Молитва должна быть в сердце

Религиозное чтение: молитва должна быть в сердце в помощь нашим читателям.

Иисусова молитва Сердца

Весь смысл и цель Иисусовой сердечной молитвы — соединиться с Богом.

Святой Иоанн Лествичник советует:

  • заключать ум в слова молитвы. Тогда молитва будет совершаться совокупно умом и сердцем.

    2 «Спросят: неужели, такой великий отец, живший в то время, когда умное делание процветало, ничего не говорит о молитве, совершаемой умом в сердце?

    Говорит, но так прикрыто, что только те, кто знаком опытно с деланием этой молитвы, могут понять, о чём говорится.»

    «Всё это свершается под водительством благодати Божией, по её благоволению и усмотрению.»

    3 Святой Иоанн Лествичник призывает:

    «нисходить умом в сердечный храм и оттуда призывать Благодать Божественную.»

    Различает следующие этапы духовного продвижения:

  • Соединение ума с сердцем.

    На третьем уровне, молитва осеняется Божественною благодатью и открывается не только сердечное место, но и вся душа, и всё тело услаждается и повлечётся к Богу.

    Для большинства молитвенный вход в сердце возбранён. Поймите, единственно перстом Божьим отверзается этот вход. И постепенно является Бог.

    Научитесь Иисусовой сердечной молитве не от Ангела, не от человека, не из книги, но от Меня 4 .

    Между раифскими иноками, для которых написана была Св. Иоанном «Лествица», процветала умная молитва. Святой Иоанн Лествичник выражается так:

  • Для начала иметь совесть чистую во всём.
  • Прежде всего, потребна нам духовная сила.
  • Начинать с преддверия у входа в Святая Святых Храма.
  • Желающий видеть Господа внутри себя, старается очистить сердце своё непрестанной памятью Божией.
  • Появляется Солнце, сияющее внутри.
  • Воздух, которым начинают дышать там, внутри — Святой Дух.
  • Появляется внутренняя радость.
  • Во храме — смотри жертвенник [алтарь] . Где приносятся духовные жертвы Богу.
  • Слышно пение святых Ангелов.
  • Постарайся войти в клеть , которая внутри тебя и увидишь клеть Небесную. Та и другая — одно: одним входом вступишь в обе. Клеть — преддверие к святилищу.
  • Закрывай дверь кельи для тела, дверь для уст языка, и внутреннюю дверь от лукавых духов.
  • Лестница к Царствию Небесному — внутри тебя. Погрузи себя в себя и найдёшь там ступени, по которым взойдёшь на небо6. Этому помогает движение воды7.
  • Увидишь Святой пренебесный огонь, который одних опаляет, других — светом освещает.
  • Приудерживай несколько своё дыхание.
  • Вначале найдёшь ты там тьму некую.
  • Затем ум узрит в сердце многие вещи, каких не видывал и не знал.
  • Блаженный старец, иеромонах Серафим Саровский:

    «Когда Господь согреет сердце твоё теплотою благодати Своей, и соединит тебя во един Дух, тогда потечёт в тебе эта молитва непрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя.» 8

    Предварительно, надо освободиться от духов зла.

    Слова молитвы следует произносить гортанно, с крайней неспешностью [медленно], как бы читая по складам.

    Согласно Писанию, мы обязаны непрестанно молиться.

    Умная сердечная молитва Иисусова — «очень воспламеняет в сердце твоём и разогревает».

  • Дыхание, которым дышим, через лёгкие проводит воздух до сердца.
  • Когда снизошёл на апостолов Святой Дух, то, сделав их храмами Божьими, сделал храмами непрестанной молитвы10.
  • Дух, когда вселится в человека, тот непрестанно молится, ибо сам Дух непрестанно молится. А непрестанно молящийся начинает постепенно ощущать присутствие Бога.
  • Далее — «согреется сердце моё во мне и в поучении моём разгорится огонь»11.
  • Постарайся войти во внутреннюю сокровищницу твою. И увидишь лестницу в Царствие Небесное внутри себя.
  • Затем — будет «Небо внутри тебя : и в самом себе Ангелов увидишь со светом их : и с ними Господа внутри себя».
  • Согласись, стань — Жилищем Духа Святого!
  • Изречения Св. Исихия Иерусалимского:

  • Трезвение и стояние ума у двери сердца.
  • Огонь, пришедши в сердце [снизу] восстановил молитву, . которая вознеслась на небо и свершилось сошествие огня в горницу души [сверху].
  • Святые Симеон и Андрей:

    «Ничто не доставляет такого свободного доступа к Богу, как решительное самоотвержение своей гордости, своего Я.»

    «Когда примешь дар молитвы в тайном храме сердца своего, то шёпот уст твоих звенит далеко : и выходит пар из уст от действия Святого Духа.»

    Внезапно может открыться дар знания иностранных языков 12 .

    При нисхождении ума в сердце, человек приходит в состояние духовного упоения и некоторого самозабвения.

    Смирение немедленно приводит сердце в умиление.

    Молитва Сердца зиждется на послушании [воле Божьей] и смирении [к воле Божьей].

    Подвиг души, подвиг молитвы, должен быть совершаем постоянно и непрерывно. От блаженного действия Святого Духа в человеке:

  • Молитва. Удерживай при этом и дыхание.
  • Вложи огонь в землю сердца. [аналог соединения с Матерью Землёй].
  • Она приходит не от десныя или шуия страны, ни даже свыше, но проторгается из сердца, как источник воды, от животворящего Духа.
  • Сперва начинает в нём веять необычная тишина.
  • Появляется сострадание ко всему человечеству и к каждому человеку.
  • Наконец, мало помалу, ум нисходит и соединяется с сердцем, и удерживает его в глубине.
  • Святой Дух начинает согревать сердце.
  • Появление мысленного Солнца Правды и блеск света.
  • И в созерцании видеть Бога.
  • И тогда раскрывается непрестанная молитва или непрестанная память о Боге.
  • Умная сердечная молитва заповедана человеку Богом и в Ветхом и в Новом Завете.

    «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь! 14

    Диавол обычно вместо теплоты наводит жжение, вместо тихой радости приносит бессмысленное бурное веселье.

    Так распределяются три силы души:

  • Словесная [ум] в персях [груди].
  • Ревностная [старание] в сердце.
  • Желательная же [похоть] в чреслах при пупе.
  • «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1Кор. 3:16).
  • Известно, что внутреннее слово, каким беседуют с собою, творят молитву — есть в сосках [но это не то! Это Дигитальный информационный канал, «внутренний диалог»].
  • При пользовании Иисусовой молитвы помните, что «без Бога не можете творить ничего».
  • Входить внутрь сердца посредством дыхания.
  • Непрестанно пребывающий в имени Господа Иисуса, поглотит Господа и Господь — сердце, и да будут сии два — едино.
  • Святитель Игнатий, епископ Ставропольский:

  • Во время сердечной молитвы возникает ощущение духовной сладости. Притом, собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, умную сердечную молитву — невозможно!
  • Бог низведёт огонь свой святой в сердца наши и сделает сердца наши храмом: «Храм Мой храмом молитвы наречётся»17.
  • Для занятия умной сердечной молитвой приличествует возраст зрелый, при котором укрощаются в человеке естественные порывы.
  • Молитвенное священнодействие ума в сердце требует предварительного упражнения. Благодать Божия, сама собою, в известное ей время, по её благоволению, переводит подвижника молитвы Иисусовой в высшей степени. Оно не приобретается человеческим усилием, — но даруется Богом.
  • Но не всем дозволяется приступать к священнодействию умом в сердечной клети .

    Приметы умной внутренней сердечной молитвы:

    Если монахам воспрещается безвременное стремление к молитве, приносимой умом в сердечном храме, тем более воспрещается оно мирянам. : для предотвращения всех прелестей, последующих самочинникам.

    Проблема состоит в том, как избежать многоразличных и многообразных прелестей вражиих, наводимых на эту молитву.

    Иными словами, главный запрет на умную сердечную молитву — опасность впадения в какую-либо прелесть.

    Преподобный Макарий Великий:

  • «Мы утверждаем, что ум и сердце, не очищенные от [духов] страстей покаянием [то есть, отказом от них], неспособны, сделаться причастниками Божественной благодати».
  • Сама цель монашества и есть обновление Святым Духом.
  • Встречаются души, преисполненные действием в них Святого Духа, пребывающие как бы в детстве.
  • Если приходит теплота от почек, как бы опоясывая — это прелесть [«не то»].
  • Если же всё тело от сердца растепливается, ум же чист и бесстрастен — это поистине действие благодати.
  • В час молитвы ум должен находиться в верху сердца и смотреть в самую внутреннейшую глубину его [то есть, вход «сверху»].
  • Бывает иногда и Свет, озаряющий как солнце и источающий [наружу] от сердца Свет. И человек может быть охвачен радостью, подобно напоённому вином.
  • Действие сердечной молитвы старца Василиска

  • Чувствовал присутствие, а иногда и видел в сердце своём образ Бога.
  • Появлялся свет над головою и освещал вокруг.
  • В сердце появлялся жар огненный.
  • На языке необыкновенная сладость.
  • Во время молитвы обильное благоухание вокруг.
  • Ощущение соединения с Богом.
  • Иногда — спонтанное частое глубокое дыхание.
  • Изречения Филофея Синайского:

  • Сердце становится мысленным небом со своим солнцем, луною и звёздами.
  • Святой Симеон Новый Богослов:

  • Описывая ежевечерний молитвенный подвиг блаженного юноши Георгия, Св. Симеон говорит: «Он помышлял, что предстоит Самому Господу. Молясь, он стоял неподвижно, подобно некоему столбу».

    Ученик: Что значит место сердечное, о котором говорит Св. Симеон Новый Богослов?

  • Это Дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца [сердечная чакра].
  • При молитве нужно, чтобы Дух18 соединился с умом.
  • Иисусова память соединяется с дыханием твоим.
  • Соединение даруется в своё время Божественной благодатью.
  • Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения:

  • Чистая молитва. Благодать Божия не обнаруживает своего присутствия.
  • Благодать Божия обнаруживает своё присутствие, соединяя ум с сердцем, с сердечным плачем и теплотой. В этот период, Дух Святый, вселившись в человека, ходатайствует о нём.
  • 1 Ключ разумения: русские подвижники благочестия о молитве Иисусовой. — Москва-Екатеринбург: Издательский Совет РПЦ, Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря, 2003. — 368 с

    4 Мф. 11:29-30. «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдёте покой душам вашим. Ибо иго моё благо и бремя моё легко»

    5 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 115. — М., 1994. — С. 97-98

    6 Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 2 //Творения, Сергиев Посад, 1893. С 17-18

    8 Преподобный Серафим Саровский. Наставление 32. //Архимандрит Сергий. Сказание о жизни и подвигах блаженных памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. — М., 1844

    9 «В начале, сотворил Бог Небо и Землю». (Бытие 1:1)

    10 дом Мой домом молитвы наречётся (Ис. 56:7)

    13 Святого Григория Синаита можно признать восстановителем учения об умной сердечной молитве. И, во времена Григория Синаита, были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве. (Добротолюбие. — М.: Сретенский монастырь, 2001. — Т.1, Ч.1. С. 249)

    14 Марк 12:30. Втор 6:

    15 Добротолюбие, ч. 2-я. — с. 36-43

    16 Добротолюбие, ч. 2-я. — с. 56-131

    18 «Дух» обыкновенно называется «Сердцем», как и вместо слова «ум», обыкновенно употребляется «голова».

    О молитве окамененного сердца

    Один из самых знаменитых румынских духовников, чье столетие мы отмечали в прошлом году, архимандрит Софиан (Богиу) — о том, как научиться молитве.

    — Матерь Божия — это Богородица, Она Мать Спасителя Христа. А мать всегда очень трепетно относится к своему сыну, к своему ребенку. Что бы с ним ни случилось, она реагирует мгновенно. Если ее сын попадает в тяжелые испытания, то даже если до этого он вел себя по отношению к ней не очень хорошо, она моментально откликается и рвется помочь ему, — и это мать земная. Я много таких случаев повидал в своей священнической практике.

    А Матерь Спаса Христа — великое исключение, потому что Она Матерь Бога Воплощенного. Христос Иисус заповедал Ей иное послушание, передавая Матерь Божию на попечение святого апостола Иоанна: сыне, се Матерь твоя! [1]

    И вот по этой миссии, возложенной на Матерь Божию в самую тяжелую минуту земной жизни Христа Спасителя, когда Он был распят на Кресте, и вверил Её возлюбленному ученику Своему, Матерь Божия становится Матерью земных человеков, — нас.

    Она действительно молится за нас и является нашей великой Ходатаицей пред Богом. Богородица и святой Иоанн Креститель, эти двое свидетелей Христовых, имеют очень высокий авторитет пред Богом, Судией праведным.

    Когда мы обращаемся к Матери Божией, не смея обратиться напрямую ко Христу Спасителю, — по причине наших неприглядных дел, — Она ходатайствует о нас: «Господи, помоги Мне, носившей Тебя на руках, взрастившей Тебя в земной Твоей жизни, услышь молитву Мою и помоги тем, кто молится Мне!»

    В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы в одном из икосов есть место, где Матерь Божия молится Спасителю Христу, говоря: «Господи, помоги тем, кто просит Меня помолиться о них!» — слова там расположены по-другому, но смысл такой [2] .

    И Она действительно молится, и молитва Матери принимается Ее Сыном, ибо Ее Сын — это Бог, преисполненный Любви.

    Расскажу вам небольшую историю, случившуюся в тюрьме, куда был брошен один человек, просидевший целых 20 лет, — это был юноша, состарившийся в неволе. И после одного допроса, невыносимо мучительного, у него лопнуло терпение, и он решил найти способ покончить с собой. Но вспомнил вдруг, что в детстве, когда он жил на воле, бабушка говорила ему: «Если тебя постигнет беда, молись Матери Божией!» Вспомнил он об этом и сказал себе: «Спасителю молиться я не смею, а Матери Божией, бывшей, как и мы, земным человеком, помолюсь!»

    После этого его больше не вызывали на допросы. Перевели в другое место, куда-то к Северному полюсу, и всю оставшуюся жизнь, — а он ведь провел еще много лет в тюрьме, — на душе у него царило безмятежное спокойствие, хотя внешние испытания бывали порой очень тяжелы. Матерь Божия помогла ему сразу же, как только он помолился.

    Об этом случае я узнал от него самого, — он сам рассказал мне все это, а ведь в тюрьме не лгут. Там каждый говорит начистоту, что у него на сердце. Рассказал мне бедный человек, что он перенес, и как решилась его проблема.

    Так действует Матерь Божия, скорая помощница! Но молитва должна возноситься всем сердцем, всем существом, изо всех сил, в полной уверенности, — даже если мы находимся в отчаянии. И такая молитва исполняется сразу же. Не нужно время, и порой не нужны слишком длинные молитвы.

    Однако иногда длинные молитвы необходимы нам для того, чтобы успокоиться, собраться, сосредоточиться на Боге. А иной раз, в очень тяжелые моменты, как этот, Она отвечает сразу же.

    Как во время молитвы выбросить из ума все мирские заботы? Что делать, если у меня окамененное сердце, и я не ничего чувствую, когда совершаю молитву?

    — Будем каяться в своем окаменении, в котором бываем, стоя на молитве. Будем каяться пред Богом: «Господи, я словно земля безводная, пустынная и непроходимая, — как говорит псалмопевец [3] . — Помоги мне! Излей благодать Твою на сердце мое, иссохшее по Тебе!»

    Эту молитву ты можешь совершить в тайне сердца своего. И испытать свою совесть — почему мы окаменены? Ибо обычно окаменяют нас наши грехи: или мы что-нибудь тяжелое совершили, или в нашем окружении есть люди, которых мы не можем простить, или сердце наше покрылось толстой скорлупой по причине ненависти к ближнему. И будем молиться Богу, чтобы Он заполнил этот вакуум, чтобы снова распахнул наше сердце — и сделал его проницаемым для всего происходящего вокруг нас.

    Молитвой мы разбиваем мрак, эту скорлупу, образовавшуюся вокруг нашего ума и сердца. Сердце наше словно покрыли панцири, делающие нас бесчувственными к словам Божиим. Но под напором молитвы эти волны откатывают, разбиваются, и ум наш становится светлым. Поэтому мы должны делать упор на этом приближении к Богу, а все остальное приходит почти автоматически, почти естественно в нашу жизнь; от Отца Небесного приходит.

    Не должно быть пустот в нашей жизни, когда какой-нибудь день или минуту мы отдаем молитве, а остальную жизнь проводим в других занятиях.

    Каждый день должен быть запечатан молитвой и послушаниями — занятиями повседневными, школьными, студенческими. Без этой альтернативы наша жизнь хромает, это жизнь больная, неполноценная, ущербная.

    Мы сможем отложить все мирские попечения, когда наше покаяние в грехах, эта таинственная молитва к Богу, разобьет броню окаменения и бесчувствия, которыми мы были закрыты.

    В какой-то момент я начинаю произносить молитву машинально, она не доходит до души. Как будто происходит какое-то отупление молитвы. Бывает ли рутина на молитве?

    — Хорошо будет повторить ее тогда. Повторить и сделать усилие, заставить себя думать о том, что мы сказали; будем просить у Бога этой свежести молитвы, сразу, прямо в этот момент, и вскоре с нами произойдут изменения.

    14 марта 2013 г.

    скрыть способы оплаты

    скрыть способы оплаты

    Игум. Нектарий (Морозов)

    Без нее очень трудно

    Игумен Нектарий (Морозов)

    Стоит перестать молиться или начать молиться формально, «по долгу», как возникает чувство, словно ты в полынье, а лед стягивается над твоей головой. Чувство обыденности, серости, безнадежности и даже бессмысленности всего. Поэтому тот, кто не молится, часто унывает. А потом это состояние становится хроническим, и уже ни на что духовное нет в принципе сил.

    Клеть ума – сердце

    Архим. Клеопа (Илие)

    Клеть ума – сердце

    Архимандрит Клеопа (Илие)

    Уединение внешнее – это когда я ухожу в лес и живу в землянке, в шалаше, в какой-нибудь в пещере и молюсь. И это очень содействует молитве, но если у тебя не будет уединения в самого себя, это не поможет: ты можешь находиться там и скитаться умом по всем городам, по всему Бухаресту и всем базарам. Напрасно ты убежал в пустыню телом, ведь умом ты в пустыню не убежал.

    Ступени молитвы

    Архим. Клеопа (Илие)

    Ступени молитвы

    Архимандрит Клеопа (Илие)

    Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца. Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца.

    «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»

    Иеросхим. Иулиан (Лазар)

    «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»

    Иеросхимонах Иулиан (Лазар)

    Если даешь ребенку что-то, то это входит в его ум и крутится в уме. Пусть крутится молитва, а не что-нибудь другое.

    Вымолила. Записки матушки

    Юлия Кулакова

    Вымолила

    Я плакать. И молиться стала. Просто молюсь постоянно. Иду корову доить – молюсь, иду на работу – молюсь, все время плачу и молюсь, плачу и молюсь, не переставая, остановиться не могу ни днем ни ночью. Господи, помоги! Пресвятая Богородица, помоги! И вот – письмо приходит. Живой.

    Как бороться с охлаждением к молитве и сердечным нечувствием? Как бороться с охлаждением к молитве и сердечным нечувствием?

    Иеромонах Иов (Гумеров)

    У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо!

    Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы

    священник Афанасий Гумеров

    У меня вопрос о молитвенном правиле. Сейчас я читаю его полностью и кроме него еще нескольком молитв. Я совсем недавно стала воцерковляться. Но уже и сейчас бывает, что я раздражаюсь уже заранее или во время молитвы (хотя и пытаюсь это побороть), из-за времени. То есть молитвы, если я читаю их вдумчиво, занимают час, иногда больше. У меня маленький ребенок (2 года). Я ухожу на работу, когда она еще спит, а прихожу в седьмом часу вечера. Спать ее укладывать надо в десять вечера, а перед этим еще обиходить ее. Спать я ложусь одновременно с ней, т.к. она засыпает довольно долго. Встаю в 6 – опять же, чтобы успеть прочитать молитвы. Если я буду читать вечерние молитвы после того, как уложу ее спать, – соответственно, сама лягу только в 12, а то и в 1:00-1:30 ночи. Этого времени для сна мне мало, поскольку я и ночью иногда встаю, когда дочка просыпается. Когда читаю молитвы перед тем, как вместе с дочкой лечь спать, – получается, что от того малого времени, что я с ней провожу, отнимается еще час. Не считая того, что мне еще надо что-то постирать, приготовить и прочее. Какой-то тупик, когда я об этом думаю, потому и не могу справиться с раздражением. Посоветоваться мне не с кем, духовника у меня нет, – такого, к которому можно было бы придти попросить совета, поговорить о том, что мучает. Когда мне нужно что-то спросить, я "подлавливаю" священника в Храме, и задаю свой вопрос, но меня при этом не покидает ощущение того, что они очень заняты, а тут еще я лезу со своими глупыми вопросами, – потому и вопросы, которые я задаю, – это все кое-как получается, наспех. Основную информацию я получаю на Вашем сайте и на подобных ему, спасибо Вам огромное за это. Батюшка, посоветуйте мне что-то и в этом случае. Как разрешить эту проблему раздражения по поводу того, что молитвенное правило занимает много времени? Я не хочу читать его одними губами, торопливо и небрежно. Но у меня вообще характер нетерпеливый и рассеянный, что доставляет мне много проблем, и я боюсь, что настанет день, когда я сделаю себе один раз "поблажку" – мол, не буду сегодня читать ту или иную молитву; потом начну читать молитвы выборочно, а потом и вовсе перестану. Как же быть. Еще раз спасибо Вам за помощь, поддержку и советы! Простите, что занимаю так много Вашего времени.

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
    • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.
    Оценка 4.1 проголосовавших: 27
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here