Утренняя молитва почаевская лавра

Религиозное чтение: утренняя молитва почаевская лавра в помощь нашим читателям.

Молитвенный дух и величественный голос иеросхимонаха Валериана (Дячины)

Содержимое

Утром 8 сентября 2017 года в городе Луге Ленинградской области «в старости, насыщенный днями» (Иов 42:17), на 83-м году жизниотошел ко Господу иеросхимонах Валериан (Дячина) – отец епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, 55 лет прослуживший Богу в священном сане у престола. Из них более тридцати лет отец Валериан пребывал на Западной Украине: был настоятелем Архангело-Михайловского каменного храма в селе Белозирка Лановецкого района Тернопольской области, нес послушание настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы на Туниках в Кременце и благочинным храмов Кременецкого района Львовско-Тернопольской епархии.

Отец иеросхимонах Валериан родился в 1935 году в селе Бодаки, что на Волыни, в 25 км от Почаевской Лавры, в семье Феодоры и Никанора Дячина. Третьего ребенка назвали Валерианом, в честь мученика, память которого праздновалась в этот день. Мальчику повезло, он рос в воцерковленной семье, где чтились и строго соблюдались православные традиции. Дом родителей находился в 100 м от храма Николая Чудотворца.

Мама, Феодора Григорьевна, окончила церковно-приходскую школу, причем была одной из первых учениц, так как ранее в подобных заведения обучались только мальчики. Господь даровал ей чудесный голос, и уже в восемь лет она пела в церковном хоре. Голос ее был настолько чист, что на уездном смотре церковных хоров ей было присуждено, как солистке, первое место. А в качестве подарка преподнесено Евангелие, которое она читала с детства и которое стало путеводителем в ее жизни и в жизни ее сына, будущего священника Валериана. Пела Феодора Григорьевна в хоре до 82 лет. Господь даровал ей долгую жизнь, она прожила 95 лет.

Отец, Никанор Васильевич, родился в 1893 году, прошел Первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Трудился в сельском хозяйстве. Он умер, когда ему исполнилось 62 года. Сам Никанор Васильевич не служил в храме, но его отец, Василий Дамианович, был церковным старостой в течение 25 лет.

Кроме Валериана в семье росло два старших брата, Леонид и Владимир, и младшая сестра Мария. Однако почему-то именно младшего сына Валериана брали родители с собой, когда ходили в Почаев на богомолье в Лавру. А однажды отец сказал сыну: «Ты будешь батюшкой». Тогда юноша не придал значения этим словам. А они оказались пророческими.

Почаевская Лавра. Отец Валериан (в центре) с братией обители и отроками – будущими епископами нашей Церкви. 1978 г.

Семья жила скромно, но дружно. Каждый знал свои обязанности по дому, по хозяйству. Любовь к труду прививали детям с малых лет. Ребята помогали родителям, учились, рисовали, клеили елочные игрушки и, конечно же, посещали храм.

Подходили к концу годы учебы в школе, и перед молодым человеком встал вопрос, как жить дальше. Он имел хорошие литературные способности, а душа тянулась к храму. Решение было принято окончательно и бесповоротно: отдать свою жизнь на служение Господу и людям. Отец Валериан рассказывал и такой факт. После последнего выпускного урока он пошел вместе с одноклассниками к реке, сели на траву и решили по очереди поведать друг другу, кто кем хочет стать. «Я стану художником, а я военным…» – открывали секреты мальчишки, последним говорил Валериан: «Я буду священником». Это заявление ошеломило всех. «Как, в такое время, когда храмы закрывают?! Может, передумаешь?» – уговаривали друзья. «Нет, не передумаю», – последовал твердый ответ.

По окончании школы Валериан, как и все, был призван в советскую армию, где отслужил по совести три года. Предлагали остаться, продолжить военную карьеру. Но юношу, уже посвятившего себя служению Богу, подобно родному дяде Иоанну Дьячине, который в 1930-е годы стал священником в далекой Канаде и много лет (более 40 лет) служил в Американской митрополии, а с 9 марта 1941 г. и до кончины 17 января 1976 г. являлся настоятелем значимого собора Христа-Спасителя в Торонто, ждала Ленинградская духовная семинария. Он поступил в семинарию, несмотря на серьезный конкурс, сразу после демобилизации. Во время поступления Валериан познакомился с семинаристом Сергием Бучковским, братом своей будущей матушки. По окончании третьего класса семинарии в 1961 г. он женился на Таисии, к которой относился с большой нежностью и уважением.

В четвертом классе семинарии Валериан служил диаконом в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Рукоположение в сан диакона состоялось 9 октября 1961 г., на престольный праздник академического храма. А по окончании обучения, 6 июня 1962 г., был рукоположен в священники митрополитом Пименом (будущим патриархом) в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Во время четырехлетней учебы в духовной академии отец Валериан служил священником в академическом храме. Распорядок дня был довольно напряженным. Поднимались семинаристы в семь часов утра, служащий Литургию священник – около 5 утра. Затем – утренняя молитва, завтрак в столовой, занятия, обед, с 15 до 17 часов свободное время, после – подготовка к занятиям. В 11 часов сон. Отцу Валериану было несложно привыкнуть к такому распорядку, сохранилась армейская привычка к режиму. В 1962 году матушка Таисия родила дочь. Девочку назвали Софией. Пока батюшка учился в Ленинграде, матушка с дочкой жили на Украине вместе со своими родителями.

После служения Литургии. Луга

Защитив диссертацию, написанную в духовной академии на тему «Евангелие – как основа нравственности для христианина», отец Валериан получил ученую степень кандидата богословия. Годы обучения в духовной академии он вспоминал особенно, ведь с его курса вышло четыре архиерея. Один выпускник остался преподавать в академии, другой стал настоятелем Владимирского собора в Ленинграде, третий – в Ломоносове, и еще один – в Москве.

В 1966 году отец Валериан окончил духовную академию и по направлению Учебного комитета Московской Патриархии вернулся домой. В 1967 году у него родился сын Михаил, ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский.

В канцелярии Львовской епархии отцу Валериану предложили очень хороший вариант для служения: курортный город Залещики на Украине. Но обещание, данное родителям матушки Таисии перед женитьбой (жить всем под одной крышей и похоронить стариков на родине), не оставляло ему выбора. И он стал священником в селе Белозерка Лановецкого района на Волынской части Тернопольщины, в 60 км от областного центра, где служил смиренно, избегая духа властолюбия и карьеризма. Село большое, до 1000 домов. Молодой батюшка стал настоятелем храма архистратига Михаила. Тогда он с сотрудниками первые в области произвели ремонт храма. В Белозерке батюшка прослужил девять с половиной лет, после чего Указом митрополита Львовского и Тернопольского Николая (Юрика) был назначен благочинным храмов Кременецкого района, где находится известная Почаевская Лавра, и переведен на служение в город Кременец.

Расположенный в 25 км от Почаева Кременец насчитывал 33 тысячи человек населения. Отец Валериан служил помощником благочинного отца Сергия Каринковского, старенького и больного. А спустя три месяца был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы и благочинным района. Служа настоятелем городского прихода на Туниках в Кременце, он привел храм в образцовый вид: прекрасное благолепие и идеальный порядок. Как добрый хозяин он заботился о благосостоянии всех храмов района, которые посещал в дни престольных праздников. Имея богословское образование, отец Валериан, сам замечательно проповедуя, старался поднять уровень проповедничества в приходах. Он особенно, как добрый отец, заботился о благочинии между клириками и высоком уровне духовной жизни духовенства.

Луга. На освящении престола

В Кременце семья прожила 25 лет. 31 марта 1972 г. митрополитом Николаем по благословению Святейшего Пимена, Патриарха Московского и всея Руси отец Валериан был награжден саном протоиерея. Жили скромно, но воспитанию и образованию детей уделяли большое внимание. Дочь и сын посещали музыкальную школу. Одиннадцать лет, вплоть до 1988 года, прослужил батюшка благочинным города Кременца и района, в этом большая заслуга матушки Таисии. Работы было очень много, порой на все не хватало времени. Ведь в благочинии насчитывалось более 30 приходов. Отец Валериан стоял у истоков возрождения в Кременце при Свято-Николаевском соборе Регентских курсов, которые вскоре стали Регентско-богословским училищемструктурным подразделением Почаевской духовной семинарии.

В 1992 году отец Валериан был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета для регентов-псаломщиков церковных хоров, а спустя два года стал инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии, т. е. практически руководителем. Отец Валериан в учебный процесс и преподавание вкладывал всю душу и сердце. Батюшка был еще и редактором местной православной газеты. В 1987 году награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени. За работу инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии получил орден преподобного Нестора Летописца, а в 1991 году награжден митрой.

В 2000 году матушку Таисию настигла тяжелая болезнь – инсульт. Отец Валериан, видя, как нуждается в помощи родной человек, разрывался между домом и службой. После вневременной кончины матушки и выхода за штат духовенства Тернопольской епархии по возрасту, в 2000 г. он переехал в Санкт-Петербургскую епархию, где служили его дети: старшая дочь София, которая по окончании регентского отделения при ЛДА вышла замуж за выпускника академии Николая Денисенко из священнического рода, ставшего настоятелем храмов в Луге и благочинным Лужского округа), и сын игумен Мстислав (в миру Михаил), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский. Проживая у дочери, он постоянно помогал молодым клирикам во время богослужений, был духовником мирян и духовенства. Надо отметить, что его дочь, матушка София, тоже с усердием служит Церкви и Господу своими певческими талантами. Она много лет руководит церковным хором и поет в нем. В 1996 г. протоиерей Валериан Дячина совершил первое паломничество во Святую Землю и в апреле 2007 г. побывал в Иерусалиме на светлый праздник Воскресения Христова и церемонии Благодатного огня.

Во время паломничества во Святую Землю. Храм Воскресения Христова. Раздача антидора

Личность блаженнопочившего отца Валериана, его пастырский облик и ревностное служение оставили особый след в жизни многих молодых юношей, которым он дал рекомендации на поступление в семинарии и на посвящение в священный сан. Он стал добрым примером для подражания для многих будущих пастырей нашей Церкви. Его молитвенный дух и умиление при служении, спокойный и в то же время величественный голос, настоящая мудрость и рассудительность, кротость и смирение, сердечные слова проповеди навсегда остались в душах тех, кто общался с ним. Он был настоящим воспитателем и любил учащуюся молодежь, умел наставлять её так, что все его слова, благопожелания и замечания становились незабываемыми и приносил для Церкви замечательные плоды.

Великим счастьем для настоящего духовного пастыря явилось осуществление его благого желания – принятия монашеского пострига, которого Господь удостоил его перед завершением земной жизни сразу в Великий Ангельский образ.

В воскресенье, 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, которого почивший пастырь так любил и чтил, было совершено его отпевание и погребение.

Знакомые и духовные чада отца Валериана в Украине и во многих уголках мира молятся Победителю смерти Господу нашему Иисусу Христу, дабы Он упокоил с праведными душу Своего верного служителя в месте, «идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», и сотворил Новопреставленному вечную память.

Епископ Иов (Смакоуз)

Статистика просмотров

Автор(ы) материала

Популярное за 7 дней

Нижнее меню

Просмотров сегодня: 5683

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

О Почаевской с любовью

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы Пресвятой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.

История этой чудотворной иконы неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошёл к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на неё и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь.

После того, как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то, что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов.

Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезённую из Константинополя икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала образ инокам, поселившимся на Почаевской горе.

Через некоторое время на скале была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери, ставшая частью монастырского комплекса. За свою историю Почаевский монастырь претерпел немало бедствий: притеснялся лютеранами, подвергался нападению турок, попадал в руки униатов – но благодаря заступничеству Божией Матери все невзгоды были преодолены.

Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют, / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощещи, можеши.

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша, и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да, за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет. Ей, Владычице, буди спасению нашему ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире, Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here