Молитва перед обрезанием мусульмане

Религиозное чтение: молитва перед обрезанием мусульмане в помощь нашим читателям.

Мусульманские обряды

Рождение ребенка

Согласно мусульманским представлениям, Шайтан с нетерпением ожидает появления на свет каждого нового человека, чтобы сбить его с пути истинного. Поэтому сразу после рождения ребенку шепчут в правое ухо азан (призыв на молитву), а в левое — икама (второй призыв на молитву). Затем рекомендуется смазать младенцу губы финиковой массой или любым другим сладким продктам. По истечении семи дней желательно побрить, ребенку голову и раздать щедрую милостыню нуждающимся. Имя ребенку может быть дано уже в день его рождения или на седьмой день. Мусульманам рекомендуется нарекать детей именами пророков (Мухаммед, Иусуф, Ибрахим, Идрис) и ангелов (Исрафил, Рафаэль), а также именами родственников и ближайших (подвижников пророка Мухаммеда (Фатима, Али, Омар, Зеппаб). К предпочтительным мужским именам относятся и имена, в которых присутствует слово «абд» в сочетании с одним из имен Аллаха: Абдулла (раб Аллаха), Абдуррахман (раб Милостивого) и др.

В знак благодарности Богу за новорожденного ребенка желательно, если у родителей есть материальная возможность, на седьмой день после рождения принести в жертву барана. При рождении девочки закалывается один баран, при рождении мальчика — один или два.

Согласно мнению большинства мусульманских ученых, до достижения мальчиком совершеннолетия необходимо произвести обряд обрезания (араб, хитан; общеупотребительное — супнат). Хотя в Коране обрезание не упоминается ни разу, оно неоднократно встречается в сунне и стало одним из главных критериев принадлежности к мусульманской вере.

Перед заключением брака обязательно устраивается сговор, или сватовство (хитба). Жених самостоятельно или через доверенное лицо делает предложение отцу или опекуну невесты. Тогда же стороны договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене, и других условиях, которые входят в брачный договор. Далее невеста передается в дом жениха, где устраивается свадебное торжество (валима), во время которого оглашается брачный договор и выплачивается махр, полностью или частично. Брак считается свершившимся после фактического вступления мужчины и женщины в брачные отношения (паках). Обязательными условиями брака считаются уплата махра, содержание жены, обращение с ней соответственно общественному положению ее семьи, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей.

Хотя похоронные обряды в различных мусульманских странах отличаются друг от друга, можно выделить основные правила, которым следуют практически всюду. Почувствовав приближение смерти, мусульманин должен произнести шахаду («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед — посланник Аллаха»), Если он не может но сделать сам, то шахаду должен кто-то прошептать ему па ухо. Шииты должны читать или слушать 36 суру Корана «Йа син». Перед наступлением смерти мусульманина поворачивают лицом к кибле (в сторону Мекки) затем производится ритуальное омовение умершего, которое обычно совершает специально нанятый человек. После омовения тело одевается в чистую одежду или в особые погребальные одежды, состоящие из пекольких покрывал. Тело шахида, «мучениказа веру», не дают, хоронят такого покой пика в той одежде, которая была на кем в момент гибели, и молитву над покойным не читают.

Погребение должно осуществляться нечетным членом мужчин. Ближайшие родственники кладут тело в могиле так, чтобы лицо покойника было обращено к Мекке. Могила делается по возможности просторной, обычно с нишей в боковой стене или углублением на дне, чтобы умерший мог сесть при появлении ангелов смерти Мункара и Накира. Для этого также ослабляют погребальные облачения. Все эти церемонии сопровождаются чтением сур Корана. Религиозные авторитеты запрещают как-либо отмечать могилу, хотя широко распространены могильные камни с именем покойного, датами его рождения и смерти, датами из Корана. Поминают усопшего на третий, седьмой и сороковой дни.

Календарь, праздники и особые дни

Отправной точкой мусульманского летоисчисления является хиджра — переселение в 622 году Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину, однако не дата их прибытия в город, а первый день первого месяца того же года, что в переводе на европейский календарь соответствует 16 июля 622 года.

Летоисчисление по хиджре основывается на лунном календаре с длиной года в 354 дня.

Год делится на 12 месяцев: мухаррам, сафар, рабиль-авваль (раби I), раби-ль-ахир (раби II), джумада аль-авваль (джумада I), джумада-аль-ахир (джумада II), раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа.

Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, в нечетных месяцах 30 дней, в четных — 29.

В високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355, добавочный день включается в последний месяц года. В Иране эра по хиджре исчисляется на основе солнечного года с постоянным соответствием дат.

Главными мусульманскими праздниками являются Ид алъ-Адха и Ид алъ-Фитр. Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения — начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжается 3-4 дня. Ид аль-Адха проходит в день завершения паломничества в Мекку, когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении Ибра-хима.

Считается, что не только паломники, но и каждый свободный мусульманин, имеющий средства на покупку жертвенного животного, должен принести в этот день жертву (один человек — одну овцу). Животное должно быть определенного возраста и не иметь изъянов. Обычно треть мяса идет на праздничную трапезу, а остальное раздается неимущим.

Ид аль-Фитр — праздник разговения в честь завершения поста в месяц рамадан — начинается 1-го числа месяца шавваль и длится 3-4 дня. В первый день праздника, как и в первый день Ид аль-Адха совершается специальная праздничная общая молитва. В число ритуалов Ид аль-Фитр входит праздничная трапеза, раз-дама милостыни беднякам, принято также посещать друзей и дарить подарки.

Традиционно считается необходимым в эти дни посетить могилы предков. Люди много времени проводят па кладбищах, часто остаются там на ночь в специальных палатках. Они раздают пищу беднякам, украшают могилы, читают суры из Корана или нанимают человека для чтения.

Ночь на 27-е число месяца рамадан, когда, согласно мусульманской традиции, Мухаммеду было ниспослано первое откровение, отмечается верующими как Лай-пат аль-кадр (Ночь предопределения). Она, как сказано в Коране, «лучше тысячи месяцев». Лайлат аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам молитвы и просьбы.

Но многих мусульманских странах 27-го числа месяца раджаб отмечается праздник Мирадж — ночное вознесение пророка Мухаммеда. Согласно традиции, однажды, когда Мухаммед спал около Каабы, к нему явился ангел Джабраил с крылатым верховым животным Бураком (блистающий, молниеносный), на котором пророк сначала отправился на север и побывал в Хевроне и Вифлееме, а затем прибыл в Иерусалим на гору Мориа. В ночь на 27-е раджаба мусульманам предписано читать Кораи, молиться и пересказывать друг другу предание о чудесном вознесении пророка, а днем 27-го раджаба соблюдать пост, который в ритуальном отношении приравнивается к 60 месяцам поста или 100 ночам поста и 100 ночам молитв.

Маулид — день рождения пророка Мухаммеда — празднуется 12-го раби аль-авваль. Этот праздник, о котором нет упоминания ни в Коране, ни в сунне, долго не признавался многими мусульманскими богословами, объявившими Маулид «нововведением» (бида). Однако со временем тенденция прославления Мухаммеда возобладала и, несмотря на резкую критику, праздник был закреплен как «одобряемое нововведение» (бида хасана).

Первая ночь с четверга на пятницу месяца раджаб имеет название Рагаиб (мечты, желания). Считается, что в эту ночь к пророку Мухаммеду нисходило большое количество ангелов, и Аллах проявлял к своему посланнику большую милость. В эту ночь читаются особые «молитвы даров».

Праздничным днем считается также пятница (джу-ма), когда совершеннолетние здоровые и свободные мусульмане должны собраться в мечети для проведения полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди. Предание гласит, что день Страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что «свет ислама» начал распространяться именно в пятницу. Во многих мусульманских странах пятница является официальным выходным днем.

Мусульманские святыни

Главным святым местом ислама является мекканская Кааба, расположенная в центре главной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Согласно мусульманским преданиям, первую палатку над «черным камнем» поставил Адам, а собственно Каабу возвел его сын Шис. По время потопа Кааба была поднята в воздух, затем она разрушилась, и, когда Ибрахим поселил в Мекке своего сына Исмаила, Аллах приказал пророку восстановить основание Каабы.

К святым городам относятся также Медина, в которой появилась первая мечеть, и Иерусалим, где находится мечеть Масджид аль-Акса (Отдаленнейшая мечеть) одна из важнейших святынь ислама. Считается, что Масджид аль-Акса была построена на том месте, куда, согласно корапическому сказанию, Мухаммед бы ч перенесен во время ночного путешествия с Джибрилом.

Одной из главных святынь мусульман-шиитов является город Карбала в Ираке, расположенный в 102 км от Багдада. В нем расположена гробница третьего шиитского имама Хусайна, его брата Аббаса и 70 их подвижников, погибших здесь в 680 году в неравном бою с омейядским войском. Шиитами всего мира почитается также город Мешхед на северо-востоке Ирана, в котором находится усыпальница восьмого шиитского имама Али ибн Муссы ар-Риды, скончавшегося в 818 году.

Молитва перед обрезанием мусульмане

Я ожидаю рождения сына. Подскажите, пожалуйста, какие молитвы исполняются при обрезании и где можно найти их текст и мелодию напевов?

Тексты берахот (благословений), которые читают, совершая процедуру брит милы (обрезания), приносит с собой моэль. То есть — специалист, который прошел соответствующий курс обучения, умеет квалифицированно и по законам Торы совершать данную процедуру и квалификация которого подтверждена раввинским судом.

Так что, Ваша задача, когда ребенок родится — обратиться к раввину синагоги и попросить его порекомендовать хорошего, опытного моэля.

В Израиле списки моэлей есть в родительных отделениях больниц. Нередко моэли и сами приходят в больницу и беседуют с родителями новорожденных, предлагая свои услуги. В таких случаях не надо стесняться спрашивать, если у него на это разрешение раввината или просить, чтобы он показал документ, подтверждающий право быть моэлем.

Моэля можно найти и, позвонив в религиозный совет (моаца датит), который есть в любом израильском городе.

Ваше волнение вполне понятно. И если Вы хотите чувствовать себя во время процедуры обрезания более уверенно, советую Вам приобрести достаточно полный Сидур (молитвенник), в котором, кроме молитв, есть и тексты благословений, в том числе — и для брит милы, ознакомиться с их содержанием и научиться бегло читать тексты, которые должен произносить отец ребенка.

Сразу хочу предупредить: с просьбой совершить обрезание ни в коем случае нельзя обращаться к врачу-урологу, не уполномоченному проводить процедуру обрезания. Ибо хирургическая операция, которую он в состоянии сделать — лишь некая практическая часть процедуры брит милы. Без духовной составляющей брит мила будет неполноценной и, возможно, даже не действительной.

Обращаю на это Ваше внимание, потому что знаю, что некоторые родители, еще не приблизившиеся к нашей традиции, по неведению совершают такую ошибку. И это негативное явление, к сожалению, имеет некое распространение даже в Израиле.

По закону Торы, обрезание совершают на восьмой день от рождения мальчика. А если и переносят на более поздний срок, то — не из соображений практического удобства, но исключительно — по медицинским показаниям (если ребенок к восьмому дню еще недостаточно окреп или нездоров, что определяет моэль).

Процедуру брит милы можно провести в синагоге, в зале, где проводятся подобные мероприятия, или дома. Выбирая место, где это будет происходить, следует учитывать не только финансовые возможности семьи. Поскольку после процедуры обрезания принято устраивать трапезу, надо подумать и о том, чтобы еда, которую будут подавать гостям, была кошерной (приготовленной по всем правилам кашрута). Это — обязательное условие.

Следует знать, что процедуру брит милы и трапезу по этому поводу никогда не устраивают вечером, но — лишь в светлое время суток, лучше — в первой половине дня. И не старайтесь подстроиться под «рабочие графики» приглашенных на это торжество. Ваши родственники и близкие друзья найдут возможность прийти к назначенному часу, даже если им для этого надо будет отпроситься с работы. Тем более в Израиле, где посещение подобных мероприятий — привычное дело, и руководители подразделений прекрасно понимают, как важно присутствие на брит миле близких друзей отца или матери ребенка и, разумеется, родственников.

Естественно, время проведения процедуры обрезания, необходимо согласовать с моэлем. У него в этот день может быть не одна такая процедура.

Если восьмой день от рождения ребенка выпадает на субботу, обрезание делают в шаббат (см. на сайте ответ «Можно ли делать обрезание в шаббат — с материалами, обозначенными в нем ссылками). Однако в этом случае необходимо предупредить родных и знакомых, чтобы они не приезжали на торжество на машинах. Если люди, присутствие которых на брит миле важно для Вас, живут далеко и не могут прийти в назначенное место пешком, Вам следует обеспечить им ночлег и попросить, чтобы они приехали к Вам до наступления субботы (чтобы уехать, когда шаббат уже закончится).

Во время трапезы обязательно говорят двар Тора (слова Торы). Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы среди приглашенных были люди, которые могут это сделать. Такую обязанность может взять на себя раввин и другие изучающие Тору люди (такие люди могут быть и среди Ваших коллег по работе). Они же, как правило, знают и песнопения, которые поют на брит миле. Чаще — перед чтением Биркат а-мазон (благословения после еды с хлебом; на праздничной трапезе, кстати сказать, принято подавать небольшие халы, перед трапезой — совершать омовение рук и читать благословение на хлеб). Иногда — где-то в середине трапезы.

Если Вы не знаете этих песнопений — подпевать Вы не обязаны.

На трапезе Вам следует перед присутствующими поблагодарить Всевышнего за то, что удостоил Вас возможности произвести на свет сына, сказать, что Вы приложите усилия, чтобы вырастить его хорошим евреем, хорошим сыном родителей и своего народа. А в заключение речи — поблагодарить гостей, что они пришли разделить с Вами великую радость.

Надеюсь, понятно, что все сказанное здесь относится к ситуации, когда родившийся ребенок — еврей (то есть его мама — еврейка). Если мать ребенка — нееврейка, делать ему обрезание — нельзя.

Мусульманский культ

В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба богу. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба аллаха, которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных свыше. “Все то, что имеется на свете. – говорится в одной современной мусульманской книге, – создано всевышним аллахом для людей. Всем этим мы пользуемся. За все эти дары, созданные аллахом для нас, мы должны выражать нашу благодарность. Богослужение считается выражением благодарности и проявлением покорности велениям аллаха”.

Верующий на своем жизненном пути все обязан совершать именем аллаха и для аллаха. Этим объясняется сложная обрядность, столь характерная для ислама. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания, отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана, указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященных традицией и духовенством.

Обряды в исламе


Чтение Корана

В богослужебном ритуале пению Корана уделяется очень большое внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома. Кроме того, среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок — обычай, в силу которого свидетельство человека с Кораном в руках должно приниматься всерьез, за истину, а обещание, данное при Коране, должно вызвать уверенность в исполнении, и т. д. Лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран, и еще меньше тех, кто в состоянии понять смысл отдельных фраз из Корана (аятов). Поэтому за чтение Корана в доме верующего представители духовенства берут “садака” или “шукрсадака”, т. е. определенную мзду. В мусульманских странах все значительные события, праздники, торжества, пуск промышленных объектов, словом, начало всех общественных мероприятий открывается чтением Корана, транслируемым по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Другие религиозные книги, сборники преданий и т. п. читаются значительно реже, и, конечно, ни в коей мере не могут сравниваться с Кораном – главной священной книгой мусульман.

Намаз (молитва)

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва -одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая – утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т. е. поклонений, падений ниц; вторая -полуденная (салят асазухр) – из четырех рак-атов; третья — во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, -из четырех рак-атов; четвертая – при заходе солнца (салят альмагриб) и пятая – в начале ночи (салят аль-иша) состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва — “тарауих-намаз”, совершаемая после проведенного днем поста.

Ритуал намаза очень сложен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к “недействительности” молитвы. Это обстоятельство вынуждает верующих сосредоточить все свое внимание, собрать всю волю на совершение обряда молитвенного поклонения богу. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение – тахара.

Содержанием молитвы являются слова, прославляющие аллаха, формулы, выражающие преклонение, восторг и унижение перед ним, чаще всего употребляется первая сура, аяты из 103,108, 112,114-й сур Корана.

В настоящее время в силу особенностей современной жизни не все мусульмане совершают пятикратные намазы, и это в той или иной форме, можно сказать, санкционировано духовенством или, по крайней мере, строго не преследуется. Люди, не молящиеся ввиду определенных условий (нахождение в пути, на производстве, на военной или иной службе со строгим распорядком и т. д.), не встречают ныне осуждения со стороны служителей ислама.

Молитва является мощным психологическим и идейным средством в исламе. Духовенство постоянно внушает мусульманам, что только та молитва доходит до бога, которая искрения. Бог-де любит, чтобы молящийся всеми помыслами, всем сердцем был с ним, верил в него без остатка и колебаний. В случае какого-нибудь успеха в своей жизни мусульманин благодарит бога, а в случае неудачи он вместо того, чтобы искать действительные причины неуспеха дела, винит себя за неискренность перед господом, корит себя за недостаточно усердную молитву, терзает свой ум и сердце.

Несмотря на усиленные проповеди о пользе молитвы, о ее спасительности, число молящихся людей становится все меньше. Это является важным признаком ослабления веры.

Суннат – обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане еще в младенческом возрасте. Суннат происходит от слова “сунна”, которое означает мусульманское священное предание, и относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые народы и национальности рассматривают этот обряд в качестве важной черты, характерной особенности национальной принадлежности. Исключая из этого обряда религиозное содержание, некоторые склонны даже рассматривать его как целесообразную в гигиеническом отношении процедуру Однако в любом случае духовенство вкладывает в суннат религиозный смысл и стремится его использовать в своих целях.

Обрезание, возникшее как обряд еще в первобытном обществе, – не специфически мусульманское явление. В Коране нет никаких указаний и даже намека относительно этого ритуала. У многих первобытных племен существовали различные способы для придания себе особых отличительных черт: татуировка членов племени, окрашивание лица, волос, особые формы причесок, ношение украшений и т. д.

Известно, например, что инициации – переход юношей в разряд взрослых членов племени — обычно сопровождались прохождением определенного ритуала. Когда юношей и девушек переводили в разряд взрослых, над ними тоже совершались различные обряды, подчас связанные с испытаниями на физическую крепость, силу, терпение переносить боль и т. д., среди которых нередко бывали и такие, как выбивание зубов, прокалывание ушных раковин, ноздрей и пр. К такому виду обрядов относилось и обрезание.

Вред этого обряда заключается прежде всего в том, что он служит помехой к объединению людей различных наций и вероисповеданий, говорит об “исключительности”, “богоизбранности” мусульман, служит орудием сохранения веры, сильного психологического воздействия как на свидетелей обряда, сопровождаемого пиршеством и праздничными торжествами, так в особенности и на непосредственного объекта самого обряда. В настоящее время мусульманское духовенство в СССР не настаивает на обязательности этого обряда. Но это вовсе не значит, что с ним уже покончено. Многовековая традиция имеет тенденцию к самосохранению. И этот нелепый обряд сохраняется до наших дней.

Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана. “Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите” (3, 86). “Каждое пожертвование, какое ни пожертвуют они, малое ли оно будет или большое. записано будет за ними, для того, чтобы богу наградить их наилучшим благом..” (9,122).

Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: “закят” и “садака”. “Закят” в исламском теократическом государстве означал налог, выплачиваемый натурой. В настоящее время более распространенную форму имеет “садака”, т. е. добровольное даяние (“милостыня по внезапному побуждению”) в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма.

Хаджж (паломничество)

Даже тогда, когда аш-шахада, молитва, пост и милостыня были строго обязательны по всей форме, паломничество (хаджж) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда, не являлось непременной обязанностью. Дело в том, что далекое путешествие в эти города, особенно предпринимаемое верующими других стран, связано со значительными материальными расходами и всякими другими препятствиями. Но каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к совершению обряда священного” хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны”. Разрешается посылать вместо себя и других лиц.

Совершивший паломничество удостаивается почетного звания “хаджжия”. который рассматривается мусульманами в качестве почти святого человека. Его наперебой приглашают на угощения, присылают подаркя. Привезенная из источника, находящегося вблизи Мекки, вода, почитаемая как святая и якобы имеющая великие целительные свойства, нередко становится предметом спекуляций.

Следует отметить, что паломничество в “святые” места, в особенности в Мекку и Медину, т е. хаджж, «грает далеко не последнюю роль в пропаганде ислама среди определенной части населения.

Культ Каабы

В представлении последователей Мухаммеда Кааба – священный храм в Мекке, в сторону которого следует обратиться, если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана богом. Обращение лицом в сторону Каабы (обращение к “кыбле”, как говорят мусульмане) считается непременным условием действенности молитвы.

Культ мазаров

Один из пережитков древнего культа — поклонение “святым” местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.

Впервые на территории нашей страны культ мусульманских мазаров, cвязанных с действительными, а часто и мнимыми могилами святых, появился в VII—VIII вв. В дальнейшем не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, заинтересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Могила этого жестокого и кровожадного завоевателя и тирана, уничтожившего миллионы людей, стараниями служителей ислама превратилась в место паломничества и поклонения. Даже могилы членов его семьи являются весьма почитаемыми у верующих Характерно, что и могила злого отцеубийцы, сына великого астронома Улугбека, превратилась в мазар Пользуясь неосведомленностью невежественных людей, заинтересованные лица, возможно, и сами не менее невежественные, чем обманываемые ими верующие, на месте развалин знаменитой обсерватории Улугбека тоже соорудили мазар. В Файзабадском районе Таджикистана есть мазар Ходха-Хатама, а между тем известно, что этот мазар

Настольная книга атеиста построен на могиле свирепого феодала, убитого восставшими против него крестьянами.

К числу особенно почитаемых раньше в Средней Азии мазаров относится находящийся вблизи Ферганы мазар Шах-и-мардан. Верующим внушали, будто в этой могиле лежит сам халиф Али, хотя ют никогда не был в этом районе. Мазар этот использовался в качестве святыни басмачами и кулаками.

В Киргизии до сих пор служит местом паломничества гора, называемая Тахт-и-Сулейман. Посещение этой горы, по представлениям религиозных людей, исцеляет от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.

Духовные управления в настоящее время выступают против поклонения мазарам Это вызвано конкурентной борьбой против бродячих мулл и тем, что слепое поклонение, жертвоприношения, суеверия, неприкрытый обман, имеющие место у мазаров, вызывают возмущение общественности. Однако культ мазаров продолжает держаться в силу невежества и отсталости некоторых верующих.

Мусульманские праздники и посты


Лейлят аль-кадр

Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения “высших” сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу

Наиболее почитаемая ночь – это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои “определения”, т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. В пропагандистском арсенале духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с “возможными чудесами” (так как верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями, встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.) оказывают на психику верующих сильное воздействие.

Праздник разговенья – ураза-байрам

Праздник окончания поста – ураза-байрам приходится на начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр – праздник фитр. Из названия этого религиозного праздника следует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обязан внести представителю духовенства фитр, т. е. подношение, состоящее обычно из пищевых продуктов или денег, а подчас и то и другое. Праздник длится три дня, сопровождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В ортодоксальном исламе во время этого праздника верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей ураза-байрам приобретает специальное значение, в особенности за рубежом, где бедняки и нищие надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим. В последнее время исламские богословы охотно рассуждают о том, будто раздача милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят аль-фитр, и есть самое “лучшее воплощение в жизнь принципов социализма”. На этом основании “исламский социализм” преподносится в качестве самого гуманного способа смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода разрешения социальных противоречий в мире господства частной собственности.

В нашей стране духовенство не имеет права принуждать или обязывать верующих непременно вносить фитр-садака ни под видом помощи мечети, ни под каким-либо другим предлогом. Однако на практике духовенство различными способами добивается исполнения верующими их мусульманского долга.

Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид аль-адха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через 70 дней после окончания поста уразы 10-е зу-ль-хиджжа). Это день жертвоприношения. Он связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (у мусульман Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (у мусульман – Исмаила). В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный бог якобы послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: “Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите” (3, 86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, — “тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя”, – перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три дня. Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню. Закалывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения в виде “хейр” или, “садака” в пользу мечети, “святых” лиц и “святых” мест.

Духовенство, используя общину верующих, в особенности ее активных членов, в дни курбан-байрама ведет усиленную религиозную пропаганду, направленную на поддержку и оживление мусульманских представлений. Торжественность обстановки, красноречие проповедников, облаченных в специальные одеяния (муллы или имамы обычно бывают в нарядном халате, с белой чалмой на голове, с посохом в руке), влияют на чувства и мысли людей. Духовные пастыри изощряются в изображении “райских утех”, которые приготовлены для благоверных работ аллаха в их загробной жизни, и адских мук для тех, кто усомнился “хоть раз в жизни” в “истинности ислама”. Смысл проповедей часто сводится к тому, что главное в этой жизни – служение аллаху, соблюдение заветов пророка.

В создании благоприятных условий для деятельности духовенства немаловажную роль часто играет то обстоятельство, что некоторые люди считают курбан-байрам своим национальным праздником и всячески способствуют его проведению на “высоком уровне”. Они не задумываются над тем, какой вред наносят разгулы на курбан-байраме: забиваются сотни и тысячи голов скота, совершаются прогулы на производстве, пропуски учащимися занятий в школах.

Этот праздник посвящен памяти чудесного и фантастического ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, будто бы случившемуся 27-го числа месяца раджаб. Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание “святых” мест этого города. Духовенство внушает верующим, будто в 27-ю ночь месяца раджаба пророк Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иерусалим, а оттуда к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тыс. слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это “путешествие” относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий. Духовенство пользуется этим, чтобы сделать мирадж днем внушения верующим антинаучных, невежественных идей и представлений.

Ашура (шахсей-вахсей)

Ашура (шахсей-вахсей) – день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби установлен в память о “мученической кончине” имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. На самом деле Хусейн вовсе не был мучеником, погибшим за человеческие права и справедливость, каким его хотят представить шииты. Он просто пал в феодальной борьбе за власть, обычной в то время. Его же сторонники пытались апеллировать к народным низам, внушая последним, что Хусейн хотел облегчить их участь Им удалось вызвать сострадание верующих, что отразилось в характере траурной церемонии, в ходе которой рассказы о гибели Хусейна обычно сопровождаются самоистязаниями.

К XVI в., когда шиизм стал государственной религией, в Иране и в ряде сопредельных княжеств сложился культ Хусейна, день смерти которого был объявлен днем всеобщей скорби. В этот день фанатичные мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе раны.

Психологическое воздействие этих публичных самоистязаний (вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопровождении толпы по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие крики оставляют на всю жизнь незабываемое впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания) огромно. Следует отметить, что в соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 г. запрещены на территории этих республик ритуальные шествия с самоистязаниями участников.

Праздник мавлюд

Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа лунного месяца – раби аль-авваля. Он сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях “посланника аллаха”, о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда соткан лз бесчисленных легенд, сочиненных духовенством. Оно сделало его святым, с тем чтобы закрепить ислам, усилить его влияние на народные массы. Имя мусульманского “пророка”, “посланника божьего” и ныне используется в тех же целях.

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан – воскресенье. В арабских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что “свет ислама” начал распространяться именно в пятницу.

Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь.

Отсюда и в наши дни во время уразы постящиеся предпочитают бодрствовать ночью. На сохранение поста в исламе повлияло наличие обычая поститься у иудеев и христиан. Условия мусульманского поста более суровые. Он предписан на весь месяц рамадан. И в течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства и т. п.

Воздержание от всякой пищи, сменяемое неумеренными угощениями в ночное время, естественно, не может считаться безвредным.

Однако основной вред этого обряда заключается в другом. С помощью поста служители мусульманского культа еще больше духовно закабаляют верующих, стремятся сделать из них людей, готовых идти на самопожертвование во имя веры.

При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку:

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here