Икона божией матери петровская молитва

Религиозное чтение: икона божией матери петровская молитва в помощь нашим читателям.

Икона божией матери петровская молитва

икона Богоматери «ПЕТРОВСКАЯ»

6 сентября (24 августа по старому стилю)

Этот образ Богородицы написан святым митрополитом Московским и всея Руси Петром, когда он ещё был игуменом Ратского монастыря. Однажды обитель посетил глава Русской Церкви Владимирский митрополит Максим. Принимая святительское благословение, игумен Пётр преподнёс ему в дар две собственноручно написанные иконы: «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» и икону, которая впоследствии получила название Петровской.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский решил послать к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Тот, взяв с собой святительский жезл и Петровскую икону Божьей Матери, отправился в Царьград. Однако кандидатура Геронтия вызвала у многих русских людей недовольство. Среди недовольных был и Галицкий князь Юрий, который направил в Константинополь игумена Петра. По Божиему Промыслу игумен Пётр прибыл в Царьград раньше Геронтия и был посвящён Константинопольским патриархом в митрополита всея Руси.

А в это время плывшему по морю Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». По прибытии в Константинополь Геронтий против своей воли рассказал патриарху о ночном видении. Патриарх забрал у несостоявшегося претендента на русский церковный престол святительский посох и Петровскую икону и передал всё законному русскому митрополиту. Так Петровская икона вернулась к тому, кто её когда-то написал.

В 1325 году, когда русская митрополия была перенесена из Владимира в Москву, митрополит Пётр перенёс в Москву и Петровскую икону Богородицы. С этой иконой связано немало важных исторических событий. Так патриарх Иов брал её с собой вместе с Владимирской и Донской иконами, когда ходил к Борису Годунову уговаривать принять царство. А в 1613 году Петровскую икону Пресвятой Богородицы взяла с собой делегация, отправившаяся в Кострому призывать на царство боярина Михаила Романова.

Многие специалисты считают, что находящаяся ныне в Успенской соборе Кремля Петровская икона Пресвятой Богородицы и есть тот самый образ, который был написан святителем Петром. Хотя есть предположения, что подлинник пропал ещё до революции.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Петровская икона Божией Матери: древняя история

Икона, о которой дальше пойдет речь, очень известная, ее авторство приписывается митрополиту Киевскому и Всея Руси Петру, жившему в XIII веке. Это был первый митрополит, у которого постоянным местом пребывания с 1325 года стала Москва. Петровская икона Божией Матери – так ее именуют и почитают как чудотворную. Празднование в честь нее совершается 6 сентября по-новому календарю, в этот день Церковь вспоминает перенесение нетленных мощей святителя Петра в только что отстроенную Успенскую церковь (1479 г.).

Святой Петр Ратенский (или Ратский)

Он родился на Волыни в благочестивой семье Феодора. Его матери – Евпраксии – еще до рождения сына было Господне видение, в котором открылось, что ее отрок будет служить во Славу Божию.

В 12-летнем возрасте юный Петр поступил в Волынский Спасо-Преображенский монастырь, где он почти все свое время посвящал изучению Священного Писания и иконописи. Свои иконы он раздавал монастырской братии и христианам, посещавшим их монастырь. Одна из таких – Петровская икона Божией Матери, датируемая 1327 годом, согласно житию святителя. Эту икону и икону Успения Пресвятой Богородицы святитель Петр, принимая святительское благословение, преподнес в дар митрополиту всея Руси Максиму, посетившему их святую обитель. Петровскую икону тот отправил во Владимир, где располагалась тогда кафедра Киевских митрополитов, а перед иконой Успения он молился всю жизнь.

Чудотворный образ. Петровская икона Божией Матери: фото

В 1305 году после того как отошел к Господу митрополит Максим, Владимирская кафедра была свободной три года смутного времени, тогда за место первосвятителя пошел спор. Галицкий князь Юрий отправил Петра в Константинополь, а Михаил Ярославович Тверской и Владимирский – своего подвижника – игумена Геронтия. Отправляясь в дорогу в Царьград, Геронтий взял с собой Петровскую икону и святительский жезл. Когда он плыл по морю, ему было видение. Сама Матерь Божья сказала ему, что напрасно тот трудится, ибо не ему достанется сан святительский, он будет принадлежать тому, кто написал Ее образ – служитель Ее Сына – Ратский игумен Петр, который займет престол Русской митрополии, он богоугодно доживет до старости и с радостью отойдет к Владыке всех.

В Царьграде Геронтий невольно рассказал о своем видении Константинопольскому патриарху Афанасию, и тот, забрав у него жезл и икону, передал их Петру и благословил стать митрополитом Всея Руси. Так Петровская икона Божией Матери вернулась к своему создателю и уехала во Владимир. А когда в 1325 году русскую митрополию перенесли из Владимира в Москву, туда же митрополит Петр перенес и свою икону и поместил ее в Успенском соборе Московского Кремля.

Вообще с этой иконой связано много интересных исторических событий. Например, патриарх Иов, когда ходил к Борису Годунову, чтобы принять царство, брал с собой три иконы – Петровскую, Владимирскую и Донскую.

И в 1613 году Петрову икону брала с собой высокочтимая делегация с рязанским архимандритом Феодоритом, которая отправилась в Кострому, чтобы призвать царствовать Михаила Федоровича Романова и положить конец смуте.

В церковной летописи XV века Петровская икона упоминалась в рассказах о спасении Москвы от завоевателей и называлась «животворивой» и, вероятнее всего, стояла у гроба святителя Петра. Она особо почиталась московскими первосвятителями, ее приносили на поклонение к их усыпальницам или на крестных ходах.

Успенский собор Кремля

Сегодня Петровская икона Божией Матери находится в Успенском соборе, основная масса специалистов по иконописи утверждает, что это та самая икона, которую написал святитель Петр, хотя есть утверждения, что ее подлинник пропал еще до революции.

В период XIX – XX века эта древняя икона действительно исчезла из собора, но осталась икона-пядница, размер которой составлял 30,5 на 24,5см. Ее происхождение было неизвестно, однако датировалась она концом XIV – началом XV века и находилась в пристенном иконостасе в Успенском соборе. Скорее всего, она и есть тот почитаемый древний образ, о чем свидетельствует ее точный список, выполненный в 1614 году Назарием Савиным. Во всяком случае он точно повторяет ее и надписан как «Петровская».

Петровская икона Божией Матери: о чем молятся

Петровская икона стала одной из самых почитаемых святынь России и символом начала становления Москвы. Благодаря ей было получено много чудесных для православных христиан событий и исцелений. Она стала мощным символом защиты России от разной пагубы.

Перед этим образом люди молятся о счастье в браке, о детях в случае бездетности и о помощи в трудных родах и разных болезнях. В таких случаях обычно читается Акафист Петровской иконе Божией Матери.

Эта икона относится к наиболее любимому для русского народа типу богородичных, и самой близкой иконографической аналогией этого образа является Владимирская икона.

Иконография

В Петровской иконе Богородица и Младенец изображены погрудно. Характерные ее особенности заключаются в том, что Богородица обнимает младенца левой рукой, а правой указывает на Него, в котором заключается весь Истинный Путь и Жизнь. Правая рука Матери Божией имеет и другой смысл – материнское ласкание своего Сына. Руки Христа Спасителя отвечают на материнскую любовь и ласку. Он прижимается к Матери, в левой руке держит свиток, а благословляющая Его правая рука покоится на груди Богородицы. Этим передается теплота выражения взаимной любви Богородицы и Младенца.

Молитва Петровской иконе Божией Матери начинается со слов: «О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, непостыдное наше Упование…».

Петровская икона Божией Матери

Стоимость и сроки

Деревянная доска 19×15 см, левкас, темпера, золочение нимбов.

Празднование Петровской иконы Божией Матери совершается августа 24 августа (6 сентября н. ст.) – день перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца (1479).

О Петровской иконе Богородицы

Петровская икона Божией Матери — это единственная чудотворная икона Богородицы, получившая название не по месту обретения или явления, а по имени автора.

Перед иконой Богоматери Петровской молился великий князь Иоанн Васильевич III; её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство; с Петровской иконой Богоматери в 1613 году отправился рязанский архимандрит Феодорит в Кострому к Михаилу Фёдоровичу Романову для призвания его на царство.

Петровская икона Божией Матери считается первой московской чудотворной иконой. История почитания святынь в Московской Руси XIV-XV веков мало изучена и бедна материалом. Тем не менее в письменных источниках того времени содержатся отдельные сведения о чтимых иконах. На основании сохранившихся до наших дней копий-списков икон можно составить представление о том, какие иконы являлись особо чтимыми святынями в Московской Руси XIV-XV веков.

Вероятно, самой первой чудотворной иконой Москвы была Богородица письма митрополита Петра, после смерти святителя в 1326 году, видимо, поставленная в Успенском соборе. В житии митрополита Петра 1, ранняя редакция которого датируется 1327 годом, рассказывается, что Петр, будучи игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни и искусным иконописцем, написал икону Богородицы и подарил ее митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов.

После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской мирополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Накануне князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.

Игумен Геронтий в это время находился в пути, он взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. Во время плаванья Геронтия в Константинополь поднялась страшная буря. Ему во сне было видение иконы Богородицы, от который был глас: Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех”.

Таким образом икона помогла Петру стать митрополитом и вернулась к нему уже как прославленный чудотворный образ. В письменных источниках XV века нет прямых свидетельств о местонахождении иконы письма митрополита Петра. Видимо, она помещалась у его гроба и называлась “животворивой”, поскольку в летописных рассказах о спасении Москвы от вражеских нашествий заступничеством Богородицы и архиепископа Петра этот образ неизменно упоминается вместе с московским святителем. Икона, почитавшаяся в XIV-XV столетиях как чудотворная Петровская, исчезла из Успенского собора Московского Кремля на рубеже XIX-XX веков.

О ее иконографии можно составить представление по изображению чудотворного Богородичного образа в житийной иконе митрополита Петра конца XV – начала XVI века из Успенского собора Московского Кремля, а также по копиям-спискам XVI-XVII веков. В настоящее время в Успенском соборе находится небольшая икона-пядница (от слова пядь – “протяженье меж большого и указательного перстов, растянутых по плоскости”, читаем мы в Толковом словаре русского языка В.И.Даля, около 15 см), она неизвестного происхождения, но ее иконография полностью совпадает с чудотворной Петровской. Возможно, это либо сама чтимая икона, либо ее ранний список. Косвенным свидетельством, подтверждающим отождествление иконы из Успенского собора с чудотворной Петровской, является икона-список, исполненная Назарием Савиным в 1614 году. Она повторяет не только иконографию кремлевской иконы (очень точно, вплоть до мелких деталей), но и типы ликов с их своеобразными чертами. Это единственный из списков, который имеет название “Петровская” (надпись на фоне слева).

В XIV-XV веках икона письма митрополита Петра являлась по преимуществу московской святыней; ее почитание было прямо связано с прославлением митрополита Петра, знаменовало покровительство молодому Московскому княжеству двух величайших небесных заступников – Богородицы и первого московского святого чудотворца. Созданная руками игумена Петра и способствовавшая ему в получении сана митрополита, эта икона особо почиталась московскими святителями: при жизни она сопровождала их в крестных ходах, а по преставлении приносилась к их святым гробам на поклонение. В сознании людей XVI-XVII веков она была не только живым воплощением образа Пречистой, явленного внутреннему взору инока-иконописца, но несла на себе также отблеск славы ее создателя – московского чудотворца митрополита Петра, подобно тому, как легендарная предыстория чудотворной Владимирской иконы освящалась именем евангелиста Луки, свидетеля подлинности лика Божией Матери, а ее судьба в русской истории ассоциировалась с великими именами державных правителей и духовных владык.

По материалам источника: Щенникова Л.А. “Иконы Богоматери, чтимые в Московской Руси XIV-XV веков”.

Иконография Петровской иконы Божией Матери

Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление». Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери.

Богоматерь изображена погрудно, как и Младенец. Ее голова чуть наклонена к Иисусу Христу, Который на некоторых иконах держит в левой руке свиток, пальцы Его правой руки согнуты, но не в перстосложении. Обычно изображается, что Богоматерь кистью правой руки прикасается к шее ли груди Младенца, указуя на Него как на «Истинный Путь и Жизнь», также передается и другой смысл этого жеста — материнское ласкание Младенца. Самый первый образ письма святителя митрополита Петра был небольшой пядничной иконой с погрудным изображением Богородицы и Младенца. «На рубеже XX столетия следы этой чудотворной иконы внезапно и странно теряются, и ныне мы можем молиться лишь ее спискам», – пишет В.Бычков в книге “Смысл искусства в византийской эстетике”.

Икона божией матери петровская молитва

Петровская икона Божией Матери

Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя – святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Икона была написана святителем еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Святой Петр поднес его в дар митрополиту Максиму, а последний привез его во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему паствы.

По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана. Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.

Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».

В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.

Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней – Владимирской иконой Божией Матери.

Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

На рубеже XIX – XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV – началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».

Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).

Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление». Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери. Известен такой факт, что митрополит Петр являлся автором и другой известной иконы – Владимирской Божией Матери, находившейся в Успенском соборе города Владимира.

В отличие от прославленного образа фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение данов зеркальном отражении.

Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на «Истинный Путь и Жизнь». При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, чем передается и другой смысл этого жеста – материнское ласкание Младенца. На краснофонном образе Петровской Богоматери XIV в., новгородской школы, жест правой руки Богородицы еще более характерен – Она обхватывает ею шею Сына.

Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери. На чтимом образе XVI в. из г. Кириллова, удивительном по теплоте выражения ликов Богородицы и Младенца и передачеих взаимной любви, Спаситель по-детски прижимает благословляющую руку к самому лику Богоматери.

С Петровской иконы Божией Матери в городе Калуге хранится список, прославившийся чудесами.

Чтимый список XVI в. находится в настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове.

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here