Молитва на иных языках православие

Религиозное чтение: молитва на иных языках православие в помощь нашим читателям.

Молитва на иных языках православие

На адрес нашего сайта поступил вопрос: Можно ли слова ап. Павла “Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками, но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке” (Деян. 14, 18-19) понимать как указание на необходимость перевода богослужения с церковнославянского языка на русский? Ответом на данный вопрос может являться эта статья.

Чтобы понять мысль ап. Павла, необходимо рассмотреть это выражение в более широком контексте. Что такое “говорю языками”? Это указание на то, что апостол обладал “даром языков”. “Дар языков”, или глоссолалия, один ив даров Св. Духа (harismata), т.е. особых проявлений силы Св. Духа, отличавших Церковь апостольскую, которые ниспосылались первым христианам для укрепления веры, для созидания Церкви, для перерождения человека и человечества. Главы 12-14 I Коринфянам являются важнейшим источником наших знаний об этих дарах, в них содержится наиболее полное учение о святых дарованиях. Вопрос, в чем заключалась глоссолалия, является самым сложным для истолкования. Вот что пишет по этому поводу священник Михаил Фивейский, посвятившей этой проблеме основательное исследование: “Вопрос этот до настоящего времени не разрешен, и думается, не будет разрешен удовлетворительно, если только не будут открыты новые документы, проливающие свет и на данный предмет”. [1] Исследователь, более близкий к нам по времени, Эдельштейн Ю. М. приходит к выводу, что “глоссолалия просуществовала в официальной Церкви недолго, никакого теоретического обоснования ее мы не знаем, бессмысленное экстатическое “языкоговорение” не очень одобрялось уже в ранней эпистолографии, в дальнейшем оно широко использовалось гностиками и монтанистами, эволюционировало в сторону оргиазма и магии, по существу слилось с языческой мантикой, поэтому церковные писатели (Евсевий Памфил и Иероним Стридонский) стали трактовать глоссолалию как одержимость злым духом”. [2]

Но реально в литературе существует два подхода к объяснению сущности глоссолалии: 1) она понимается как говорение на неизвестных языках, т.е. говорение на языке, которому человек не обучался, 2) экстатические состояния в очень разных проявлениях.

Что нам известно об этом даре из Св. Писания? Сами апостолы получают дар “языков” в день Пятидесятницы после сошествия на них Св. Духа (Деян. 2:3-11); начинают говорить иными языками и пророчествовать в Эфесе ученики Иоанновы после крещения и возложения на них рук апостолом Павлом (Деян. 19:6); в Кесарии Святой Дух сошел на язычников, слушавших проповедь апостола Павла, и они стали “говорить языками” (Деян.10:46). I Коринфянам – свидетельство того, что дар говорения “иными языками” был широко распространен среди христиан общины Коринфа. Но в писаниях мужей апостольских – св. Варнавы, св. Климента, св. Игнатия Богоносца, современников апостолов, т.е. в эпоху распространений в среде первых христиан этого дара, нет упоминаний о глоссолалии, нет объяснения, что это такое. Объяснения и толкования появляются в эпоху отцов Церкви (возможно, первым истолкователем был Ириней Лионский (202 г.), когда этот дар перестает действовать в среде христиан и получает форму экстатического,бессмысленного языкоговорения в среде гностиков и монтанистов”, о чем и писал Эдельштейн. Иоанн Златоуст (347-407 гг.) говорил, что вся эта область отличается большой неясностью, которая происходит от того, что мы не знаем самых фактов, о которых говорит апостол, а то, что происходило в апостольское время, больше не повторяется. [3] В трудах отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста (Толкования на послания Павла), Григория Богослова (Слово 41 на Пятидесятницу) оформляется перый взгляд на сущность глоссолалии, т.е. понимание ее как говорение на неизвестных языках, но, что еще более существенно, проводится смысловая связь между Пятидесятницей и вавилонским столпотворением.

Библия учит, что сначала на земле был один язык, данный Богом Адаму еще до грехопадения (Быт.2:19-20). После вавилонского столпотворения (Быт.11,1-9) люди начинают говорить на разных языках. “. Единый язык – этот величайший дар…- был обращен людьми в зло, на содействие к развитию бурных и низших инстинктов их природы… Видя, что человечество твердо стало на этот гибельный путь нечестия и не обнаруживает намерения сойти с него и раскаяться, милосердый Господь и решил сам, чрезвычайным действием Своего всемогущества, свести с него людей и тем самым спасти их от ПОЛНОЙ нравственной гибели. Бог. заставил говорить на разных языках и тем самым уничтожил средство взаимного обмена мыслей”. [4] Что происходит в день Пятидесятницы? Восстанавливается способность людей понимать друг друга, падают языковые преграды, воздвигнутые грехом [Филологов, пытающихся осмыслить лингвистические проблемы с православной точки зрения, отсылаем к книге Камчатнова А. М., Николиной Н. А. “Введение в языкознание”. Москва, 1999 г.] Святые отцы Церкви не только указали на связь двух этих событий, заложив, таким образом, традицию понимания глоссолалии как говорения на незнакомых языках, но и объяснили, почему “дар языков” апостолы получили прежде других дарований. Потому что они должны были разойтись по всем странам для проповеди благой вести о пришествии в мир Спасителя, и “как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Св. Духа, стал говорить и на персидском и на римском и на индийском, и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках – якоже Дух даяше им провещавати”. [5]

Итак, повторим, святотеческой традицией является понимание глоссолалии как говорения на незнакомых языках. Это понимание закреплено в церковном богослужении. В кондаке св. Пятидесятницы поем: “Егда снизшед языки слия, разделяше языки вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа”. Перевод: “Когда сошел Всевышний и смешал языки, то этим Он разделил народы, когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятаго Духа”. [6]

Обратимся к толкованию блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. “Те, которые в начале веровали и крестились, все получали Духа. Поелику же Он был невидим, то давалось внешнее доказательство Его сила; и получавшие Его или говорили на разных языках, или пророчествовали, или творили чудеса. У коринфян из-за сих дарований были мятежи: получавшие больше превозносились, получавшие меньше – завидовали им”. “Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первым дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих”. [7]

Итак, в I Коринфянам. апостол Павел предупреждает коринфян от греховного злоупотребления даром Святого Духа, который в первоначальной форме в наши дни уже не проявляется и прямого перехода к проблеме церковнославянский/русский язык быть не может.

Надо сказать, что православные авторы очень осторожно подходят к проблеме “дара языков”, у поздних толкователей Посланий ап. Павла этот момент просто умалчивается (например у свт. Феофана Затворника) Напротив, повышенный интерес к глоссолалии наблюдается в Протестантизме, потому что в этом направлении сильны тенденции к буквальному восстановлению форм религиозной жизни и учреждений первоначальной христианской Церкви. В 1755г. в Лондоне вышла книга Миддльтона “О даре языков”, и с тех пор разгорается дискуссия о глоссолалии, ведется спор со святоотеческой традицией ее понимания и получает оформление экстатическая теория, в которой акцент делается на особом состоянии, в котором находится говорящий “иными языками” и высказываются самые различные догадки о конкретном проявлении этого дара. Конечно же, новые авторы ищут древние истоки экстатической теории и находят их у Тертуллиана, знаменитого богослова 2-3 вв., перешедшего в монтанизм, где, как уже не раз упоминалось, “дар языков” выродился в бессмысленное языкоговорение.

Разбору протестантских теорий уделено много места в книге свящ. Михаила Фивейского. Многообразие точек зрения, пожалуй, сводится к трем основным пониманиям – языком глоссолалиста является: 1) устаревший язык – древнееврейский, который в эпоху пришествия в мир Спасителя вышел из употребления, или устаревшие выражения языка греческого; 2) “боговдохновенная речь”, т.е. экстатическая, нечленораздельная речь, в которой и не предполагалось смысла человеческого; 3) песнословие – восторженная ритмическая декламация, это так называемое музыкально-гимнологическое истолкование.

Сразу же бросается в глаза, что все теории отвергают основание: связь Пятидесятницы с вавилонским столпотворением – и начинают возводить здание своих точек зрения на частностях. Да, в средние века было распространено мнение, что райским языком Адама был древнееврейский, как самый древний язык, но уже и тогда высказывались сомнения в правильности этого положения, а современная лингвистика однозначно доказала, что есть языки более древние. Да, древняя традиция произнесения молитвенных текстов у многих народов предполагала, что текст обязательно произносится вслух, а музыкально-ритмическое оформление в эпохи дописъменные было чертой не только религиозных текстов, но и текста вообще, можно сказать, что древние не знали скучной прозы. Что же касается экстатических состояний, то ограничусь напоминанием, что Православие стремится держать человека в духовной трезвости.

Обращаясь к русским православным авторам XIX – начала XX вв., убеждаешься, что некоторые из них не избежали уклона в протестантское понимание этого явления. Так сам свящ. М.Фивейский очень расширенно понимал явление глоссолалии – это все, что слышится, но не понимается, и делал вывод, что глоссолалия разлита вокруг нас: слышим хоровое пение, но не можем разобратъ слов, пятилетний ребенок слышит, но не понимает философскую речь, католики не понимают богослужения на латинском языке. Когда предпринимаются попытки ссылкой на I Коринфянам обосновать необходимость перевода славянского богослужения на русский язык, пожалуй- мы сталкиваемся именно с таким пониманием глоссолалии. Но давайте будем логичными до конца – быстро, невнятно произносимый русский текст тоже легко может превратиться в подобную глоссолалию. Продолжателями святоотеческой традиции понимания “дара языков” были свт. Филарет, митрополит Московский, выдающийся ученый, ректор МДА, профессор А. В. Горский, С.Н.Булгаков, уделивший место этой проблеме в своей уже ставшей доступной книге “Философия имени”. [8]

В заключение хотелось бы заметить, что, независимо от истолкования слов апостола Павла, проблема непонимания современным верующим человекам церковнославянского языка стоит в наши дни как никогда остро и вопрос о новом славянском переводе некоторых текстов звучит все громче. Но это отдельная, очень серьезная тема, которую, с Божией помощью, надеемся продолжить в будущем.

[1] Священник Михаил Фивейский. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12-14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Москва, 1907г. стр.5.

[2] Ю.М.Эдельштейн. Проблема языка в памятниках патристики: История лингвистических учении. Средневековая Европа. Ленинград, 1985г. стр. 202

[3] Цитируется по М.Фивейскиж, стр 5.

[4] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Петербург, 1904-1907 гг.,Т. I, стр.81″

[5] Блаженнаго Феофилакта архиепископа Болгарского, Толкования на Деяния св. апостолов, сокращенно избранные из толкований Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Скит, без года, стр. 27.

[6] Молитвы и песнопения Православного молитвослова (для мирян) с переводом на русский язык, объяснениями и примечания Николая Нахимова. С.-Петербург, 1912, стр. 123.

[7] Блаженнаго Феофилакта, архиепископа Болгарскаго.,Толкования на Послания св. апостола Павла. Скит, без года, стр, 173, 174.

[8] С.Н. Булгаков. Философия имени. Париж 1953, Москва, 1997, стр. 36-37.

Молитва на иных языках православие

Ответ: А разве духу нужны слова, чтобы объясниться с Господом? В Псалме 138:4 сказано: «Ещё нет слова на языке моём, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно».

Заблуждение № 2. Каждый верующий, исполненный Духом Святым, получает личный духовный язык.

Ответ: Это уже что-то новое. Каким же образом дар иных языков будет созидать Церковь – Тело Христа и назидать братьев и сестёр, если у каждого будет свой “индивидуальный” язык? Это очень напоминает Вавилонское смешение языков. Если вы помните, то Господь смешал тогда языки с целью рассеять народы. Что же касается дара иных языков, который даёт Святой Дух, то он не должен рассеивать и разделять людей, потому что Святой Дух – Дух Единства, а не разделения. Именно поэтому-то Святой Дух даёт дары для созидания Тела Христа (объединения, укрепления, назидания и духовного взросления христиан).

Заблуждение № 3. Говоря на иных языках, мы общаемся непосредственно с Богом: Наш дух с его Духом. Этот небесный язык открывает нам дверь в присутствие Отца – единственное место, где мы можем получить откровение прямо из Его уст.

Ответ: Встречный вопрос: А разве без дара иных языков у нас нет доступа к Небесному Отцу? Если нет, то тогда получается, что иные языки являются посредником между Богом и человеком. А это уже еретическое учение, потому что, согласно Библии, Иисус Христос является единственным посредником между нами и нашим Творцом: 1 Тимофею 2:5-6 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».

Задумайтесь над этим. Если иной язык стал для вас связующим звеном с Богом, то это уже попахивает идолопоклонством!

Заблуждение № 4. Иной язык – это небесный язык: 1-е Коринфянам 14:2 “Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу. ” Ведь мы же не общаемся на иных языках с людьми.

Ответ: Во-первых, данный стих не говорит о том, что иной язык является небесным языком. Этот стих только подтверждает факт, что иные языки – это не дар проповеди на иностранном языке, а дар молитвы на ином языке. Ибо разговор с Богом это и есть молитва.

Во-вторых, при чём тут аргумент “Ведь мы же не общаемся на иных языках с людьми”? Разумеется, мы с людьми разговариваем на том языке, который они понимают. Знание и понимание человека ограничено, чего нельзя сказать о Боге. Он, в отличие от нас, понимает любой язык, в том числе, язык знаков, язык жестов, язык мимики и язык нашего сердца. Он нас понимает даже тогда, когда мы молчим, и уж тем более, когда мы обращаемся к Нему на своём родном языке.

Заблуждение № 5. Я заметил, что когда мы молимся за нужды, то, пребывая в молитве на языках, мой дух остаётся бодрым и потом, когда уже переходишь на нормальную молитву, то намного легче молиться.

Ответ: Это заявление основано на чувствах. Чувства обманчивы. И им не следует доверять больше, чем Слову Божьему. Факт, что после молитвы на иных языках человеку легче перейти к обычной молитве на русском языке, ничего не доказывает, а только заставляет насторожиться и задать этому человеку вопрос: Вы не задумывались, почему вам тяжело начинать молитву на своем родном языке? Может быть у вас есть трещина во взаимоотношениях с Господом? Может быть в вашей жизни есть какой-то нераскаянный грех или привычка, от которой вы не хотите отказаться? Ведь именно наши грехи производят разделение между нами и Богом (Исаия 59:2), мешая нормальному общению с нашим Творцом и Спасителем?

Заблуждение № 6. Я думаю, что получить дар иных языков может каждый спасённый, если попросит у Бога.

Ответ: Утверждать подобное – значит соглашаться с идеей о том, что если нога захочет получить те же способности и дары, которыми обладает рука, то всё, что нужно сделать – попросить у головы эти дары. После этого нога может функционировать, как рука, не смотря на явные различия анатомическом строении.

Друзья, не нужно забывать, что дар иных языков – это дар Святого Духа. Святой Дух сам решает, кого из нас наделять каким даром. Всё тело не может быть ногой или ухом. Иисус есть глава, и Ему лучше знать, кто из нас какую функцию выполняет в Теле Христа: 1 Коринфянам 12:17-20 «Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно».

Заблуждение № 7. Индивидуальный молитвенный язык – это когда информация идет от меня к Богу. Это разговор лично с Богом, люди его понимать не должны. Кстати, и дьявол его не понимает, только Бог!

Ответ: В ход пошли суеверия. Мне неоднократно приходилось слышать подобные высказывания в защиту иных языков. Однажды мне заявили, что иные языки – это “ангельские языки”, то есть языки, на которых ангелы разговаривают друг с другом и Богом, и которые сатана не понимает.

С одной стороны, спорить с подобным высказыванием трудно, потому что в Библии не описываются сцены общения ангелов между собой на ином языке. Всякий же раз, когда ангелы обращались к человеку, они разговаривали с ним на понятном для него языке. Как же быть? Можно ли опровергнуть утверждение №7 и доказать, что это заблуждение?

Но с другой стороны, на ум приходит книга Иова, где рассказывается о том, как ангелы предстали пред Богом. Возможно, они разговаривали друг с другом и с Господом на ангельском языке. Но, дорогие друзья, не надо забывать, что среди ангелов в тот день был и сатана: Иов 1:6 «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». Читая дальше, мы становимся свидетелями разговора сатаны с Богом. Если он мог разговаривать с Богом в собрании ангелов, то можно предположить, что он тоже не только понимает, но и говорит ангельскими языками. В конце концов, не нужно забывать, что он тоже ангел, только падший!

При таком раскладе вещей, очень трудно себе представить, что сатана не понимает, о чём говорят люди, когда молятся на русском, на китайском или на ином языке. С уверенностью можно лишь сказать, что сатана не может читать наши мысли, когда мы молимся в душе, а не вслух. Ведь он – не Бог, чтобы знать и читать наши мысли!

Заблуждение № 8. Молитвенный язык используется для следующих целей:

1) Для назидания самого себя : «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14:4). Дар иных языков позволяет информацию от Бога перенести в наш дух, наше подсознание. А в нужный момент откровение переходит с уровня подсознания в мой ум.

2) В области заступничества: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18). Молитва духом – это молитва на молитвенном языке.

3) Как выражение нашей благодарности, хвалы и поклонения: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деяния 10:44-46).

Во-вторых, в Библии нигде не написано, что «молиться духом» означает молитву на иных языках. А выражение из Римлян 8:26 «Дух молится воздыханиями неизреченными» означает, что Дух молится без слов.

В-третьих, для выражения хвалы и благодарности Богу нам не обязательно обращаться к Нему на ином языке. Господь видит наши сердца и знает, у кого благодарное сердце, а у кого нет. Кроме того, благодарность не обязательно должна выражаться в словах. Лучший дар Богу – это послушание.

Заблуждение № 9. Часто после ходайственных молитв на иных языках Бог давал невероятные ответы. И не надо мне доказывать что-то обратное! Практика говорит за себя.

Ответ: Это яркий пример ложной аргументации: Во-первых, автор этих слов больше полагается на опыт и практику, чем на Слово Божье. А во-вторых, его аргумент ничего не доказывает, потому что миллионы христиан, включая меня, могут с таким же успехом засвидетельствовать о том, что Господь чудесным образом отвечает на молитвы Своих детей, когда они молятся на своём родном языке.

Заблуждение № 10. Если вы не говорите на иных языках, то вы не крещены Святым Духом.

Ответ: Интересная идея. Только её автор, во-первых, не имеет ни малейшего представления о том, что такое крещение Святым Духом, а во-вторых, он, не знает, что в Библии нет ни одного стиха, подтверждающего его высказывание о том, что дар иных языков является свидетельством крещения Святого Духа.

В-третьих, если продолжать рассуждать таким же образом, как автор этого заблуждения, то выйдет, что Иисус Христос не был крещён Святым Духом, ведь никто не слышал, чтобы Он молился Небесному Отцу на иных языках.

Заблуждение № 11. На иных языках говорят не только харизматы и пятидесятники. Я знаю адвентистов, говорящих на иных языках. Также слышал о новых баптистах, которых тоже крестил Духом Святым, а также о Церкви Иисуса Христа, открещивающейся от принадлежности к какой-либо деноминации. Даже православные! Архиепископ Киево-Печёрской лавры открыто признаёт себя крещёным Духом Святым со знамением говорения на иных языках. И это только начало. Дух не только в языках ещё себя проявит. Но круче во всём этом участвовать, чем смотреть со стороны да ещё и брюзжать что это не от Бога.

Ответ: Интересный список. Но он тоже ничего не доказывает.

Начнём с того, что автор высказывания тоже не знает о том, что есть крещение Святым Духом (крещение в Тело Христа). Во-вторых, говорение на иных языках практиковалось и практикуется во многих религиях мира. Видите ли, и кришнаиты, и буддисты, и колдуны, и прорицатели, и жрецы племени Вуду тоже говорят на иных языках во время своих оргий, трансов, спиритических сеансов, жертвоприношений и т.д. Что же нам теперь считать их спасёнными и духовными? Разумеется, нет.

В-третьих, мне не понятно, как можно быть рождённым от Святого Духа и в то же самое время быть идолопоклонником, поклоняясь творению (иконам, святым, деве Марии и пр.) наравне с Творцом. Поэтому, извините, но пример с Архимандритом доказывает обратное: что иные языки, которыми он говорит, не являются даром Святого Духа.

Заблуждение № 12. Говорение на языках это дар Духа Святого и человек искренне верующий может получить этот дар.

Ответ: Иными словами автор данного утверждения хочет сказать, что человек без дара иных языков не является искренно верующим? Забавно, не правда ли? Напрашивается вывод о том, что дар иных языков для некоторых верующих является мерилом их духовности и веры.

Но ведь это ложь! Вера измеряется послушанием и доверием Богу, а не говорением на иных языках. Свидетельством духовности человека является проявление в его жизни плода Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23).

Заблуждение № 13. Часто бывают ситуации, когда есть срочная нужда, а времени объяснять братьям и сестрам все тонкости ситуации нет. Мы не знаем за что именно молиться, а молиться нужно срочно, вот и молятся христиане на языках и не знают, о чём; но Дух знает. Конкретней молитвы не придумать.

Ответ: Данное высказывание является описанием небиблейской практики молитвы: Во-первых, потому, что по Библии, «языки – суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Коринфянам 14:23). В вышеописанной ситуации этот дар используется не по назначению, потому что не является знамением для неверующих.

Во-вторых, если нет времени или возможности объяснить все тонкости срочной нужды, то не нужно тратить время на объяснения. Если у вас есть строчная нужда, то соберите христиан и первым начните молиться вслух, чтобы братья и сестры могли сказать “Аминь” во время вашей молитвы. А иные языки в данном случае совершенно неуместны. Не об этом ли говорит Апостол Павел в следующем стихе? 1 Коринфянам 14:16 «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: ‘аминь’ при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь».

Заблуждение № 14. Говорение на иных языках – это большой дар от Бога! Он дается каждому, кто Его просит: “просите, и дастся вам!”.

Ответ: Хорошая цитата из Библии. Но она обрезана и вырвана из контекста. Давайте же прочтём её в том виде, в котором она была произнесена Иисусом: Лука 11:9-13 «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».

Как видите, речь идёт не о даре иных языков, а о Святом Духе и рождении свыше. Иными словами, речь идёт о даре прощения и спасения, в котором Господь не может отказать приходящему к Нему раскаявшемуся грешнику.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here