Молитва прославляющая иисуса христа

Религиозное чтение: молитва прославляющая иисуса христа в помощь нашим читателям.

Толковая Библия

или комментарий на все книги Св.Писания

Ветхого и Нового Заветов

Евангелие от Иоанна

ГЛАВА XVII.

1. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2. так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную:

3. сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго Истиннаго Бога, и посланнаго Тобою Иисуса Христа.

4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить;

5. и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое;

7. ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть;

8. ибо слова, которыя Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои;

10. и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них,

11. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб; кроме сына погибели, да сбудется Писание (Псал. 108, 17);

13. ныне же в Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

14. Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира;

15. не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла;

16. они не от мира, как и Я не от мира;

17. освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.

18. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир,

19. и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

21. да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня; 22. и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино:

23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня;

26. и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет; и Я в них.

Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа (1—26) 1).

Прощальная беседа Христа с учениками закончена. Но прежде, чем пойти навстречу врагам, которые поведугь Его на суд и мучения, Христос произносит торжественную молитву Отцу за Себя Самого, за Своих учеников и за будущую Свою Церковь, как великий первосвященник человечества. Молитва эта может быть разделена на три части. В первой части (1—8 ст.) Христос молится за Себя Самого: Он просит о Своем собственном прославлении или о даровании Ему, как Богочеловеку, божественнаго величия, так как Он есть краеугольный камень Церкви, а Церковь может достигнуть своей цели только тогда, когда Глава ея Христос будет прославлен. Во второй части (9—19 ст.) Христос просит за Своих учеников: Он молит Отца об охранении их от зла, царствующаго в мире и об освящении их истиною Божественной, ибо они представляют собою продолжателей дела Христова в мире. Мир только тогда получит в чистоте и во всей небесной мощи слово Христово, когда сами апостолы будут утверждены в этом слове и освящены его силою. В третьей части (20—26 ст.) Христос молится за верующих в Него: для того, чтобы верующие во Христа могли осуществить свое назначение — составить Церковь Христову, они должны соблюдать между собою единение, и о поддержании этого единения между верующими Христос и умоляет Отца. Но прежде всего они должны быть в единении с Отцом и Христом.

1 ) Давно уже за этою молитвою Христа утвердилось такое название. Но толкователи Св. Писания доселе различно и недостаточно основательно объясняют смысл этого названия. Один говорит, что Христос молится здесь Отцу, как первосвященник, приготовившийся совершить великое жертвоприношение за грехи всего человечества — отдать для искупления людей Свою собственную жизнь. Но такое объяснение нельзя принять, потому что в этой молитве не содержится ясных указаний на смерть Христа, как на искупительную жертву за грехи всего человечества. Другие, вспоминая, что главною обязанностью первосвященника было — ходатайствовать за народ, видят в этой молитве образец тех ходатайственных молитв, с какими наш вечный Ходатай, Христос, обращается к Своему Отцу (1 Iоан. II, 1). Но и с этим мнением нельзя согласиться, потому что здесь Христос выступает не как ходатай, каким Он стал по совершении искупления, когда Он вступал в славу Свою, а только как просящий, который чрез малое время войдет в славу Свою и будет ходатайствовать за людей там, на небе. Не напрасно поэтому Христос здесь о Своей молитве употребляет выражение: ἐρωτᾶν, а не ἐντυγχάνειν. Первое обозначает просьбу, исполнение которой зависит от свободнаго решения того лица, к которому обращаются с просьбою, а второе — заступничество законно вступающагося посредника, голос котораго не может не быть принят во и внимание. Притом везде в этой молитве гл. ἐρωτᾶν употребляется с предл. περὶ, на с ὐπὲρ. Этим указывается, что Христос здесь выступает не как ходатай за людей, а как просящий о людях. Ему особенно близких. Поэтому Бенгель правильно во всей главе переводит предл. περὶ предлогом de и нигде — pro. — Правильнее всего предоставляется объяснение, данное Штейнмейером, по которому Христос молится здесь как только еще вступающий на служение первосвященник, — первосвященника, приносящаго в очистительную жертву за грехи людей Самого Себя.

1. Иисус возвел очи Свои на небо — см. прим. к XI, 41. — Отче! пришел час. Для Христа пришел час прославления, потому что наступил час смерти (ср. XII, 23). Победа над смертью, диаволом и миром уже, можно сказать, одержана Христом — настало время Сыну получить ту небесную славу, в какой Он пребывал до Своего воплощения (ср. ст. 5-й).— Да и Сын Твой прославит Тебя. Христос и ранее прославлял Отца Своего (ср. Матф. IX, 8), как и Отец прославлял Христа прежде (ср. XII, 28). Но прославление Христом Бога Отца не доведено еще до совершенной полноты, пока Христос находится еще на земле, в ограничивающих полное проявление Его славы условиях существования. Только тогда, когда Он, уже с прославленною плотью Своею, снова возсядет на божественном престоле, и возможно будет полное раскрытие славы Его и Отца, которая состоит в привлечении ко Христу всех концов земли.

2. Так как Ты дал Ему власть — правильнее: сообразно с тем, что (καϑὼς). Христос здесь выясняет Свое право на такое прославление. Право это дает Ему величие порученнаго Ему Отцом дела спасения людей. — Над всякою плотью. Весь род человеческий, который здесь назван плотью по своей немощи духовной, по своему безсилию в деле устроения собственнаго спасения (ср. Ис. XL, 6 и сл.), отдав во власть Сына. Но, конечно, только с неба, с небеснаго престола, Христос может эту власть осуществить, сделать действительною для безчисленных миллионов людей, разсеянных по всей земле. (А власть эта, раз она дана, не может, не должна остаться у Христа неиспользованною на благо человечества и на славу имени Божия). Следовательно, Господь имеет полное право и основание просить Отца о том, чтобы Он прославил Его и по человечеству высшею, небесною славою. — Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сейчас Христос сказал о том, что данная Ему власть над всем человечеством должна осуществиться. Но как, в каком направлении осуществится эта власть — Он еще не определил. Она может сказаться и в том, что Христос спасет многих людей, но несомненно в силу той же власти Христос на последнем суде и осудит многих за их нежелание принять спасение из Его рук. Теперь Он говорит определенно, что спасение или иначе вечную жизнь (ср. III, 15) Он хочет, согласно с волею Отца, дать не всем, а только тем, кого отдал, кого особенно привлек к Нему Отец, как достойных спасения (ср. VI, 37, 39, 44, 65).

3. Сия же есть жизнь вечная… Повидимому, истинная вечная жизнь состоит, таким образом, только в Богопознании. Но Христос не мог высказать такую мысль, потому что истинное богопознание не ограждает человека от оскудения любви (Кор. XIII, 2). Правильнее будет сказать поэтому, что здесь под познанием разумеется не только теоретическое усвоение истин веры, а влечение сердца к Богу и Христу, истинная любовь. — Единаго Истиннаго Бога. Так говорит Христос о Боге, чтобы указать на противоположность того богопознания, какое Он имеет в виду, тому неправильному познанию, какое о Боге имели язычники, переносившие славу Единаго на многих Богов. (Рим. I, 23). — И посланнаго Тобою Иисуса Христа. Здесь Христос в первый раз так Себя называет. «Иисус Христос» — является здесь Его именем, которое потом в устах апостолов становится уже обычным Его обозначением (Деян. II, 38; III, 6; IV, 10 и т. д.). Господь таким образом в этой последней молитве Своей, сказанной в слух учеников, дает, так сказать, известную формулу, какая впоследствии должна употребляться в христианском обществе. Очень вероятно, что такое обозначение предлагает Христос в противовес иудейскому воззрению на Него, по которому Он был просто «Иисус» (ср. IX, 11). — По мнению отрицательной критики (напр., Бейшляга), Христос здесь ясно говорит, что Отец Его — это Бог, а Сам Он — вовсе не Бог. Но против такого возражения нужно сказать, что Христос здесь Отца, как Единаго истиннаго Бога противополагает не Себе Самому, а богам ложным, которых чтили язычники. Затем, Христос говорит, что познание Бога Отца достижимо только чрез Него, Христа, и что познание Самого Христа так же необходимо для получения вечной жизни или спасения, как и познание Бога Отца. Не ясно ли, что в этом Он свидетельствует о Себе, как о Едином с Богом Отцом по существу? Что же касается того, что Он говорит о познании Его отдельно от познания Бога Отца, то это, по замечанию г. Знаменскаго, объясняется тем, что для достижения живота вечнаго необходима не только вера, в Бога, но и в искупление человека пред Богом, которое совершено было Сыном Божиим чрез то, что Он стал Мессиею—Богочеловеком, посланным от Бога (Отца) в мир (стр. 325).

4—5. Новый мотив для исполнения просьбы Христа о прославлении состоит в том, что Он уже с Своей стороны, так сказать объективно, исполнил возложенную на Него задачу (см. ст. 3-й)— сообщил людям спасительное познание об Отце и Себе Самом. Этим Он прославил уже Отца, хотя конечно только пока на земле, в состоянии Своего уничижения. Теперь Отец и с Своей стороны пусть прославит Христа у Себя Самого, т. е. вознесет Его на небо и даст Ему то величие, в каком Он пребывал от века (ср. I, 1 и сл.; VIII, 58). Христос и на земле владел божественною славою, но эта слава все-таки была сокрыта и только изредка просиявала (напр. в преображении). Скоро она будет осиявать всем своим величием Христа— Богочеловека.

6—8. Говоря об исполнении порученной Ему задачи в субъективном отношении, именно о тех результатах, которых Он достиг в тесном кругу данных Ему от Отца избранников, достиг Своим учением и делами (ср. XIV, 9 и сл.), Христос указывает на то, что Он открыл этим людям имя Отца, т. е. дал познать этим избранникам, что Бог есть воистину Отец, что Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия и смерти. — Они были Твои. Апостолы принадлежали Богу еще ранее того как они обратились ко Христу (ср. XXXVII, 44). Таков был напр. Нафанаил — истинный Израильтянин (I, 48). — Они сохранили слово Твое. Христос таким образом признает Евангелие, которое Он возвещал, не Своим, а словом Отца. За таковое его приняли и апостолы, сохранившие его в своей суше доселе. Господь, говоря, что апостолы сохранили переданное им чрез Него слово Отца, имеет здесь в виду, вероятно, те заявления, какия сделаны были от лица их ап. Петром (VI, 68) и всеми ими (XVI, 29). — Ныне уразумели они… С уразумением того, что все, что говорил им Христос, дано Ему от Бога, соединено, конечно, и вступление на путь к вечной жизни (ср. ст. 3-й). — Ибо слова, которыя Ты дал Мне… К такому разумению ученики пришли потому, что Христос с Своей стороны ничего не скрывал от них (понятно, исключая то, что они не могли понят ср. XVI, 12) и с другой стороны потому, что апостолы принимали с верою слова Христовы. Повидимому, здесь уразумение божественнаго достоинства Христа (что Я исшел от Тебя) предшествует вере в Его Мессианское достоинство (что Ты послал Меня). Но на самом деле то и другое идет одновременно, и вера в Божество Христа поставлена на первое место только в силу ея преимущественнаго значения.

9. Христос есть Ходатай всего мира (1 Тим. II, 5, 6.) и хочет спасти всех людей (Иоан. X, 16). Но в настоящий момент Его мысли заняты судьбою только тех, которые поручены Ему и которые должны продолжать на земле Его дело. Мир же пока держит себя враждебно в отношении ко Христу и Христос пока не имеет повода говорить Отцу о том, как бы Он желал устроить дела этого столь чуждаго Ему мира: Его забота пока всецело обращена на апостолов, как таких, о которых Он должен дать отчет Отцу.

10. Заметив, что не только апостолы, но и все — у Него общее с Отцом, Христос как побуждение к особой молитве за них выставляет на вид то обстоятельство, что Он уже прославился в них. Конечно, Он говорит о будущей деятельности апостолов, но по уверенности в них Он изображает их деятельность как уже протекшую, как составляющую достояние истории (Я прославился в них).

11. Здесь выступает на вид новый мотив для молитвы за апостолов. Они остаются одни в этом враждебном им мире — Христос уходит от них. — Отче Святый. Святость Божия состоит в том, что Бог возвышен безконечно над миром, отрешен от него, как совокупности всякаго несовершенства и греховности, но в тоже время может всегда сойти в мир для спасения или же для суда. — Соблюди их. Как совершенно непричастный греху и в тоже время карающий грешников и спасающий праведников, Отец может оберечь апостолов от влияний мирских пороков и от гонений мира. — Во имя Твое — правильнее читать: в имени Твоем (по греч. тексту читается ἐν τῷ ὸνόµατί σоυ). Божие имя является как бы центральным пунктом, где находят себе прибежище от влияний мира апостолы. Здесь найдя приют.они узнают друг друга как духовные братья, как люди, отличающиеся от тех, которые живут в мире. В имени Божием или иначе в Самом Боге апостолы найдут опору для сохранения такого единения между собою, какое существует. между Отцем и Сыном. А это единение им крайне нужно, для того чтобы вся их деятельность была успешна. Только едиными усилиями они смогут одержать победу над миром.

12. Доселе Христос Сам делал то дело, которое теперь Он просит Отца взять на Себя. И делал это дело Христос успешно: одиннадцать апостолов сохранены, они стоят здесь, около Христа. Если один из порученных Ему и погиб, то не Христос виновен в его погибели. Само Св. Писание предвозвестило этот факт (Пс. СІІІІ, 17). Господь, очевидно, хочет этою ссылкою на слова псалмопевца сказать тоже, что сказал в XIII-й гл. 18-м ст.

13. Так как Христос теперь должен удалиться от учеников, то Он намеренно говорит Свою молитву о них вслух, пока еще остается с ними в мире. Пусть они слышат, пусть знают, Кому Он их пору-чает. Это знание, что Сам Отец стал их покровителем, сохранить их от упадка духа при надвигающихся на них испытаниях.

14. Здесь еще ближе определяется нужда, какую имеют апостолы в защите со стороны Отца (ср. ст. 11). С одной стороны ученики чрез сообщенное им слово Отца (ст. 8) отделены от общения с миром, с другой, в силу той же причины, как и Христос (ср. VIII, 23), они сделались предметом ненависти для мира. (XV, 18, 19).

15. Конечно, для того чтобы защитить учеников от ненависти мира, можно бы их взять из мира. Но мир не может обойтись без них: он должен чрез них получить весть о совершенном Христом искуплении. Поэтому Господь просит, чтобы в предстоящей апостолам деятельности зло не победило их.

16. Господь повторяет мысль, высказанную в 14-м стихе, для того чтобы обосновать следующую далее просьбу.

17. Освяти их (ἁγίασоν αὐτоὺς). Здесь Господь говорит не только о сохранении апостолов от порочных мирских влияний: об этом Он просил Отца уже раньше, а и о снабжении их святостью в положительном смысле этого слова, которая им необходима для совершения их будущаго служения. — Истиною Твоею — правильнее: в истине (ἐν τῇ ἀληϑεία). Христос сейчас Сам объясняет, что эта истина есть «слово Отца», которое передал апостолам Христос (см. VIII, 14). Раз апостолы с помощью благодати Отца, Который преподаст им эту благодать во Святом Духе, усвоят это «слово», то они окажутся вполне готовыми (освященными) для распространения этого слова в мире.

18. Освящение апостолам нужно в виду их высокаго призвания: они посылаются Христом с великими полномочиями, как был послан Отцом в мир и Сам Христос.

19. Раньше Христос просил Отца, чтобы Он освятил учеников для их высокаго служения. Теперь Христос прибавляет, что и Он Себя посвящает Богу в жертву, чтобы ученики были вполне освящены. — За них, т. ч. к их пользе (ὑπὲρ ἀυτῶν). — Посвящаю Себя. По толкованию св. отцов, здесь речь идет именно о принесении Христом Себя в жертву (см. напр. у Злат.). Некоторые из новых толкователей возражают против такого объяснения, указывая на то, что Христос принес Себя в жертву за всех людей, тогда как здесь идет речь только об апостолах. В виду этого, «посвящение», о каком здесь говорит Христос, понимается, напр., у Цана не как принесение искупительной жертвы, а как принесение так называемой жертвы посвящения какая была некогда принесена Аароном за себя и своих сыновей (Числ. VIII, 11). Но если и можно принять такое объяснение, сущность дела, о котором говорит здесь Христос, не изменится: важно то, что Он приносит в жертву, хотя бы и посвятительную (при вступлении Своем на служение первосвященника (Себя Самого) ἐµαυτόν). На это Свое самопожертвование и указывает Христос для того, чтобы оттенить особую важность призвания учеников. — Чтобы и они были освящены. Здесь уже «освящение» (поставлен тот же глагол ἁγιάζειν, что и в главном предложении) понимается несомненно как посвящение учеников в собственность Бога, посвящение их на служение Богу без прямого намека на принесение апостолами в жертву Богу собственной жизни. — Истиною — точнее: в истине (ἐν αλήϑείᾳ), в противоположность символическому прообразовательному посвящению, какое имело место в Ветхом Завете.

20. Круг лиц, за которых считает нужным вознести Отцу Свою молитву Христос, теперь расширяется. Если Он раньше нашел нужным просить Отца только об апостолах, то теперь Он возсылает молитву уже обо всей будущей Своей Церкви, которая образуется из тех, кто поверит проповеди или слову апостолов.

21. Здесь указаны три предмета или три цели, на которыя устремлено внимание молящагося Христа (три раза употреблена частица ἳνα = чтобы). Первая цель заключена в просьбе: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе. Единение верующих понимается здесь, очевидно, как согласие в побуждениях и цели их духовных стремлений. Конечно, такого в точности единения, какое существует между Отцом и Христом, между людьми быть не может. Но во всяком случае это высшее единство между лицами Божества должно всегда предноситься верующему сознанию, как идеал. — Вторая цель определена словами: и они да будут в Нас едино. Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать в Отце и Сыне: единение, существующее между Отцом и Сыном, будет содействовать и укреплению единства между верующими. Третья цель — особенная: да уверует мир, что Ты послал Меня. Мир, терзаемый эгоистическими стремлениями, никогда не мог мечтать о достижении настоящаго единства в мыслях и чувствах, поэтому то единодушие, какое Он увидит в христианском обществе, поразить его удивление, а от такого удивления недалек будет переход и к вере во Христа, как Спасителя, посланнаго людям Самим Богом. История Церкви действительно показывает, что такие случаи бывали. Таким образом единение всех верующих в свою очередь само должно послужить делу божественнаго домостроительства. Неверующие, видя тесное единение верующих между собою и с Отцом и Сыном, придут к вере во Христа, установившаго такое чудное единство (ср. Римл. XI, 14).

22—23. Для того, чтобы единство верующих было крепче, Христос уже сделал первых Своих учеников причастниками Своей славы, которую Он и на земле имел, как Единородный Сын Отца (I, 14). Здесь можно усматривать намек на данную апостолам при первом послании их на проповедь силу творить чудеса — силу, которая не была взята Христом назад (ср. Матф. X, I, 5 и Лук. IX, 54). И теперь Он не оставляет их — пребывая в общении со Христом, они пребывают чрез это в общении и с Отцом, а таким путем они достигают совершеннаго общения и между собою. В результате — опять получает душевную пользу весь мир.

24—26. Здесь — заключение молитвы. Как тот, Котораго Отец возлюбил прежде сотворения мира, Сын высказывает теперь не просьбу, а желание (хочу), чтобы верующие — не одни апостолы — были вместе с Ним и созерцали бы Его славу. Очень вероятно, что Христос говорит здесь о Своем втором пришествии на землю — пришествии во славе (Матф. XXIV, 30). Христос вполне уверен в исполнении Своего желания: праведный, т. е. справедливый Отец не может не исполнить Его желания. Миру, который не знает Отца, еще можно отказать в прославлении со Христом, но верующим, которых Христос уже научил знать Отца и будет научать этому впредь (чрез Духа-Утешителя), отказа быть не может. От Христа Отец перенесет Свою любовь и на верующих (XVI, 27). А так как вечным и ближайшим предметом любви Отца есть Сам Христос, в Котором любовь Отца почила всецело, то, значит, вместе с любовью Отца в души верующих сходит Сам Христос.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here