Божий промысел молитва

Религиозное чтение: божий промысел молитва в помощь нашим читателям.

Божий промысел молитва

Псалом Давида, 138

Господи, искусил мя еси и познал мя еси. Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси. Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Удивися разум Твой от мене, утвердиться, не возмогу к нему. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря – и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя. И рех: еда тьма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей? Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится, яко тьма ея, тако и свет ея. Яко Ты создал еси утробы моя, воспринял мя еси из чрева матере моея. Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них. Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся. В остах, и еще есмь с Тобою. Аще избиеши грешники. Боже, мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя. Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое, истяжи мя и разумей стези моя, и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.

Естественное и сверхестественное; молитва и Божий промысел

ВОПРОС

Что такое чудо? Первый ответ, приходящий в голову: чудо есть сверхъестественное событие, явно нарушающее законы природы. В "нормальное" время физический мир управляется законами природы, но иногда Бог, с особой целью, приостанавливает их действие, и так возникают чудесные события. Поразительный пример тому дает Библия, когда, в момент исхода из Египта, воды Красного Моря, вопреки законам природы, расступаются перед сынами Израиля, и это божественное вмешательство спасает их от преследования египетской армии под водительством фараона.

ЧУДО И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Основной тезис этой главы таков: еврейская традиция не разделяет общепринятого представления о чуде как о сверхъестественном событии, не совместимом с законами природы. Покажем это на примере праздника Пурим, когда мы отмечаем знаменитое чудо избавления еврейского народа от гибели, которой грозил евреям коварный Аман.

Пурим и чудесное избавление

Чудесное избавление еврейского народа описано в Книге Эстер, где рассказывается о том, как прекрасная Эстер, возлюбленная супруга великого царя Артаксеркса, использовала свое положение при дворе для того, чтобы свергнуть злокозненного министра Амана и отменить указы, грозившие евреям гибелью. Что же сверхъестественного было во всем этом? Что еврейская женщина была необычайно хороша собой? Что царь избрал ее в жены, не зная, что она – еврейка? Знаменитая шестая глава Книги Эсфири рассказывает о драматических событиях, которые начались с того, что однажды ночью царю не спалось. Что же в этом сверхъестественного? У всякого человека иногда бывает бессоница. Поскольку ему не спалось, царь приказал читать ему королевскую запись ежедневных событий. В этом тоже не было ничего сверхъестественного. Короче, ни одно из событий, о которых повествуется в Книге Эсфири, никак сверхъестественным не назовешь. Что тогда означает "чудо Пурима"?

Еврейская традиция гласит, что чудо есть необычайное событие, которое потому и чудесно, что происходит именно тогда, когда оно необходимо для достижения важного результата. Иначе говоря, здесь существенным является фактор времени. Книга Эсфири рассказывает о том, как евреи были спасены благодаря целой цепи событий, ни одно из которых не нарушало законов природы. Евреев спасло то, что каждое из этих событий произошло как раз вовремя. В этом и заключалось чудо Пурима.

Расступились воды Красного Моря

Самое чудесное чудо в Библии – это чудо Красного моря, когда воды расступаются перед евреями, спасающимися от фараона египетского. Но даже это величайшее чудо не является отклонением от законов природы. В Книге Исхода (14:21) оно описывается так:

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

Иными словами, там говорится, что сильный ураган, бушевавший на Красном море, разогнал воду, так что часть дна морского обнажилась и превратилась в проходимый путь. Это – вполне естественное событие, изредка наблюдаемое и в других водных бассейнах. Так в чем же состоит чудо?

Чудо тут состоит в том, когда именно расступились воды Красного Моря. Фараон со своей армией теснил израильтян, Красное море было непреодолимой преградой. И тут внезапно разразился ураган, который и спас израильтян от фараона, дав им возможность перейти море посуху. Более того, когда египтяне устремились в погоню, ураган внезапно прекратился, воды морские вернулись на свое место и затопили всю египетскую армию.

Израильтян спасла, так сказать, синхронизация событий, внезапное начало и внезапное прекращение урагана, и то и другое точно в нужный момент – в этом и заключается чудо Красного Моря. За очень малыми исключениями, все библейские чудеса происходят в соответствии с законами природы. Законы природы были сотворены Богом, и Он относится к ним вполне серьезно. Наша традиция подчеркивает, что "мир функционирует правильным образом" 1 и что "на чудеса полагаться не следует" 2 .

БОГ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР

Сказанное выше не следует понимать так, будто бы Бог не взаимодействует с физическим миром. Это совершенно не так. Не следует считать, подчеркивает Маймонид, что законы природы приложимы во всех случаях и что сверхъестественные события никогда не могут происходить. 3 Такой подход недопустим, ибо подразумевает, что Бог никак не влияет на мир, и не влиял на него никогда, что противоречило бы самым основам Торы. Вопрос поэтому заключается не в том, влияет ли Бог на мир, а в том, как Он на него влияет.

Талмуд отвечает на этот вопрос, утверждая, что промысел Божий творится в мире "невидимо взору человеческому". 4 Иначе говоря, Бог взаимодействует с миром в рамках законов природы. Вмешательство Божие обычно не проявляется в виде сверхъестественного события. Чудеса творятся, человеческие потребности удовлетворяются, проблемы разрешаются – и все это "скрыто от взора человеческого".

БИБЛЕЙСКИЕ ЧУДЕСА

Те библейские чудеса, которые действительно нарушают законы природы, имеют ту характерную особенность, что они всегда вершатся в тайне, без свидетелей, кроме, может быть, того, кто был облагодетельствован Богом. Рассмотрим, например, знаменитые чудеса пророка Елисея.

Чудесное оливковое масло

Бедная вдова просит пророка спасти ее от кредиторов, которые угрожают продать за долги в рабство ее сыновей (Вторая Книга Царств 4:1-7). Узнав, что в доме у нее остался лишь один-единственный кувшин масла, Елисей велит ей занять у соседей как можно больше пустых сосудов и наполнить их из своего кувшина. Вдова выполняет указание, и чудесным образом наполняет из своего кувшина все сосуды. Так у нее оказывается много масла, которое она продает, расплачивается с долгами и спасает своих сыновей от рабской доли.

Для нас важно, что Елисей велит вдове запереть "дверь за собою и за сыновьями своими" (4:4) и только после этого разливать масло. Это необычное распоряжение пророка, которое вдова и выполняет, сделано именно затем, чтобы свидетелей чуда, кроме нее, не было. Чудо происходит "невидимо взору человеческому".

Интересно также спросить, зачем для своего чуда пророк использовал масло, заставив вдову трудиться, собирать посуду по соседям, разливать масло и затем продавать его? Почему Елисей не совершил чуда, попросту дав ей некую толику серебра или золота? Дело в том, что немного масла у вдовы уже было, и когда его стало больше, соседи не увидели в этом особых чудес, а вот если бы в доме нищей вдовы внезапно появилось серебро и золото – это уже было бы настоящее чудо.

Чудесное воскрешение ребенка

Пророк Елисей совершал и другие чудеса. Так, по его чудесному велению у женщины, которая о нем заботилась и о которой сказано, что "сына нет у нее, а муж ее стар", родился сын (Четвертая Книга Царств 4:14-36). Тот факт, что бесплодная женщина родила ребенка, есть чудо. Оно произошло "невидимо взору человеческому", ибо случаев, когда женщина рожала после долгих лет бесплодия, известно немало.

У этой истории есть продолжение, и тоже чудесное. Однажды, работая с отцом в поле, мальчик пожаловался, что у него страшно болит голова. Его отнесли к матери, он сидел на коленях у нее до полудня, и умер. Она положила его на кровать и бросилась к Елисею, горько сетуя, что сын был дан ей затем лишь, чтобы скончаться у нее на руках. Елисей и обезумевшая от горя женщина спешат к ребенку, который лежит на постели неподвижно. Тут происходит чудо. Елисей возвращает мальчика к жизни и передает его преисполненной благодарности матери.

В библейском повествовании ясно сказано, что Елисей "вошел [в комнату], и запер дверь за собою" (4:33). Таким образом, никто, даже мать ребенка, не видел, как ребенок был возвращен к жизни. Это событие совершилось "невидимо взору человеческому".

Еще интереснее то, что делал Елисей за запертой дверью (4:34): "И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка."

Эти действия явно напоминают искусственное дыхание, так что ребенок, возможно, и не был мертв. Его могли принять за мертвого, потому что у него не было ни дыхания, ни пульса, и Елисей оживил его с помощью обычных приемов реанимации. В наши дни медицина так и поступает, когда у пациента нет дыхания и пульса. Иначе говоря, читатель Библии не может даже сказать с уверенностью, произошло ли там, за закрытыми дверями, где все вершилось "невидимо взору человеческому", некое сверхъестественное событие.

Другие библейские чудеса легко поддаются такому же анализу. Главная мысль ясна. Цель чуда Господня состоит в том, чтобы достигнуть некоего существенного результата, а не в том, чтобы поразить публику блеском чудотворческого искусства. Поэтому Библия неизменно сводит к минимуму сверхъестественную сторону описанных там чудес.

ЧУДЕСА, СОВЕРШАЕМЫЕ ПУБЛИЧНО

У этого принципа, однако, есть одно важное исключение. Иногда именно театральный, публичный эффект является целью совершаемого чуда. Иначе говоря, чудо имеет своей единственной целью продемонстрировать силу и славу Бо-жию. В таких случаях театральная сторона дела приобретает первостепенное значение.

Пророки Ваала

Наиболее известное чудо такого рода совершил пророк Илия, когда он боролся с пророками Ваала. Он стремился показать, что Ваал – всего лишь бессильный идол, Бог же Израиля – всемогущ. С этой целью он вызвал служителей Ваала на публичное состязание. Каждая сторона должна была воззвать к своему божеству, да свершится чудо и огонь небесный пожрет жертвенного тельца. Библия подробно описывает, как Илия публично высмеивает языческих пророков, чей бог Ваал не способен выполнить требуемого (Третья Книга Царств 18:19-39). Затем наступает его очередь. Он смиренно молится Господу, и тот, на глазах у всего честного народа, совершает в ответ блистательное чудо, которое и убеждает израильтян в могуществе и истинности Бога Израиля.

Целью описанного чуда было показать израильтянам, как бесполезно и неразумно прбдолжать поклоняться истукану Ваалу. И для достижения этой цели оно должно было совершиться на глазах у всех.

Десять казней египетских

Десять казней египетских, поразивших империю фараона перед исходом сынов Израиля из Египта, представляют собой другой пример чуда, происходящего у всех на глазах. Страшная цепь "казней" предназначалась не для того, чтобы уничтожить египтян или наказать их. Для этой цели хватило бы одной чумы. У казней египетских была двойная цель, и она излагается следующим образом:

. дабы ты [фараон] узнал, что нет подобного Мне на всей земле. . и чтобы возвещено было имя Мое по . всей земле; (Исход 9:14, 16)

И чтобы ты [Израиль] рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь. (Исход 10:2)

Так Библия объясняет, зачем нужны были десять казней египетских – чтобы продемонстрировать могущество и славу Божию перед сынами Израиля и перед всем миром. И для достижения этой цели эти чудеса должны были совершиться у всех на глазах.

ДРУГИЕ МНЕНИЯ

Вопрос о том, как Бог взаимодействует с физическим миром, издавна является предметом теологических дебатов; божественный способ взаимодействия часто называют термином "каузальная медиация". Одно из направлений теологической мысли находит порочной в самой основе идею о том, что Бог, совершая чудеса, вмешивается в законы природы. Теологи, принадлежащие к этой школе, исходят из того, что "существование упорядоченного мира, управляемого непреложными законами природы, есть выражение верности Бога своей божественной сущности". Если законы природы даны Богом, то тогда чудеса, как отклонение от этих законов, могут показаться отклонением и от самого божественного начала.

Еврейская традиция, как мы видели, относится к этому совершенно иначе. Маймонид считает веру в совершаемые Богом чудеса одним из основных элементов еврейской религии. Более того, утверждение, что Бог не вмешивается в физический мир, мало чем отличается от утверждения, что Бога нет вообще. Мы не видим в Боге великого Часовых дел Мастера, который сотворил в отдаленном прошлом эту грандиозную механическую Вселенную, а затем предоставил ей действовать самостоятельно. Нет, Бог, которому мы поклоняемся, постоянно помогает своим созданиям и поддерживает их, чаще всего невидимо взору человеческому, а иногда – видимо и непосредственно.

ЧУДЕСА В НАШИ ДНИ

Происходят ли чудеса в наши дни? Еврейская традиция придерживается того мнения, что чудеса происходят все время, но поскольку они невидимы взору человеческому, то наличие чуда есть вопрос веры. Заболев, верующий человек молится Богу о выздоровлении, а если выздоровеет – благодарит Бога за помощь. Неверующий в той же самой ситуации приписывает свое выздоровление медицине. Ежедневные чудеса, совершаемые Господом, навсегда остаются "невидимы взору человеческому".

9. Молитва и Божий промысел

ВОПРОСЫ

Какова цель молитвы? Человек, который молится каждый день, может ответить нам, что он просит у Господа воспомо-ществования в своих ежедневных делах, в чрезвычайных ситуациях, и вообще всегда, когда ему нужна помощь. По некотором размышлении, однако, становится очевидно, что такое понимание молитвы приравнивает Бога к земному властителю. Царь не знает, в чем именно мы нуждаемся, и поэтому необходимо обратиться к нему с просьбой. Но о Боге мы не можем думать, ч" о Ему якобы неизвестны наши нужды и заботы и что для получения помощи Его следует проинформировать.

Более того, сама структура молитвы связана с определенными проблемами. Традиционная еврейская молитва, которую читают три раза в день, называется Амида (буквально: "стояние"; молящийся "стоит перед Господом"). Молитва состоит из восемнадцати обращений к Богу (и поэтому часто называется "Шмоне Эсре" – "восемнадцать" на иврите). 1 В первых трех частях молитвы прославляется величие Божие, в последних трех – Бога благодарят за помощь, оказанную в прошлом. В двенадцати же средних частях молитвы – ее сердцевине -молящийся просит Бога даровать ему благополучие, здоровье, мудрость, прощение грехов и т. д., то есть удовлетворить его материальные и духовные нужды.

Как мы уже говорили, со средними двенадцатью частями молитвы есть определенные затруднения. Почему мы вообще должны Бога о чем-то просить? Но еще серьезнее проблема со вступлением и заключением. Неужели Бог – самолюбивое и тщеславное существо, которое наслаждается нашими хвалами и требует благодарности за прошлые услуги? Именно так пришлось бы обращаться к земному властителю, ибо могущественные цари нередко самолюбивы и тщеславны, привыкли к безудержным восхвалениям со стороны своих подданых и отсутствие их принимают за оскорбление. Как же мы осмелимся приписывать эти мелочные качества Всевышнему?

Это возвращает нас к нашему первому вопросу. Зачем мы молимся? И почему наши молитвы составлены в такой, на первый взгляд неуместной, форме?

НАЗНАЧЕНИЕ МОЛИТВЫ

Сама постановка вопроса подсказывает нам, что мы молимся Богу не потому, что Он нуждается в наших молитвах. Вообще, представление о том, что молитвой можно как-то "повлиять" на Бога с тем, чтобы Он даровал просителю здоровье, долгую жизнь и другие блага, в корне расходится с еврейской традицией. Мудрецы-талмудисты резко осуждают того, кто ожидает от своей благочестивой молитвы практической пользы и отводит тем самым Богу роль космического автомата, выбрасывающего блага, стоит только вложить в него духовный жетон в виде молитвы.

Истинное назначение молитвы вовсе не в том, чтобы обратиться к Богу с просьбой – наоборот, это нам молитва должна напоминать, что Бог есть единственный источник нашего благополучия. Иными словами, молитва нужна не Богу, а нам. Как указывал Нахманид и другие авторы, назначение молитвы состоит в том, чтобы помочь нам осознать нашу зависимость от промысла Божьего и сосредоточиться на той глубокой и неразрывной связи, которая соединяет нас с Господом.

Маймонид говорит, что, будь человек достаточно развит в интеллектуальном и духовном отношении, он не нуждался бы в молитве. Достаточно было бы сосредоточиться на той решающей роли, которую Бог играет во Вселенной для того, чтобы уяснить себе, что именно Он дарует нам все необходимые нам блага. Однако, по причине ограниченности наших духовных и познавательных способностей, просто думать о Боге недостаточно. Мы должны также совершать акт молитвы, обращенной к Богу. Концентрация во время молитвы помогает нам усвоить, что Бог есть истинный источник всего нашего благополучия. Подчеркивая это обстоятельство в процессе молитвы, мы глубже понимаем и ценим нашу зависимость от божественного провидения.

Истинное назначение молитвы отражено в ивритском слове, обозначающем понятие "молиться". Во всех европейских языках "молиться" означает "просить" (англ. pray, нем. beten, фр. prier, русск. молить-ся). В иврите, однако, слово hitpalel означает "размышлять", "раздумывать". Согласно Маймони-ду, мы молимся для того, чтобы размышлять о том, что все мы под Богом ходим.

Отсюда также следуют структура и содержание наших молитв. Как было сказано, истинным назначением молитвы является возвышение духа молящегося. Поскольку наши молитвы предназначены для нас самих, чтобы мы глубже оценили преобладание Божьего промысла в человеческой жизни, то полезнее всего для нас молиться таким образом, который для нас привычен. Обращение к монарху принято начинать восхвалениями, затем идет перечисление просьб, и в заключение приносится благодарность за ранее дарованные милости. Такова же и структура наших ежедневных обращений к Богу.

МОЛИТВА ВОЗВЫШАЕТ ДУХ

Библия подчеркивает, что человек должен всегда помнить свою связь с Господом (Второзаконие 11:10-12). Осознание того обстоятельства, что Бог играет решающую роль в нашей жизни, поднимает нас на новую духовную высоту. Поэтому так важна молитва. Более того, на более высоком духовном уровне мы более достойны тех материальных и духовных благ, которые дарует нам Господь. В этом смысле можно говорить о том, что молитва "услышана". Чем лучше человек, тем более он достоин Божьего благословения, а молитва – это один из главных способов самоусовершенствования.

Если человек взыскан милостью Божией через молитву, то это не потому, что он (или она) сообщили Ему о своих потребностях, а потому, что молитва сделала их более достойными людьми. Разница тут на первый взгляд невелика, но она имеет решающее значение.

ЕЩЕ ОДИН ВОПРОС

Молясь Богу о хлебе нашем насущном, мы, естественно, подразумеваем, что именно Он нам его и дает. Не следует ли отсюда, что для поддержания нашего земного существования надо лишь молиться Богу, и ничего больше? Если всё от Бога, то зачем работать? Чтобы заработать себе на жизнь, говорим мы, – но не является ли это простым самообманом? Хуже того. Желание зарабатывать себе на жизнь можно истолковать как слабость веры, как попытку поставить под сомнение само владычество Божие.

И действительно, есть немало людей, которые так и думают. В США весьма распространена религиозная традиция (нееврейская), согласно которой для выздоровления больному нельзя делать ничего, кроме как молиться. Адепты этой религии верят, что, поскольку здоровье их – в руках Господа, то обращаться за помощью к врачу есть признак слабости веры и как таковой строго запрещается. Время от времени в газетах или по телевизору появляются сообщения о том, что родители тяжело больного ребенка отвергают профессиональную медицинскую помощь на том основании, что вмешательство врача было бы нарушением их религиозных верований. Бывает, что ребенок, которого можно было спасти простейшими медицинскими средствами, умирает, и тогда общественное мнение возмущается, а полиция порой даже предъявляет родителям обвинение в преднамеренном убийстве.

Но почему? Поведение родителей, столь предосудительное в глазах общественного мнения, естественно вытекает, казалось бы, из самого института молитвы. Если болезнь и исцеление не в руках Господа, то тогда почему мы просим у Него здоровья? Родители, позволившие своему ребенку умереть и тем возмутившие всю религиозную и нерелигиозную общественность, являются, казалось бы, единственными людьми, которые в этих трагических обстоятельствах поступали логично.

СЛЫШИТ ЛИ БОГ НАШИ МОЛИТВЫ?

Многие считают, что на Бога можно повлиять молитвой, и чем больше молишься, тем большее приобретаешь влияние. Отсюда следует, что если много народа молится о продлении дней какого-нибудь лица, то оно и доживет до глубокой старости. В Великобритании, например, как в церкви, так и в синагоге служба по традиции включает в себя молитву за здравие королевы, а значит, британская королевская семья должна была бы отличаться повышенным долголетием.

В 19-м веке к этой идее относились весьма серьезно. Количественный эффект молитвы исследовал английский антрополог и метеоролог сэр Френсис Гэлтон (двоюродный брат Чарльза Дарвина). Он сравнил среднюю продолжительность жизни членов королевской семьи с продолжительностью жизни других групп населения, за здоровье которых никто не молился (дворяне-землевладельцы, ученые, писатели). Как и следовало предполагать, оказалось, что монархи живут не дольше, чем все остальные. Как раз наоборот. Сэр Френсис нашел, что провинциальное дворянство в среднем живет на шесть лет дольше, чем члены королевской семьи. Когда он опубликовал свои результаты (в 1872 году, под заглавием "Статистическое исследование эффективности молитв" ), британская публика была несколько шокирована.

В последние годы вопрос о влиянии молитвы на здоровье был снова поднят и поставлен на "научную" основу. Вошли в моду статистические выкладки, демонстрирующие пользу, которую молитва приносит тяжелым больным. Одно из таких исследований, опубликованное в 1998 году в почтенном медицинском журнале, сообщает:

В течение шести месяцев с сорока пациентами, больными СПИДом, проводился следующий опыт. Им было сказано, что за некоторых из них будут молиться, осуществляя целебное воздействие на расстоянии, представители различных религий, но не было сказано, за кого именно. Оказалось, что у тех пациентов, за которых читались молитвы, течение болезни статистически значимо отличалось в лучшую сторону по сравнению с теми, за кого никто не молился.

В статье утверждается, что хотя всем пациентам сказали одно и то же – что за них, может быть, кто-то будет молиться – однако улучшение здоровья было зарегистрировано врачами только у тех больных, за которых действительно молились.

Я не раз встречал высказывания раввинов и священников, которые с большим энтузиазмом говорили о подобного рода экспериментах, подчеркивая их "научную" значимость. Правда, статистические познания среднего служителя культа оставляют желать лучшего. То же относится и к врачам, с легкой руки которых публикуются такого рода исследования. Удручающую статистическую неграмотность, присущую некоторым из таких работ, отметил с горечью Вильям Крускел, профессор Чикагского Университета, известный специалист в области статистики, в своем ежегодном обращении к Американскому Статистическому Обществу.

ТРАДИЦИОННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Если мы, действительно веря, что Бог есть высший источник всех земных благ, при этом активно стараемся сами обеспечить свои нужды, – означает ли это, что вера наша недостаточно крепка?

Этот фундаментальный вопрос обсуждался в еврейской литературе на протяжении поколений. Например, к рабби Моше Фейнстейну, крупнейшему современному авторитету по еврейскому традиционному законодательству, в 1964 году обратились с вопросом: есть ли в религиозном законе хоть малейший намек, запрещающий страхование жизни и имущества? Не свидетельствует ли такой поступок о недостатке веры в божественный промысел?

Рабби Фейнстейн ответил совершенно однозначно." Он без всяких оговорок утверждает, что человек не только имеет право, но и обязан страховать свое дело и свою собственность, вдобавок к другим мерам предосторожности, неообходимым в деловой жизни. Нельзя пренебрегать обычным порядком ведения дел и надеяться лишь на божественное провидение. Это было бы нарушением талмудического принципа "нельзя полагаться на чудеса".

Те же соображения, говорит Рабби Фейнстейн, приложимы ко всем потребностям повседневной жизни. Полагаться на молитву как на единственное средство удовлетворения этих потребностей, значит полностью противоречить еврейской традиции, и такое отношение к делу строго запрещается. Рабби Фейнстейн подчеркивает, что человек обязан работать и зарабатывать себе на хлеб. Точно так же, больной обязан добиваться наилучшей возможной в его обстоятельствах медицинской помощи. Ни в коем случае нельзя пренебрегать услугами медицины, полагаясь исключительно на чудеса и на божественное провидение.

Суждения рабби Фейнстейна отражают установки известнейших знатоков еврейского традиционного законодательства. Так, Маймонид (12-й век) отвечая на вопрос, с которым обратились к нему евреи из Прованса в южной Франции, резко осуждает их чрезмерный интерес к астрологическим и эсхатологическим вычислениям, приравнивая это к идолопоклонству. В свое время, пишет Маймонид, народ Израиля совершил ту же самую ошибку, и дорого поплатился за нее. Чрезмерно увлекшись астрологическими расчетами, они оставили в небрежении необходимые военные приготовления перед лицом надвигающейся римской армии. Маймонид утверждает, что это и было причиной разрушения Храма и последующего изгнания израильтян с родной земли. Им следовало, не жалея усилий и времени, предпринимать все необходимые военные и политические меры, дабы подготовить Израиль к нападению римлян. Если бы израильтяне это сделали, война могла бы пойти по-другому.

Позиция Маймонида совершенно ясна. Правильно отреагировать на военную угрозу – значит провести военные и политические приготовления, необходимые, чтобы ей противостоять. Заметим, что Маймонид порицает израильтян вовсе не за то, что они мало молились или недостаточно совершали добрых дел. Не говорит он и того, что не следует молиться вдобавок к военным приготовлениям. Но надеяться на одну лишь молитву, пренебрегая всем прочим – вот чего делать нельзя. Физической угрозе дают отпор физическими средствами. Это – еще один пример применения важнейшего талмудического принципа: "нельзя полагаться на чудеса".

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ

Как мы видели, молитва не заменяет активной человеческой деятельности, направленной на достижение материального благосостояния, на излечение от болезни, победу на поле битвы и т.д. Какова же в таком случае роль божественного провидения в делах нашего мира?

Вера в то, что Бог есть высший источник всех благ, является одним из главных устоев еврейской религии, подчеркивает Рабби Фейнстейн. Это не противоречит, однако, требованию зарабатывать себе на жизнь. Бог использует естественные пути к удовлетворению наших жизненных потребностей, благословляя нас на то, чтобы мы своими силами добивались материального благосостояния, крепкого здоровья, и так далее, и даруя нам мудрость в совершении соответствующих практических шагов. Наши потребности удовлетворяются в процессе взаимодействия между нашими собственными усилиями и Божьим промыслом. Кто сам себе помогает, тому и Бог помогает.

Родители тяжело больного ребенка обязаны прибегнуть к помощи медицины. Отказываясь сделать это и ограничиваясь обращенными к Господу молитвами, они, с точки зрения еврейской традиции, совершают убийство, пускай и не преднамеренное. Отвергая медицинскую помощь, они лишают Бога возможности излечить их ребенка.

Талмуд подчеркивает, что божественное провидение заботится о нас "невидимым взору человеческому" 15 образом. Бог не пускает в ход чудеса, чтобы разрешить наши проблемы или удовлетворить наши потребности. Талмуд даже запрещает просить Бога о явном чуде, приводя при этом такой пример. Если человек, подъезжая к своему городу, видит издали, что там начался пожар, он не имеет права молить Бога, чтобы горел не его дом. Дело в том, что в городе уже знают, чей дом горит. Для того, чтобы внезапно погасить пожар в одном доме и зажечь другой, понадобилось бы чудо, происшедшее у всех на глазах, а этого никогда не случится. Поэтому соответствующая молитва считается "напрасной" и строго запрещается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из положения о том, что Бог постоянно взаимодействует с нашим миром, но делает это невидимым взору человеческому образом, вытекает интересное следствие. И глубоко верующий человек, и неверующий, обладающий твердыми нравственными устоями, часто поступают примерно одинаково. Каждый из них прилагает все силы, чтобы решить свои проблемы в соответствии со своим нравственным кодексом. Разница между ними заключается в вере и в том, как они понимают участие Господа в решении их проблем. Верующий надеется на Бога, а неверующий – нет.

Молитва, обращенная к Господу, является существенной частью еврейской религии и служит каналом коммуникации между человеком и Создателем. Это, однако, отнюдь не значит, что молитвы служат для молящегося средством получения очередных благ. Еврейская религиозная традиция не включает в себя святынь и мест поклонения, посещение которых ведет к чудесному излечению от болезни, или особых молитв и ритуалов, выполнение которых обеспечивает божественное заступничество. Пути Господни всегда были – и всегда будут – неисповедимы.

Сила молитвы, ее ценность, состоит в том, что, молясь, человек возвышается духом, глубже осознавая центральную роль, которую Бог играет в делах человеческих. Такой духовный подъем делает человека лучше, а тогда он и более достоин милости божественного провидения. Милость Господня нисходит на того, кто соблюдает Его заповеди как по отношению к другим людям, так и по отношению к Богу.

Серия сообщений ” ЙОСЕФ ШУЛЯМ; НАТАН АВИЭЗЕР”: 1. Иосеф Шулям:Талмуд о Мессии; 2. Натан Авиэзер: Книга 1. В начале. Сотворение мира и наука; 3. Натан Авиэзер: Книга 2. Вера в эпоху науки. Как понимать Тору с точки зрения науки Часть 1 – ЙОСЕФ ШУЛЯМ: ТАЛМУД О МЕССИИ; ЛЕКЦИЯ 1: ВСТУПЛЕНИЕ

Часть 33 – 8. ЧУДЕСА: ЕСТЕСТВЕННОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ; 9. МОЛИТВА И БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here