Молитва преподобному давиду серпуховскому

Религиозное чтение: молитва преподобному давиду серпуховскому в помощь нашим читателям.

По молитвам к

По молитвам к преподобному Давиду Серпуховскому.

За те века, что существует на нашей земле Вознесенская Давидова пустынь (а это почти полтысячелетия!), в ней сменилось множество настоятелей. Сам создатель пустыни – преподобный Давид Серпуховской, подвизавшийся прежде в Пафнутиево-Боровском монастыре вместе с духовным другом – преподобным Иосифом Волоцким, будущим основателем Волоцкой обители, по преданию, был из рода князей Вяземских. Потом управляли пустынью, строили ее, созидали представители самых разных сословий из разных краев России и Малороссии. Читаем о них в исторических документах: «сын дьячка», «сын шляхтича», «из тульских дворян», «из вольноотпущенных крестьян Нижегородской губернии», «из мещан Тверской губернии», «из семьи московских рабочих». Сегодня продолжает дело своих предшественников, среди которых было немало людей простых и сострадательных, а главное – непоколебимых в православной вере, сын священнослужителя, принявшего священнический сан в трудное богоборческое время, время тоталитаризма, – игумен Сергий (Куксов).

В начале октября прошлого года Священный Синод Русской Православной Церкви по представлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия принял решение назначить иеромонаха Сергия (Куксова) настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни. Отец Сергий приехал сюда 16 октября, и за богослужением на малом входе владыка Ювеналий возвел его в сан игумена, а по окончании литургии вручил игуменский жезл.

Доброе отношение братии помогло игумену Сергию быстро освоиться на новом месте, полюбить его всей душой. С радостью он беседует и с мирянами, для которых обитель стала родной, где они получают помощь и утешение. Так, недавно к отцу настоятелю после общей трапезы подошли двое мужчин.

Один из них, Юрий Ермаков, поведал, что его маленький сын в свои год и восемь месяцев не мог ни единого слова произнести, а только мычал, и вдруг. заговорил! Было это так: они приехали в обитель, приложились к мощам основателя пустыни, к святыням, которые здесь есть, затем сели в машину, чтобы ехать к себе на дачу, что находится неподалеку. Тут дочка воскликнула: «Папа, мы забыли купить чупа-чупс! Давай вернемся в магазин». Отец сделал разворот, а мама обратилась к маленькому Дане со словами: «Даниил, ты же сходил к преподобному, приложился к его мощам. Что молчишь? Скажи что-нибудь».

И малыш, когда автомобиль проезжал мимо монастырской колокольни, стал оживленно рассказывать о том, как подходил к святыне! Сейчас ему уже четыре года – он хорошо, отчетливо говорит, а родители, бывая в монастыре, не могут сдержать слез благодарности за дарованное им чудо. Отец Сергий попросил мужчину засвидетельствовать это письменно – тот охотно Согласился.

Благочинный обители иеромонах Артемий (Подмосковный) заметил в разговоре, что на его памяти несколько десятков случаев, когда супружеские пары, не один год мечтавшие о детях, приезжали сюда и горячо молились у мощей преподобного Давида Серпуховского. А спустя какое-то время долгожданное дитя у них рождалось. Еще, по словам отца Артемия, за последнее десятилетие были случаи исцеления людей, страдавших болезнями ног, суставов. Завуч воскресной школы при Новодевичьем монастыре Дмитрий Михайлович Шуба, с которым мы встретились в Давидовой пустыни, тоже включился в наш разговор – ему было что рассказать. Около двух лет назад его супруга Наталья сильно страдала от гайморита. Медики советовали не тянуть с операцией. Она согласилась, но накануне попросила мужа отвезти ее на святой источник неподалеку от монастыря – в село Талеж, где благоговейно, с молитвой окунулась в его цельбоносные воды. И буквально на следующий день, придя к врачу с направлением на операцию, услышала, что медицинское вмешательство не требуется.

Не только ныне, когда в России возрождаются монастыри и храмы, Господь являет нам чудеса, нарушающие законы материального мира. В прежние века по молитвам к преподобному Давиду, более сорока лет подвизавшемуся в Пафнутиево-Боровском монастыре, а затем пришедшему сюда, на высокий берег реки Лопасня, в глухие места, чтобы основать свою обитель, тоже происходили исцеления. По вере своей люди получали великую помощь. И при знакомстве со свидетельствами той помощи сердце замирает от изумления: оказывается, человек – не песчинка в безбрежном людском океане. Господь видит каждого из нас, наши помыслы и страдания и часто обращает Свой взор на, казалось бы, ничем не примечательных простых людей. Но через них Отец наш Небесный говорит всему человеческому роду, что любит его и через почитание святых – апостолов, мучеников, праведников, преподобных, ставших поистине венцом творения Божия, – готов помогать каждому на его земном пути.

В очерке, посвященном 400-летию основания обители, рассказывается о таком чуде: один крестьянин из Подольского уезда практически был парализован и на протяжении семи лет даже не мог приподняться без посторонней помощи, не то что встать и куда-то идти. И вот почти наяву явился ему преподобный Давид, «высокий седой старец в монашеском одеянии, с посохом в руках», и приказал отправиться в Давидову пустынь, отслужить по нему панихиду, обещая исцелить болящего. Крестьянин ответил, что с радостью бы пошел, только встать с постели не может. К тому же не знает, где эта пустынь. Старец ударил его по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидимым. О своем намерении отправиться в путь больной сообщил домашним. Те, конечно, пытались его отговорить, но потом вынуждены были отступиться и наскоро приладили ему костыли. Сын проводил отца до деревенской околицы. Правда, весь этот путь отец вынужден был ползти по земле – встать на ноги он смог только за околицей, почувствовав, что будто всего его прострелило, и дальше он пошел с помощью костылей. Вначале шел еле-еле, а затем силы стали прибавляться. До Давидовой пустыни этот человек добрался, опираясь на костыли. А там он попросил иеромонаха отслужить панихиду по преподобному Давиду и получил полное исцеление – костыли оказались не нужными.

Сегодня в возрожденной обители множество христианских святынь, среди которых есть копия гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного гвоздя, ковчег с частицей хитона Господня, ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы, ковчеги с главой святого Вифлеемского младенца, праведного Лазаря Четверодневного, апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея, великомученицы Анастасии Узорешительницы, преподобных Германа Аляскинского, Моисея Угрина, Никиты Столпника Переяславского, святителя Димитрия Ростовского.

А в мае 1997 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были обретены мощи основателя обители – преподобного Давида, игумена Вознесенского, чудотворца, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. По свидетельству тех, кто принимал участие в обретении мощей, от них стало исходить дивное благоухание, ощущавшееся в течение нескольких месяцев. Для насельников обители это стало великим утешением. И не только это. Они сразу почувствовали молитвенное предстательство святого основателя пустыни за созданную им обитель.

Сейчас мощи основателя пустыни, получившей его имя, находятся в Знаменской церкви. (В XV веке иеромонах Давид пришел в эти необжитые места с иконой Божией Матери «Знамение».)

Игумен Сергий (Куксов) произнес с большой теплотой и признательностью:

– В каждом монастыре есть совместная братская молитва. У нас она начинается в шесть тридцать утра. Мое настоятельское место находится как раз напротив раки с мощами нашего небесного заступника – преподобного Давида Серпуховского и иконы Божией Матери «Знамение». И когда мысленно обращаешься к авве, который основал этот монастырь, о чем-то его просишь, то видишь, как через молитву братии он, имея дерзновение ходатайствовать за нас перед Богом, посылает те или иные милости.

Отнюдь не будет преувеличением сказать, что Вознесенскую Давидову пустынь после возобновления в ней монашеской жизни стали посещать, люди со всего мира. Из Австралии и Америки, Китая и Японии, Сербии, Италии, Израиля. Иеродиакон Алексий (Оболенский), одно из послушаний которого – водить экскурсии по монастырю, вспомнил, как однажды ему пришлось знакомить с подмосковной православной святыней министра обороны Индии. А недавно по благословению игумена Сергия журналисты и операторы шведского телевидения снимали сюжет из жизни обители, чтобы показать его у себя на «Христианском канале». Особенно, по словам отца Алексия, им понравилось, как служится в храме Божественная литургия.

Свои впечатления от встречи с жемчужиной Подмосковья – так многие называют Давидову пустынь, от встречи с россиянами – один немолодой лютеранский пастор из Германии оформил в философско-лирический рассказ. Написал его на немецком языке, друзья перевели на русский. Один из экземпляров этого трогательного повествования, отпечатанного типографским способом, передали иеродиакону Алексию. Прочитав его, он искренне порадовался тому, что человек другой конфессии смог увидеть не только красоту православных храмов с золотом куполов и крестов, но и красоту людей, живущих по словам апостола Павла: Вера, действующая с любовью (Гал. 5,6).

Еще отец Алексий радуется, когда родители приносят младенцев или приводят за ручку малышей, родившихся у них по горячим молитвам к преподобному Давиду Серпуховскому. Такое утешение для насельников обители -знать, что есть видимые знаки чудесной помощи Божией по молитвенному предстательству святого! Как светятся счастьем глаза родителей, вымоливших свое долгожданное чадо!

На эту тему мы говорили и с отцом Сергием (Куксовым). Сколько молодых женщин в России, мечтающих о рождении ребенка, отстаивали многочасовую очередь к ковчегу с поясом Пресвятой Богородицы, зная, что есть много случаев исцелений от различных болезней благодатью честного пояса, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи с Афон, из Ватопедского монастыря, привезшие святыню в Россию, хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери посредством Ее честного пояса.

– Мне думается, что те, кто в силу разных причин не попал к величайшей христианской реликвии, чтобы смягчить свою печаль, мог бы приехать к нам в Давидову пустынь, – заметил отец Сергий. – Ведь у нас есть частица от хитона Господня и ризы Пресвятой Богородицы. К тому же, как рассказывали вам братия, известно немало случаев, когда бездетные родители, молитвенно обратившись к преподобному Давиду, Серпуховскому чудотворцу, приложившись к его мощам, получали чаемое.

Говоря о великих святынях в монастыре, отец настоятель заметил, что ни у монашествующих, ни у трудников нет к ним привыкания. Подходя к ковчегам с частицами мощей угодников Божиих, к иконам с частицами мощей, все испытывают каждый раз трепет и благоговение. И это является неким показателем внутренней жизни обители.

. Мысленно возвращаясь к своей поездке в Давидову пустынь, думаю о том, что, пожалуй, не было ни одной серьезной исторической статьи, ни одного вдохновенно-радостного отклика паломников или туристов о ее посещении, где бы не упоминался совершенно удивительный факт, который сохранило для нас предание. Он тоже связан с чудом. Основывая обитель в глухой местности Хутынской волости, преподобный Давид выкапывал в лесу липы, приносил сюда и с молитвой сажал их. корнями вверх. Делал он это, чтобы показать темному местному населению, как велика может быть сила молитвы к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам подвижника деревья принимались, росли, давали тень и прохладу. Сегодня, заметил отец Сергий, несколько старых лип по своей форме и древнему виду дают основание предполагать, что они из тех давних времен – времен основания обители. Стволы настолько велики по объему, что одному человеку их не обхватить. Даже двум. А в дупле одной из лип могут три человека укрыться!

Однако за парк нужно серьезно браться. Заваленный всяким мусором и бутылками из-под спиртного, он представляет ныне печальное зрелище. Но парни и девушки, с которыми новый настоятель побеседовал, а также молодые мамы, гуляющие там с колясками, выразили готовность принять участие в субботниках по уборке запущенного парка.

В 2015 году обитель будет отмечать 500-летний юбилей со дня ее основания. Многое сделано в плане ее благоустройства после передачи разрушенной Давидовой пустыни Церкви. Но сколько еще предстоит сделать! А главное, по словам братии, – хочется прийти к славной дате с плодами трудов, о которых говорили правящий архиерей, митрополит Ювеналий, и предшественник отца Сергия в Давидовой пустыни, теперь же – благочинный монастырей Московской епархии епископ Роман: самоотверженно служить ближним, просвещать светом Христовым свой народ, реставрировать людские души. И насельники обители многое для этого делают, посещая детский дом, больницу, техникум молочной промышленности, общеобразовательную школу, где их очень ждут. Ждут их напутствия, назидания и особенно – ответов на многие непростые вопросы, касающиеся жизни на земле и жизни вечной.

Источник материала: газета «Православная Москва» № 3 (501), февраль 2012.

Преподобный Давид Серпуховской

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

Преподобный Давид Серпуховской (+1520)

ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 18/31 ОКТЯБРЯ;

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 19 СЕНТЯБРЯ / 2 ОКТЯБРЯ;

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ 24 МАЯ / 6 ИЮНЯ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Преподобный Давид, основатель и игумен Вознесенской пустыни, что на реке Лопасне, Серпуховской чудотворец, происходил из именитого и богатого рода. Время и место его рождения остались неизвестными, но народные сказания передают, что преподобный происходил из рода князей Вяземских и в миру носил имя Даниил. Однако по своему крайнему смирению он не открывал посторонним своего происхождения и проходил сокровенный путь иноческих подвигов.

Будучи двадцатилетним юношей, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Боровскую обитель к преподобному Пафнутию. Его монастырь был плодоносным духовным рассадником иночества и христианского просвещения, связанный с воспитанниками преподобного Сергия Радонежского; из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы. Особенностью того направления монашества, которое возрождал и обильно насаждал преподобный авва Сергий, является учение о внутреннем духовном делании. Оно ярко раскрыто в творениях христианских подвижников, и последователи Сергиевы не только изучали его, но самое главное – руководствовались им в трудах и монашеских подвигах.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который, как великое светило, сиял святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря его было общежительным. Игумен во всем подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистей Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пищу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти презирати и сердечныя тайныя помыслы братии поведати, еще же и болезни изцеляти, и вся убо, елика прошаше от Господа Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше воистину далече от человек века сего всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба», – писал преподобный Иосиф Волоцкий, подвизавшийся в Боровской обители в одно время с преподобным Давидом. Преподобный Пафнутий внушал отвращение к праздной беседе, любовь к чтению священных книг, усердие к трудам. Слава о его подвигах, мудрость в управлении привлекали к нему множество учеников. Даниил сделался прилежным учеником преподобного Пафнутия и с великим усердием пользовался его руководством в прохождении жития иноческого. Чистая душа юного подвижника, как губка, впитывала в себя поучения духовного своего отца и назидалась примером его святой жизни. Видя ревность и усердие юного Даниила, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского.

После преставления преподобного Пафнутия Давид нашел духовное руководство в лице другого великого светильника русского монашества – преподобного Иосифа Волоцкого.

По переселении преподобного Иосифа в Волоколамскую землю для устроения там своего монастыря, духовная связь между ним и преподобным Давидом не прерывалась до самой кончины святого Волоцкой земли.

Преподобный Давид более сорока лет подвизался в Боровской обители, некоторое время пребывал в безмолвном уединении, где созрела у него мысль основать свой пустынный монастырь. В 1515 году он оставил эту святую обитель и пришел в пустынную местность, принадлежавшую князю Василию Семеновичу Стародубскому, на правом берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, которая располагалась в 23 верстах от Серпухова и 80 верстах от Москвы. Святой пришел сюда с иконою Знамения Богоматери, с двумя монахами и двумя послушниками. 31 мая 1515 года преподобный Давид положил начало существующей и доныне, носящей теперь его имя пустыни.

Поселившись здесь, он поставил келии, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Преподобный Иосиф Волоцкий незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в слове Божием.

Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве, принося усердные моления о мире всего мира, был духовным отцом и наставником всего окрестного населения, а также и его кормильцем. Много потрудился он при строительстве монастыря. Братия никогда не видела его праздным. Его собственными руками была посажена густая липовая роща возле обители.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного Давида.

Почитание преподобного Давида началось сразу же после его кончины. Господь творил обильные чудеса и помогал тем, за кого молился преподобный Давид, предстоя Престолу Божию. Уже в синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года еще и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными и болезненными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном явлении ей преподобного.

В конце 1850-х годов в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта, пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться. Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю, – с радостью бы пошел, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим.

Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя и еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?». Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежавшую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и действительно вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Имя преподобного Давида было окружено большим почитанием. К его гробу во множестве стекались паломники. Вот и сейчас можно видеть великое чудо, совершаемое по молитвам преподобного Давида, это – возрождение обители в 1995 году, после лихолетья большевистской смуты, когда монастырь был варварски разграблен и почти уничтожен.

24 мая / 6 июня 1997 года в обители были торжественно обретены мощи преподобного Давида Серпуховского.

27 января 2001 года имя преподобного Давида было включено в Собор Московских святых.

Преподобне отче наш Давиде, моли Бога о нас!

Вознеслся еси смирением своим над миром, отче преподобне, / добродетельми победив злокозненнаго врага, / чистотою жития просияв, яко солнце второе, / многия люди ко спасению приводя. / Темже моли Христа Бога, преподобне отче наш Давиде, / даровати нам мир и велию милость / / и спасение душам нашим.

Днесь память преподобнаго Давида совершающе, вернии, / восхвалим подвиги его по достоянию, / предстательством своим исцеляет недужныя, / подавая телесем исцеление и душам спасение / и молит Всемилостиваго Спаса / / податися и нам грехов оставление.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here