Религиозное чтение: келейная молитва мирянина в помощь нашим читателям.
Содержание
Молитва мирян
Из наследия Оптинских старцев
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:
«Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления».
Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно.
Старец Амвросий напоминал в связи с этим:
«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».
Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.
На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал:
«Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».
Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность. С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение:
«Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило».
Благословение на молитвенное правило
«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».
Также преподобный Антоний писал:
«Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам».
Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души:
«Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно».
Невозможность выполнить правило
В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:
«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».
Постоянная молитвенная память
Старцы напоминали нам, что, кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!» Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.
«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил старец Иларион (Пономарев).
Преподобный Никон напоминал:
«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;
«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».
На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:
«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».
Просьба о молитве за других
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий наставлял:
«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила».
А иногда повторял народную поговорку:
«Боже-то, поможи – да и сам мужик не лежи».
Оптинские старцы советовали при молитве оставлять многословие, пустословие, так как этим нарушается молитвенный настрой, отгоняется благодать. Преподобный Никон писал:
«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!»
Речь, конечно, не идет о необходимых деловых беседах или общении с родными, воспитании детей – имеется в виду пустословие, в которое мы так часто впадаем.
Старец Амвросий советовал:
«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит»;
«Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».
Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться. Преподобный Никон писал:
«Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».
О молитвенных дарах
Молитвенный подвиг сопровождается дарами усердным молитвенникам. Оптинские старцы предупреждали о том, что нельзя самовольно добиваться этих даров, таких как слезы на молитве или чистота и бесстрастие. Это может быть опасно для неопытного молитвенника.
«Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих».
Он же наставлял желающих достичь чистоты и бесстрастия:
«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся».
Как узнать, правильно ли мы молимся?
Молитва – духовное делание, которое приносит духовные плоды. Плоды духа: любовь, кротость, терпение, мирное душевное устроение. Конечно, чтобы плоды созрели, должно пройти время. Но стремиться к ним следует, духовной рост должен происходить. Человек должен бороться со своими страстями, немощами, дурными привычками.
«Поверяй самого себя каждодневно… Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, не сокрушился сердцем ни однажды, не смирился в мысли, милости не оказал или милостыню никому не подал, не простил виноватого, не стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое».
Преподобный Макарий предупреждал:
«Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы… советую стараться, сколько можно, обращать внимание ваше на дела любви к ближним; в отношении к матушке вашей, супруге и детям – пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним».
Тот, кто правильно подвизается, идет средним, «царским» путем. Уменьшается раздражительность и, наоборот, растет благодушие, реже приходят помыслы гнева, осуждения, ропота. Мирное устроение, терпеливое отношение к немощам и недостаткам окружающих переживается все чаще и постепенно становится постоянным.
22 ноября 2012 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Игум. Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов)
Стоит перестать молиться или начать молиться формально, «по долгу», как возникает чувство, словно ты в полынье, а лед стягивается над твоей головой. Чувство обыденности, серости, безнадежности и даже бессмысленности всего. Поэтому тот, кто не молится, часто унывает. А потом это состояние становится хроническим, и уже ни на что духовное нет в принципе сил.
Архимандрит Клеопа (Илие)
Святой Макарий знал, что мы не умеем молиться, но дал нам совет: «Человек, я знаю, что ты не умеешь молиться! – он знал, что значит молитва, ибо он был великий столп Православия. – Но даю тебе совет: молись, как можешь, но молись часто!»
Архим. Клеопа (Илие)
Архимандрит Клеопа (Илие)
Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца. Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца.
Юлия Кулакова
Я плакать. И молиться стала. Просто молюсь постоянно. Иду корову доить – молюсь, иду на работу – молюсь, все время плачу и молюсь, плачу и молюсь, не переставая, остановиться не могу ни днем ни ночью. Господи, помоги! Пресвятая Богородица, помоги! И вот – письмо приходит. Живой.
Игумен Нектарий (Морозов)
С молитвы начинается наш день и молитвой завершается. У большинства из нас дома есть молитвословы — разной толщины и разного, надо сказать, качества. Мы знаем утреннее и вечернее правила… Но знаем ли мы, как молиться? Умеем ли мы это делать? Молитва, молитвенное правило — тема нашей очередной беседы с игуменом Нектарием (Морозовым).
Иеромонах Иов (Гумеров)
У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо!
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Молитвенное правило утреннее и вечернее. Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Каждый верующий человек должен каждую секунду своего существования находиться в контакте с Богом. Это должно являться его целью и ежедневным трудом, выражающимся в молитве. Многие святые старцы говорили, что каждое обращение к Творцу должно сопровождаться тремя молитвами. Первая читается как данная Всевышним, вторая как благодарность Богоматери, а третья – для поддержки в вере и христианской морали.
Для того чтобы облегчить верующим путь к Богу, некоторые святые люди создавали специальные молитвенные правила, которые обозначали, когда и где уместно читать ту или иную молитву. Также благодаря этому списку можно было узнать, сколько раз в день необходимо обращаться к Творцу. Особо выделялись дни церковных праздников и таинств, требующих от мирян особой духовной подготовки. Наиболее известно молитвенное правило Серафима Саровского для мирян, о котором мы сегодня вам расскажем. Помимо него мы затронем в статье некоторые дополнительные нюансы обращения к Богу.
Молитвенный труд души
Христианство очень серьезно относится к ежедневной молитве. Священнослужители наставляют паству, объясняя ей, что к Богу необходимо продвигаться маленькими шажками, но не останавливаясь ни на минуту. Не стоит сразу после крещения с головой бросаться в чтение религиозных книг и активно посещать все богослужения в церкви. Так вы не обретете душевную чистоту, а только запутаетесь в своих чувствах и ощущениях.
Начинать свое движение к Богу стоит с изучения молитвенного правила, которое поможет правильно облачать в слова душевный порыв. Причем каждый служитель церкви скажет, что к молитве себя необходимо приучать. Несмотря на ежедневный ритм жизни, настроение и усталость, нужно заставлять себя обращаться к Богу с благодарностью и просьбой о защите. В первое время делать это будет довольно сложно, однако постепенно молитва начнет приносить радость и духовное просветление.
На этом этапе верующий уже может произносить все молитвы из молитвенного правила. И этот труд вызывает у него невероятное ощущение единения с Создателем, который подталкивает к дальнейшему самосовершенствованию. А со временем молитва начинает вызывать такое счастье, что на человека снисходит особое состояние покоя и умиротворения. Наполненный такими ощущениями верующий может оставить повседневные дела, чтобы тотчас обратиться к Богу.
Именно подобные религиозные чувства подталкивают людей к уходу в монастырь, ведь в его стенах молитва обретает совсем иной смысл – превращенная в единый порыв нескольких душ она становится настоящим очищением. Многие святые старцы рассказывают, что именно для молитвы люди уходят в монастырь. Она становится их наградой, ведь с иными представлениями о Боге тяжелые монастырские будни мало кому будут под силу.
Мы уже не единожды в статье использовали такое словосочетание, как “молитвенное правило”. Давайте разберем данный церковный термин более подробно.
Молитвенное правило для мирян: краткое описание
Так как только пришедшим к вере мирянам довольно сложно приучить себя к ежедневной молитве, были составлены особые сборники, которые помогают правильно рассчитать свои силы и обращаться к Творцу с определенным духовным посылом.
Молитвенные правила не были придуманы в одночасье. Порой их создавали святые старцы по просьбам мирян, а другие появлялись в связи с различными церковными ритуалами. Как бы то ни было, но каждый православный верующий должен придерживаться определенного регламента, позволяющего ему максимально очиститься от всего мирского и суетного, чтобы открыть сердце своему Создателю.
Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Стоит заметить, что святой старец считал общение с Создателем первой необходимостью для христианина. Она должна быть для него важнее пищи, воды и воздуха. Ни один верующий не может представить свою жизнь без молитвы.
Сам старец проводил за этим занятием большую часть своего времени и завещал подобное времяпрепровождение своим духовным детям. Иногда он даже требовал от последователей многочасовой ежедневной молитвы, поэтому и составил для них правило, помогающее в нелегком духовном труде.
Серафим Саровский считал, что новый день необходимо встречать крестным знамением и выполнением утреннего молитвенного правила. Старец утверждал, что для молитвы христианин должен стать подле икон или в ином месте, где ничто не будет отвлекать его от общения с Богом.
Утреннее молитвенное правило включает в себя три текста. Чтение необходимо производить в следующем порядке:
Имейте в виду, что первые два текста должны читаться трижды, а вот для последней молитвы достаточно одного раза. После выполнения правил человек может приступить к своим повседневным делам и обязанностям.
Серафим Саровский советовал и во время привычных дел не забывать про молитвенное правило. На русском языке можно тихонько читать Иисусову молитву. Это позволяет не отвлекаться в своих мыслях от общения с Творцом и дает возможность ежесекундно соотносить свои помыслы с христианскими добродетелями.
Не стоит приступать к обеденной трапезе без повторения утреннего ритуала, только после него можно начать принимать пищу.
Послеобеденное время
Согласно заветам Серафима Саровского, православный верующий не может и после обеда отвлекаться от молитвы. В это время лучше вычитывать:
- “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного”;
- “Пресвятая Богородица, спаси мя грешного”.
Первый из указанных текстов подходит для уединения, когда можно полностью отдаться обращению к Всевышнему. А вот вторую возможно читать, занимаясь делами вплоть до отхода ко сну.
Молитвы, предназначенные для вечернего времени
Естественно, что христианин не может спокойно погрузиться в сон, не уделив время своему Богу. Вечернее молитвенное правило идентично утреннему, все слова необходимо произносить тогда, когда вы однозначно больше не будете заниматься делами. В заключение молитвы верующий осеняет себя крестным знамением и может спокойно ложиться в постель.
Интересно, что у христиан принято засыпать только после обращения к Богу, ведь во сне человек может закончить свой жизненный путь, и нет ничего хуже, чем предстать перед Творцом неподготовленным. Поэтому каждый день верующие заканчивают молитвой и каются в совершенных грехах. Только это характеризует истинные отношения между душой и Всевышним.
Причастие: особенности подготовки
Причащение – это особенная процедура, требующая от православного большого труда и воздержания. К таинству он должен подойти подготовленный по всем правилам. Они включают в себя список из шести пунктов, в которые входит молитвенное правило перед Причастием.
В первую очередь христианин должен держать себя в телесной и духовной чистоте, а также соблюдать пост. Обычно подготовка к таинству длится несколько дней, в вечер перед Причастием необходимо обязательно принять участие в церковном богослужении, а на ночь прочитать несколько молитв:
- покаянный канон;
- молебный канон к Богородице;
- канон к Ангелу Хранителю;
- Последование ко Святому Причащению.
Не стоит забывать, что перечисленные тексты читаются несколько раз подряд, причем православный верующий должен быть в ровном расположении духа и не таить ни на кого зла. Только в таком состоянии можно приходить к таинству.
Светлая Седмица: первые дни Пасхи
Многих христиан, недавно пришедших к Богу, интересует молитвенное правило на Светлой Седмице. Миряне часто путаются во многочисленных ритуалах и обрядах, которыми сопровождается то или иное церковное празднество.
В этот период христиане должны полностью изменить порядок прежних молитв, ведь молитвенное правило на Светлой Седмице включает в себя довольно широкий список канонов и песнопений. Итак, накануне праздника (в ночь на Пасху) православные должны прочитать:
- Пасхальные часы;
- “Христос Воскресе”;
- “Воскресение Христов видевшее”;
- пасхальные тропари;
- “Господи, помилуй”;
- “Христос Воскресе” (вновь).
Имейте в виду, что первая песня поется не менее семи минут. Православные утверждают, что за это время на них сходит невероятная благодать. Вторая и третья молитва читается трижды, а вот пятую необходимо произнести не менее сорока раз.
Священнослужители советуют читать все указанные тексты перед сном, чтобы ни одна темная мысль больше не прокралась в вашу голову.
От Пасхи до Вознесения Господня
Молитвенное правило на Пасху подразумевает начинать и заканчивать день тропарем Пасхи. Читать его необходимо трижды, однако большее количество раз не будет нарушением – таков порыв вашей души в честь светлого праздника.
Также молитвенное правило на Пасху включает в себя Трисвятое. Данная молитва должна читаться не менее трех раз.
От Вознесения до Троицы
Если вы не сильны в церковных праздниках, то имейте в виду, что все дни с начала Пасхи и до Троицы считаются праздничными. Поэтому и молитвы в этот период читаются особенные. Конечно, если вы начнете и закончите свой день обычным обращением ко Всевышнему по неразумению, то это не будет серьезным отступлением от правил. Однако лучше всего соблюдать особое молитвенное правило после Пасхи.
Каждый наступивший праздничный день меняет порядок чтения молитв. Период от Пасхи до Вознесения мы уже охватили в предыдущем разделе. Теперь нам необходимо рассказать о молитвенном правиле после Пасхи вплоть до Троицы.
В этот период, длящийся десять дней, не читаются тропари Богородице и “Царю Небесный, Утешителю”. Также вносится запрет на поклоны до земли. Каждый день священнослужители рекомендуют начинать с Трисвятого.
Оптинские старцы
Многие верующие слышали о молитвенном правиле оптинских старцев. Однако не каждый христианин понимает, кто такие эти святые люди и насколько их советы оказываются действенными в той или иной жизненной ситуации. Поэтому мы решили немного рассказать вам о самих оптинских старцах.
Итак, Оптина пустынь – это один из самых древнейших монастырей на территории России. Он расположен недалеко от Калужской губернии, и первое упоминание о нем относится еще ко временам Бориса Годунова.
Конечно, главной ценностью монастыря являлись его монахи, которых быстро стали называть старцами. Все они были не простыми людьми, а обладали рядом характеристик, которые ставили их еще при жизни на один уровень с признанными православными святыми.
К особенностям оптинских старцев можно смело относить следующие характеристики:
- Дар целительства или предсказания будущего. Практически каждый из старцев обладал каким-либо даром, полученным свыше. Но чаще всего эти святые люди предсказывали будущее или исцеляли тяжелобольных. Известны случаи, когда их называли даже чародеями, однако все их деяния были только с благословения Бога.
- Вера. Каждый из старцев твердо стоял в вере независимо от того, что происходило в его жизни. Это условие было одним из основных для принятия в монастырь, ведь только истинно верующий может помогать другим людям.
- Служение. Вся жизнь оптинских старцев была направлена на служение Творцу и народу. Для них не было понятия усталости, каждый нуждающийся в помощи получал ее от монахов.
- Покаяние за чужие грехи. Дело в том, что оптинские старцы несли обет покаяния за всех православных в этом мире. Часто в монастырь на исповедь приезжали люди, рассказывающие обо всех своих прегрешениях. Старцы долгими часами отмаливали людские проступки и потом отпускали их с чистой душой и сердцем.
Стоит заметить, что в Оптину пустынь люди ехали независимо от своего социального статуса и финансового положения. И на каждую беду старцы находили слова утешения, многим паломникам они советовали определенные молитвенные правила, оказывающиеся очень эффективными.
Молитвы от оптинских старцев
Монахи Оптинской пустыни проводили большую часть своего времени за молитвой. Поэтому у них было накоплено достаточное количество молитвенных правил, которыми они делились с паломниками.
Например, поутру предполагалось обязательное прочтение двадцати семи текстов. Среди них особо можно выделить:
- Трисвятое;
- Символ веры;
- молитва о живых;
- молитва об усопших;
- молитва к Пресвятой Троице.
Оптинские старцы советовали читать молитвы по одному разу и в произвольном порядке. Главным атрибутом обращения к Богу является истинная вера и жажда общения со Всевышним. Только в этом случае молитва будет действенной и принесет очищение.
Монахи Оптинской пустыни делились с паломниками молитвенными правилами на любой случай жизни. Например, в случае искушения необходимо было читать псалом Давиду. А если вы не можете по тем или иным причинам посещать церковные службы, то вам стоит в домашних условиях в течение дня читать следующие тексты:
- утро – двенадцать псалмов, молитву Богородице, акафист дневной;
- вечернее молитвенное правило – канон Ангелу Хранителю, двенадцать псалмов, главы из Евангелия, молитву “Ослаби, остави”;
- на сон грядущий – молитву “Исповедание повседневное”.
Интересно, что оптинские старцы допускали некоторые отступления от данных регламентов. Они считали, что в силу определенных причин миряне могут целиком и полностью погрузиться в повседневные дела. Это может быть связано с какими-то серьезными проблемами или болезнью. Однако после разрешения всех проблем христианин должен вернуться к прежнему религиозному поведению и вновь уделять время общению с Творцом.
Заключение
Надеемся, что наша статья будет вам полезной и вы сможете выбрать для себя какое-то молитвенное правило, которое постепенно приблизит вас к Богу. Конечно, перечисленные нами молитвы не единственные, и при желании каждый христианин сможет найти другие религиозные тексты, прочтение которых вызовет у него ощущение благодати и духовной радости. Помните, что именно это чувство, сопровождающее ваше ежедневное обращение ко Всевышнему, говорит о том, что вы поступаете правильно и ваша молитва услышана. Многие христиане считают это трудом, но на самом деле нет большей радости, чем трудиться с именем Бога на устах и во имя Его славы. Не забывайте о ежедневной молитве в суете будней, и, возможно, тогда Господь изменит вашу жизнь.