Религиозное чтение: вера в бога и молитва в помощь нашим читателям.
Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему
(Письма Миссионера. Письмо 2)
Письмо святителя Николая Сербского о значении молитвы и как правильно молиться.
Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.
Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.
Епископ Жичский Николай (Велимирович)
Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.
Ты говоришь, что, прочитав слова Спасителя: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8), ты сделал вывод, что молитва не нужна. Конечно, знает Господь, что нам нужно, но Он хочет, чтобы мы молились Ему. Поэтому и заповедал Спаситель: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17), – и научил нас молиться.
Это легче объяснить родителям, чем тебе, холостяку. Ведь и родители знают, что нужно детям, но ждут, пока ребенок попросит их. Знают родители, что прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смиренным, кротким, послушным, милостивым и благодарным. Видишь, сколько небесных искр высекает молитва из человеческого сердца!
Прочитал я, как один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. просил его странник:
– Что происходит в доме?
– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.
Странник замолчал в ожидании.
– Кого ты ждешь? – спросил рабочий.
– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.
– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.
Покачал головой странник и отвечал:
– Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?
Думаю, что ты молитвы не стыдишься, но вера твоя еще не окрепла. Береги, укрепляй в себе этого младенца. Когда вырастет он и возмужает, стократно воздаст тебе за твой труд.
Мужественная вера повернет внутреннее колесо твоего естества, и ты обретешь жизнь новую.
Мир тебе и благословение Божие.
Николай Сербский, святитель
- Чтение псалмов на всякую потребу – какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
- Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
- "Православные акафисты" – сборник акафистов
- Молитвы православных воинов – сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе "Православный молитвослов" – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
- Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.
Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу, епископу Охридскому и Жичскому:
- Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов
Акафист святителю Николаю Сербскому Велимировичу:
Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:
- Канон святителю Николаю Сербскому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:
- Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского – иеромонах Игнатий Шестаков
Труды святителя Николая Сербского Велимировича:
- Миссионерские письма – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Молитвы на озере – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- В чем причины экономических кризисов? – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Евангелие о Крещении Господа – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Христианское православное исповедание веры – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Святой князь Владимир – Креститель русских – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Вознесение Господне – святитель Николай Велимирович
- Евангелие о Вознесении Господа – святитель Николай Велимирович
Читайте другие материалы раздела "Молитва и ее необходимость для нашего спасения"
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Долженко А.Г.
Как нужно молиться
“Господи! Научи нас молиться” ( Лук.11:1 ). “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” ( Рим.8:26–27 ). “Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню” ( Сир.7:10 ). “Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах” ( 1Пет.4:7 ). “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” ( Кол.4:2 ).
Вера и молитва
“Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото” ( Тов.12:8 ) “И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” ( Матф.21:22 ). Тот кто “просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” ( Иак.1:6–7 ). “Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам” ( Мк. 11,24 ). “И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” ( Иак.5:15 ).
О необходимости молитвы
“Непрестанно молитесь” ( 1Фес.5:17 ). “Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы,в молитве постоянны” ( Рим.12:12 ). “Итак бодрствуйте во всякое время и молитесь” ( Лук.21:36 ). “Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя” ( Пс.87:14 ). “Услышь, Господи, слова мои . ибо я к Тебе молюсь” ( Пс.5:2–3 ). Даниил “три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его” ( Дан.6:10 ). “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом” ( Флп.4:6 ). “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” ( 1Фес.5:16–18 ). “Я с молитвою моею к Тебе, Господи . по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего” ( Пс.68:14 ). “Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть” ( Пс.64:3 ).
Скромность в молитве
“Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” ( Матф.6:5 ). “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” ( Матф.6:6 ).
Иисус Христос и молитва
“А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” ( Мар.1:35 ). “Он уходил в пустынные места и молился” ( Лук.5:16 ). “В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу” ( Лук.6:12 ). “И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один” ( Матф.14:23 ).
Ближние и молитва
“Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга” ( Иак.5:16 ). “Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои” ( Сир.28:2 ). “Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан” ( Сир.3:5 ). “Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” ( 1Тим.2:1 ).
Молитва и враги ваши
“И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши” ( Мар.11:25 ). “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” ( Матф.5:44 ).
Жизненные невзгоды и молитва
“Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” ( Матф.26:41 ). “И, находясь в борении, прилежнее молился” ( Лук.22:44 ). “Должно всегда молиться и не унывать” ( Лук.18:1 ). “Бодрствуйте во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий” ( Лук.21:36 ).
Дух и молитва
“Молитесь во всякое время духом” ( Еф.6:18 ). Иисус Христос говорил: “Дух животворит . Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” ( Иоан.6:63 ). “Дух бодр, плоть же немощна” ( Матф.26:41 ).”“Стану молиться духом, стану молиться и умом” ( 1Кор.14:15 ).
Когда Бог не приемлет наши молитвы
“Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употреблять для ваших вожделений” ( Иак.4:3 ). “Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит” ( Притч.15:29 ). “Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?” ( Сир.34:26 ). “Лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)” ( 1Пет.3:12 ).
Когда Бог отвечает на наши молитвы
Если “смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их” ( 2Пар.7:14 ). “Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” ( Иоан.14:13 ). Бог “призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их” ( Пс.101:18 ). “Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, попросите, и будет вам” ( Иоан.15:7 ). “Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает” ( Иоан.9:31 ). “Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” ( 1Пет.3:12 ).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Вера и молитва
Божье присутствие постоянно
Молитва – это не интервью с Богом, которое заканчивается словом "аминь". Это слово не значит "Пока, Господь!" Бог остается с вами как во время молитвы, так и после нее. "Не отступлю от тебя и не оставлю тебя" (Иис.Н.1:5). "Я с вами во все дни до скончания века" (Мат.28:20). Его присутствие не зависит от каких бы то ни было условий, и Он всегда пребывает с теми, кто любит Его.
Когда мы собираемся вместе, кто-нибудь, возможно, начинает молиться: "Господь, будь сегодня с нами! Яви Свое присутствие!" Но нужно ли это? Он сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мат. 18:20). Наши просьбы – "Будь с нами, Господь", практически предполагают, что Он не будет с нами до тех пор, пока Его об этом не уведомить, как это делали поклонники Ваала на горе Кармил. Разве это вера? Вера доверяет Слову Христа. Вера не просит Христа выполнить Его безусловные обещания. Вера принимает обетования как уже выполненные, реализованные в нашей жизни. Он не говорит: "Я буду посреди них", но "там Я посреди них". Он не приходит в собрание Своих поклонников так, что мы в какой-то конкретный момент можем сказать, что к нам пришел Бог. Мы не в состоянии привлечь Его своим рвением либо тем, что создает "нужную атмосферу". На самом деле Он не приходит в наше присутствие. Это мы должны прийти в Его присутствие. "Ему покорность народов" (Быт.49:10). Этот смысл заключен в Его имени – Иегова-Шамма – "Господь присутствующий". Он есть Альфа, всегда Начало. Он не есть неуловимый и таинственный дух, которого трудно поймать который сегодня здесь, а завтра исчезает. Чтобы войти в Его присутствие, не нужно никакой техники, не нужно никаких заклинаний. Мы можем забыть факт Его присутствия своим затемненным и затуманенным сознанием точно так, как теряем вершину горы Эверест, когда она прячется за большую тучу. Это Его обетование понимается неверно. Оно не означает, что для Его присутствия обязательно собрание из двух или трех человек. Оно значит, что Его присутствие – это важный фактор для наших встреч. В этой главе говорится о людях, пытающихся выяснить свои взаимоотношения, – и тогда Иисус находится вместе с этими людьми так же, как и там, где царит совершенная гармония. Главное место всегда должно принадлежать Христу. Главой Церкви является Он, а не пастор. Он стоит во главе церковного комитета, а не председатель. Христос – глава каждой семьи.
Это обетование Христа быть среди нас также можно понять как предупреждение. Он есть Господь Церкви. И когда в Церкви начинаются споры, пререкания, интриги, зависть, погоня за положением, вражда и злоба, а то и открытые разногласия, Он по-прежнему находится там. Если христиане собираются как христиане, Он всегда находится посреди них, удобно им это или пет. От Него невозможно избавиться! И с этим ничего не поделаешь. Мы не просили Его приходить, и мы не сможем попросить Его покинуть нас. Мы можем только положиться на Его присутствие, воспользоваться им или иметь это в виду. "Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его" (Мал.3:16).
Этот отрывок из Писания касается наших взаимоотношений друг с другом, когда, например, мы обижаем ближнего или когда мы должны кого-то простить. И тогда то, что происходит, происходит в присутствии Самого Христа. Эти взаимоотношения касаются двух человек, которые встречаются, чтобы выяснить свои проблемы, возможно, вместе с третьим лицом в качестве арбитра. И опять Христа следует рассматривать как главное присутствующее Лицо. И тогда "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе" (Мат.18:18). Этот стих не имеет ничего общего с изгнанием нечистой силы, ибо по всей главе и речи нет о демонах и нечистых духах. Речь идет о правильных взаимоотношениях и прощении. Далее говорится, что там, где вера зиждется на обетовании о присутствии Христа, там всякие неправильные взаимоотношения и вражда исчезают. Ключом к гармонии и миру является вера.
Его присутствие не зависит от наших усилий
Вера в Бога означает веру в присутствие Божье, а не веру в отдаленного Бога, Которого каждый раз нужно призывать, чтобы Он услышал пас со Своих далеких небес. Мы поклоняемся Господу, Который всегда находится с нами. Мы говорим о "встрече с Богом на поклонении" в церкви, в конкретное время дня. Но если мы только поклоняемся Ему, тогда мы не достигаем. Даже ветхозаветного уровня, не говоря уже о новозаветном. Иисус сказал, что мы не будем поклоняться Отцу ни на этом месте, ни на другом (см. Иоан.4:21). Мы "не встречаемся с Богом" так, словно заранее договорились об этом, поверив, что Он придет на встречу. Он не сидел весь день на соседней улице. Павел сказал: "Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа" (Еф.3:14). Павел не имеет в виду, что таким образом он обычно поклонялся Богу, но таким образом он жил. Он жил, поклоняясь Христу. Поклонение на библейском языке означает не единовременное действие, а постоянное отношение.
Молитва не творит Божьего присутствия. Мы молимся, потому что Бог уже присутствует. Если бы Он не присутствовал наши молитвы доходили бы только до потолка, а не до престола Всемогущего. И Он присутствует ПОЛНОСТЬЮ, а не одним Своим пальчиком, или лицом Божьим, или приглушенным сиянием. Нам пытаются навязать мысль, что чем больше мы молимся, тем большей силы и напряжения достигает Божье присутствие. Кто-то сказал, что сила Божья находится в точной пропорции со временем, которое мы посвятили молитве. Но нигде в Писаниях об этом нет ни строчки. В самом деле, после крещения Святым Духом нет и намека на то, что мы молимся для обретения силы. Чарльз Сперджен называл присутствие Христа "единственным убеждением христианина".
Вера без молитвы
Петр и Иоанн шли на молитву и исцелили хромого но пути, не молясь за него (см. Деян.3). Фактически молитвенная служба, на которую они шли, была отменена, потому что свершившееся чудо привело местное население в сильное волнение. Они смогли исцелить человека до начала молитвенного служения, потому что с ними был Христос, и они действовали в вере (см. Деян.3:6,16). Вера в то, что Бог с нами, вдохновляет нас на молитву. Совершенно естественно разговаривать с Ним, когда мы знаем, что Он слушает. Часто люди не молятся потому, что не верят, что Бог слышит их молитвы. Иисус молился, ПОТОМУ ЧТО обладал совершенным и постоянным ощущением присутствия Своего Отца. Он сказал: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня" (Иоаи.11:41,42). Иногда даже не говорится, что Иисус молился, но Он просто поднимал голову и "говорил".
Вера без молитвы невозможна, а молитва без веры просто бессмысленна. Иисус сказал: "Чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите" (Мар.11:24). Эффективной может быть только молитва веры. Молитва – это не вздох отчаяния, но акт победоносной веры. Повернуться к Богу и говорить к Нему – это уже победа. На этой победе созидаются другие победы.
Верить или забыть?
Вера – жизненно необходимый принцип молитвы. Если мы поверили, можем ли мы прекратить молиться и оставаться на одном уровне? Не означает ли молитва веры тот факт, что мы просто идем дальше и уже ни о чем не беспокоимся? Разве молитва не может стать признаком неверия? Ответ прост: вера – это не прибор, который можно включить на пять минут, на то время, когда человек идет к Богу с прошением. Молитва веры формирует ситуацию веры. Вы стоите перед Богом. И вы стоите в этом положении и в этих взаимоотношениях до тех пор, пока наконец не получаете ответа на свои молитвы.
Мы получили заповедь: "Непрестанно молитесь" (1Фес. 5:17). Это вовсе не значит требование молиться круглосуточно в течение всех трехсот пятидесяти шести дней в году, мучительно пытаясь придумать, о чем бы помолиться. Это значит – не успокаивайтесь и никогда не прекращайте обращаться к Богу, раз вы уже начали. Продолжение общения в молитве – это не признак неверия, но веры. На самом деле тем, что вы молитесь, вы доказываете, что вы верите: "Должно всегда молиться и не унывать" (Лук.18:1).
Терпение веры
Молитва – это вера в действии. В Послании Иакова представлены два библейских эпизода в качестве примеров постоянной веры и молитвы. Но сначала давайте взглянем, что говорится в Послании Иакова 5:11,17,18: "Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой". В том же Послании (5:7,8) сказано о необходимости терпеливой веры: "Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается".
Когда мы читаем о том, как Илия молился о дожде (см. ЗЦар.18), мы не видим, чтобы он попросил в молитве дождь, а потом пустил бы всю ситуацию па самотек. Напротив, он действовал. И действовал он в вере, потому что сказал царю, чтобы тот уезжал домой, поскольку дождь уже приближается (см. ЗЦар.18:41). Затем он взошел на вершину горы Кармил, сел на землю, уткувшись головой в колени и стал ждать. В повествовании не говорится, что он в это время молился. Может быть, он не произносил никаких слов. Молитва может быть безмолвной. "Сам Дух ходатайствует за пас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26). Илия просто ждал, как доверчивый ребенок. Он велел слуге сообщить ему, когда появятся тучи. Слуга взбирался на высокую скалу семь раз и каждый раз возвращался ни с чем, и так до тех пор, пока на горизонте не появилась маленькая тучка, которая предупредила о двигающемся дожде. А Илия продолжал ждать. Он стоял ногой в дверях небес так, чтобы небеса не захлопнулись. Если бы даже слуге пришлось выглядывать тучку пятьдесят раз, Илия продолжал бы ждать и дальше. Это и есть терпение, или настойчивость веры. Иаков приводит и другой пример – терпение Иова. В каком смысле проявил Иов терпение? Многие говорят, что Иов терпел свои страдания. Но третья глава Книги Иова иначе освещает этот вопрос. Она начинается следующим образом: "После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!" В таком же духе Иов продолжает говорить в течение всех двадцати шести стихов, в которых явно отсутствует одно – в них нет никаких признаков терпения по отношению к страданиям.
Фактически Библия в целом вообще не проявляет особой терпимости к страданиям. В отличие от других религий, которые требуют отречения от себя в этом смысле, библейская вера протестует против болезней и боли. В пяти первых книгах Нового Завета – а это более половины содержания всего Завета – Иисус возглавляет атаку против физических страданий, которые есть результат работы дьявола. Христос не проявлял терпимости по отношению к боли и страданиям в мире. Иов проявил терпение не по отношению к своим недугам, а по отношению к Богу. Этот великий человек не проявил ни малейшего намека на недоверие Богу в своей ситуации. Смятение – да, вопросы – да, отчаяние – да, но не возмущенную критику по отношению к Богу. Он высказал одно из величайших изречений, известных в мире: "Пусть испытает меня, – выйду, как золото"; "Я буду творить, что бы ни постигло меня. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться"; "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию" (Иов.23:10; 13:13,15; 19:25). Позже к нему заговорил Господь и утешил Иова тем, что тот говорил о Боге верно (см. Иов.42:7). Многие люди задаются вопросом о болезни и страданиях. Почему Бог допускает их? Почему Бог до сих пор не исцелит этот недуг, например? Но людям больше нужны исцеления, а не объяснения. Объяснения не очень помогают, если у нас заболел, скажем, зуб! Иов дает нам правильный ответ на вопрос о страданиях – веруйте, продолжайте доверять Богу. Но нам нужно терпение, которое проявляется как качество, присущее вере.
И не только Иаков, по Сам Иисус также говорил о терпении в вере. В Евангелии от Луки, глава 18, судья, который Бога не боялся и людей не стыдился, пытался отделаться от вдовы, просившей справедливости. Она продолжала ходить к нему до тех пор, пока он не решил удовлетворить ее просьбу, иначе она продолжала бы докучать ему. Иисус сказал, что если неправедный судья выполнил прошение бедной вдовы, то насколько больше Бог желает защитить Своих детей, ибо "Бог. ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?" (Лук. 18:7) В этой притче Иисус не сравнивает Бога с неправедным судьей, которого можно вынудить действовать. Здесь просто сказано, что после наших молитв нам нужно запастись терпением, и эти слова обращены к тем, "которые постоянством в добром деле ищут славы", как сказал Павел в Послания к Римлянам (2:7).
Слово "терпение" употреблено в Новом Завете тридцать два раза как еще одно выражение, которое должно укрепить и утвердить нас на постоянство в вере и молитве. В Послании к Римлянам (12:12) сказано о том, какое отношение мы должны проявлять в этой области: "В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны". Бог проявляет великое терпение по отношению к нам. Господь есть "Бог всякого терпения" (Рим.15:5), а в другом месте (2Фес.З:5) еще раз сказано о "терпении Христовом". Бог всегда слышит молитвы. Он не может сделать Свое слышание явным, но Он слышит каждый раз, когда мы начинаем двигать губами. Он не может прислать нам уведомление, например: "Ваши молитвы услышаны и приняты во внимание". Может показаться, что Он не слушает и ничего не делает в связи с нашими прошениями. Как говорит Иисус, мы должны "вопиять к Нему день и ночь", и в то же время мы должны проявить обычное доверие к Нему и не падать духом. Исцеления не происходят, когда люди стараются по крупицам собрать веру, чтобы добиться минутной вспышки ее, или же когда полумертвая вера пытается на служениях исцеления получить что-нибудь. Бывают случаи, когда больные люди молятся, но не получают исцеления, Бог услышал молитвы болящих, но Он ждет истинного и живого соединения их веры с Его силой. Господь выбирает тех, с которыми Он хочет установить такое соединение. И тогда происходит исцеление, не всегда через молитву евангелиста, но через молитвы, которые Бог уже услышал. Вот так работают дары исцелений. Бог ничего не делает без молитвы. Когда наш голос достигает Его ушей. Бог начинает искать того, кто выполнил бы это исцеление для человека, который в нем нуждается. И это единственный "дар исцеления", упомянутый в Писании. Этот тот дар исцеления для больных людей, который передается от Бога через возложение рук. Например, евангелист становится Божьим мальчиком на посылках, тем, кто может с верой сказать: "Вот исцеление, которое ты просил у Бога. Он послал тебе его". Вера дана нам, потому что мы живем во временном измерении, а не в вечности, где нет времени, а также потому, что Бог берет в расчет фактор времени, когда творит Свои чудеса. Эти чудеса могут проявиться не сразу. Некоторые люди приходят за мгновенным и легким исцелением, чтобы сэкономить время и избавить себя от лишних хлопот, которых не избежать, например, в случае обращения в больницы и к врачам. И такие люди возвращаются домой, критикуя Бога, потому что Он недостаточно постарался, чтобы удовлетворить их желания, в то время как они так снисходительно отнеслись к Нему, позволив себя исцелить.
Но те же люди идут к врачам и тратят целые дни, недели и месяцы в больницах и поликлиниках, принимают лекарства по три раза в день в течение многих лет, но искать лица Божьего им некогда. В этом был повинен царь Аса (см. 2Пар. 16:12). Живая и постоянная вера, выраженная в молитвах, конечно же, далека от таких людей. Они полагают, что Бог просто обязан обеспечить их мгновенным и удобным исцелением, в противном случае они отворачиваются от Него. Очень немногие люди приходят в церковь за исцелением повторно. Они считают, что если в первый раз не получилось, то в следующий раз тоже не получится, а потому и ходить нет смысла. Они уходят, и Бог позволяет им уйти.
Молясь без веры
Возможно ли молиться без веры? Да, если наши молитвы становятся выражением нашей озабоченности и беспокойства, а не "победоносной веры". Мы можем молиться без веры, если на самом деле веры как таковой у нас не было. Вера не рождается в молитве. Рост веры происходит тогда, когда Святой Дух открывает нашим сердцам Слово Божье, а не тогда, когда мы узнаем об этом Слове из других книг. Веру невозможно трансплантировать хирургическим путем из небесного мира. Если мы обладаем настоящей верой с самого начала, ей не нужно становиться еще лучше. Она не станет хуже от молитвы, если мы начинаем вовсе без веры!
В одном Писание убеждено твердо – Бог всегда слышит молитвы. Однако это не значит, что Он всегда должен уступить нам, словно из страха обидеть нас. Он существует не для того, чтобы выполнять наши желания. Это мы существуем для того, чтобы Его воля могла исполняться. Он есть Господь Бог, Создатель неба и земли, а не джинн из лампы, которому стоит сказать правильное слово, чтобы он начал танцевать и прислуживать нам. Чудо творят не слова, не какие-то магические заклинания, как верят язычники. Также мы не можем использовать имя Иисуса в качестве мантры. Те, кто боится Бога, будут услышаны.