписи к картинкам).

преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы.

– Сегодня на уроке мы много узнали о православном храме.

– Что такое храм? Зачем люди ходят в храм? Какие храмы нашего города тебе известны?

Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

– Мне бы хотелось

– В конце нашего занятия предлагаю написать синквейн на тему урока. (Слайд №14, 15)

Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

– В тетради на печатной основе с…. вырази своё отношение к уроку по следующим критериям: интерес, трудность, важность.

основное: прочитать текст учебника с.48-51;

альтернативное: 1) составь кроссворд на тему «Православный храм;

2) Сообщение на тему «Храмы города Александрова»;

3) Сообщение на тему « Символика цвета куполов храма».

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Технологическая карта урока модуль основы православной культуры Православная молитва 4 класс

Автор публикации: Абрамова Л.Т.

Дата публикации: 2016-09-18

Урок №4 модуль «Основы православной культуры»

Учитель ОПК Абрамова Л.Т. 26.09.2016г.

Технологическая карта урока.

Название предметного модуля

ОРКСЭ. Модуль « Основы православной культуры»

Что такое православие? Что означает слово «благодать»? Кто такие святые? Обращение к Богу называется молитвой. Молитва-просьба, благодарение, славословие, Благодать-дар Божий. Святые-люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. Священное Предание. Молитва «Отче наш» на старинном церковнославянском языке. Это интересно: «помилуй» – краткая молитва. Однокоренные слова: милость, миловать, милостыня. Неправильно желать зла и боли другим людям.

Методы и приемы реализации содержания урока

беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в парах, творческая работа с иллюстративным материалом, ИКТ, работа с диском к учебнику.

10-11 лет, 4 класс

Цель: формирование представления о нравственных критериях духовного мира, традициях православной культуры.

-сформировать у учащихся представление о православии, благодати, святых, молитве «Отче наш».

-расширить кругозор обучающихся;

-способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Целевой ориентир на личностный результат:

В оспитание и нравственное самовоспитание с позиций православной культуры

Целевой ориентир на метапредметный результат:

самостоятельность суждений; в волевой сфере: осознанность поведения и самоконтроля. Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы

умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения. Расширение кругозора; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления.

Целевой ориентир на предметный результат:

формирование представления о молитве в православии, благодати, святых, молитве «Отче наш» в культурных традициях православия. Бережное и уважительное отношение к культуре православия.

Иметь представление о молитве, благодати, святых, молитве «Отче наш» Расширить кругозор; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля.

В оспитание и нравственное самовоспитание с позиций православной культуры

Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения, осознанность поведения и самоконтроля.

Формирование представления о православии, молитве, благодати, святых, «Отче наш».

доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику, презентация « Молитва» диск к учебнику А. Кураева.

Конспект занятия (образовательной деятельности ) Предыдущая тема: Человек и Бог в православии

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Давайте поговорим о слове «Молитва». Как вы понимаете значение этого слова? В каких случаях оно употребляется?

Мотивация деятельности обучающихся

Поразмышляем. А какие взаимоотношения связывают человека и Бога? Вспомним сказку «О мертвой царевне и 7 богатырях». Девица молвила. Молва. Молвить, говорить. Подберем однокоренные слова к слову «Молитва». Молить кого? Молиться кому?

Тема урока «Молитва». Подумайте, что вы хотите узнать сегодня на уроке? Формулирование личностной цели обучающимися.

Актуализация ранее приобретенных знаний

Что означает слово «Молитва»? «Православие»? Найдем в учебнике.

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассмотрим иллюстрации стр 12 стр. 13. Работа в группах. О чем говорится в тексте учебника? Работа с текстом: смысловое чтение. Главная мысль текста. Что произвело на вас особое впечатление?

Запись слов в тетради. Православие, молитва: просьба, благодарение, покаяние. Святые, благодать – добрый дар, Священное Предание, «Отче наш»

Работа с учебником. Стр.15 рубрика «Это интересно». Краткая молитва «Помилуй».

Применение и закрепление обучающимися нового знания

Работа с диском к учебнику. Рабочая тетрадь – выполнение заданий.

Рефлексия деятельности обучающихся

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

– Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке, что…

Как вы думаете, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям.

Вывод: Православный человек может молиться в беде и радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух. Он может молиться на любом языке, везде: в храме, дома, на природе, в автобусе.

Что означает слово «Помилуй».

Спасибо! Молодцы. Запомните материал урока. Живите в мире со всеми и с собой.

Учебник стр.15. Урок №4.

Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся

Указываются мероприятия внеурочной деятельности обучающихся (экскурсия, выставка и т.д.),

Творческий вечер Н.И. Акисовой. В ДК «Юность»

1. Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2012. – 95 с.А.В. Кураев

2.Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here