Молитва на венчальные кольца

Религиозное чтение: молитва на венчальные кольца в помощь нашим читателям.

Кольца венчальные с молитвой – возвращение к русским православным истокам

Венчание – это особое сокровенное таинство. И если люди на него решились, то это действительно говорит об искренности и глубине взаимных чувств. Обряд имеет такую древнюю традицию, что сегодня даже сложно понять, откуда именно он берет свои истоки. Но вот что действительно поражает, что раньше для этого использовали кольца венчальные с молитвой. Однако эта традиция была позабыта и почти утеряна во времена правления коммунистического режима. В то время венчания были запрещены, и мало кто отваживался идти в разрез с советской идеологией. К тому же, если раньше на Руси церковный брак имел полную юридическую силу, то даже сегодня это, к сожалению, не так.

Интересно, но именно для того, чтобы засвидетельствовать добровольность вступления в церковный брак и приглашали свидетелей, которых было принято называть дружком и дружкой. Они должны были хорошо знать молодоженов и помогать в свершении обряда. Затем эта традиция в советские времена была перенята для подтверждения официального и добровольного вступления в брак. Сегодня многое поменялось и тем, кто в ближайшем будущем планирует пройти через таинство, будет интересно, что на венчальные кольца было принято наносить молитву, которая оберегала супругов от всех горестей и болезней, бед и невзгод супружеской жизни. Однако время поспособствовало потере этой традиции, и вместо молитвы на кольца супруги стали наносить имена друг друга и дату венчания. В настоящее время хорошая и древняя традиция наносить на венчальные кольца молитву вновь популяризируется компаниями, выпускающими серебряные и золотые ювелирные изделия, которые стали выпускать именно такие украшения.

Для чего кольца венчальные с молитвой изготовляли? Существует несколько точек зрения. Согласно одной из них, это семейный оберег, ведь носят эти кольца изо дня в день, не снимая. Так супруги показывают, что они вступили в брак с Божьей помощью, и теперь он их направляет и защищает. Согласно другой, молитву наносили с целью того, чтобы в любую минуту человек мог обратиться к Богу, даже если не помнит слова молитвы. Они были при нем всегда и запечатлены на православном кольце. Эти обе точки зрения, несмотря на свою противоположность, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Тем не менее, радует тот факт, что данная традиция возрождается.

Для тех, кто отважился на такой серьезный в жизни шаг, как венчание будет интересно знать и другие интересные факты. Так на Руси не было принято использовать для венчания два одинаковых кольца. Одно изготовляли из серебра, который был символом Луны и женского начала в браке, а другое изготовляли из золота, как символа Солнца и мужского начала. Несмотря на тот факт, что было принято, чтобы именно жених покупал венчальные и обручальные кольца, в ходе священного таинства и трехкратного обмена – золотое оставалось у жены, а серебряное доставалось мужчине. Однако такое неравноправие не всем нравилось, и со временем стало принято использовать два одинаковых кольца. При этом церковь не выдвигает к символу бесконечности союза абсолютно никаких требований, кроме их наличия для проведения обряда. В народе бытует мнение, что кольца венчальные обязательно должны быть гладкими, чтобы таким же был семейный путь. Все эти традиции скорее относятся к предрассудками, и церковь абсолютно не запрещает использовать декоративные кольца или изделия с драгоценными камнями. Это личный вкус и предпочтение каждой пары, к тому же, совсем не обязательно, чтобы эти символы союза были похожи, как две капли воды. Главное для обряда – их наличие. Ведь во время его проведения они лежат вместе на алтаре, символизируя молодых, которые перед лицом Господа решили объединить себя узами брака и получить благословение на рождение и воспитание детей.

Если ранее на Руси официальным считался церковный союз, то во времена власти советов – только официальная регистрация. А в настоящее время молодым приходится вступать в официальный союз для государства и в церковный – в силу своей веры. Очень часто между официальной регистрацией и венчанием у супругов проходит не один год. И когда встает вопрос о его проведении, многих интересует вопрос: необходимы ли новые кольца венчальные с молитвой или можно использовать старые? Церковь не предъявляет особых требований, но если есть возможность, то почему бы не обзавестись новой парой колец.

Вопросы настоятелю / Таинство венчания

Какие молитвы или надписи гравируют на внутренней стороне венчальных колец?

Какие молитвы или надписи гравируют на внутренней стороне венчальных колец? Видела когда-то давно в церковной лавке продавались такие кольца, а теперь никак не получается их найти.

Уважаемая Екатерина, чаще всего на венчальных кольцах не бывает никаких надписей, бывает, иногда пишут «спаси и сохрани», иногда «славою и честию венчаю тя», иногда пишутся имена мужа и жены, предполагая, что муж будет носить кольцо с именем жены, а жена – с именем мужа. В принципе, никаких церковных установлений в этом отношении нет.

Венчальные кольца

В народе существует множество таинственных легенд, рассказывающих о смысле и истории обручальных колец. Таинство венчания имеет очень древнюю историю, которая начинается еще с десятого — одиннадцатого века. В этой статье мы поговорим о традициях и приметах, связанных с кольцами для венчания.

В нынешнее время большинство свадеб проходят в два этапа: сначала молодожены официально регистрируют брак в ЗАГСе, а затем венчаются в церкви.

Еще в начале десятого века христиане регистрировали брак в специальных органах гражданского состояния, однако, намного важнее им было заключить брак перед Богом, то есть в церкви и обменяться венчальными кольцами. Уже в восемнадцатом веке бракосочетание проводилось исключительно в церкви.

На протяжении многих столетий активно пропагандировался атеизм в России, в конце концов, в прошлом столетии церковь была окончательно разрушена и большинство людей перестали проводить церемонию бракосочетания в церквях, поскольку это было запрещено и очень строго каралось.

Но времена меняются, однако, взгляды людей мало поменялись и сейчас довольно не часто встретишь молодоженов, венчающихся в церкви, большинство ограничивается лишь регистрацией в ЗАГСе.

Свадебные церемонии, по которым пары все же решились венчаться в стенах церкви обусловлены такими причинами: некоторые христиане искренне верят в силу венчания, другие следуют древним обычаям и традициям, походившим еще от наших предков, а некоторые пары хотят прочувствовать невероятную атмосферу венчания.

Многие верят, что именно древний обряд с кольцами для венчания, которые наделяются особой силой, сможет принести счастье и благополучие в дом молодых.

Приметы о кольцах

Одним из важнейших символов свадебной церемонии являются кольца, которые объединяют судьбы молодых.

Еще с давних времен существует одна примета, по которой у супругов должны быть разные кольца, предназначенные для венчания. У будущего мужа кольцо должно быть золотого цвета, а у невесты серебряное.

Но многие молодожены не следуют данной традиции и приобретают в магазинах одинаковые ювелирные украшения.

О сложившиеся традиции можно услышать из уст святого апостола Павла, в его речи он поведал нам, что таинство венчания молодых похоже на отношения Церкви и Христа Божьего и что брак между супругами заключается на небесах. Муж олицетворяет Христа, а женщина Церковь.

Поэтому основа для обручальных колец выбрана таким образом, чтобы они были символами вознесения Христа – золотой цвет, а серебро означало духовную чистоту, искренность и благородие.

Неизменной остается одна примета – принято носить кольца на правой руке, на безымянном пальце. Обусловлено это тем, что раньше считали безымянный палец проводником прямо к сердцу человека, поскольку в нем протекали артерии. Стоит заметить, что это утверждение неверное.

В церкви есть определённые правила, касательно таких колец. Они должны быть простыми, с гладким покрытием и без большого количества камней либо каких-то дополнительных вставок. В ином случае священник может отказать молодоженам освещать их.

Еще в давние времена на внутренней части колец наносили свадебные молитвы, где были заговоры на счастливую и долгую совместную жизнь молодых. А в нынешнее время на тех же местах чаще всего наносят инициалы жениха или невесты, а также дату бракосочетания.

Основные приметы про кольца:

  • категорически запрещено мерить обручальные кольца посторонним людям, считается, что это приведет к несчастливому браку, потому что другой человек заберет частичку счастья;
  • непосредственно в день самого бракосочетания запрещается примерять другие кольца, не учитывая обручального;
  • укращение должно быть изготовлено исключительно из одного материала и нельзя наносить какие-либо дополнительные рисунки и гравировки;
  • будущим супругам нельзя надевать венчальные кольца, которые ранее носили их родители или же кольца были распилены, отремонтированы и так далее;
  • если муж или жена овдовели, то обручальное кольцо нужно носить на левой руке;
  • в случае, когда овдовевшая женщина во второй раз выходит замуж, ей необходимо новое венчальное кольцо носить на правой руке, а то, которое осталось от предыдущего брака нужно положить в дальнее место, где бы его никто не смог видеть. Также категорически нельзя чтобы такие кольца носили дети овдовевших родителей, считается, что дети могут повторить таким образом судьбу своих родителей;
  • когда семья рушится и муж с женой разводятся, такие кольца нельзя больше носить. В свадебных обрядах их использовать тоже нельзя;
  • еще с незапамятных времен пошла такая традиция у славян, что будущий муж должен покупать кольцо себе и невесте;
  • рекомендуется приобретать кольца в один день и в одном магазине, такой знак является символом долгой совместной жизни молодых.

Какие существуют приметы касательно обряда венчания

  • когда молодожены едут на венчание, необходимо возле порога положить замок, а после того, как муж с женой перейдут за черту порога, нужно закрыть ключом этот замок и убрать его в дальнее место, а ключ хранить, он будет символизировать благополучие и счастье в семье;
  • клясться о вечной любви друг другу нужно произнося эту речь над колодцем, это будет залогом настоящей любви и верности между супругами, а также крепкого брака;
  • на бракосочетание невеста должна ехать по одному пути, уже будучи женой – другим.
  • когда молодых венчает батюшка, обязательно над их головами держат особые короны — венцы. Выдержать их трудно, поскольку вес таких корон внушительный. Венец надевается в знак того, что брак будет легким и долгим. А если же молодожены не надевали эти короны, то такой брак обречен быть недолгим и ненастоящим;
  • хозяином в доме считался тот из молодоженов, кто сможет выше всего надеть венчальное кольцо к началу пальца;
  • когда во время самого бракосочетания в церкви одно из колец упало, то это является знаком недолгой совместной жизни супругов либо же смерть;
  • кто из супругов проживет меньше определяется тем, чья свеча на венчание быстрее погаснет;
  • обязательным условием церкви, которая совершает обряд венчания для молодоженов является какой-либо дар с их стороны. По традиции, молодые обычно дарили полотенце из льна, в котором был завернут хлеб.
  • свечи, которые горели во время венчания нужно сохранить на протяжении всей жизни. Считается, что если у женщины тяжело проходят роды, то чтение молитв над зажженными свечами облегчит ее состояние и состояние малыша;
  • символом венчания является рушник молодоженов, который также хранится в их доме на протяжении всей жизни;
  • когда молодожены во время бракосочетания стоят на рушнике, то им необходимо определить кто же первый из них стал на полотно. Таким образом определяют кто из них будет главным в семье.
  • когда происходит обряд венчания, супругам не разрешается глядеть друг на друга, поскольку они могут не возлюбить друг друга и один из них может изменить во время брака;
  • когда новоиспеченные супруги едут обратно домой после венчания, первым делом невеста идет в дом отца жениха и ее встречает свекровь, которая стоит у калитки, а затем дает пирог молодой жене раскидывает хмель около ее ног. Этот пирог супружество должно отведать вместе, разделив пополам. Такая примета символизирует сытую и сладкую жизнь молодых.
  • во время пированья за свадебным столом супругам нужно соединить между собой правую ногу мужа и левую жены, чтобы между новобрачными не могла пробежать черная кошка и они не ссорились.

Не зря таинственный обряд венчания считался одним из важнейших событий в жизни молодых. К нему подходили со всей ответственностью и за долго до этого готовились. Такой брак заключается на вечные узы между брачующимися, брак, который заключен перед Богом. Прежде чем пойти на такой серьезный шаг все взвесьте и хорошо обдумайте, а если все же решились, то наш вам совет – счастья и благополучия в семейной жизни!

Венчание

Как готовиться к Таинству Венчания? Что надо знать свидетелям? Как происходит Обручение? Как совершается Таинство Венчания? Какой должна быть свадебная трапеза? Что может препятствовать христианскому браку? Когда не совершается Таинство Венчания?

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.

Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

ЧТО НАДО ЗНАТЬ СВИДЕТЕЛЯМ

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

КАК ПРОИСХОДИТ ОБРУЧЕНИЕ

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.

Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ВЕНЧАНИЕ

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».

( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СВАДЕБНАЯ ТРАПЕЗА

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

ЧТО МОЖЕТ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ХРИСТИАНСКОМУ БРАКУ

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

КОГДА НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Оценка 4.1 проголосовавших: 26
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here