Религиозное чтение: молитва при страхе мусульманам в помощь нашим читателям.
Содержание
Дуа (молитва) от стресса и психических расстройств
Ассалям алейкум! Скажите, может ли человек, который живёт в постоянном страхе и из-за этого у него нарушилась психика, прийти в себя, читая молитвы? Какие молитвы?
(О Аллах, Твою милость я желаю не оставляй меня уповающим на самого себя ни на мгновенье ока, и улучшай все мои дела. Нет другого господа, кроме Тебя).
Самое интересное на «Инфо-Исламе» за ноябрь 2017
Самое интересное на «Инфо-Исламе» за октябрь 2017
Самое интересное на «Инфо-Исламе» за сентябрь 2017
Самое интересное на «Инфо-Исламе» за август 2017
Молитва при страхе мусульманам
Если вы испытываете страх, тревогу или грусть, то читайте эти молитвы:
«Аллахумма инни абдука ибну абдика ибну аматика насыяти биядика мазын фия хукмука, адлюн фия казаука, асъалюка бикулли исмин хува ляка саммайта бихи нафсака, ваанзальтаху фи китабика, ва аллямтаху ахадан мин халькика ва истасарта бихи фи ильмильгайби индака ан таджаляль Куръана рабиа кальби ванура садри ваджаляа хузни вазахаба гамми!»
اللّهُـمَّ إِنِّي عَبْـدُكَ ابْنُ عَبْـدِكَ ابْنُ أَمَتِـكَ نَاصِيَتِي بِيَـدِكَ، مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤكَ أَسْأَلُـكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ سَمَّـيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أِوْ أَنْزَلْتَـهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْـتَهُ أَحَداً مِنْ خَلْقِـكَ أَوِ اسْتَـأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الغَيْـبِ عِنْـدَكَ أَنْ تَجْـعَلَ القُرْآنَ رَبِيـعَ قَلْبِـي، وَنورَ صَـدْرِي وجَلَاءَ حُـزْنِي وذَهَابَ هَمِّـي
Перевод: «О Аллах, поистине я – раб Твой, и сын раба Твоего и сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Твоей, или открыл его кому-либо из сотворённых Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, – сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращался ко Всевышнему уберечь его от лености и страха, трусости следующей мольбой: «Аллахумма инни аузу бика миналь-хамми валь-хазани валь-аджзи валь-касали валь-бухли валь-джубни вадальи-ддайни вагалябати-рриджали».
اللّهُـمَّ إِنِّي أَعْوذُ بِكَ مِنَ الهَـمِّ وَ الْحُـزْنِ، والعًجْـزِ والكَسَلِ والبُخْـلِ والجُـبْنِ
Перевод: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от беспокойства и печали, слабости и лени, скупости и трусости. »
Кроме этого читайте каждый день по 11 раз суру «Аль-Курайш». Иншаллах, постепенно, вы станете смелее и уверенне в себе. Пусть Всевышний Аллах дарует вам истинную смелость мусульманина, который не боится никого кроме своего Творца и своего отчета в Судный день. Аминь!
Молитва при страхе мусульманам
Вопрос: Каково описание молитвы страха?
Вся хвала Аллаху.
Во-первых: Молитва страха предписана в аяте, в котором Аллах сказал: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз. На вас не будет греха, если вы отложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны. Воистину, Аллах приготовил неверующим унизительные мучения» (4:102)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) руководил молитвой для своих сподвижников в большом числе случаев и в разных вариантах. Имам Ахмад сказал: Существует шесть или семь достоверных хадисов в отношении молитвы страха, и человек может выполнить в соответствии с одним из них.
Ибн аль-Кайим сказал: Существует шесть основных вариантов, но ученые сказали, что их больше, потому что каждый раз как они встречали другой вариант совершения молитвы Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) они считали, что это отдельный вариант совершения молитвы, хотя это было лишь различием в сообщениях передатчиков.
Метод выполнения молитвы страха различается в зависимости от степени страха и от расположения врага – в направлении Киблы или в другом направлении.
Лидер или имам должен выбрать наиболее подходящий к ситуации вариант совершения молитвы, при котором будет совершена молитва и при этом будет безопасность от врага, так чтобы враг не смог напасть на мусульман и застать их врасплох во время молитвы.
Аль-Хаттаби сказал: «Существуют различные виды молитвы страха, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал в различных случаях и в различной форме. Метод совершения молитвы выбирается в соответствии с тем, что лучше всего обеспечит совершение молитвы с наибольшей бдительностью». Шарх Муслим Ан-Навави.
Во-вторых: когда это было предписано впервые. Передано, что Джабир сказал: «Мы вышли с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для сражения с некоторыми людьми из Джухайна, и они сражались яростно. Когда мы совершили зухр, то мушрики сказали: «Если мы нападем на них, то мы покончим с ними». Джибриль сообщил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) об этом, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам. Он сказал: «Они сказали: «Наступит время молитвы, которая дороже для них, чем их дети». Когда наступило время молитвы аср, мы составили два ряда, и мушрики были между нами и Киблой… Затем он сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) руководил их молитвой страха» (Муслим 840)
В-третьих: Будет достаточным описать лишь некоторые виды совершения этой молитвы:
1. Если враг находится не в направлении Киблы: лидер должен разделить армию на две группы, одна из которых будет совершать молитву с ним, а другая будет противостоять врагу в случае нападения на мусульман. Ему следует руководить ими в течении первого раката, затем, когда он встанет на второй ракат, то они должны завершить молитву самостоятельно, т.е. они должны вознамерится совершить молитву в одиночку и завершить молитву самостоятельно, и затем они должны встать на место второй группы для противостояния врагу, а вторая группа должна придти и присоединиться к имаму во втором ракате. В этом случае имам должен совершить второй ракат длиннее первого, так, чтобы вторая группа смогла присоединиться к нему. Затем имаму следует сесть и прочитать ташахуд. Когда он сидит для чтения ташахуда, то этой группе следует встать сразу после поклона и завершить оставшийся ракат, затем присоединиться к имаму для ташахуда, после которого он должен с ними сказать салам. Этот вариант соответствует внешнему смыслу Корана, как Аллах сказал (перевод смысла): «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз. На вас не будет греха, если вы отложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны. Воистину, Аллах приготовил неверующим унизительные мучения.» (4:102) Шарх аль-Мумти, 4/298
Бухари (413) и Муслим (842) передали от Малика, от Язида ибн Румана, от Салиха ибн Хаууата, от того, кто видел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день Зат аль-Ригаа, когда он совершил молитву страха. Тогда одна группа совершила намаз с ним, а другая противостояла врагу. Он руководил молитвой тех, кто был позади в течении одного раката, затем он продолжал стоять и они завершили молитву самостоятельно. Затем они отошли и стали противостоять врагу, а другая группа подошла (к нему). Он руководил их молитвой в оставшемся ракате, затем, он продолжил сидеть и они самостоятельно завершили молитву, и затем он вместе с ними произнес таслим.
Малик сказал: это наилучшее, что я слышал в отношении молитвы страха.
2. «Если враг находится в направлении Киблы, то имам должен сформировать два ряда и начать руководить молитвой для всех них, совершая с ними поясной поклон и вставая со всеми ними. Когда имам совершит земной поклон, то только первый ряд совершает поклон с ним, а второй ряд должен стоять на страже. Когда он встает, то первый ряд должен встать с ним, а задний ряд должен совершить земные поклоны. Затем, когда они встанут, то задний ряд должен выступить вперед, а задний ряд должен отступить назад. Затем, ему следует руководить их молитвой во втором ракате, стоя и совершая поясной поклон со всеми ними, когда же он совершает земной поклон, то ряд, который выдвинулся вперед и который был сзади в первом ракате, должен совершить земной поклон с ним, когда же он будет сидеть для чтения ташаххуда, то последний ряд должен совершать земные поклоны. Затем, когда они все сядут для чтения ташаххуда, имам должен произнести таслим для всех них. Это может быть сделано, только если враг находится в направлении Киблы» Шарх аль-Мумти, 4/300
Муслим (840) передал, что Джабир ибн Абдуллах сказал: «Я был при совершении молитвы страха вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы составили два ряда, один ряд за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), А враг находился между нами и Киблой. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнес такбир и мы все произнесли такбир. Затем он совершил поясной поклон, и мы все совершили поясной поклон. Затем, он поднял свою голову из поясного поклона и мы подняли головы. Затем он и ряд, который был сразу за ним, совершили земной поклон, а последний ряд продолжил стоять. Затем, задний ряд перешел вперед, а передний отошел назад. Затем, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил поясной поклон, и мы все совершили поясной поклон, затем он поднял голову из поясного поклона и мы все подняли свои головы. Затем, он, и ряд который стоял за ним совершили земной поклон, а последний ряд остался стоять, противостоя врагу. Когда Пророк и ряд, который был за ним завершили земной поклон, то последний ряд опустился вниз в поклоне. Затем, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес таслим и мы все повторили за ним».
3. Если страх сильный, и имам не может построить мусульман в ряды и руководить их совместной молитвой. Это происходит, когда обе стороны ведут битву и сражение интенсивно. В этом случае, каждому мусульманину следует совершать молитву самостоятельно, во время сражения, когда он идет или когда верхом, повернувшись к Кибле или не повернувшись. Ему следует совершать жесты указывающие на поясной и земной поклоны, делая жесты для земного поклоны глубже, чем для поясного.
Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (2:239) Ас-Сади сказа (стр. 109): «на ходу» — т.е когда идете. «верхом» — т.е. верхом на лошади или верблюде или на любом виде верхового животного. В этом случае нет необходимости поворачиваться в сторону Киблы. Эта молитва является исключением по причине страха».
Бухари (943) передал от Ибн Умара, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если их больше этого, то пусть молятся стоя или верхом».
Аль-Хафиз сказал: «Слова «если их больше этого» относится к врагу. Имеется ввиду, что если страх сильный и если численность врага большая и есть опасение в разъединении мусульман, то в этом случае, можно молиться, так как представляется возможным, и можно опустить некоторые столпы или обязательные части молитвы, которые человек не может выполнить. И человеку следует совершать поясные и земные поклоны знаками и т.д. Это мнение большинства».
Ат-Табари передал, что ибн Умар сказал: «Когда начинается сражение, то молитва это лишь зикр и знаки головой».
Бухари (4535) передал от Нафи, что Абдуллах ибн Умар описал молитву страха, а затем сказал: «Если страх был сильнее этого, тогда они молились на ходу, стоя на ногах, или верхом, повернувшись к Кибле и не поворачиваясь к Кибле» Нафи сказал: «Я не думаю, что Абдуллах ибн Умар сказал это не цитируя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Аль-Хафиз сказал: «Основной момент в различии мнении относительно слов «если страх был сильнее этого» — относится ли это высказыванию к Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или к словам ибн Умара? Правильным мнением является то, что это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Сказано в аль-Мунтага Шарх аль-Муватта: «Если страх был сильнее этого» означает случай, когда страх такой, что не возможно стоять на ногах или чтобы сформировать ряды. Поэтому они молились на ходу. Это связано с тем, что страх бывает двух видов: один из которых, когда возможно стоять и сформировать ряды, но при этом есть опасение, что враг может напасть во время совершения мусульманами молитвы. Второй вид страха тот, при котором не возможно стоять на ногах или сформировать ряды, как например, при нападении врага. В этом случае, каждый человек должен молиться по мере своих возможностей, на ходу или верхом.
Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (2:239)
В-четвертых: Шейх ибн Усеймин сказал в Шарх аль-Мумти (4/300) «Если же кто-то скажет: «А что если мы предположим, что методы совершения молитвы, переданные от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не могут быть применены в наши дни, потому что методы ведения боя изменились?» Мы скажем: Если необходимо совершить молитву при опасности перед врагом, то следует совершить молитву тем методом, который наиболее близок к тому, что было передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), если невозможно совершить молитву так, как приказал ее совершать Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь…» (64:16)
Как преодолеть страх, тревогу?
В моей жизни так бывает, что сталкиваюсь с людьми, которые пытаются унизить, оскорбить, обмануть меня или принести иной какой-то вред. Не всегда получается постоять за себя – даже не физически, а морально; в подобных случаях впадаю в ступор. Как мне быть? Очень хочу стать крепче духом и более стойко встречать все испытания, встречающиеся на жизненном пути!
С точки зрения религии:
Принцип Ислама – это сохранность чести и достоинства граждан, и поэтому даже любые попытки унизить, оскорбить или принести какой-то вред людям строго запрещаются. Пророк (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди сказал: «. Вам запретны кровь (жизнь), имущество, честь, достоинство каждого из вас по отношению друг к другу в этом городе (имеется в виду Мекка), в этом месяце (Зуль-хиджа), как запретен этот день и как запретно совершать войну в этом месте и в это время. » (аль-Бухари, Муслим).
В другом хадисе говорится: «Одному из мусульман запретны кровь (жизнь), имущество и честь другого мусульманина» (Муслим, ат-Тирмизи). Также в хадисе сказано: «Мусульманином является тот, от чьих рук и языка убережены другие мусульмане».
Но как быть, если Вы сталкиваетесь с такой несправедливостью? На этот вопрос тоже находим ответ в изречениях самого мудрого из людей – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Когда испытываешь страх и опасаешься кого-то, нужно произносить следующие слова, которым учил нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «О Аллах, мы просим Тебя удержать их, и мы прибегаем к Твоей защите от их зла».
عن معاذ بن هشام قال : حدثني أبي عن قتادة عن أبي بردة أن عبد الله بن قيس :” حدثه أن النبي صلى الله عليه و سلم كان إذا أصاب قوما قال : ( اللهم إنا نجعلك في نحورهم ونعوذ بك من شرورهم (
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Неужто люди думают, что их оставят и не подвергнут их веру разным испытаниям…». То, что с Вами происходит, – тоже испытание от Всевышнего Аллаха. Не отвечайте подлостью на подлость. Важно быть выше ситуации. Будьте всегда справедливым, честным и порядочным. Если Вы не заключаете сделок с совестью и не преступаете нормы Шариата, то бояться Вам нечего. В ситуации, когда Вы правы, и кто-то поступает несправедливо, уже есть для Вас благо, и Вы за это получите вознаграждение. Самое сильное оружие мусульманина – искренняя мольба к Аллаху с просьбой о защите. Просите в своих мольбах: «О Аллах, я Твой слабый раб, защити меня. Ведь Ты самый лучший из тех, на кого уповают, и никто не может противостоять Твоей воле».
Чтобы противостоять несправедливости, нужно быть сильным. А кто же самый сильный? Наверняка каждый хочет быть сильным. Искренне уповайте на Всевышнего Аллаха и будете самым сильным человеком!
Ещё у мусульман есть такая фраза: «Ла хавла ва ля куввата илля биллях» – «Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха». Часто произносите эту фразу. Если соберутся все люди, что жили и будут жить на Земле, они не смогут сделать ничего, что не позволит им Всемогущий Аллах.
Перед тем как выйти из дома, читайте суры «аль-Фатиха», «аль-Фалак», «ан-Нас», аят «аль-Курси». Также желательно прочитать 128–129 аяты суры «Тавба». В азкарах, которые читаются после каждой пятикратной молитвы, тоже есть эти перечисленные аяты и суры.
Если Вы непосредственно столкнулись с какой-то ситуацией и с конкретными людьми, которые пытаются оскорбить или обмануть Вас, то можете им сказать: «Вы поступаете несправедливо, и Всевышний этому свидетель, я оставляю на Его суд ваши поступки, ведь Он Наисправедливейший». Может быть, это заставит их задуматься.
Самое главное, чтобы именно в трудные минуты Вы не забывали о Всевышнем Аллахе и Его милости. Вспомните Его в трудные минуты и просите Его о помощи, и обязательно Аллах Вам поможет.
С точки зрения психологии:
Не только в Вашей жизни, но и в жизни всех людей бывают подобные ситуации. Одни из нас очень легко выходят из них, другие, подобно Вам, мучаются из-за этого, третьи переносят с переменным успехом. Очевидно, что всё зависит от конкретных психологических особенностей конкретной личности. Основная причина неготовности проявить уверенность в таких случаях – это общий уровень тревожности, который во многом может зависеть от темперамента. Из всех типов темперамента наиболее тревожным считается меланхолический. Этот тип характеризуется повышенной впечатлительностью и эмоциональностью. Вполне возможно, что Вы являетесь носителем именно этого темперамента. Дело в том, что темперамент неизменен на протяжении всей жизни, что ни в коей мере не утверждает, что Ваш случай безнадёжен. Можно и нужно менять негативные проявления темперамента и развивать положительные его стороны. В данном случае речь пойдёт о формировании определённого стиля реагирования, который возможен при любом типе личности.
Вообще, различают три основных типа реагирования: неуверенный, агрессивный и уверенный. Очевидно, что агрессивный стиль нам не подойдёт, поскольку обязательно спровоцирует новую агрессию. Если, к примеру, кто-то попытается оскорбить другого, то этот другой может либо грубить в ответ (агрессия), либо оправдываться (неуверенность), либо выбрать нечто среднее. Средним будет ровный темп речи, уверенный (негромкий) голос и уверенная осанка. Надо помнить, что любой агрессивный человек, сталкиваясь с неизвестным ему человеком, начинает делать так называемые пробросы. Они чаще всего сводятся к незначительным негативно окрашенным высказываниям, целью которых является проверка реакции. Если в этот момент промолчать или показать свою неуверенность, то темп агрессии будет обязательно нарастать. Таких людей лучше всего сразу ставить на место, и проще всего сделать это следующим вопросом: «К чему это сказал?» или чем-то подобным, но обязательно вопросом. Это уже заставит его искать объяснение своим мотивам, а они могут быть несколько непорядочными, так что признаться в них ему будет не очень удобно. Таким образом, это может поставить его в тупик, что психологически переживается не очень комфортно, следствием чего будет то, что в будущем в общении с Вами такой человек воздержится от подобных выпадов. Конечно, есть вероятность, что этот человек предпримет встречную агрессивную выходку, которую тоже стоит пресечь опять-таки уверенным стилем реагирования. Это может быть следующая фраза: «Не думаю, что тебе самому понравилось бы, если бы в твой адрес высказались подобным образом». Главное – всегда держать ровный темп речи.
Естественно, сначала Вам это будет даваться несколько сложновато, но это только сначала. Это как еда на велосипеде: сначала падаешь, но встаёшь и продолжаешь движение. Ведь если после первого падения отказаться от попытки научиться ездить, то так и не научишься, несмотря на множество советов и рекомендаций. Только практика, иначе никак. Существуют специальные психологические тренинги уверенности в себе, но они все групповые. Поинтересуйтесь, может, в Вашем городе проводятся такие. В основном они сводятся к тому, что человек экспериментирует с различными стилями реагирования, выбирая тот, который отвечает поставленным целям.
Не бойтесь того, что с Вами обязательно начнут драться, ничего подобного. Подавляющее большинство ссор разрешается словесно, главное – не провоцировать и отвечать уверенно. Как вариант, столкнувшись с неким человеком, чьи намерения носят агрессивный характер, постарайтесь представить, что на его месте находится Ваш хороший знакомый, в общении с которым Вы не чувствуете себя неуверенно. Как бы Вы ему ответили в подобной ситуации? Это может придать некую спонтанность Вашим словам и придать им более уверенную эмоциональную окраску. Также, как вариант, можно записаться на спортивную секцию по какому-либо виду борьбы. Это заметно укрепит Ваше тело и, как следствие, придаст больше боевого духа.
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям