Религиозное чтение: требник молитва на начало поста в помощь нашим читателям.
Содержание
Требник
Все тексты в стандарте HIP.
Тексты приводятся по изданию: Тре’бникъ. Въ дву’хъ частя’хъ. — Москва`. Сv"нода’льная тv"погра’фiя. #ац
Из других источников
- Чин освящения колесницы
- Последование малого освящения храма (протоиерей Николай Диваков, Дмитрий Михалин, Анатолий Алексеевич Матвеев)
- Последование освящения часовни: вариант 1 и вариант 2 (более краткий) (— // —)
- Молебное пение святителю Василию Великому (— // —)
- Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения (— // —)
- Молебные прошения (источник: "Православная страница" Николая и Елены Андрущенко)
- Чин освящения кивота для хранения святых мощей (оцифровка: Максим Е. Плякин)
- Чин малого освящения воды вкратце (подготовка материала: прот. Николай Диваков, Людоговский Ф. Б.)
- Молитва на освящение нового меда (— // —)
- Чин благословения и освящения надгробного креста (— // —)
- Последование молебна за болящего (— // —)
- Молебное пение о недужных многих или об едином (— // —)
- Чин благословения в воздушное путешествие (— // —)
- Молитва на благословение чертога (— // —)
- Последование молебна перед хирургическим действием (— // —)
- Последование молебна жене перед порождением (— // —)
Если у Вас возникли какие-то вопросы по работе с HIP-стандартом, присылайте их на адрес библиотеки.
Требник молитва на начало поста
Текущее время: 18 дек 2017, 21:25
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Коленопреклонные молитвы на начало Великого Поста
Зарегистрирован: 02 янв 2010, 10:02
Куры свищут: туда-сюда.
Зарегистрирован: 07 мар 2007, 20:29
Откуда: Саратов, храм Рождества Христова
Ниже — скан из дореволюционного Требника и текстовый PDF.
Treb195.jpg [ 90.15 КБ | Просмотров: 3499 ]
Treb196.jpg [ 95.43 КБ | Просмотров: 3499 ]
Treb197.jpg [ 94.85 КБ | Просмотров: 3499 ]
Treb198.jpg [ 98.72 КБ | Просмотров: 3499 ]
Всё, что разумно, — совместимо с истинами Откровения (Альберт Великий)
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения
Требник молитва на начало поста
Молитвы в начале поста святой четыредесятницы.
Эти молитвы обычно произносятся священником в первые дни святого великого поста при посещении домов прихожан, но по желанию можно их произнести и в храме в прощенное воскресенье, после вечерни, накануне поста.
1. Боже, надежда всех концев земли и находящихся далеко в море! Ты через закон, пророков и святых евангелистов определивший эти святые дни для поста, Сам удостой всех нас непорочно совершить течение этого поста, сохранить непоколебимой веру и во все дни нашей жизни исполнять Твои заповеди. Заповедай ангелу мира охранять нас при вхождении и выхождении на всякое доброе дело, и помогать нам в послушании Тебе и в приготовлении к достойному причащению Твоих Пречистых Тайн. Прийми же, Владыка, коленопреклонения и пост Твоих рабов (имена), даруй им и всем нам духовное благосло–рение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Потом благословляет присутствующих, произнося: «Благословение Господа да будет на вас, уо Его благодати, щедротам и человеколюбию ныне, всегда и во веки веков Аминь».
Молитва на благословение ветвей пальмовых и других деревьев в Вербное Воскресение.
«Господу помолимся». «Господи, помилуй». «Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу — Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Молитва на благословение мясной пищи в первый день Святой Пасхи.
Священник: «Благословен Бог наш…» «Христос воскрес…» (трижды) . «Господу помолимся». «Господи, помилуй». «Господи Иисусе Христе Боже наш! Склони Свой взор на мясную пищу и освяти ее, какосвя–I тил Ты овна, которого привел к Тебе верный Авраам, и как агнца, которого принес Тебе Авель! для всесожжения, и как упитанного теленка, которого Ты повелел заколоть для блудного Твоего сына, вновь к Тебе возвратившегося; и как тот удостоился насладиться Твоими благодеяниями, так и всех нас удостой насладиться освященною и благословленною Тобою пищею. Ибо Ты — истинная Пища и Податель благ, и мы воссылаем, славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом, и с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и вовеки веков. Аминь».
Молитва на благословение сыра и яиц в первый день Святой Пасхи.
«Владыка Господи Боже наш, Творец и Создатель всего! Благослови всякую молочную пищу и яйца, а нас сохрани в Твоей милости, чтобы мы, вкушая их, исполнились обильно подаваемыми Тобою дарами, и Твоими неизъяснимыми благодеяниями. Ибо Твое есть царство, власть, сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Молитва на благословение Артоса в первый день Святой Пасхи.
В конце Литургии, после заамвонной молитвы, Артос ставится перед Царскими Вратами. Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй».
Священник: «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Ты повелел через Своего раба Моисея, при выходе Израиля из Египта и освобождении Твоего народа от тяжкого рабства Фараона, заколоть агнца, прообразуя этим, добровольное заклание за нас на кресте Агнца, принявшего на Себя грехи всего мира, Твоего Возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого нам даровано освобождение и выход из вечного рабства врага и избавление от несокрушимых уз ада; поэтому и мы, рабы Твои, принося ныне в этот преславный, всесветлый и спасительный день Пасхи этот хлеб пред Твоим величеством, в честь, славу и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, смиренно молим Тебя: Ты и ныне склони Свой взор на этот хлеб и благослови и освяти его; а нас, его принесших, его целующих и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и Твоею силою удали от нас всякую болезнь и немощь, подавая всем здоровье. Ибо Ты источник благословения и податель исцелений, и Тебе мы воссылаем славу, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и с Пресвятым Всеблагим, и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Священник трижды окропляет Артос святой водой, каждый раз произнося: «Благословляется и освящается этот Артос окроплением этой святой воды, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Молитва на раздробление Артоса в Пасхальную субботу.
В конце Литургии, после заамвонной молитвы, Артос ставится перед Царскими Вратами. Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй».
Священник: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сошедший с небес, Хлеб ангельский, Хлеб вечной жизни! Ты и в эти всесветлые дни ради Своего тридневного и спасительного воскресения напитал нас духовною пищею Твоих Божественных благодеяний. Мы смиренно молим Тебя, Ты и ныне милостиво прийми наши молитвы и благодарения и, как благословил Ты пять хлебов в пустыне, так и теперь благослови этот хлеб, чтобы все вкушающие от него, удостоились душевного и телесного здоровья и благословения, по благодати и щедротам Твоего человеколюбия. Ибо Ты наше освящение и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и Всесвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Затем артос раздробляется и раздается верующим.
Молитва на благословение винограда 6 августа.
«Господи Боже наш! Благослови этот новый виноградный плод, который, по Твоему благоволению, при ясной погоде, через благорастворение воздуха и дождевые капли, созрел к этому времени. Да послужит он и его сок нам, вкушающим его, и радостью и приношением для очищения нас от. грехов, приносимым Тебе с Освященным Святым Телом Твоего Христа, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь»,
Если же 6 августа вместе с виноградом или, за неимением винограда вместо него приносятся в храм для освящения яблоки и другие фрукты, то произносится еще и другая молитва — на благословение первых плодов и овощей. Эта же молитва произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения.
Молитва на благословение первых плодов и овощей.
«Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Молитва на закладку дома.
Боже Вседержитель, премудро сотворивший небеса и утвердивший землю в равновесии, Создатель и Творец всего мира! Милостиво склони Свой взор на раба Твоего (имя), предпринявшего в Твоей могущественной державе воздвигнуть дом для житья и совершить его закладку. Утверди этот дом на основе крепкого камня так, чтобы ему, по Твоему Божественному Евангельскому слову, не в силах был повредить ни ветер, ни вода, ни что иное. Благоволи, чтобы он был достроен до конца, а намеревающихся жить в нем избавь от всяких вражеских козней. Ибо Твоя держава и Твое царство и сила и слава. Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки вечные. Аминь.
Требник
Требник состоит из четырёх томов. В первом томе Требника содержатся наиболее часто используемые чинопоследования. В частности, здесь можно найти порядок совершения крещения, венчания, елеосвящения, молебны о болящих, путешествующих и многое другое.
Во втором томе Требника собраны все последования о усопших.Чин Панихиды представлен в соответствии с указаниями Типикона. Также приведены чинопоследования отпевания младенцев, мирян, монахов, священников.
- Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.
- Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего.
- Молитвы жене родильнице по четыредесяти днех.
- Молитва жене, егда извержет младенца.
- Молитва, во еже сотворити оглашенного.
- Последование святаго Крещения.
- Измовение во осмый день.
- Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго.
- Восполнение от иерея чина святаго Крещения, аще совершено было оное мирянином.
- Последование о исповедании.
- Молитва над разрешаемым от запрещения.
- Последование, бываемое о обручении.
- Последование венчания.
- Молитва на разрешение венцев во осмый день.
- Последование о двобрачном.
- Последование малого освящения воды.
- Поседование общего молебна.
- Прокимны.
- Апостолы и Евангелия.
- Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякого доброго дела.
- Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.
- Молебное пение о недужных многих, или о едином.
- Последование святаго елея, певаемое от седьми священников, собравшихся в церкви или в дому.
- Чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие.
- Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного.
- Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет.
- Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
- Чин благословения в путьшествие.
- Чин благословения в воздушное путьшествие.
- Чин благословения хотящим по водам плыти.
- Чин освящения колесницы.
- Молитва на освящение всякой вещи.
- Чин благословения нового дома.
- Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
- Чин над кутиею в память усопших, на Литургии.
- Чин над кутиею в память усопших, вечера.
- Последование панихиды.
- Чин погребения младенческого.
- Последование мертвенное мирских тел.
- Последование мертвенное над скончавшимся священником.
- Последование исходное монахов.
- Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.
- Чин благословения и освящения надгробного креста.
- Чин благословения и освящения места, идеже погребатися будут телеса скончавшихся христиан, сиесть гробия (кладбища).
- Последование великого освящения воды святых Богоявлений.
- Чин малого освящения воды вкратце.
- Ин чин малого освящения воды вкратце.
- Чин бываемый при основании церкви и водружении креста.
- Чин молитвенный на поставление креста на верх крова новосозданныя церкви.
- Указ о храмех, когда святити или не святити.
- Служба на обновление храма.
- Чин освящения храма, от архиерея творимого.
- Последование малого освящения храма.
- Последование освящения часовни.
- Чин благословения и освящения иконостаса.
- Чин благословения индитий, или одежд и покрывал Божественныя Трапезы и Жертвенника.
- Чин благословения или освящения новых священнических одежд, сиесть: стихаря, епитрахиля, пояса, поручей и фелони.
- Чин благословения илитона.
- Молитва еже благословити новыя покровцы, к покровению Святых Таин служащие.
- Чин благословения нового кивота или сосуда, в немже хранимы быти имут Божественные Христовы Тайны.
- Чин благословения нового кивота, или иного коего сосуда, или коего-либо хранилища, крестообразно или инако к хранению мощей святых сооруженного.
- Чин благословения и освящения сосудов служебных, сиесть: дискоса, чаши, звездицы и лжицы, с тремя их покровцы предложенных вкупе.
- Молитва над единым сосудом служебным.
- Чин благословения новых сосудов церковных, вкупе многих или единого, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, сиесть водоносные сосудцы, и иные алтарные принадлежности.
- Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона.
- Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы, во образе триех ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святаго Духа.
- Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих.
- Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Богородицы, единыя или многих.
- Чин благословения иконы святаго, единаго или многих.
- Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе.
- Благословение креста к нощению на персех.
- Чин благословения колива.
- Молитва на основание дому.
- Последование над пещию.
- Молитва на благословение чертога.
- Молитва о храмине, стужаемой от злых духов.
- Молитва еже освятити какое-либо благовонное зелие.
- Чин благословения свещ на Сретение Господне.
- Молитва на благословение свещ церковных.
- Чин молитвенный на копание кладезя и обретение воды.
- Чин благословения нового кладезя.
- Чин благословити новый корабль или лодию.
- Чин благословения водного судна ратного, на сопротивныя отпущаемого, единаго или многих, и благословения воином, в них плыти хотящим.
- Чин освящения воинского знамения, еже есть хоругви, и воем благословения на брань.
- Чин благословения воинских оружий.
- Молитва о еже благословити мрежи.
- Молитва над сеянием.
- Молитва во еже благословити стадо.
- Молитва над гумном
- Молитва над солию.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Требник
Тре́бник – богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования треб – Таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.
Книга получила свое название от слова «треба», которое в древнерусском языке имело сакральный смысл и означало «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда».
В настоящее время словом «треба» называются молитвословия и священнодействия, совершаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного или нескольких христиан в особых обстоятельствах их жизни. Имеются в виду все Таинства (кроме Евхаристии и хиротонии), молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и прочее.
История происхождения Требника
По своему происхождению, чинопоследования Таинств и других священнодействий, излагаемых в Требнике, восходят ко времени апостольской жизни Церкви. Первоначальные Требники до нас не дошли.
Наиболее ранними из известных источников являются Евхологион Сарапиона, епископа Тмуитского (Египет, IV в.), а также сборник молитв и служб, содержащихся в 8-й книге «Апостольских постановлений».
По мере развития внешней стороны богослужения число молитво-словий увеличивалось до XI века включительно.
В греческой Церкви Требник вместе со Служебником составляют одну книгу, называемую Евхологион (Молитвослов).
До наших дней сохранились рукописи VIII – IX веков: Евхологион Барбериновской библиотеки и Евхологион Синайского монастыря, обнаруженный епископом Порфирием (Успенским) во время его путешествия на Восток.
Дмитриевский А. То же. Правосл. собеседн., 1883, с.480 482.
На славянский язык Требник был переведен впервые святыми Кириллом и Мефодием ( IX в.). Он был в употреблении до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. При нем грек Феогност, поставленный митрополитом Всероссийским, повелел в 1328 году перевести на славянский язык привезенный им Требник. Его Требник вошел во всеобщее употребление в Русской Церкви.
С появлением книгопечатания на Руси ( 1564 г .) рукописные Требники исправлялись и издавались при патриархах Филарете (1619—1633), Иоасафе I (1634—1640), Иосифе (1642—1652), Никоне (1652—1666), Иоасафе II (1667—1672), Иоакиме (1674—1690).
Патриарх Иоасаф I дополнил Требник приложением Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращенный вариант Большого Требника. Он получил название Требника Малого. Патриарх Иоаким в 1687 году улучшил это издание, напечатав в Малом Требнике Номоканон (в сокращенном виде).
В 1863 году в Киево-Печерской Лавре по благословению киевского митрополита Арсения был издан Требник Дополнительный.
Виды Требников и их содержание
В церковной практике существуют следующие виды Требника: Большой, Малый, Дополнительный, Малый в двух частях.
Требник Большой состоит из двух частей. В первой части содержатся последования Таинств: Крещения, Миропомазания, Венчания (Брака), Елеосвящения, Покаяния – и других Божественных служб: погребения усопших, освящения воды, пострижения в монашество. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.Молитвословия изложены в той последовательности, в какой обыкновенно бывают потребны христианину. При тяжелой болезни, препятствующей человеку идти в храм, чтобы принять Святое Причащение, Православная Церковь позволяет на дому приобщить его Святых Тайн Христовых. Поэтому в Требнике имеется чин, «егда случится вскоре вельми больному дати причастие».
Вторая часть Требника Большого содержит главным образом молитвословия различных богослужебных и религиозно-житейских обрядов, в частности: молитвы на освящение вещей, зданий, строений; молитвы при освящении овощей (плодов) и винограда (гроздия); молитвы разрешительные от клятвы; молитвы при начале всякого труда и вообще испрашивающие благословение Божие; молитва святых седми отроков Ефесских (память 4 авг. и 22 окт.) о немощном и неспящем (который изнуряется, не имея долгое время сна); молитва над солию; последование в сыноположение (то есть при усыновлении кого-либо); молитвы при благословении яств и артоса во Святую Пасху; последование об отроках неудобоучащихся; молитвословия об отгнании злых духов. Во второй части Требника помещены и некоторые последования, относящиеся к общественному богослужению: чин омовения ног в Великий четверг, слова Иоанна Златоуста на Великий четверг и на Святую Пасху и молитвы коленопреклоненные на вечерне в день праздника Пятидесятницы; молебные пения на разные случаи; молитвословия о взыскующих мира; изложение обрядов и молитвословий, какие бывают при принятии Православной Церковью в свое лоно находящихся вне ее; чины на освящение храма; а также Номоканон – собрание канонических правил.
Кроме того, в Требнике Большом имеются две дополнительные главы, составляющие как бы третью его часть. Первая содержит месяцеслов, вторая – сословие (указатель) имен (святых) по алфавиту.
Требник Малый представляет собой сокращенный вариант Большого Требника. В нем содержатся последования священнодействий и молитвословий, которые чаще всего приходится совершать приходскому священнику. Содержание первой части Большого Требника , за немногим исключением, вошло и в Требник Малый. Из второй части Требника Большого в Требник Малый внесены последования малого освящения воды и освящение воды Святых Богоявлений; молитвы на благословение разной пищи, на освящение зданий и кладезей; молитвословия при освящении оскверненного; молитвы, читаемые при благословении над солию, сеянием и тому подобным. Из Номоканона взято «нужнейших правил изъявление», которое по объему короче, чем в Требнике Большом. В Требнике малом печатаются Месяцеслов, Пасхалия зрячая, а также то, чего нет в Требнике Большом позднейших изданий, например:молитва Святых Крещений вкратце – «како младенца крестити вкратце страха ради смертнаго»; «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Господни при разлучении души от тела всякого правовернаго»; молитвы «на Рождество Христово сыновом духовным»; молитвы в начале поста Св. Четыредесятницы.
Требник Дополнительный содержит чины освящений храма и вещей, принадлежащих главным образом храму: креста на храме, сосудов богослужебных, священных одежд, икон, иконостаса, колокола, креста, носимого на персях (груди), и др. Здесь также имеется чин освящения артоса и молитв на освящение предметов и вещей, употребляемых христианами вне храма, в домашнем быту. Таковы молитвы на освящение кладезя (колодца), пчел, благовонных зелий и всякой вещи.
Требник в 2-х частях (Малый) содержит все то, что находится в Требниках Малом и Дополнительном, а также некоторые молитвы из Требника Большого, например: «Молитва на всякую немощь», «Молитва во еже устроити корабль», а также «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».
Требник митрополита Киевского Петра Могилы был составлен и издан им в 1646 году с целью дать юго-западному духовенству не только вновь обработанную официальную богослужебную книгу, очищенную от погрешностей и заблуждений, вкравшихся в церковную обрядность малороссийских церквей под влиянием католичества, но и цельное и всестороннее практическое руководство по всем случаям совершения частного богослужения. Петр Могила составил свой Требник на основе греческих евхологиев и древнеславянских письменных источников. Однако в свой Требник он включил некоторые чинопоследования и мо-литвословия с объяснительными замечаниями из римского требника 1615 года, редактированного впервые еще при папе Павле V в 1603 году. Таким прямым заимствованием из римского ритуала является, например, «Устав тайны святого покаяния» в Требнике Петра Могилы.
В Требнике Петра Могилы имеются также статьи, которые по своему содержанию делятся на обрядовые, казуистические и пастырские. В статьях первого типа раскрывается основная идея обряда и значение всех его принадлежностей, статьи второго типа содержат наставления священнику на различные затруднительные случаи, в третьей группе указываются требования к пастырю как совершителю Таинств и обрядов и говорится о том, как пастырь должен относиться к пасомым.
По содержанию Требник Петра Могилы делится на три части. Первая часть содержит чинопоследования Таинств и важнейших молитво-словий, относящихся к жизни христианина от его рождения до смерти. Во второй части Требника находятся чины на освящение и благословение различных принадлежностей храма и предметов быта христиан (например, освящение богослужебных сосудов и одежд, икон). Чины эти встречаются в Требниках Восточной Церкви и составлены Петром Могилой на основе древней практики Восточной Церкви. В третьей части содержатся моления по поводу событий, имеющих характер общественных бедствий, например во время мора скота, а также событий, касающихся жизни отдельных христиан или общественных групп: молебен за бесноватых, в день новолетия, благодарение о получении помощи.
Петр Могила, умерший вскоре после издания своего Требника, не успел представить его на рассмотрение Всероссийского Патриарха и Собора. Требник не получил повсеместного распространения и признания, хотя некоторые статьи из него были внесены в печатавшиеся в Москве богослужебные книги. Таковы «Известие учительное» в Служебнике, чин присоединения иноверцев, «Книга молебных пений» и т.д. Этот Требник применяется при совершении обрядов, чинопоследования которых отсутствуют в Большом Требнике: на открытие монастырей, на обретение святых мощей. Так, по чину, изложенному в Требнике Петра Могилы, было совершено обретение нетленных мощей святителя Митрофана Воронежского в 1832 году и святителя Тихона Задонского в 1861 году.
Требник в трех частях (в виде трех книг). В новый Требник 1980, 1984 годов издания Московской Патриархии помимо содержания Требника Малого в двух частях (1956 г.) введены отдельные чины и последования из других видов Требника и иных богослужебных книг, в частности, из «Книги молебных пений».
В первой книге Требника содержатся чины, последования и молит-вословия святых Таинств Крещения, Миропомазания, Исповеди, Брака, чин Причащения больных, канон и чин при разлучении души от тела, по-следование отпевания мирян и последование панихиды, последование малого освящения воды и общего молебна Спасителю, Богоматери и святым, молебное пение о призывании помощи Святого Духа пред началом доброго дела.
Во второй книге содержатся последования Таинства Елеосвящения, молебное пение о недужных, об умирении враждующих и умножении любви, о путешествующих, чин благодарения о благодеяниях Божиих, чины освящения различных принадлежностей храма и богослужения.
В третью книгу (1984 г.) вошли последование великого освящения воды, чин при основании церкви и водружении креста, чин освящения храма, чин благословения нового киота для хранения святых мощей, чин благословения и освящения иконостаса, чин благословения колокола, последование о второбрачных, последование над скончавшимся священником, чин погребения младенцев, последование отпевания усопших в пасхальную седмицу, молитвы на разные потребы (освящение винограда на Преображение, мясной и молочной снеди на Пасху, чин освящения артоса и т.д.), чины присоединения к Православной Церкви, освящение дома, чинопоследование над усопшим неправославным, молебное пение на новолетие.
Чинопоследование соединяемым из иноверных
к Православной Кафолической Восточной Церкви.
В книге содержатся чинопоследования приема в Православную Церковь нехристиан и христиан других исповеданий:
а) через Таинство Крещения (язычников, иудеев, магометан);
б) через Таинство Миропомазания (лютеран, католиков не миропомазанных и кальвинистов);
в) через Таинство Покаяния (тех, кто крещен и миропомазан, но отпал от Православной Церкви и совратился в раскол).
Книга представляет собой извлечения из Большого Требника некоторых глав (97, 98, 103—106) с несколькими дополнительными статьями. Чинопоследование было издано отдельной книгой в 1757 году и затем переиздано в 1845 и 1858 годах.
В книге изложены молитвословия и чины, заимствованные из Большого Требника: молебные пения «против супостат» (гл. 91), «во время бездождия» и «во время безведрия» (гл. 80 и 81). Книга содержит также последования, не встречающиеся в Требнике: благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, чин благословения в путешествие, хотящим по водам плыти, чин благословения судна ратного, воинского знамени, нового корабля, копания кладезя и благословения его.
Таинства и обряды Православной Церкви
Учебное пособие по литургике
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.