Молитва на освящение начатков

Религиозное чтение: молитва на освящение начатков в помощь нашим читателям.

Требник

Все тексты в стандарте HIP.

Тексты приводятся по изданию: Тре’бникъ. Въ дву’хъ частя’хъ. — Москва`. Сv"нода’льная тv"погра’фiя. #ац

Из других источников

  • Чин освящения колесницы
  • Последование малого освящения храма (протоиерей Николай Диваков, Дмитрий Михалин, Анатолий Алексеевич Матвеев)
  • Последование освящения часовни: вариант 1 и вариант 2 (более краткий) (— // —)
  • Молебное пение святителю Василию Великому (— // —)
  • Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения (— // —)
  • Молебные прошения (источник: "Православная страница" Николая и Елены Андрущенко)
  • Чин освящения кивота для хранения святых мощей (оцифровка: Максим Е. Плякин)
  • Чин малого освящения воды вкратце (подготовка материала: прот. Николай Диваков, Людоговский Ф. Б.)
  • Молитва на освящение нового меда (— // —)
  • Чин благословения и освящения надгробного креста (— // —)
  • Последование молебна за болящего (— // —)
  • Молебное пение о недужных многих или об едином (— // —)
  • Чин благословения в воздушное путешествие (— // —)
  • Молитва на благословение чертога (— // —)
  • Последование молебна перед хирургическим действием (— // —)
  • Последование молебна жене перед порождением (— // —)

Если у Вас возникли какие-то вопросы по работе с HIP-стандартом, присылайте их на адрес библиотеки.

Служебник (цсл)

Содержание

  • В начало
  • Перейти на

Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи

Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве, рекшу диакону:

Господу помолимся. И клиру: Господи, помилуй.

Чтет над ним иерей молитву сию:

Боже всесильный и Господи Вседержителю, иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланнаго волею нас деля Агнца, вземлющаго всего мiра грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Абие же кропит артос священною водою, глаголя: Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Трижды.

И посем исходит, и полагает его на аналогии, людие же приемлюще антидор, лобзают артос.

Молитва на раздроблeние артоса в субботу Светлыя недели

По Божeственной литургии, принесeну бывшу артосу обычно в трапeзу, и отпевше трижды, Христос воскресе: с поклонeнием, прочeтшу, Отче нaш: и трапeзу благословившу обычно, диaкон глаголет:

Господу помолимся. И брaтия: Господи помилуй.

Иерeй глаголет молитву сию над артосом:

Господи Иисусе Христе, Боже нaш, Хлебе ангельский, Хлебе живота вечнаго, сошeдый с Небесе, напитaвый нaс во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триднeвнаго рaди и спасительнаго воскресения, призри и ныне, смирeнно молим Тя, на мольбы и благодарения наша. И якоже благословил еси пять хлебов в пустыне, и ныне благослови хлеб сeй, яко да вси вкушaющии от него, телeснаго и душeвнаго благословeния и здрaвия сподобятся благодaтию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящeние нaше, и Тебе слaву возсылaем со безначaльным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Раздробив же артос обычно, раздаeт всем прeжде обеда. Может же раздробить его и на литургии по заамвонной молитве, и раздавaть верующим вместо антидора.

Молитва на благословение новаго меда в первый день августа

Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене, Сам и ныне призри свыше на создание Твое сие, и благословением Твоим Небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подаждь ему действенну благодать, паче всех совершенну, да всяк от него вкушаяй, приемляй и ядый обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага.

Яко Ты еси подаваяй всяческая благая и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И кропит священною водою.

Молитва на благословение гроздия в шестый день августа

Подобает ведати: Яко предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника Преображения снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь и по анафоре раздроблену.

Глаголется же сия молитва на благословение гроздия от святителя или от иерея:

Господу помолимся. Господи помилуй.

Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи Единороднаго Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Тем плод безсмертия нам дарова, Сам и ныне плодный сей виноград благослови и нас, рабы Твоя, вкушающия от него, Истиннаго Винограда причастники сотвори, неврежденну жизнь нашу сохрани, и мир нам всегда даруй, и вечными Твоими неотъемлемыми даровании жизнь нашу украси, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, от века Тебе благоугодивших, яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о приносящих начатки овощей

Владыко Господи, Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложeнию комyждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим дaруяй, иже вдовы по силе приношeние благоугодно приeмый, приими и ныне принесенная от раба Твоего [или рабы Твоея] имярек, и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби. Дaруй ему [ей] и мирскихъ Твоих благ обильное восприятие, со всеми полeзными ему [ей].

Яко благословися имя Твое, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва над всяким плодом

Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва на освящение всякой вещи

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

А вы знаете, что каждая новая покупка несет определённую энергетику от других людей? Перед покупкой какого-либо предмета, он проходит через руки изготовителей, грузчиков, водителей, продавцов и т.д. И как результат вас могут ждать возможные утраты, болезни, неудачи. А все потому что энергетика обновки со знаком минус. Именно поэтому влияние негативной посторонней энергии нужно устранить.

А в этом может помочь сильная православная молитва на освящение всякой вещи. Не пренебрегайте божественной защитой, ведь негативная материя способна заполнить вас от единственного прикосновения.

Молитва мирянина на освящение всякой вещи

Почему в это необходимо верить? А вспомните, телевизионные передачи по телевизору с экстрасенсами. Они могут считывать информацию с любого предмета от одного прикосновения, или вообще даже не касаясь его. Все дело в том, что они могут взаимодействовать с энергетическим полем любой вещи.

Да и вы сами могли раньше ощущать, что вещь чужая, когда одеваете одежду другого человека, энергетика которого не совместима с вашей. К тому же вещи очень долго могут хранить информацию о человеке, который к ним прикоснулся.

Как правильно читается молитва на освящение всякой вещи мирянином

На протяжении многих столетий Церковь собирает очищающие молитвы. Такое молитвословие направлено не только на очищение вещей, но и на заряд позитивной энергетикой. Поймите, люди, которые изготавливали этот предмет, могли вложить в него негатив, обладая гневом, дурным глазом или ненавистью.

Как правило, от таких сомнительных производителей страдают чувствительные люди или люди со слабой энергетической защитой. Молитва на освящение всякой вещи снимет все негативные воздействия с предмета и наполнит его благодатью.

На сегодняшний день в церковной библиотеке собрано огромное количество молитвословий, которые могут и способны избавить от негативных полей. Но подсказать, какую молитву использовать, поможет священнослужитель или требник.

Освятить вещь можно самостоятельно, а также можно обратиться к служителям церкви. Зачастую очень дорогие приобретения (квартира, автомобиль, драгоценности) лучше доверить батюшке. Самостоятельно можно освятить менее ценные и обычные предметы. Священнослужители советуют освящать всегда детские вещи:

Самые популярные молитвословия для очищения:

  • молитва Кресту Христову Да воскреснет Бог;
  • молитва Святому Духу Царю Небесному;
  • молитва Создателю и Содетелю Человеческого рода.

Вот пример молитвословия для самостоятельного очищения любой вещи:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

(И кропить вещь святой водой трижды).

Если вы хотите совершить серьезную покупку, на которую возлагаете большие надежды, то лучше обратиться к священнику. Для этого посетите ближайший храм или церковь, найдите батюшку и договоритесь с ним о времени, когда хотите произвести освящение. Служители церкви обязательно вам помогут.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео, в котором святой отец расскажет об освящении вещей:

ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЯ КНИГИ

27. Моли́тва о принося́щихъ нача́тки овоще́й.

В лады́ко Го́споди Бо́же на́шъ, Твоя́ отъ Твои́хъ приноси́ти Тебѣ́ по предложе́нію кому́ждо повелѣ́вый, и вѣ́чныхъ Твои́хъ бла́гъ воздая́ніе си́мъ да́руяй, Иже вдовы́ по си́лѣ приноше́ніе благоуго́дно пріе́мый, пріими́ и ны́нѣ принесе́нная отъ раба́ твоего́ [и́мярекъ] , и въ вѣ́чныхъ Твои́хъ сокро́вищахъ возложи́тися си́мъ сподо́би. Да́руй ему́ и мірски́хъ Твои́хъ бла́гъ оби́льное воспрія́тіе, со всѣ́ми поле́зными ему́.

Источникъ: Требникъ. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1882. — С. 290.

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ НОВОГО ДОМА

На столике приготовляются:святая вода,елей для освящения истручец для помазания елеем; на столике лежит Евангелие и крест, и горят свечи.Священник: Благословен Бог наш:Певцы: Аминь.Священник: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Певцы: Царю Небесный:Чтец: Трисвятое по Отче наш. Приидите, поклонимся (трижды) и 90-й псалом,и прочее чина освящения дома.

Чин освящения дома.

Чтец читает 90-й псалом.

После псалма поется или читается тропарь, глас 8.Певцы: Якоже Закхееву дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих Ангел, мир Твой подаждь дому сему, и милостивно благослови его, спасая и просвещая всех жити хотящих в нем.

Священник (зря к востоку): Господу помолимся.

Певцы: Господи, помилуй.

Священник читает во всеуслышание молитву:Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый под сень Закхея мытаря внити, и спасение тому и всему дому его бывый; Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие, и ненаветен тех живот выну сохраняяй, изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подаваяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Священник: Мир всем.

Певцы: И духови твоему.

Священник: Главы ваша Господеви приклоните.

Певцы (медленно): Тебе, Господи.

Священник тайно читает молитву: Владыко Господи Боже наш, на высоких живый и на смиренныя призираяй, благословивый дом Лаванов при входе Иакова и дом Пентефриев приходом Иосифовым, благословивый дом Аведдарин внесением кивота, и во дни пришествия во плоти Христа Бога нашего, спасение дому Закхеову даровавый: Сам благослови дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем.Возглас: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Священник благословляет рукой трижды елей, произнося: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

И читает над елеем молитву:Господи Боже наш, призри ныне милостивно на молитву мене смиреннаго и недостойнаго раба Твоего, и низпосли благодать Пресвятаго Твоего Духа на елей сей, и освяти его, яко да будет во освящение месту сему и на нем сооруженну дому, и на прогнание всякия сопротивныя силы и сатанинских наветов, Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Священник после молитвы берет святую воду и кропит ею «вся стены дому окрест и вся клети его, глаголя»:Во имя Отца и Сынa и Святаго Духа, окроплением воды сея освященныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь.

Окропив весь дом, священник берет святой елей и помазывает им крестообразно стены дома в местах, где написан крест, в середине его (креста), начав с восточной стены, затем западную, северную и южную, каждый раз произнося: Священник: Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.(После помазания елеем пред каждым крестом возжигаются свечи.)

Во время помазания елеем стен дома певцы медленно поют на глас 5-й стихиру.

Певцы: Благослови, Господи, дом сей, и исполни его земных Твоих благ, и в нем благочестно жити хотящих от всякаго злаго обстояния неврежденных сохрани, и всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй, и яко Щедр помилуй, по велицей Твоей милости.

Священник по окончании помазания возглашает: Премудрость прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем.

Певцы: И духови твоему.

Священник: От Луки Святаго Евангелия чтение.

Певцы: Славa Тебе, Господи, слава Тебе (то же после прочтения Евангелия).

И читает Евангелие от Луки, зачало 94 (19, 2—10).

По прочтении Евангелия священник кадит весь дом, а чтец читает 100-й псалом.

Священник затем произносит краткую сугубую ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Певцы: Господи, помилуй (трижды) — на каждое прошение.

Священник: Еще молимся о еже низпослати благословение Свое на дом сей и на рабов Своих (имена), и на всех в нем благочестно жити хотящих, и послати им Ангела Своего милостивa, соблюдающа и сохраняюща их от всякаго зла, и наставляюща к деланию всех добродетелей, и ко исполнению святых Христовых заповедей, и о еже сохранити их от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча и нашествия иноплеменник, от всякия смертоносныя раны, и даровати им здравие, и долгоденствием оградити их, и во всем угобзити (изобилие даровати), рцем вси, Господи, услыши и помилуй.

Священник: Еще молимся за всю братию и за вся христианы.

Священник: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны, Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

После возгласа бывает обычный отпуст.

Священник: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Певцы: Честнейшую Херувим…

Священник: Слава Тебе, Христе Боже…

Певцы: Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Священник произносит обычный дневной отпуст и далее возглашает многолетие «дому владыце» и живущим в нем.

После чего дает крест с окроплением святой водою и «отходит во свояси, благодаря Бога».

Порядок пения молебнов.

О МОЛИТВОСЛОВИЯХ И МОЛЕБНОМ ПЕНИИ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ («НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ»)

В таинствах Церковь сообщает своим членам благодатные дары для совершения спасения в их земной жизни.

В жизни христиан могут быть различные потребности и нужды. Церковь и в этих случаях не оставляет христиан без своего особенного заступления, наставления и освящения. На всякую потребу она отвечает молитвою и благословением.

Когда постигают нас житейские скорби и болезни, когда угрожают нам враги видимые и невидимые, когда тревожат нас соблазны мира или, наоборот, когда мы удостаиваемся особых милостей и благодеяний Божиих, — для всех таких случаев существует особый вид частного богослужения «на всяку потребу», на котором воссылаются Богу и Его угодникам или прошения о ниспослании потребной милости, или благодарение за дарованные блага.

Формами такого богослужения служат особые молитвословия и молебные пения.

Молебен — это богослужение, совершаемое по особой какой-либо нужде, общественной или частной.

Молебны выделились из древних общественных молений, при которых возносились и с которыми соединялись частные моления верующих о своих собственных нуждах. После прекращения гонений на христиан и с умножением числа верующих общие моления по частным потребностям христиан мало-помалу выделились из общественных молитвословий и составили особые чины молебнов и молитв на разную потребу. Те и другие в настоящее время изложены в Требнике, в Книге молебных пений и особых книжках.

В Требнике (Малом, Большом и Дополнительном) помещаются молитвы на благословение разного рода пищи («брашна»): мяса, сыра, яиц, начатков овощей и фруктов, молитвы на основание строений, путешествующим, молитвы в начале Рождественского и Великого постов и мног. др. Чин совершения этого вида молитвословий весьма прост и несложен. Для совершения молитвословия на какой бы то ни было случай священник облачается обыкновенно в епитрахиль (иногда и в фелонь). После начала, которым служит иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое и по Отче наш, а иногда просто приглашение священника: «Господу помолимся», — читаются одна или две молитвы соответственного содержания. Молитва сопровождается священническим благословением или кроплением святой водою предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит обычно вместе с тем отпустом. (Об освящении священных вещей храма и икон будет подробнее сказано ниже.)

В книге «Последование молебных пений» содержатся молебные пения или просто молебны, по своему составу представляющие из себя сокращенное утреннее богослужение, приспособленное к нуждам лиц, для которых оно совершается. Молебны на разные случаи помещены также и в Большом Требнике. Молебны совершаются в храмах или в частных домах.

По способу совершения молебные пения различаются двух видов: одни с пением канона и чтением Евангелия (иногда и с акафистом), другие — без канона, а некоторые и без чтения Евангелия.

С каноном совершаются следующие молебные пения: во время бездождия, во время безведрия, по случаю наводнения, «во время губительнаго поветрия и смертоносныя заразы».

Без канона совершаются: молебное пение на новый год, при начатии учения отроков, о недужных, о получении всякого прошения, чин благословения в путешествие, хотящим по водам плыти и др. Без канона и без Евангелия совершается молебен святому великомученику Феодору Тирону в пятницу 1-й седмицы Великого поста и др.

Молебное пение начинается возгласом или вечерни, или утрени («Слава Святей…»), или литургии.

После возгласа поется «Царю Небесный», а от Пасхи до Вознесения — «Христос воскресе» (трижды), читается Трисвятое по Отче наш и затем псалом, избранный соответственно цели моления.

Далее произносится великая ектения с приложением соответствующих прошений.

Затем поются «Бог Господь» и тропари.Читается 50-й псалом и поется канон. Припевы к тропарям канона обычно указываются на ряду.

После 3-й песни бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие, предваряемое прокимном и соответствующими молитвословиями; в некоторых молебнах пред Евангелием читается и Апостол. Иногда после 6-й песни перед чтением Евангелия читается акафист.

Канон оканчивается пением «Достойно есть» или, в праздник, — ирмосом 9-й песни канона праздника.

После чтения Трисвятого по Отче наш — поется тропарь и произносится сугубая ектения и особая молитва, приспособленная к предмету моления или благодарения (молитва иногда читается с коленопреклонением).

После молитвы бывает отпуст, который священник произносит с крестом в руках.

Если молебен совершается без канонов, то после «Бог Господь» и тропарей сразу бывает чтение Апостола и Евангелия, после которого сразу — сугубая ектения и молитва. После молитвы иногда поется великое славословие или «Тебе, Бога, хвалим», а после отпуста — многолетие.

ЧИН ОБЩЕГО МОЛЕБНА СПАСИТЕЛЮ, БОЖИЕЙ МАТЕРИ И СВЯТОМУ

Схема общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым такая же, как и молебных пений с каноном, помещаемых в «Книге молебных пений».

Но вместо канона поются запевы, заменяющие собой ирмосы и тропари канона.

Священник (возглас): Благословен Бог наш.

Хор: Аминь. Царю Небесный.

Чтец: Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды) и 142-й псалом. Слава и ныне. Аллилуиа (трижды).

Диакон: Бог Господь. И поются тропари (смотря по молебну) и Богородичен 1-й — по гласу последнего тропаря.

Чтец: 50-й псалом. После чего священнослужители поют группу запевов (повторяемых хором): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святый… моли Бога о нас» (смотря по молебну). Затем: «Слава». — Хор: «И ныне».

Каждая такая группа запевов соответствует одной песни канона, и поют их по числу песней в каноне (ирмосы не поются).

По 3-й и по 6-й песни поется катавасия: «Избави от бед» (если молебен Спасителю) или «Спаси от бед» (если Богородице), или: «Моли Бога о нас» (если святому). Затем: «Призри благосердием, Всепетая Богородице».

После 3-й песни — сокращенная сугубая ектения.

По 6-й песни — малая ектения, прокимен и Евангелие.

По 9-й песни вместо катавасии — Достойно есть, а в двунадесятый праздник — задостойник.

Чтец: Трисвятое по Отче наш.

Хор: Тропарь или кондак.

Затем произносится сугубая ектения — «Помилуй нас, Боже…».

После ектении произносится возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва Спасителю или Божией Матери, или святому, смотря по молебну.

Затем: «Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас», и проч. И бывает отпуст, на котором поминаются святые, которым пелся молебен.

Если молебен поется с акафистом, то акафист поют после 6-й песни, но прежде малой ектении и Евангелия (по другой практике — после ектении пред Евангелием).

Если молебен соединяется с водоосвящением, то водоосвящение совершается после чтения Евангелия. По прочтении Евангелия поют тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» — по Требнику все по ряду; а в конце водоосвящения поют: «Владычице, приими молитвы раб Твоих» и опять поют запевы за 7-ю, 8-ю и 9-ю песни по указанному выше чину.

Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного молебна тем, что в нем преобладает пение пасхальных песнопений. Вначале не бывает мирной ектении и пения тропаря, а поется «Христос воскресе» со стихами (как на пасхальной утрене и литургии). Канон поется Пасхи с припевами святому. Ектения краткая сугубая бывает только в конце молебна.

Порядок совершения чина малого освящения воды.

Чин малого водоосвящения совершался в Константинополе 1 августа, в праздник Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день в столице Византии совершалась процессия с Древом Креста (ее в X в. подробно описывает император Константин VII Багрянородный), и животворящее Древо погружалось в воду. Другой традицией, которая, возможно, повлияла на становление чина малого водоосвящения, был обычай омовения в источнике константинопольского Влахернского храма Пресвятой Богородицы. К XII веку малое освящение воды совершалось в Константинополе 1-го числа каждого месяца. Наиболее ранние сохранившиеся рукописи чина малого водоосвящения датируются XI и XII веками.

Современный чин малого водоосвящения начинается возгласом «Благословен Бог наш», за которым следуют «Трисвятое по Отче наш» и псалом 142.

Далее поется «Бог Господь», тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем» и тропарь «Не умолчим никогда к Богородице».

Затем читается 50-й псалом, после которого поются 24 кратких тропаря, посвященных Богородице.

Первый тропарь — «Еже радуйся Ангелом приимшая и рождшая Зиждителя Своего, Дево, спасай Тя величающия» — послужил моделью для других тропарей, связанных между собою алфавитным акростихом.

К группе из 24 тропарей Богородице присоединяется несколько кратких тропарей святым, за которыми следует возглас «Яко Свят еси, Боже наш». После возгласа поются другие 4 тропаря Богородице, начинающиеся со слов «Ныне наста время всех освящающее».

Один из тропарей — «Водами одождивый, Христе, источник исцелений, во всечестнем храме Девы днесь» — указывает на Влахернский храм, где находился «источник исцелений».

И группа из 24, и группа из 4 тропарей имеются в самой ранней из известных науке рукописей, содержащей чин малого водоосвящения и датируемой 1027 годом (Paris Coislin. 213).

По окончании тропарей, заканчивающихся однократным пением Трисвятого, произносится прокимен, состоящий из стихов псалма 23, и читается отрывок из Апостола (Евр 2, 11-18), посвященный теме освящения и очищения грехов через воплощение Сына Божия. Евангельское чтение (Ин 5,1-4) посвящено описанию Овчей купели в Иерусалиме, куда по временам сходил Ангел, и первый, кто входил в воду после возмущения воды, выздоравливал.

Затем следует великая ектения с прошениями об освящении воды и молитва, по содержанию отличная от произносимой в чине великого водоосвящения:

Господи Боже наш, великий в совете и дивный в делех. всех в нуждах умиленныя приемляй слезы, сего бо ради пришел в рабии зраце, не привидении нас устрашая, но здравие телу истинное подаваяй и глаголяй: се здрав был еси, ктому не согрешай. Но и от брения здравы очи соделал еси, и умытися повелев, свету вселитися сотворил еси словом, супротивных страстей волны смущаяй, и жития сего сланое море изсушаяй, и тяжелоносныя страстей укрощаяй волны, Сам Человеколюбие Царю, давый нам снегосветлою одеятися одеждою от воды же и Духа, и причастием же воды сея, и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее.

Господи Боже наш, великий в совете и дивный в делах. принимающий слезы всех, находящихся в трудных обстоятельствах, ибо ради этого Ты пришел в образе раба, не пугая нас призраком, но даруя истинное здоровье телу и говоря: «Вот, ты выздоровел, не греши больше». Также Ты исцелил очи (слепого) при помощи брения и, повелев ему умыться, Своим словом вселил в него свет. Ты смущаешь волны противоборствующих страстей, иссушаешь соленое море жизни сей и укрощаешь несущие тяжесть волны страстей. Ты Сам, Царь Человеколюбивый, даровавший нам облечься в одежду светлую, как снег, от воды и Духа, через вкушение от этой воды и окропление ею пошли нам Твое благословение, омывающее скверну страстей.

Далее в молитве поминаются Богородица и некоторые святые, после чего следуют прошения о духовных и светских властях, о «ненавидящих и любящих нас», о находящихся в плену и в скорбях. Характерной особенностью молитвы является отсутствие в ней специального прошения об освящении воды. Освящение происходит, таким образом, не через призывание Святого Духа, а через соприкосновение воды с Древом Честного Креста.

По окончании этой молитвы и по произнесении священником «Мир всем» читается краткая молитва из чина великого водоосвящения («Приклони, Господи, ухо Твое»), после которой священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», а затем окропляет святой водой храм и всех предстоящих.

Чин завершается пением тропарей Богородице и святым бессребреникам, краткой ектенией, возгласом «Услыши ны, Боже» и молитвой «Владыко многомилостиве», входящей в чин литии на всенощном бдении и в некоторые другие богослужебные чины.

В данном случае эта молитва с поминовением святых заменяет собой отпуст.

В современной практике Русской Православной Церкви малое водоосвящение совершается в праздник Происхождения Древ (1 августа), на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы. Как правило, малое водоосвящение совершается также на престольный праздник храма. По просьбе верующих малое освящение воды нередко совершается и в другие дни, в том числе и на дому.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here