Молитва азарии и трёх отроков

Религиозное чтение: молитва азарии и трёх отроков в помощь нашим читателям.

Пророк Даниил и святые три отрока Анания, Азария и Мисаил

Три отрока в пещи огненной. (Анания, Азария и Мисаил)

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства – Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 – 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 – 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Молитва пророку Даниилу и трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от чело­век во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благо­дать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учите­ли, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их бого­угодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Тропарь пророку Даниилу и трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу

Велия веры исправления*: во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь яко овцам являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо яко настоящая далече сущая: львы укротил еси, ввержен в ров. Сего ради тя почитаем пророче блаженнее, Данииле славнее.

Рукописаннаго образа не почетшее, но неописанным существом защитившееся треблаженнии, в подвизе огня прославистеся, среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый, и потщися яко милостив в помощь нашу, яко можеши хотяй.

Величание пророку Даниилу

Величаем тя, пророче Божий Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Величаем вас, святии трие отроцы Анание, Азарие и Мисаиле, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

30 декабря — память Пророка Даниила и Трёх Отроков: Анании, Азарии и Мисаила.

Популярные молитвы:

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва святому великомученику Мине

Молитва святому праведному Симеону Верхотурскому

Молитва преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

Молитва преподобной Афанасии

Молитвы апостолам Петру, Иакову, Иоанну Богослову

Молитва мученицам Домнине, Виринее и Проскудии

Молитва святой преподобной Марии Египетской

Молитва Пресвятой Богородице Нечаянная Радость

Молитвы к Пресвятой Богородице Феодоровская

Молитва Господу Богу о спасении и сохранении РОССИИ

Молитва Святому преподобному Паисию Великому

Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому

Молитвы Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, святым мученицам

Православные информеры для сайтов и блогов

Все молитвы .

Молитва азарии и трёх отроков

По прошествии трех лет царь Навуходоносор увидел сон, весьма встревоживший его душу. Поскольку вавилонские мудрецы и прорицатели не сумели объяснить его смысл, он приказал предать их всех, включая и юных израильтян, смерти. Тогда по молитве Даниила и его товарищей Господь открыл ему тайну царского сна. Огромное сияющее изваяние, увиденное царем во сне, означало грядущие времена: его золотая голова символизировала Халдейское царство, серебряные руки и грудь – царства мидян и персов, которые должны прийти ему на смену, медные бедра и чрево – державу Александра Македонского, а железные голени – Римскую империю. Камень же, безо всякого действия человеческих рук оторвавшийся от горы и сокрушивший в прах этого великого истукана, был прообразом Господа Иисуса Христа. Господь воплотился в конце времен, дабы принести на землю вечное Небесное Царство, которое уже никто не в силах будет разрушить, – Его Святую Церковь.

Возблагодарив Господа, Навуходоносор сделал Даниила наместником Вавилонии и поставил над всеми мудрецами своего царства. По просьбе Даниила начальствовать над страной Вавилонской были поставлены три его товарища, сам же он остался при дворе царя.

Авторитет святого пророка еще более возрос в глазах царя и всего народа после того, как он сумел изобличить во лжи двух нечестивых старейшин, обвинивших в прелюбодеянии прекрасную иудейку Сусанну за то, что та отвергла их самих (см.: Дан. 13).

На восемнадцатый год правления Навуходоносор повелел воздвигнуть золотое изваяние по своему образу и приказал всем сатрапам, наместникам, судьям и прочим чиновникам, как только заиграет торжественная музыка, пасть перед изваянием ниц и поклониться ему. Не убоявшись грозного тирана, трое иудейских юношей отказались исполнить нечестивый указ, поскольку почитали достойным воздавать поклонение одному лишь истинному Богу. Халдейские чиновники, завидовавшие их высокому положению, не замедлили донести об этом царю.

Услышав о подобном неповиновении, Навуходоносор пришел в ярость, приказал разжечь печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда непокорных. Из печного пламени святые Анания, Азария и Мисаил вознесли Господу смиренную молитву от имени всего народа Израиля, исповедав грехи своих отцов и признав, что они заслуженно и по справедливости претерпели изгнание со своей земли, жестокость нечестивого царя и испытание огнем. Тогда по молитве святых отроков в печь сошел Ангел с небес и угасил полыхавшее в ней пламя. Огонь, изойдя из печи, опалил стоявших рядом царских служителей, в то время как на пребывавших в печи снизошла прохладная роса и влажный ветер.

Святые принялись плясать от радости, воспевая благодарственную песнь Господу Богу Израиля. Прославив пресвятое имя Господне, они призвали всё творение вместе с ними «петь и превозносить Его во все веки» (см.: Дан. 3): ангелов, небеса, стихии и явления природы, землю, воды и горы, животных и сынов человеческих и даже души усопших праведников. Перечислив таким образом все создания Божии, они лишь после этого назвали самих себя как самых малых и смиренных:

«Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас» (Дан. 3) [1] .

Совершая с этими словами хоровод вокруг Ангела, они символически привели всё творение к поклонению Слову Божию, воплотившемуся и пришедшему на землю, подобно спустившемуся в печь Ангелу, дабы спасти всех. Сам царь Навуходоносор, подойдя к печи, увидел и узнал его, произнеся при этом слова, предвещавшие обращение языческих народов: «Вот я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3: 25).

В тот же год Навуходоносор увидел во сне еще одно пугающее видение, которое один Даниил по наитию Святого Духа сумел ему растолковать и которое действительно сбылось через двенадцать месяцев. Могущественный царь, возгордившийся величием своей власти, был наказан Господом и пал, подобно срубленному огромному дереву, увиденному им во сне: он потерял рассудок и был лишен царства. Изгнанный из среды людей, он скитался под открытым небом и жил среди полевых зверей, доколе не восславил Бога. Наконец, смирившись, покаявшись в грехе и вознеся молитву Господу, Навуходоносор был возвращен на царство на семь лет.

После смерти Навуходоносора [2] и последовавших за ней дворцовых смут на царский престол взошел Валтасар [3] . Однажды во время пира он дал своим гостям пить из священных сосудов, вывезенных из Иерусалимского Храма. В то время как царские сотрапезники пили во славу лжебогов, внезапно перед ними возникла рука, начертавшая на стене загадочную надпись, повергшую в ужас царя и всех присутствующих. И снова единственным человеком, сумевшим разгадать смысл знамения, был пророк Даниил, предсказавший Валтасару скорый конец его правления. Той же ночью царь халдеев был убит, а его держава перешла под власть Дария Мидянина (см.: Дан 5: 30–31) [4] .

Новый повелитель назначил Даниила начальником сатрапов своего царства, поскольку тот превосходил мудростью и разумением всех вельмож из числа персов и мидян. Из зависти к Даниилу последние стали искать повод обвинить его в чем-либо перед царем, но не могли найти. Тогда, зная о благочестии Даниила, они посоветовали Дарию издать указ, запрещающий под страхом смерти в продолжение 30 дней обращаться с просьбой к какому-либо человеку или богу, кроме самого царя. Но и после этого указа святой пророк, чтивший Закон и исполненный любви к Богу, по-прежнему продолжал трижды в день молиться, обратившись лицом к Иерусалиму, и не скрывал своих молитв от людей.

Когда об этом донесли Дарию, тот, в душе сочувствуя Даниилу и восхищаясь его благочестием, все же был вынужден исполнить закон и, скрепя сердце, приказал бросить своего любимого служителя в ров со львами. Однако Господь заступился за пророка и послал на помощь Даниилу ангела, укротившего ярость зверей. Когда на рассвете царь, терзаемый тревогой и сознанием своей вины, приказал отвалить камень, заграждавший отверстие рва, он, к своему изумлению, увидел Даниила живым и невредимым, восседающим посреди свирепых хищников, кротко резвившихся вокруг святого мужа, в то время как он сам, подобно новому Адаму, гладил их гривы. Тогда Дарий велел отпустить Даниила и вернул ему все прежние почести, а его клеветников приказал бросить в тот же ров к тем же львам.

Святой пророк Даниил не страшился прямо говорить царю о ложности идолопоклонства и обличил жрецов бога Бела (иначе Вила). Они отправлялись ночью по подземному ходу к его изваянию и съедали жертвенные приношения, оставленные там людьми, дабы те поверили, что их бог – живой и сам съедает все то, что было ему принесено. Не прибегая к помощи оружия, Даниил убил дракона, которого жители Вавилона также почитали за бога, дабы показать всем, насколько нелепо поклоняться неразумной твари. Охваченные яростью халдеи потребовали у царя наказать Даниила, после чего он был вторично брошен в львиный ров, но снова остался невредим. В этом узилище его посетил пророк Аввакум, по чудесному Промыслу Божию перенесенный туда ангелом прямо из Иудеи и доставивший Даниилу пищу (см.: Дан. 14).

Помимо многих других чудесных знамений, великий пророк Божий получил от Господа откровение о последних временах и конце мира. В первый год царствования Валтасара Даниилу предстали в видении один за другим четыре огромных зверя, символизировавшие великие языческие царства, поглотившие множество людей. Первый зверь, походивший на льва с орлиными крыльями, являл образ Вавилонской державы; второй, подобный медведю, представлял собою Мидийское царство; следом за ним возник барс – символ Персидской империи; и наконец, появился четвертый зверь, увенчанный десятью рогами, – прообраз державы Александра Македонского и его наследников [5] .

За этими иносказательными образами Книги пророка Даниила, получившими продолжение в Откровении святого Иоанна Богослова, в завуалированной форме скрываются предсказания о конце времен. Когда неправда в мире достигнет крайней степени и человечество погрязнет в пучине войн, переворотов и раздоров – символом чего являются десять царств, порожденных греко-римской цивилизацией, – тогда восстанет антихрист – человек, злокозненностью и коварством подобный самому сатане, который с помощью лживых слов и мнимых чудес будет выдавать себя за истинного Бога и добиваться от людей поклонения.

Таинственно перенесясь духом в эти последние времена, пророк Даниил увидел перед собою престол Божий, подобный пылающему огню, и восседающего на нем Бога-Отца в облике Ветхого днями старца с белоснежными волосами, облаченного в белые одеяния, Который готовится раскрыть книгу совести каждого человека и произвести последний суд над делами мира сего. И вот Сын Человеческий, в Котором мы узнаем Господа нашего Иисуса Христа, победив антихриста в решающей битве и ввергнув его в неугасимый огонь, подводится ангелами к престолу Отца, чтобы принять от Него власть, славу и вечное царство над всеми народами, племенами и языками, на небесах, на земле и под землей. Так будет засвидетельствовано перед лицом всего творения, что Он есть Господь, Сын Божий и Первенец, рожденный прежде всех времен, Тот, Кто восстановил падшую человеческую природу, сделавшись Перворожденным среди мертвых, и Сам стал прообразом всеобщего воскресения и нашего вхождения в вечную небесную славу (см.: Дан. 7).

В последующих пророческих видениях Бог открыл Даниилу и другие грядущие события, в том числе и тираническое правление Антиоха Епифана [6] – предтечи антихриста, прекратившего жертвоприношения в Храме Бога Всевышнего и водворившего на этом святом месте мерзость запустения (Дан. 9: 27; 11: 31). Наученный самим архангелом Гавриилом, святой пророк Даниил предсказал, что народ Божий вернется в Иерусалим по прошествии семи седмин, то есть 49 лет [7] . Он предвозвестил также и то, что Ездра, Иисус и Зоровавель выведут свой народ из плена и восстановят служение Господу в Иерусалимском Храме (см.: Езд. 3: 8). Это явится предвестием искупления всего человеческого рода Мессией-Христом, которое должно произойти по истечении еще 62 седмин, или 434 лет.

В третий год царя Кира Персидского Даниил, предызбранный Господом [8] , постясь и молясь три недели, удостоился видеть самого Бога Слово в облике мужа, облаченного в льняную одежду, опоясанного золотом из Уфаза: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан. 10: 5–6). Пораженный этим великим видением, святой пророк пал лицом на землю, и его душа была уже готова расстаться с телом, но Ангел Господень [9] ободрил и укрепил его, а затем поведал о событиях, имеющих произойти в будущие времена: о войнах между преемниками Александра Македонского, о гонениях Антиоха Епифана, а также о тех последних испытаниях, которые во время пришествия антихриста предстоит выдержать праведникам, чьи имена вписаны в книгу жизни. В Книге пророка Даниила с наибольшей среди всех пророков ясностью засвидетельствовано Божественное откровение о том, что в последний день «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2), и воскресшие праведники озарятся тогда сиянием славы, подобно небесным светилам. На вопрос о том, когда же именно все это должно произойти, Господь в облике Ангела ответил так: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут… А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 9–13).

По слову Господню, святой пророк Даниил упокоился в мире, более 80 лет от роду, на второй год после возвращения еврейского народа в Землю Обетованную, около 534–530 года до Р.Х. Три отрока иудейских также удостоились мирной кончины[10] и, как гласит предание, вместе с Даниилом и многими другими усопшими праведниками воскресли и вышли из гробов после распятия Христа (ср.: Мф. 27: 52–53).

[1] Эти два гимна, составляющие 7-ю и 8-ю песни канона утрени, оказали большое влияние на византийскую гимнографию.

[3] 548–539 гг. до Р. Х.

[4] Валтасар был сыном царя Набонида (556–539). Одновременно с его гибелью (в октябре 539 г.) Вавилон был захвачен Киром, царем персов и мидян, положившим, таким образом, конец Ново-Вавилонскому (Халдейскому) царству. Дарий Мидянин, упоминаемый в Книге пророка Даниила, не известен ни из каких других источников. Должно быть, этот персонаж возник в результате смешения имен царя Кира и воцарившегося вскоре после него Дария I (521–486).

[5] Десять его рогов символизировали царей династии Селевкидов, а возникший затем небольшой рог, вырвавший три больших и явивший великие чудеса, дабы ввести в заблуждение народы и восстать против Господа, означал правление царя Антиоха Епифана.

[7] Это откровение было получено Даниилом в 21-й год вавилонского плена (21 + 49 = 70 лет изгнания).

[8] В греческом тексте это место передано словами «муж желаний» (Дан. 9: 23; 10: 11), что дало основание святым отцам изображать Даниила человеком, все существо которого объято пламенной любовью к Богу, преображающей все его желания и стремления в единый духовный порыв.

[9] У пророка Даниила выражение «Ангел Господень» обозначает самого Бога-Слово, грядущее таинство воплощения Которого было еще отчасти под покровом тайны.

[10] По другим источникам, подкрепляемым иконографической традицией, например «Минологием Василия II» (cod. Vat. Grec 1613, fol. 252), они были обезглавлены.

Молитва азарии и трёх отроков

Раннехристианская катакомбная фреска, IV век, Катакомбы Присциллы

Седрах, Мисах и Авденаго

30 декабря (17 декабря по ст.стилю)

Пожарная охрана (Греция)

Три отрока в пещи огненной (VI век до н. э.) — иудейские юноши в вавилонском пленении, по имени Анания, Азария и Мисаил (ивр. . Хананья, . Азарья, . Мишаэль ?), друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми. В пленении носили имена Седрах, Мисах и Авденаго (ивр. . Шадрах, . Мейшах, . . Авед-Него ?) соответственно (Дан. 1:7 ).

Память трём отрокам вавилонским в православной церкви совершается 30 декабря (17 декабря по старому стилю).

Существует поговорка — «ввержен в пещь огненную, яко три отрока». [1]

Содержание

Библейский рассказ

Повествование о трёх отроках в пещи огненной содержится в первых трёх главах «Книги пророка Даниила». (Эту же историю без каких-либо серьёзных изменений пересказывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях») [2] .

Начало придворной карьеры

Анания, Азария, Мисаил и их товарищ Даниил, от лица которого написана эта библейская книга, входили в число знатных иудейских юношей в вавилонском плену, приближённых царем Навуходоносором II ко двору.

И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

Четыре отрока, несмотря на то, что их должны были кормить едой с царского стола, не стали осквернять себя ею. Обеспокоенный начальник евнухов через некоторое время убедился, что всё равно юноши оказываются красивее прочих, кто ел царскую еду. Через три года они предстали перед царем, и он убедился в их превосходстве перед остальными: «о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его». Товарищи заняли место при дворе.

Во второй год царствования Навуходоносора ему приснился сон, и он приказал, чтобы мудрецы истолковали его. На просьбу мудрецов рассказать хотя бы содержание сна, царь ответил, что если они мудрецы, они должны сами догадаться, о чём был сон, и истолковать его. В противном случае он прикажет казнить их всех. Угроза смерти нависла и над четверыми иудеями, но Бог поведал Даниилу о чём был сон царя — это был сон про колосса о глиняных ногах. После успешного толкования царь поставил Даниила «над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими», а его трое друзей были поставлены «над делами страны Вавилонской» (Дан. 2:49 ).

Чудо в пещи огненной

Третья глава «Книги Даниила» содержит непосредственный рассказ о прославившем отроков чуде. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Трое иудеев не сделали этого (так как это противно их вере), о чём их враги незамедлительно донесли царю. Навуходоносор ещё раз приказал им поклониться идолу, но Анания, Мисаил и Азария отказались, заявив: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», после чего Навуходоносор отдает приказ об их казни, и юношей бросают в жарко истопленную печь.

И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. [И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…’». А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога.

Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил. [3] После явления ангела отроки «как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога». Текст этой песни приводится в Дан. 3:52-90 . Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трёх иудеев. На этом рассказ о трёх отроках в «Книге Даниила» заканчивается.

Дальнейшая судьба

Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Анализ библейского текста

Молитвы отроков с исповедью в грехах народа иудеев и их благодарственная песнь после явления ангела (3, 24-90) появляются только в Септуагинте, в изначальном тексте Ветхого Завета их нет.

О сложности сложения данного сюжета свидетельствует то, что вавилонские имена, данные иудеям, изначально принадлежали местным богам или же жителям, то есть, существует возможность, что тема с неудавшимся сожжением трех персонажей в огне была иудейской мифологией заимствована, как и некоторые другие, из вавилонской, с сохранением имен первоначальных героев, приложенных к Анании, Мишаэлю и Азарии с объяснением обрядом переименования.

Фольклористы отмечают родство сюжета огненной пещи с распространенным среди многих народов мифологическим сюжетом «огненного закаливания» (закаливание Деметрой-служанкой младенца Демофонта в очаге, один из вариантов закаливания Фетидой Ахилла — в огне, печь Бабы-Яги, которая позволяет Иванушке и прочим не умереть, а набраться сил, чтобы сокрушить старуху, и проч.). Исследователи предполагают, что корнем этих мотивов является древний (недошедший) обряд инициации огнем — испытание, закаливание, наделяющее подростка качествами мужчины [4] .

Перемена имени отроков

Отроки отзывались на нареченные им имена при общении с язычниками, но сохраняли свои первоначальные имена в общении между собой и с соплеменниками (см. например Дан. 2:17 ). Имя самого пророка Даниила было заменено на Валтасар.

По древневосточным взглядам перемена имени связана с переменой судьбы. По толкованию богословов, наречение Навуходоносором иудейских отроков языческими именами было обусловлено целью привить им поклонение вавилонским богам (по замыслу царя весь пленённый еврейский народ должен был в перспективе принять язычество — ср. Дан. 3:4–6 ). [5]

Богословское толкование

Рассмотрение истории трёх отроков встречается уже у ранехристианских богослов. Так Киприан Карфагенский (первая половина III века) в своём сочинении о мученичестве ставит отроков в пример, считая, что они «несмотря на свою молодость и стесненное положение в плену, силою веры победили царя в самом царстве его… Они верили, что могут избегнуть смерти по вере своей…». [6]

Иоанн Златоуст в своём сочинении «Слово о трех отроках и о печи вавилонской» подчёркивает, что отроки идя в печь не искушали Бога, надеясь на непременное избавление, но в доказательство что они не за плату служат Богу, но чистосердечно исповедуют истину. [7] Также святитель отмечает, что отсутствие в печи Даниила было особым промыслом Божьим:

После истолкования Даниилом царского сна, царь воздал ему поклонение как богу и почтил его именем Валтасара, производным от имени вавилонского бога. Так вот, чтобы не подумали, что этим именно божественным по их мнению именем Валтасара побеждается сила огня, Бог устроил так, что Даниил не присутствовал при этом, чтобы чудо благочестия не потерпело ущерба.

— Иоанн Златоуст, «Слово о трех отроках и о печи вавилонской»

Василий Великий в своём Слове о Святом Духе в главе о современном ему состоянии церкви ставит вавилонским отрокам в заслугу, что они будучи одни среди иноверцев не рассуждали о своей малочисленности, но «они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое». [8]

Григорий Богослов приводит отроков как образец должного состояния священников: «Дерзновенно подойдя под иго Священства, право твори пути свои и право правь слово истины, со страхом и трепетом творя этим свое спасение. Ибо Бог наш есть Огонь поядающий, и если ты коснешься Его как золото или серебро, то не бойся сожжения, подобно вавилонским отрокам в печи. Если же ты из травы и тростника — из горючего вещества, как мудрствующий о земном, то бойся, чтобы не сжег тебя Небесный Огонь». [9]

В церковных обрядах

Пение отроков

Благодарственная песнь отроков («Молитва святых трех отроков») вошла в состав христианской гимнографии уже с IV—V веков. Афанасий Александрийский (IV век) упоминает о пении на Пасху песней Моисея из Исхода и вавилонских отроков. [10] Псевдо-Афанасий в сочинении «О девстве» (IV век) указывает на включение песни трёх отроков в состав утрени. [11]

Собрание библейских песен начиная с ранних византийских рукописей выступает как дополнение к Псалтири. По древней Константинопольской практике Псалтирь была разбита на 76 антифонов и 12 библейских песен (в них входила и песнь вавилонских отроков, которая пелась ежедневно), начиная с VII века (иерусалимская традиция) число библейских песен было сокращено до 9, но песнь вавилонских отроков в ней осталась и помещается под номером семь.

В современной богослужебной практике библейские песни употребляются как прокимены. Прокимен из песни вавилонских отроков («Песнь отцев») поется:

  • в 1-ю неделю Великого поста (Торжество Православия, воспоминание победы над иконоборцами и память святых пророков);
  • в 7-ю неделю по Пасхе (память отцов 1-го Вселенского Собора);
  • в неделю после 11 октября (память отцов 7-го Вселенского Собора);
  • в неделю после 16 июля (память отцов первых шести Вселенских Соборов);
  • в недели праотцев и отцев перед Рождеством Христовым.

Следует отметить, что текст песни, употребляемой в богослужении не идентичен, приведённой в книге пророка Даниила: песнь представляет собой краткий пересказ истории ввержения отроков в печь и их чудесного избавления от смерти с добавлением благодарственных молитв.

Песня трёх отроков также является прообразом для ирмосов 7 и 8 песни канона утрени. Характерные примеры: [12]

  • «Росодательную убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляюще веление Божие, мучителя увеща вопити: Благословен еси Боже отец наших» (ирмос 7 песни воскресного канона шестого гласа)
  • «Из пламени росу преподобным источил еси, и праведного жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки» (ирмос 8 песни вокресного канона шестого гласа)
  • «Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертный, и страстью смертное в нетленное облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен» (ирмос 7 песни пасхального канона)
  • «Телу златому премудрые дети не послужиша, и в пламень сами пойдоша, и боги их обругаша, и ороси я Ангел. Услышася бо уст ваших молитва» (ирмос 7 песни покаянного канона ко Господу Иисусу Христу)

В Великий пост, когда в соответствии с Триодью библейские песни читаются полностью, за богослужением можно услышать полный текст Песни трёх отроков.

На вечерне Великой субботы, соединённой с литургией Василия Великого, история трёх отроков читается в качестве заключительной (пятнадцатой) паремии, а их песнь читается с припевами чтецом и молящимися (или хором от их лица).

«Пещное действо»

«Пещное действо» — название древнего церковного обряда (театрализованного представления) по этой легенде, который свершался в воскресную службу перед праздником Рождества Христова. Этот обычай пришёл на Русь из Византии. В храме снимались большие паникадила, чтобы освободить место для деревянной круглой печи. Три мальчика и двое взрослых изображали отроков и халдеев. Когда богослужение прерывалось, ряженые халдеи выводили из алтаря связанных отроков и учиняли им допрос, после чего ввергали их в печь. Под ней ставили горн с углями, а отроки в это время пели песнь, славящую Господа. В конце пения раздавались звуки грома, из-под сводов спускался ангел. Халдеи падали ниц, затем снимали свои наряды и стояли в молчании с поникшими головами, пока отроки же с ангелом трижды обходили печь [13] .

Действо совершалось по литературному переложению библейской истории, созданному Симеоном Полоцким. Обряд был запрещён в XVIII веке Петром I в связи с реформами Русской Православной Церкви. В начале XX века обряд был восстановлен композитором Александром Кастальским, в основу реконструкции легло прочтение старинных «крюковых» записей музыки, и в настоящий момент он входит в репертуар некоторых современных исполнителей.

Обряд имел не только назидательный, но и развлекательный характер, благодаря наличию ряженых. Русский зимний карнавал начинался тотчас по окончании храмового действа. Те лица, которые в этом действе играли роль халдеев и подпаливали «плаун-траву», выйдя за порог храма, зажигали на улицах святочные огни [14] .

Сцена «Пещного действа» в Успенском соборе экранизирована Сергеем Эйзенштейном в кинофильме «Иван Грозный».

В народных обрядах

  • В день памяти Даниила и трех отроков (в ночь с 30 на 31 декабря) в северных губерниях в память о Святых отроках в пещи огненной разжигали большие костры за околицей и бросали в огонь трех слепленных из снега кукол, а по поведению огня гадали о погоде.

В Англиканской церкви

Песнь трёх отроков (обычно называемая по первому латинскому слову лат.  Benedicite ) в соответствии с Книгой общих молитв 1662 года поётся на англиканской утрене. Следует отметить, что сам текст этой песни является, согласно 39 Статей, апокрифическим, то есть может использоваться для назидания в жизни и научения праведности, но не для построения вероучения.

Почитание в России

Тема трех отроков в пещи огненной пользовалась на Руси любовью. Помимо «Пещного действа» стоит отметить частый повтор сюжета во фресковом цикле.

Н. С. Борисов отмечает, что любовь к этой теме в Древней Руси связана с аналогией, проводимой сознанием образованных людей того времени между вавилонским пленением иудеев и притеснением от царя Навуходоносора — с татаро-монгольским завоеванием Руси и притеснениями от ордынских ханов. «Поведение пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила в вавилонском плену стало образцом для русских правителей, оказавшихся в „ордынском плену“. Согласно Библии главными принципами этих святых мужей в чужеземном плену стали преданность вере — и добросовестное служение „поганому царю“ в качестве советников; мужество — и осторожная уклончивость, хитрость, дальновидность», каковыми принципами руководствовались и ездившие в Орду московские князья [15] . Накануне смерти приняв постриг, князь Иван Калита даже выбрал имя одного из этих отроков — Анании.

В русском апокрифе «Сказание о Вавилоне» [16] (XIV—XV века) содержится сказание, связанное с отроками, а точнее, с их гробницей и воздвигнутой на ней церкви. Оно связано с распространенной в то время на Руси легендой, по которой власть московских государей получает свою верховную санкцию не от кого иного, как от царя Навуходоносора. Поскольку предание гласит, будто бы священные регалии царской власти, в том числе Шапка Мономаха, перешли к московским князьям от их предка, великого князя Владимира Мономаха, который в свою очередь получил их в дар от императора Константина Мономаха, данная легенда предлагает объяснение, откуда они появились на Византии.

У стены была лестница с надписью на трех языках — греческом, грузинском и русском, — гласившая, что по этой лестнице можно благополучно пробраться в город. Исполнивши это, послы среди Вавилона увидали церковь и, войдя в неё, на гробнице трех святых отроков, Анании, Азарии и Мисаила, горевших некогда в пещи огненной, они нашли драгоценный кубок, наполненный миррой и Ливаном; они испили из кубка, стали веселы и на долгое время уснули; проснувшись, хотели взять кубок, но голос из гробницы запретил им это делать и велел идти в Навуходоносорову сокровищницу взять «знамение», то есть царские инсигнии.

В сокровищнице они среди других драгоценностей нашли два царских венца, при которых была грамота, где говорилось, что венцы сделаны Навуходоносором, царем вавилонским и всея вселенныя, для него самого и для его царицы, а теперь должны быть носимы царем Львом и его царицей; кроме того послы нашли в вавилонской казне «крабицу сердоликовую», в которой была «царская багряница, сиречь порфира, и шапка Мономаха, и скипетр царский». Взявши вещи, послы вернулись в церковь, поклонились гробнице трех отроков, ещё выпили из кубка и на другой день пошли в обратный путь.

— В.С.Соловьев. Византизм и Россия [17]

Этой истории приписывается византийское происхождение, однако греческого текста её не найдено. В России же она была очень распространена в разнообразных, доныне сохранившихся редакциях.

Рассказ о чуде в пещи содержался в бытовавшем на Руси сборником «Физиолог», где он являлся, видимо, поздним прибавлением к рассказу о саламандре [18] .

В искусстве

«Отроцы благочестивые в пещи» — излюбленный сюжет христианской иконографии, известный с VII века. Этот мотив был частой темой фресковой живописи, см. например, роспись московского Благовещенского [19] и Успенского соборов, а также иконописи [20] . Знаменитым является белокаменный рельеф Успенском соборе во Владимире.

В живописи Нового Времени

  • Картина Дж. Тёрнера [21]
  • Картина Н. П. Ломтева, ГТГ [22]
  • Картина Симеона Соломона в стиле прерафаэлитизм, 1863.

В литературе

  • «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» (1673—1674 гг.) — комедия Симеона Полоцкого, написанная для царя Алексея Михайловича и полностью посвящённая истории трёх отроков;
  • Shadrach in the furnace («Седрах в огне») — фантастический роман Роберта Сильверберга.
  • The Burning Fiery Furnace — опера Бенджамина Бриттена
  • Песня Shadrach группы Beastie Boys, одноименная у Луи Прима
  • Песня The Fourth Man in the Fire Джонни Кэша [23]
  • Одна из сквозных тем музыки регги: песня Viceroys «Shadrach, Meshach and Abednigo», песня Twinkle Brothers «Never Get Burn», песня Abyssinians «Abendigo» [24] , Bob Marley & the Wailers «Survival» и песня Steel Pulse «Blazing Fire» на альбоме «African Holocaust».

Интересные факты

  • Пожарные Греции почитают трех святых отроков своими святыми покровителями [25] . В день их памяти, 17 декабря, в митрополиях центральных городов служатся торжественные молебны, на которых присутствуют мэры и министры, высшие чины и новобранцы-добровольцы. В этот же день традиционно дается торжественный приём в центральном Пожарном Корпусе области.
  • Cчитается, что царь Навуходоносор приказал бросить трёх иудейских юношей в огонь вечного пожара Баба-Гургур.
  • Пророк Даниил
  • Книга пророка Даниила
  • Отрочь монастырь — монастырь в честь трех отроков
  • Семь спящих отроков эфесских
  • Сорок Севастийских мучеников
  • Неопалимая купина

Литература

  • Ошарина О. В. Изображение сюжета «Три отрока в пещи огненной» в коптском искусстве”.
  • «Пещное действо» было описано в издававшейся Н. И. Новиковым «Древней Российской вивлиофике», т. 6, СПб., 1774 («Чин бываемых пред Рождеством Христовым, в неделю святых отец, так называемого пещного действия, или воспоминание бывших в пещи трех отроков Анания, Азария и Мисаила»). Приведенное в повести описание составило и отдельную брошюру Мордовцева: «Пещное действо на Москве в 1675 г.», вышедшую в популярной серии «Библиотечка русских писателей для самообразования» (кн. 17, СПб., 1910).

Примечания

  1. ?Владимир Даль. Словарь
  2. ?Josephus, Ant.Jud.X,10,5
  3. ?Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  4. ?Назиров Р. Г. Возрождение из костей в мифах и сказках // Фольклор народов РСФСР: Сборник статей. — Уфа, 1982. — С. 28 — 35.
  5. ?Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. — 2240 год н. э.
  6. ?Киприан Карфагенский. Письмо к фиваретянам, с увещанием к мученичеству
  7. ?Слово о трех отроках и о печи вавилонской
  8. ?Василий Великий «О Святом Духе», гл. 30
  9. ?Священство
  10. ?Пророк Даниил в литургическом предании и иконографии
  11. ?Жанры церковной гимнографии
  12. ?Ирмосы Воскресного Канона
  13. ?К празднику Рождества: Пещное действо
  14. ?А. М. Панченко. Русская культура в канун петровских реформ
  15. ? Борисов Н. С. Иван Калита
  16. ?Сказание о Вавилоне
  17. ?В.С.Соловьев. Византизм и Россия
  18. ?Физиолог
  19. ?Благовещенский собор, Фреска «Три отрока в пещи огненной», 16 в.
  20. ?«Таблетка» из Софийского собора в Великом Новгороде
  21. ?Shadrach, Meshach and Abednego in the Burning Fiery Furnace exhibited 1832 by J.Turner
  22. ?Картина Н. П. Ломтева, XIX в., ГТГ
  23. ?The Fourth Man in the Fire. Lyrics
  24. ? дорожка 5, сторона 1 на альбоме Satta Massagana, изданном в 1976 на Penetrate Label.
  25. ?Пожарный корпус Греции

Актуальная информация курсы маникюра на нашем сайте.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here