В курске молитва

Религиозное чтение: в курске молитва в помощь нашим читателям.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегацией Болгарской Православной Церкви

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с делегацией Грузинской Православной Церкви

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом

В Курске завершились курсы жестового языка для священнослужителей и мирян

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 18 июля по 24 июля 2016 года в Курской епархии прошли первый и второй модули образовательного курса «Основы русского жестового языка». В обучении приняли участие священники Русской Православной Церкви, а также социальные работники и добровольцы. На первом модуле учащиеся познакомились с основами жестового языка, его особенностями и грамматикой. На втором модуле упор был сделан на переводческую составляющую: особенности и виды перевода на жестовый язык, технологии перевода, этические аспекты работы переводчика.

25 человек из 7 епархий Русской Православной Церкви получили сертификаты и свидетельства Учебно-методологического центра Всероссийского общества глухих об окончании курсов жестового языка.

«Курсы русского жестового языка приносят неоценимую пользу, — считает настоятель храма Илии Пророка в деревне Кузнечиха Ярославской области иеромонах Антоний (Инюшин). — Одно дело, когда ты овладеваешь жестовым языком самостоятельно, и совсем другое — когда полученные знания помогают систематизировать опытные специалисты, досконально знающие церковную лексику, идиоматические выражения, объясняющие, как грамотно передать глухому человеку мысль, заложенную в Священном Писании».

По словам отца Антония, в Ильинском храме регулярно проводятся богослужения, в которых участвуют глухие и прихожане с нарушениями слуха. Постоянных прихожан храма из числа глухих — 15 человек, в праздничные дни их намного больше.

Более шести лет действует община глухих при Белгородской православной духовной семинарии. «В общине около 25 человек, — говорит руководитель отдела по социальному служению Белгородской епархии священник Михаил Сердюк. — Еженедельно у нас чередуются богослужения с сурдопереводом и катехизаторские занятия для глухих. Катехизатор — моя матушка, Марина Сердюк, она из семьи глухих и знает жестовый язык в совершенстве».

По словам отца Михаила, главная проблема — понимание глухих. «Даже опытному переводчику не из мира глухих, окончившему курсы, бывает сложно понять глухого, — пояснил священнослужитель. — Если глухой не учился в спецшколе или был поздно отдан туда, если ему не пытались поставить речь на основе остаточного слуха, то его жесты будет сложно понять. Кроме того, сам язык жестов очень сложен: в нем нет предлогов, падежных окончаний, существуют труднопереводимые жесты, много другой специфики. Проблема понимания решается только постоянным общением с глухими, и с годами можно достичь успехов в изучении жестового языка».

«Подобные языковые курсы очень полезны, они дают возможность полностью погрузиться в язык на занятиях, проходящих с утра и до самого вечера, — сказал также отец Михаил. — Появляется мотивация, стимул для дальнейшего совершенствования, поэтому рекомендую обучение всем, кто работает в данной области».

Организаторами курсов выступили Курское отделение Всероссийского общества глухих, Курская епархия Русской Православной Церкви, Координационный центр по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими людьми Синодального отдела по благотворительности, мужской монастырь Курская Коренная пустынь.

Ранее курсы базового уровня проводились 11-17 мая 2015 года в Томске и с 29 июня по 8 июля 2015 года в Курске. Занятия в рамках второго модуля проводились в октябре 2015 года в Томске.

На сегодняшний день в 56 храмах и общинах на территории России ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, в 9 приходах окормляют слепоглухих людей.

Истории монастырей

Курский Свято-Троицкий женский монастырь.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», — древняя почитаемая святыня Троицкой обители, в честь которой был освящен престол нижнего храма. После закрытия и разорения монастыря икона была сохранена верующими и в годы советской власти находилась в курском Никольском храме. Наконец, 11 марта 2007 г. святыня была торжественно, с крестным ходом, возвращена в возрожденную обитель.

В таком событии видится добрый знак благословения свыше: это символическое вселение Госпожи Богородицы в свои владения, дающее надежду на дальнейшее духовное процветание обители, на сугубое заступничество и покровительство Приснодевы.

По преданию, икона Божией Матери «Новодворская» была написана святителем Петром, митрополитом Московским, в XIV в. В то время святитель пребывал в монастыре на Волыни, в урочище Новый Дворец, откуда и пошло наименование образа. Копия этой иконы издавна хранилась в Смоленской церкви Курского Свято-Троицкого монастыря, где от нее и было явлено чудо. Как гласит предание, однажды обитель посетила странница, которая, увидев Новодворскую икону, со слезами пала пред ней в молитве.

И Царица Небесная явила дивное знамение: на глазах у сестер икона опустилась к молившейся и та тут же получила исцеление от тяжкого многолетнего недуга. Женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды в сонном видении увидела икону Богородицы. Божия Матерь, как живая, обещала ей полное исцеление, если она разыщет образ, виденный во сне. Получив облегчение от недуга, женщина долго странствовала в поисках и наконец, найдя эту икону в Курской женской обители, получила обещанное полное исцеление.

После этого, в память явленного от Новодворской иконы чуда, был освящен престол новопостроенного храма, а святой образ разместили за правым клиросом, где он и находился вплоть до закрытия обители.

По сохранившимся свидетельствам, во время революционных гонений, когда святые иконы предавались поруганию, безбожники ворвались в храм, где находилась икона «Троеручица», и пытались вынуть ее из киота, но, по действию чудесной силы, сделать этого не смогли.

При этом присутствовала маленькая девочка, которая после их ухода стала молиться перед иконой, и та сама спустилась ей на руки. За иконой в киоте обнаружились иноческие четки и скуфья. Повзрослев, эта девочка приняла монашеский постриг.

Впоследствии, когда состоялось открытие семинарии, она передала туда чудотворную икону.

По святым местам Курской области

10 июня в Суджанском районе прошел крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери. А 16 июня на «зимнюю квартиру» в Коренную пустынь перенесут икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную, которая сейчас находится в Знаменском соборе Курска. Это событие ежегодно собирает десятки тысяч верующих из разных регионов.

Именно православные святыни привлекают в наш регион больше всего приезжих – паломников и обычных туристов. Люди едут поклониться святым образам, набрать воды из целебных источников, посетить места, связанные с именами Серафима Саровского, Феодосия Печерского и других подвижников, которых дала миру курская земля. В этом номере мы расскажем о самых посещаемых святых местах Курской области.

Курская Коренная пустынь

В Коренной пустыни в местечке Свобода Золотухинского района всегда много людей. Обитель, которую Патриарх Алексий II называл третьим духовным центром России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевского монастыря, известна далеко за пределами России. Более семи веков назад здесь была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, ставшая в XX веке одигитрией русского зарубежья. С 1920 года она находится за границей. Место ее постоянного пребывания – один из храмов Нью-Йорка. С 2009 года чудотворный образ привозят в Курск.

По преданию, 21 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесных зарослях на берегу реки Тускарь икону нашел охотник из Рыльска. Коренной ее назвали потому, что она была обнаружена лежащей у корней дерева. Когда образ подняли с земли, увидели, что это «Знамение». Тогда же произошло первое чудо – забил источник, не иссякающий и по сей день.

Потом были и другие невероятные истории. Когда слава о Курской-Коренной иконе дошла до Москвы, царь Федор Иоаннович забрал ее в столицу. Но потом по просьбе курян вернул и незадолго до своей кончины велел на месте ее обретения построить монастырь. Свою историю Коренная пустынь ведет с 1597 года.

На территории монастыря более десятка святых источников, каждому приписывают особые целебные свойства.

Горнальский Свято-Николаевский монастырь

Примерно в 25 километрах от города Суджи, в живописнейшем месте, расположен Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Обитель учреждена в 1672 году. В 1785-м монастырь закрыли и превратили в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

Предание гласит, что после закрытия обители в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Это повторялось до тех пор, пока в 1792 году не была обретена «Пряжевская» икона Божией Матери. После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. В благодарность Богу он решил восстановить обитель на свои средства.

В течение года чудотворный образ Божией Матери «Пряжевская» обычно посещает храмы Курска и области. Молитвы перед ним благодатны в исцелении женских недугов и бесплодия, заболеваний позвоночника и ног.

Ежегодно проходит крестный ход с «Пряжевской» иконой. До 2014 года он был единственным в России, совершавшимся через государственную границу. Святыню несли в село Мирополье Сумской области. Из-за событий на Украине маршрут пришлось ограничить территорией Курской области.

Уникальны и здешние пейзажи. С холма, на котором стоит обитель, открывается чудесный вид: меловые срезы гор, плывущие по небу облака и бескрайние луга… Решением ЮНЕСКО это место включено в список десяти красивейших в Европе.

Курские краеведы уверены: Горнальский монастырь посещал великий русский писатель Федор Достоевский, гостивший в 1877 году у брата жены на хуторе Малый Прикол Суджанского уезда (впоследствии земли отошли Украине, сейчас это Мирополье). Есть мнение, что свои впечатления от бесед с монахами Федор Михайлович увековечил в романе «Братья Карамазовы».

Рыльский Свято-Николаевский монастырь

На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек – Рыло и Сейм – стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. История возникновения обители уходит корнями в далекое прошлое. Первое упоминание о монастыре относится к 1505 году, его и принято считать годом основания. В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками, и лишь с начала XVIII века на месте стоявших ранее деревянных были выстроены новые каменные храмы.

Строительство монастырского ансамбля в его современном виде связано с именем рыльских купцов Шелиховых, щедро жертвовавших на монастырские нужды. «Русский Колумб» Григорий Шелихов прославился как один из основателей Русской Америки.

Во время Великой Отечественной войны монастырь заняли немцы. Наступая, наши войска целенаправленно вели обстрел монастырской колокольни, предполагая, что на ней находится наблюдательный пункт противника. Но на территорию обители чудесным образом не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Фашисты, покидая монастырь в спешке, также оставили в целости все его строения.

Обитель была закрыта еще в 1926 году. Поселившиеся в ней красноармейцы использовали помещения для хозяйственных нужд, а ограду – для стрельбищ. В годы советской власти здесь размещались различные службы и учреждения. Здания постепенно разрушались, все пришло в упадок.

Новую жизнь монастырь обрел, когда его настоятелем стал отец Ипполит. До этого он 18 лет подвизался на Святой Горе Афон, стяжав особый дар молитвы и любви Христовой. За помощью к старцу в Рыльск ехали со всех концов России, из ближнего и дальнего зарубежья – верующие и неверующие. Люди получали помощь и обретали веру.

19 декабря 2002 года Ипполита не стало. Похоронили его на территории монастыря. Рассказывают, что в день похорон в морозном декабрьском небе засияла радуга. А на девятый день замироточил деревянный крест на могиле старца. Многие верят, что отец Ипполит и после смерти помогает – молится за них, и приезжают на его могилу.

Знаменский кафедральный собор

В Курске более четырех десятков православных храмов и часовен. Каждый из них имеет свою историю и неповторимый архитектурный облик. Знаменский кафедральный собор – не только главный храм Курска, но и один из основных символов. Четыре года назад он отметил 400-летие.

На месте нынешнего собора первоначально была деревянная церковь, возведенная в 1613 году в память избавления Курска от польско-литовских захватчиков. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на ее месте был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение».

В 1787 году его посетила приезжавшая в Курск Екатерина II. Бывали здесь и российские императоры, в том числе Николай II и члены его семьи. Монументальное здание большого Знаменского собора было заложено в 1815-м как памятник победы в Отечественной войне 1812 года.

В марте 1898 года революционеры, стремясь подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы «Знамение» Курской-Коренной, которая находилась в Знаменском соборе, решили ее взорвать. Мощный взрыв, разрушивший чугунную сень над иконой, вызвал значительные повреждения.

Из воспоминаний монаха: «Во время сна услышал я страшный адский грохот… Секунда, другая – и забегали по коридору. Тогда только я понял, что случилось что-то ужасное. Выбежав, встретил иноков и вместе с ними поспешил на монастырский двор. Едва мы переступили церковный порог, как густой смрад пахнул в лицо. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди присутствовавших. Весь собор был покрыт обломками: повсеместно валялись штукатурка, куски дерева, лепных украшений, клочья материи. Массивный подсвечник – погнут и исковеркан. Сень, где помещался образ Божией Матери, разрушилась и распалась на составные части». Каково же было удивление священнослужителей, когда под разбитым вдребезги стеклом они обнаружили невредимую икону.

В 1924 году собор был закрыт, постепенно с него сняли кресты, снесли колокольни. Уцелел лишь главный купол. В 1937 году здание переоборудовали в кинотеатр, который назвали «Октябрь». Курской епархии здание вернули лишь после перестройки.

Сергиево-Казанский собор

Это место связано с именем Прохора Мошнина, известного как преподобный Серафим Саровский. Подрядчиком в строительстве Сергеево-Казанского собора, заложенного в 1752 году, был отец будущего старца Исидор Мошнин. В 1762 году он умер, и обязанности по подряду приняла на себя его жена Агафья, она продолжила и завершила строительство.

Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать спешно сошла вниз, не надеясь увидеть сына живым. Но, к удивлению всех, Прохор стоял на ногах цел и невредим.

В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя преподобного Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением святого.

В 1930-х годах храм закрыли, в нем разместили антирелигиозный музей, во время войны он был разграблен. После войны собор восстановили и снова открыли.

На родине монахини Мисаилы

Еще одно место, которое посещают немало верующих, – село Муравлево недалеко от Курска. Едут на могилу старицы Мисаилы, ища помощи и утешения. При жизни к ней шли тысячи людей, прося совета в сложных жизненных ситуациях, и всем она старалась помочь.

Родилась будущая монахиня, в миру – Матрена Гавриловна Зорина (Гранкина), в 1854 году в селе Муравлево (Зорино) Курской губернии. В 6 лет осиротела и в жизни претерпела много лишений. До 17 лет ей пришлось скитаться по чужим углам, а в 1930-е годы она вынуждена была покинуть свой дом, так как могла пострадать от советской власти как «церковница».

В 36 лет Матрена заболела. Болезнь была тяжелая и скоротечная. Очнулась она уже в гробу, будто от какой-то яркой вспышки. Псаломщик, читавший псалтырь, в ужасе бежал. Опуская ноги из гроба, будущая старица увидела в святом углу, словно в облаке, Божию Матерь «Троеручницу».

Пресвятая Богородица обратилась к Матрене: «Милая моя, много ты пострадала, много претерпела, но теперь, где ты будешь, там и я буду, где твоя нога ступит, там и моя». Что еще было сказано, Матрена Гавриловна никогда никому не рассказала. Но с того времени она получила дар прозорливости, исцеления больных молитвами и дар совета, столь необходимого человеку в трудную минуту жизни, и приняла монашеский постриг с именем Мисаила.

Постепенно ее известность росла. Стали приходить не только соседи, ехали люди из других сел. Потянулся народ из Курска, Москвы, Евпатории, Одессы, Риги. К матушке приходили люди разных убеждений и взглядов. Никто не уходил без утешения и надежды. Она говорила, что даже после смерти всегда успокоит того, кто придет на ее могилку со своей бедой.

Рядом с кладбищем, где покоится старица, построен храм, который освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» – любимой иконы монахини Мисаилы. Недалеко, на берегу реки Сейм, расположен святой источник.

Источник Феодосия Печерского

История Курска неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых Русской Православной Церковью святых Феодосия Печерского. Он является основоположником монашества на Руси и одним из основателей Киево-Печерской лавры.

Первое упоминание о нашем древнем городе связано с именем этого великого подвижника. В «Житии Феодосия Печерского», составленном его учеником Нестором-летописцем по рассказам современников, сказано, что по повелению князя Ярослава Мудрого родителей Феодосия из города Василёва, располагавшегося вблизи Киева, переселили в Курск. В каком году это было, в летописи не указывается, нет в ней и данных о том, когда преподобный появился на свет. Но, учитывая ряд исторических сведений, краеведы пришли к выводу, что в Курск семья переехала не ранее 1036 года.

В сентябре 2015 года курские археологи во время раскопок, организованных членами православного общества святого преподобного Серафима Саровского, обнаружили в центре Курска на улице Нижней Набережной место, где находился колодец, из которого юный Феодосий, по преданию, черпал воду для приготовления просфор. Сейчас стоит задача – восстановить и благоустроить святыню. Феодосийский колодец, без сомнения, станет не только местом паломничества, но и одной из городских достопримечательностей.

Подготовила Анна АЛЕКСАНДРОВА, фото Олега БАГЛИКОВА

Оценка 4.8 проголосовавших: 120
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here