Религиозное чтение: богоматерь прибавление ума молитва в помощь нашим читателям.
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
«Приобретай мудрость, всем имением твоим приобретай разум» — так говорил библейский царь Соломон. По преданию, перед началом царствования, Соломон просил у Господа не богатств и власти, а разумения. За этот выбор Бог благословил его и сделал мудрейшим из правителей, что принесло ему богатство и славу.
Этот редкий и странный по написанию образ заставляет задуматься над его смыслом, показывает несовершенство человеческого ума в познании Бога. Молитва иконе «Прибавление ума» творит тихие чудеса: человек прозревает умом и начинает видеть главное — собственные грехи.
Два предания о происхождении образа
По преданию, «Богородица Премудрая» появилась в России в XVII в. после раскола, произошедшего в результате исправления церковных книг патриархом Никоном. Неизвестный художник долго размышлял над старыми и новыми текстами, какие из них правильные?
Однажды, молясь Богородице о вразумлении, он увидел дивный Её образ. Вслед за этим Владычица повелела художнику написать икону, изображающую видение. Долго не мог он воспроизвести удивительный сюжет, забывая разные детали. Явление Божией Матери повторилось несколько раз, пока работа не была закончена.
Помолившись перед новым образом, художник почувствовал ясность ума, что позволило ему разобраться в мучившем его вопросе. Так была явлена редкая икона «Прибавление ума», имеющая также другие названия: Подательница ума или Филафета (греч. Правдолюбие).
Прообраз иконы в Италии
Исторические исследования приводят другие обстоятельства происхождения образа. Источником «Филафеты» могла быть католическая статуэтка Девы Марии, хранившаяся в г. Лорето (Италия). Деревянная фигурка Богоматери с Младенцем помещена в «Святом домике» — каменной хижине, где жила Мария. Сама хижина была разобрана и перенесена из Назарета в Италию греческой семьей, спасавшей святыню от нашествия арабов.
Скульптура изображает стоящую Богородицу с Христом на руках. Вся она так завешана украшениями, что открытыми остались только головки Марии и Младенца Иисуса. Жемчужные бусы покоятся на сшитом из ткани далматике — плаще без рукавов, надетом на статую. По мотивам скульптуры была написана икона Богоматери Лоретской, где Она вместе с Иисусом укутана драгоценной фелонью (плащ, принадлежность священнического облачения). При первом взгляде на Лоретскую икону видно её сходство с русской «Подательницей ума».
Образ Богоматери отправляется в Россию
В начале 16 века Василий III имел тесные контакты с Италией. В то время Православная и Католическая Церкви уже разъединились, и папы римские стремились взять Русскую Церковь под свою власть, предлагая Василию экономические и политические выгоды. Для этого нужно было лишь изменить некоторые догматы — основы православной веры.
Замысел пап не имел успеха, но Василий III всё же отправил послов на переговоры. Тогда уже было известно, что в Италии стоит «Дом Богородицы» и послы пожелали его увидеть. Папа Климент IV пригласил их в Лорето в надежде, что почитание общехристианских святынь сблизит православных с католиками.
Посетив святыню и услышав рассказы служителей Дома Богородицы, послы вернулись на родину и составили «Сказание о храме Святыя Богородицы», дошедшее до наших дней. Тогда же был сделан список Лоретской Девы, который распространился в России в виде иконы «Прибавление ума».
Обе истории дополняют друг друга. Божия Матерь пришла на русскую землю Своим «Умным Образом» в трудный период, когда каждый верующий должен был разобраться во множестве разногласий, вызванных церковной реформой.
Современным итальянцам так полюбился русский вариант Лоретской Богоматери, что и сейчас маленькие образки «Прибавления ума» раздаются у «Дома Богородицы» в Лорето.
Значение изображений
Самые древние образы выполнены на холсте, вопреки православной традиции писать иконы на досках. Происхождение странной формы одеяния Богородицы объяснено выше. Кроме того, здесь изображены:
- звёздное небо — символ рая, Небесного Царства. Святая Дева с Младенцем Христом стоит у райских врат и только через Её молитвы открывается человеку этот путь;
- белые здания под ногами Богоматери — Горний, Небесный Иерусалим. Также они могут изображать города, где пребывал «Дом Богородицы» во время своего путешествия из Палестины в Италию;
- серафимы — три шестикрылых Ангела над головой Богородицы и один — у ног. Серафимы — исполнители воли Божией. Большое количество крыльев означает их быстроту, а положение на образе — наибольшую близость к Богу;
- четыре ангела в апостольских одеждах со свечами изображают четырёх Евангелистов, несущих свет истины. Также они представляют четырёх главных Архангелов;
- две горящие лампады у райских врат — «светильники мудрых дев» из евангельской притчи, повествующей о девах, ожидающих Жениха. Мудрые девы взяли достаточно масла, чтобы их светильники горели до утра, а неразумные не имели запаса и опоздали на пир, пока искали, чем поддержать огонь.
Обычаи, связанные с образом «Прибавление ума»
В прошлые века в народе существовал благочестивый обычай помещать в церкви «обетные иконы». Иконописцу заказывали изготовление образа Божией Матери с определёнными святыми, к которым заказчики имели особое усердие в молитве. Икону жертвовали в храм, молясь об успехе какого-либо важного дела.
В качестве обетных икон писались и образа «Прибавление ума», причем сюжет мог меняться. Известен образ, где Богомладенец восседает на правой руке Богородицы, держа в руках символы царской власти. На обратной стороне доски написаны святые, помогающие в борьбе с блудом и пьянством.
На другой обетной иконе, из Рыбинска, кроме обычных изображений, приписан священномученик Антипа, к которому молятся при зубной боли. Есть сведения об иконе «Прибавление ума», написанной в XVIII в в молитве о построении храма. На ней написаны святые, которым посвящалась будущая церковь.
К сожалению, большинство старинных списков было утеряно после революции.
Чтимые иконы в России
- г. Тутаев (Романов-Борисоглебск) на берегах Волги украшен Свято-Покровским храмом, в котором находится чтимая икона «Прибавление Ума» XVII в. Икона признана чудотворной. К ней притекают за помощью учащиеся и одержимые слабоумием. Однажды священник храма, отвечая на вопрос прихожанина, произнёс, что обращение к Божией Матери помогает нам обрести истинный, божественный разум. Присутствовавшая здесь же бесноватая женщина вдруг промолвила не своим голосом, с трудом, как бы не по своей воле: «Это ты правильно сказал!»
Традиционно икону привозят из Тутаева в Ярославль к началу учебного года.
- Покрово-Тервенический монастырь в Ленинградской области имеет часовню, где помещена единственная в России статуя Лоретской Богоматери. Здесь её называют «Прибавление Ума».
- Московская Тихвинская церковь в Алексеево. Здесь находится старинная чудотворная икона XVII в., подаренная храму в то же время.
- В музее г. Рыбинска хранится древний образ «Прибавление ума», выполненный в живописном «католическом» стиле. Вместо четырёх Ангелов на ней изображено два, один из них — с крестом. До революции икона хранилась в Спасо-Преображенском соборе города.
Икона Божией Матери Прибавление ума
Стоимость и сроки
Деревянная доска 40х30 см, левкас, темпера, золочение нимбов.
Празднование в честь иконы Божией Матери “Прибавление ума” совершается 15 августа (28 августа н.ст.).
Пред иконой Божией Матери “Прибавление ума” молятся об озарении светом истины не только детей, не только вступивших на путь веры, но и всех людей, блуждающих по распутиям мира сего.
Сказание об иконе Божией Матери “Прибавление ума”
В начале ХХ века э тнограф и археограф А. Титов сохранил для потомков старинное сказание, объясняющее происхождение иконы “Прибавление ума”. Ученый привел его в своем труде со слов настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора протоиерея Владимира Мирославского, к которому он обращался по поводу находящейся в этой церкви древней чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума».
«Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление», — рассказал отец протоиерей. – «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее “Прибавление ума”».
Иконография образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»
Иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII – XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Особенностью иконы являются необычные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик красного цвета, он богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Пречистой с Младенцем ангелы с зажженными свечами; над главами Богородицы и Божественного Младенца — три Серафима, у Их подножия — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
А.Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Н. Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик, или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, как это видно из прилагаемого рисунка, в общем сходно с нашей иконой “Прибавление ума”, что указывает на ее западное происхождение, только переделана на “московский манер”».
Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком. Далматик — это распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский король носит далматик при коронации) и священным облачением: архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в средневековье. Вплоть до XI века далматик был белым, затем стали допускаться другие цвета, а иногда встречался даже многоцветный; единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготовлялся из льна, шерсти или шелка.
Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна итальянским скульптором в XIII – XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания ей большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был таким темным.
Паломники, посещающие Святой Дом в Лорето, теперь могут увезти с собой картонную иконку «Прибавление ума», только под итальянским образком добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
О Лоретской иконе Богородицы
Учеными сегодня неопровержимо доказано , что Святой Дом в Лорето воздвигнут из камней Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в котором Она родилась, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное из дерева Их скульптурное изображение в рост.
Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собой пещеру, или грот, выдолбленный в скале,— ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале.
С 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию, сделали попытку проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев. Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда возвышался храм Соломона.
Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся паломников о печальной участи святых мест Палестины возбуждали в религиозно настроенном обществе чувство скорби и сильное негодование против мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и до конца XIII столетия земли Востока стали ареной ожесточенного столкновения крестоносцев с мусульманами. Поначалу успех был на стороне крестоносцев. Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех своих завоеваний. В 1244 году Иерусалим был навсегда потерян для них.
За время крестовых походов множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. В те годы среди христиан особенно распространилась идея перенесения православных святынь Востока на Запад: христиане боялись их поругания или даже уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле Италии. В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из последних своих твердынь — порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон, Бейрут.
По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома. Далмация, область Иллирии, являющейся исторической территорией современной Хорватии, расположена в пределах Динарского нагорья восточного побережья Адриатического моря. При императоре Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель Христовой веры император Диоклетиан был далматинец родом. У нас нет достоверных сведений, была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации, но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Анкопу, а затем в Лорето.
Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем. Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих. К XV веку относятся наиболее древние свидетельства об этом.
Первое дошедшее до нас сообщение, которое определенно говорит о перенесении Святого Дома, датируется 1465 – 1472 гг. Согласно этому свидетельству, некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на волнах моря, как корабль». Из второго текста, найденного совсем недавно, следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней мере к 1440 году.
Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию семьи Ангелов — властителей Эпира. На миниатюре начала XV века (около 1425 – 1440 гг.), хранящейся в Парижском национальном музее Средневековья и терм Клюни, Святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, в то время как ангел Божий с высоты сопровождает и охраняет его. Эта миниатюра помогает уяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покровительстве Ангелов. В этом же музее есть и скульптурная композиция из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето», относящаяся уже к началу XVI века,— в центре стоит скульптура с ангелами, несущими Святой Дом на руках.
Конечно, по прибытии в Лорето Святой Дом был воспроизведен заново по точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома выбрано не случайно.
Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV – XVI веках. Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето стал одним из самых почитаемых мест, привлекавшим множество паломников.
Раскопки, проведенные в 1962-1965 годах под Святым Домом в Лорето, подтвердили как наличие остатков сооруженной в начале XIV века поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие собственного фундамента. Три стены высотой около трех метров были действительно поставлены прямо на древней дороге; Дом Святого Семейства в Назарете восточной своей стороной был открыт в сторону грота. Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой в Назарете показало, что они являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга. Это подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни Иисуса Христа. Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома, выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом письма.
Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их — драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой благословляет.
Появление на Руси Лоретской иконы Божией Матери
На Руси Лоретская икона получила новое название — «Прибавление ума». Сейчас точно выяснено время появления на Руси сведений о Лоретской святыне. Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». А А Титов приводит текст самого лучшего, согласно исследованию историка и археографа АИ. Кирпичникова, списка с этой повести — рукописи первой половины XVI века, хранившейся в библиотеке Московской Духовной Академии. Список оказался современным самому сказанию, что подтверждается припиской в конце рукописи: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».
Сношения Великого князя Василия III с папами начались в 1503 году. (Брак его отца Иоанна III с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных стран Европы.) Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю королевский титул, а Московскому митрополиту — сан патриарха.
В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» также вступил в переписку с Великим князем, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. В качестве одного из основных доводов в пользу унии католики использовали наличие общехристианских святынь: их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и был Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древний храм. К восприятию святыни послы были вполне подготовлены: они знали, что многие святыни Палестины погибли или были вывезены «от безбожных варваров турок». Им было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях иного рода им встречалось невидимое перенесение целых зданий. Со слов служителей храма они записали чудесную историю о Святом Доме и священном изваянии Богоматери; так это предание попало на Русь и распространилось в многочисленных списках. Самый полный из них, упомянутый выше, предлагаем вниманию читателей.
Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»
Молитва первая
Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Подательница ума»
О Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.
Тропарь и кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»
Тропарь, глас 4:
О Преславная Мати Христа Бога нашего, / благих Подателя, / милостию Своею всю вселенную сохрани, / даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, / светом Сына Твоего души наша просвети, / едина Всепетая, // от Херувим и Серафим славимая.
Кондак, глас 2:
Яко Единицы умом нас просвещающую, / хвалим Тя, Пречистая, / Мати Разума, всю вселенную держащаго, / Красото мира видимаго и невидимаго, // лучами жизни нас озаряющая.