Религиозное чтение: всякое творчество это молитва в помощь нашим читателям.
Содержание
Иосиф Бродский о поэзии
Но ведь всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество
направлено в ухо Всемогущего; В этом, собственно, сущность искусства. Это
безусловно. Стихотворение если и не молитва, то приводимо в движение тем же
механизмом – молитвы. У Ахматовой в чисто терминологическом плане это
выражено с наибольшей откровенностью. Но, как правило, приличный человек,
занимающийся изящной словесностью, помнит одну заповедь: не употребляй Имени
Влияние поэта простирается за пределы его,
так сказать, мирского срока. Поэт изменяет общество косвенным образом. Он
изменяет его язык, дикцию, он влияет на степень самосознания общества. Как
это происходит? Люди читают поэта, и, если труд поэта завершен толковым
образом, сделанное им начинает более или менее оседать в людском сознании. У
поэта перед обществом есть только одна обязанность, а именно: писать хорошо.
То есть обязанность эта – по отношению к языку. На самом деле, поэт – слуга
языка. Он и слуга языка, и хранитель его, и двигатель. И когда сделанное
поэтом принимается людьми, то и получается, что они, в итоге, говорят на
языке поэта, а не государства. Например, сегодня итальянцы говорят на языке,
который большим обязан Данте, нежели всем этим гвельфам и гибеллинам, с
Цитаты и афоризмы Иосифа Бродского
Иосиф Бродский,(1940-1996), поэт.
Тюрьма — недостаток пространства, возмещенный избытком времени.
Если Евтушенко против колхозов, то я — за.
Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них — не читать их.
В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор.
Всякое творчество есть по сути своей молитва.
Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
Трагедия — это когда я порезал себе палец. Комедия — когда вы провалились в открытый канализационный люк и сломали себе шею.
Снимать кино может каждый, а хороших сценаристов всего одиннадцать.
Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами.
Если много мужчин собираются вместе, это, скорее всего, война.
Нас приучили относиться как
К объекту наших умозаключений.
Без злых гримас, без помышленья злого,
Из всех щедрот Большого Каталога
Смерть выбирает не красоты слога,
А неизменно самого певца.
Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
Бог сохраняет всё; особенно – слова
Прощенья и любви, как собственный свой голос.
В атомный век людей волнуют больше
Не вещи, а строение вещей.
В деревне Бог живёт не по углам,
Как думают насмешники, а всюду.
Он освещает кровлю и посуду
И честно двери делит пополам.
В отличье от животных, человек
Уйти способен от того, что любит.
В Рождество все немного волхвы.
В этом мире разлука –
Лишь прообраз иной.
Ибо врозь, а не подле
Мало веки смежать
Вплоть до смерти:
И после нам не вместе лежать.
Вещи больше, чем их оценки.
Сейчас экономика просто в центре.
Объединяет нас вместо церкви,
Объясняет наши поступки.
Время создано смертью.
Нуждаясь в телах и вещах,
Свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Все будут одинаковы в гробу.
Так будем хоть при жизни разнолики!
Все острова похожи друг на друга,
Когда так долго странствуешь, и мозг
Уже сбивается, считая волны,
Глаз, засорённый горизонтом, плачет,
И водяное мясо застит слух.
обычно начинается для тех,
кто в нём живёт, с центральных площадей
и башен. А для странника – с окраин.
Дева тешит до известного предела –
Дальше локтя не пойдешь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
Ни объятье невозможно, ни измена!
Деньги похожи на добродетель.
Не падая сверху – Аллах свидетель –
Деньги чаще летят на ветер
Не хуже честного слова.
Ими не следует одолжаться.
С нами в гроб они не ложатся.
Дорогая, мы квиты.
Больше: друг к другу мы
Точно оспа привиты
Среди общей чумы.
Есть истинно духовные задачи.
А мистика есть признак неудачи
В попытке с ними справиться.
Есть разница меж них.
И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота. А чаще – свинство.
Жизнь, как меру длины
Не к чему приложить.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
К сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
Видишь то, что искал, а не новые дивные дивы…
Зло существует, чтоб с ним бороться,
А не взвешивать в коромысле.
.. .К сожаленью, в наши дни не только ложь, но и простая правда нуждается в солидных подтвержденьях и доводах.
Как жаль, что тем, чем стало для меня
Твоё существование, не стало
Моё существованье для тебя.
Когда-нибудь, когда не станет нас,
Точнее – после нас, на нашем месте
Возникнет тоже что-нибудь такое,
Чему любой, кто знал нас, ужаснётся.
Но знавших нас не будет слишком много.
Наверно, после смерти – пустота.
И вероятнее, и хуже Ада.
Наверно, тем искусство и берёт,
Что только уточняет, а не врёт,
Поскольку основной его закон,
Бесспорно, независимость деталей.
Настоящему, чтобы обернуться будущим,
Но если люди что-то говорят,
То не затем, чтоб им не доверяли.
По мне, уже само движенье губ
Существенней, чем правда и неправда:
В движенье губ гораздо больше жизни,
Чем в том, что эти губы произносят.
Но, как известно, именно в минуту
Отчаянья и начинает дуть
Но мы живы, покамест
Есть прощенье и шрифт.
Новое оледененье – оледененье рабства
Наползает на глобус.
Обычно тот, кто плюёт на Бога,
Плюёт сначала на человека.
должно быть, дело нацию крестить, а крест нести – уже совсем другое.
Он знает, что для праздника толпе Совсем не обязательна свобода…
Мы думаем, что мы неповторимы,
Мы ничего не знаем.
Пусть Время взяток не берёт,
Пространство, друг, сребролюбиво!
Орёл двугривенника прав,
Четыре времени поправ!
Потерять независимость много хуже,
Чем потерять невинность.
Поэзия, должно быть, состоит
В отсутствии отчётливой границы.
…При всем своём сиротстве, поэзия основана на сходстве
бегущих вдаль однообразных дней.
Прогресса нет, и хорошо, что нет.
Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
Но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря.
Равенство, брат, исключает братство.
В этом следует разобраться.
Рабство всегда порождает рабство.
Даже с помощью революций.
Русский орёл, потеряв корону,
Напоминает сейчас ворону…
Так подоплёку тех или иных
Событий мы обычно принимаем
За самые событья.
Так посмертная мука
И при жизни саднит.
Труд – это цель бытия и форма.
Деньги – как бы его платформа.
это – я; потому что кого же мы любим, как не себя?
Человек отличается только степенью
отчаянья от самого себя.
Что сказать мне о жизни? Что оказалось длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.
Иосиф Бродский: «Всякое творчество есть по сути своей молитва»
Сегодня Иосифу Бродскому исполнилось бы 75, но уже не исполнится. Мы вспоминаем его слова, его фотографии…
Его цитаты
Человек есть то, что он читает.
Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них — не читать их.
Всякое творчество есть по сути своей молитва.
Наши изделия говорят о нас больше, чем наши исповеди.
Одиночество есть человек в квадрате.
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.
Все будут одинаковы в гробу. Так будем хоть при жизни разнолики!
Мало того, что нужно жить, ежемесячно надо еще и платить за это!
У рая и каникул есть то общее, что за них надо платить, и монетою служит прежняя жизнь.
Старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много — как в официальной должности, так и самоназначенных. Терпите их, если вы не можете их избежать, но как только вы избавитесь от них, забудьте о них немедленно.
Грубо говоря, нас меняет то, что мы любим, иногда до потери собственной индивидуальности.
Любовь, в общем, приходит со скоростью света; разрыв – со скоростью звука.
Любовь есть бескорыстное чувство, улица с односторонним движением.
Любовь есть предисловие к разлуке.
Объект любви не хочет быть объектом любопытства.
Ты это – я, потому что кого же мы любим, как не себя?
Если много мужчин собираются вместе, это, скорее всего, война.
Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
У меня нет принципов, у меня есть только нервы.
На каком-то этапе я понял, что я сумма своих действий, поступков, а не сумма своих намерений.
Цитаты и афоризмы о творчестве
Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе.
Станислав Ежи Лец (1909 – 1966), польский поэт и афорист
Не будь гордым – твори.
Бог сотворил мир в минуту смирения.
Григорий Ландау (1877 – 1941), философ, критик
«Сначала думать, потом говорить» – девиз критики; «сначала говорить, а потом думать» – девиз творчества.
Эдуард Форстер (1879 – 1970), английский писатель и критик
Мало кто создает что либо творческое после 35 летнего возраста. Причина этого в том, что мало кто создает что либо творческое до 35 летнего возраста.
Джоэл Хилдебранд (1881 – 1983), американский химик
Творчество рождает творца.
Максим Звонарев (р. 1956), журналист
Догматизм есть цельность духа; творящий – всегда догматичен, всегда дерзновенно избирающий и творящий избранное.
Николай Бердяев (1874 – 1948), философ
Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.
Всеволод Мейерхольд (1874 – 1940), режиссер
Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит.
Его творчество достигло двойного дна.
Веслав Брудзиньский (р. 1920), польский сатирик
Состояние творческой импотенции, увы, не мешает творить.
Лешек Кумор, польский афорист
Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Творчество — обшее дело, творимое уединенными.
Всякий человек меньше самого прекрасного своего создания.
Изобретение можно усовершенствовать, творению можно лишь подражать.
Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть.
Произведение — это испорченный замысел.
Карьера художника всегда начинается завтра.
Полная свобода творчества была разве что у Всевышнего, да и то лишь в первый день творения.
Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений.
Великие таланты чужды мелочности.
Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.
Способность творчества есть вел и кий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности.
Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум.
Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает.
Великие творения человеческого духа подобны горным вершинам: их белоснежные пики поднимаются перед нами все выше и выше, чем дальше мы от них отходим.
Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества.
Нам кажется, что люди плохо знают как свои возможности, так и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают.
Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь.
Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
Иной бесцветен в первом ряду, но во втором блистает.
Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать.
Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
П риемам творчества не научи шься. У вся кого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.
Талант — это вера в себя, в свою силу…
Великие таланты — продукты болезненной страсти…
Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек.
По сравнению с тем, какими мы должны были бы быть, мы пребываем еще в полудремотном состоянии. Мы используем только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. В общем, можно сказать, что человек живет, таким образом, далеко не в меру своих возможностей. Он обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются.
Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли.
Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.
Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А посколько эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.
Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать.
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.
Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа.
Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.
Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.
Только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета.
Таланты истинны за критику не злятся:/Их повредить она не может красоты,/Одни поддельные цветы дождя боятся.
Между умом и талантом то же соотношение, что между целым и частью.
Человеческие дарования подобны деревьям: каждое обладает особенными свойствами и приноситлишьему присущие плоды.
Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.
Талант надо поощрять.
Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек.
Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других.
Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.
Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать.
Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека…
Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти — это значит быть рабом самого себя.
«Невозможно» — это слово, которое можно найти только в словаре глупцов.
Способности мало значат без возможностей.
Кто творит, тот любит в этом самого себя; поэтому ему приходится глубочайшим образом и ненавидеть самого себя — в этой ненависти он не знает меры.
Призвание есть становой хребет жизни.
Талант иного человека кажется меньшим, чем он есть, потому что он ставит себе всегда слишком большие задачи.
Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!
Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.
Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни.
Воплотить в себе эпоху может только сильный талант.
Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.
Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.
Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, — вот соблазнительный и опасный путь творчества.
По существу, чтобы глубоко оценить творение того, что мы называем гением, нужно самому обладать гениальностью, необходимой для такого свершения.
Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.
Творчество — это страсть, умирающая в форме.
Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны.
Когда море спокойно, всякий может быть кормчим.
Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества.
Одно только и есть счастье: творить. Живой лишь тот, кто творит. Остальные — это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни — радости творческие…
Творить есть не что иное, как верить.
Творить — новую ли плоть или духовные ценности — значит вырваться на волю из плена своего тела, значит ринуться в ураган жизни, значит быть Тем, кто Есть. Творить — значит убивать смерть.
Творчество — начало, даюшее человеку бессмертие.
Как жаль, что отпрыск неразумный
Рождается от мудреца:
Не получает сын в наследство
Талант и знания отца.
Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование.
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.
Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?
Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются.
Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности.
С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей.
Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, — для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией — перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование.
Пусть каждый познаёт свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.
Большой талант требует большого трудолюбия.
В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.
Талант… дает всякому двойную цену.
Любой человек средних способностей может надлежащею работой над собой, усердием, вниманием и упорством сделаться всем, чем захочет, кроме как хорошим поэтом.
Краткость — сестра таланта.
Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…
Бессонница — колыбель творчества.
В творчестве максимальная отдача не истощает, а тонизирует.
Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта.
На самом деле творец обыкновенно испытывает одни огорчения.
Творцы великих идей относятся очень пренебрежительно к своим творениям и мало заботятся об их судьбе в мире.
Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем.
Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта — нет творчества.
Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает.