Молитва св игорю

Религиозное чтение: молитва св игорю в помощь нашим читателям.

Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского

В православном мире большое значение имеет икона князя Игоря Черниговского, которая защищает от болезней и бед, помогает найти свое предназначение и достичь благополучия. Эта икона также является защитником мужчин, носящих имя Игорь.

Святой князь Игорь принял мученическую смерть от своего же народа, над которым княжил не более двух недель. Озлобленные люди во время междоусобиц перешли под крыло его завистника и тайного соперника, предали собственного князя, искренне ратующего за подвластных ему людей. Оказавшись преданным, князь не изменил своей любви ни к ближним, ни к православной вере и стоически терпел издевательства. В заточении князю разрешили принять монашеский постриг, что исцелило обессиленного Игоря. Однако через некоторое время прежние недоброжелатели решили довести дело до конца и покусились на жизнь смиренного инока, который не рвался к власти, а жил спокойной жизнью, отрешись от мирских страстей.

Где находится икона

Известная икона находится во многих храмах России и Украины. Самые главные святыни, связанные с князем Игорем Черниговским, хранятся в одноименном городе Чернигов. В Киево-Печерской лавре находится икона, изображающая князя, склонившегося в молитве перед образом Богоматери. Она называется Игоревской. Еще одна икона, изображающая святого князя-страстотерпца, находится во Владивостоке.

Описание и значение иконы святого князя Игоря

Образ святого мученика напоминает каждому о всепрощении и любви ко всем людям. Святой своим подвигом завещал каждому внимательно относиться к окружающим, выслушивать их просьбы и проникаться любовью и добром к любому человеку.

Первые иконы князя Игоря дошли до наших времен в неизменном виде. На них святой изображен в одеждах инока. Во времена правления Петра благоверного князя начали изображать в княжеских одеяниях.

Одна из икон, принадлежащая кисти известного иконописца Кузнецова, отображает в цветовой гамме суть прославившего князя Игоря подвига. Преобладание на иконе алых тонов отсылают к всепоглощающей любви и желании защитить людской род от скверны. Лик мученика сосредоточен и собран, что свидетельствует о твердом характере и непоколебимой вере, ради которой князь будет сражаться и с легкостью распрощается с земной жизнью.

В чем помогает икона

Эта икона является прекрасной защитой от предательства. Православные христиане возносят святому князю молитвы о сохранении мира в семье, гармонии в отношениях, избавлении от бед и невзгод. Ее призвание — объединять людей, даруя им умягчение сердец и справедливость. Небесный защитник Игорь Черниговский помогает достичь благополучия и процветания каждому просящему, если сердце человека наполнено истинной верой и не таит корысти и злобы.

Чудеса, свидетельствующие о божественном проявлении, случались нередко. В день кончины над телом князя, перенесенным в церковь, было Божье знамение: все свечи, что находились в церкви, внезапно зажглись.

Молитвы перед иконой святого Игоря Черниговского

«Святой Божий угодник княже Игорь! С юных лет возлюбил ты Бога, поселив в душе своей истинную веру, и не отступался от нее. Помоги, страстотерпец, в моем горе, отринь от меня молву дурную да укажи путь к вере истинной, мне, рабу Божьему, (имя). Помолись за меня да избави от злобы и зависти, что чернотой своей меня развращает, застилая глаза мои на пути к исцелению от пороков людских. Помолись за меня пред Господом нашим Иисусом, дабы не отринул он моих просьб искренних. Аминь».

«Величаем тебя, страстотерпче, чтим память твою и склоняемся пред стойкостью твоей. Надели нас, княже, своей благодатью, исцели недуги наши телесные и душевные. Аминь».

Дни почитания иконы

Кончина мученика Игоря отмечается 2 октября, а 18 июня празднуется день перенесения святых мощей великомученика и его прославление.

Для того, чтобы попросить святого о помощи, необходима лишь вера и искреннее желание изменить свою жизнь, впустив в нее любовь и всепрощение. Вы можете помолиться как в церкви, так и дома при любых жизненных трудностях. Высшие силы всегда приходят на помощь к страждущим, помогают им обрести покой и уверенность в своих силах. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Смотрите также:

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл .

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона «Покров Богородицы» — одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона символизирует .

Владимирская икона Божией Матери

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней .

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится практически в каждом домашнем .

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Икона «Умягчение злых сердец» — одна из самых почитаемых в православном мире. Ее почитание связано с чудодейственной силой, способной исцелять .

Акафист святому благоверному князю Игорю Черниговскому и Киевскому

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 18 июня (05 июня ст. ст.); 02 октября (19 сентября ст. ст.)

Избранный страстотерпче Христов, благоверный княже Игоре, возсиявый людем твоим, яко звезда пресветлая: ты бо славу земнаго княжения оставил еси и во иночестве Господеви работати вожделел еси, страдальчески земное житие скончав, и ныне, радуяся, предстоиши престолу Святыя Троицы. Молитвами твоими от всяких зол и напастей охраняй нас, да благодарственно со умилением зовем ти: Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Ангельски поживши на земли, от юности возлюбил еси Божественное учение и сему последовав добрым житием, немолчно прославлял еси имя Господне чтением книг священных и пением церковным. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному, вопием сице:

Радуйся, от рождения твоего Богом избранный.

Радуйся, семя слова Божия от юности восприявый.

Радуйся, великий угодниче Божий, благочестивую жизнь на земли возлюбивый.

Радуйся, путем трудным и тесным житие земное прошедый.

Радуйся, правды ради душу твою положивый.

Радуйся, от Царя Небеснаго, венец мученический приемый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Видя Господь чистоту сердца твоего, блаженне княже Игоре, избра тя зрети славу небесную, ты бо паче всего возлюбил еси чистоту душевную и телесную, и ради страданий временных, уповая избежати мучений вечных, великий угодник Божий был еси, и лицем к лицу зрети Господа удостоился еси. Темже притекающе к тихому пристанищу молитв твоих, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Разум озаренный благодатию Божиею из млада имел еси, княже Игоре, от юности бо хранил еси в сердце твоем закон Христов, великим угодником Божиим, прошедшим тернистым путем во Царствие Небесное, подражая. Темже и мы, уповая на твое предстательство, молимся: буди нам скорый помощник и покровитель в земном житии нашем, да благодарно вопием ти:

Радуйся, избранный и верный рабе Христов.

Радуйся, от юности чистоту жития возлюбивый.

Радуйся, из млада единому Христу угождавый.

Радуйся, Иисуса ради вся напасти безропотно претерпевый.

Радуйся, Тому единому всею душею прилепивыйся.

Радуйся, всего себе на страдания правды ради предавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Силою Вышняго, дарованною тебе, и долготерпением твоим укреплен был еси, блаженне, егда враг рода человеческаго наведе на тя люди злы, во еже лишити тя славы княжеския. Темже, дивящеся богатству терпения твоего, воспеваем укрепившему тя Господу песнь: Аллилуиа.

Имея желание в души своей вся красная и сладкая мира сего оставити и Христу последовати, еще млад сый, избрал еси себе путь служения Господеви. Мы же, подражая житию твоему и почитающе честная страдания твоя, правды ради претерпенная, величаем тя сице:

Радуйся, в души своей имевый желание мир оставити и Господеви послужити.

Радуйся, вся красная и сладкая мира сего презревый.

Радуйся, совершенную любовь ко Господу стяжавый.

Радуйся, за кротость души твоея наследие жизни вечныя получивый.

Радуйся, ум твой, сердце и волю в Бозе утвердивый.

Радуйся, дивную кротость духа в скорби показавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Бури житейских бед и напастей не возмогоша поколебати крепости души твоея, благоверный княже Игоре, основана бо бе на твердем веры Христовы камени. Мы же, дивящеся великому терпению твоему, со умилением взываем Богу: Аллилуиа.

Слыша и видя, княже блаженне, распри и раздоры, врагом рода человеческаго воздвизаемыя, егда вступи на престол Киевский, абие восхотел еси вразумити люди своя и привести их к миру и благоразумию. Сего ради с любовию взываем ти:

Радуйся, яко тобою всякая вражда и злоба побеждаются.

Радуйся, чистоты веры и незлобия дивное воплощение.

Радуйся, образе кротости и терпения.

Радуйся, зерцало совершеннаго незлобия.

Радуйся, многими скорбьми в радость Господа твоего вшедый.

Радуйся, помогаяй и нам терпети скорби и поношения.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Боготечную звезду зрим тя, угодниче Божий, тя бо, восприимшаго великия страдания, прослави Господь, яко вернаго раба Своего, невинно убиеннаго злыми человеки по наущению диавольскому. Мы же, взирающе с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Видевше великий князь Киевский Всеволод, яко преклонился есть к вечеру день жития его, призва тя, Игоре блаженне, и завеща ти престол княжеский. Ты же воли брата твоего, яко воли Божией повинуяся, все упование на Господа возложил еси. Мы же, похваляя таковое смирение твое, воспеваем ти:

Радуйся, яко до конца крест жития твоего безропотно понесл еси.

Радуйся, благочестием Богови и людем послуживый.

Радуйся, велению брата своего покоривыйся.

Радуйся, в народоправлении велию добродетель показавый.

Радуйся, всем братолюбцем присное ободрение.

Радуйся, от людей своих велию любовь стяжавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Проповедником добродетелей христианских был еси, княже Игоре, поучая любити братию и народ свой. Мы же ублажаем тя, яко добраго и истиннаго последователя Христова, живот свой за люди твоя положившаго, воспевая Господеви песнь: Аллилуиа.

Возсиял еси богоугодным житием твоим, благоверный княже Игоре, все упование свое на Господа, вся во благо устрояющаго, возлагая. Мы же, восхваляя подвиги твоя, глаголем сице:

Радуйся, яко в житии твоем добродетельми просиявый.

Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый.

Радуйся, в несении трудов великаго княжения помощь от Господа получивый.

Радуйся, яко вместо княжеских почестей – мучения и скорби мужественно претерпевый.

Радуйся, иго Христово, благое и легкое, на рамена своя восприявый.

Радуйся, терпению Христову верно подражавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Хотящу ти, блаженне, воли Божией покоритися, не воспротивился еси воином князя Изяслава, егда тии тя, еле жива суща, в хладном порубе заключиша, идеже ты, подобно Даниилу пророку, заточенному в рове львином, непрестанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Новаго видим тя избранника Божия, благоверный княже Игоре, егда пременил еси княжения славу во иночества образ смиренный. Ты бо, вся благая презрев, желанием восхотел еси единому Богу поработати. Темже, таковому твоему смирению и кротости дивящеся, вопием ти:

Радуйся, страдания лютая невинно претерпевый.

Радуйся, образ любве и незлобия нам показавый.

Радуйся, вся благая мира сего ни во что же вменивый.

Радуйся, злобу и коварство диавола смирением победивый.

Радуйся, послушанию иноческому всецело предавыйся.

Радуйся, усердным молитвенником за люди твоя явивыйся.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Странник и пришлец, по апостолу, явился еси на земли, боголюбезне княже, дольняя бо вся презрев, горняя взыскал еси, все помышление твое ко Господу имеяй. Темже помози и нам, молитвами твоими, добродетельное житие возлюбити, да купно с тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Всею душею от юности Богу послуживый, блаженне княже Игоре, сего ради Господь прослави тя, Своего угодника, кротости ради и смирения твоего. Мы же, сим добродетелем последовати тщащиися, вопием ти радостно:

Радуйся, от юности Господа всею душею возлюбивый.

Радуйся, делы благими Христу благоугодивый.

Радуйся, всем житием твоим Бога прославивый.

Радуйся, тесный путь спасения от юности избравый.

Радуйся, благодать Божию в сердце своем стяжавый.

Радуйся, житие свое иночеством украсивый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Всего себе покорил еси воли Господни, яко раб благий и верный, егда пострижение иноческое восприим, во обитель святаго Феодора вселился еси, идеже всецело посту и молитве предался еси. Сего ради сподобился внити в радость Господа своего, Емуже предстоиши ныне со Ангелы, поя: Аллилуиа.

Витии многовещанныя не возмогут по достоянию восхвалити страдания твоя, страстотерпче Христов, княже Игоре, ниже уразумети глубины упования твоего, приимши бо весть о убиении твоем, потщался еси в церковь Господню, со слезами пред образом Царицы Небесныя моляся. Убийцы же твои, яко звери дивии, емше тя молящагося, бив, повлекоша тя из храма. Ты же, благодатию Божиею укрепляемь, страдания кротко претерпел еси, за убивающих тя Господа умоляя. Сего ради величаем тя сице:

Радуйся, все упование на Господа и Его Пречистую Матерь возложивый.

Радуйся, на мучение безропотно предавыйся.

Радуйся, благодатию Божиею укрепляемь, страдания мужественно претерпевый.

Радуйся, яко сего ради венцем мученическим украшенный.

Радуйся, за убивающих тя кротко моливыйся.

Радуйся, душу свою в руце Божии радостно предавый.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Спасти хотя душу свою, вся земная и временная во уметы вменил еси, неуклонно стопам Спасителевым последствовав. И ныне с лики ангельскими веселяся, немолчно вопиеши Прославльшему тя Господеви: Аллилуиа.

Стеною терпения оградився, верный раб Царя Небеснаго был еси: вражиих бо устрашений не убоявся, всего себе в руце Божии предал еси и страдания мужественне претерпел еси. Мы же, чтуще святую память твою, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, великий княже Игоре, престолу Небеснаго Владыки предстояй.

Радуйся, венец твой княжеский кровными каплями, яко драгими камнями украсил еси.

Радуйся, образ вернаго служения Богу терпением своим показавый.

Радуйся, житие свое тесною стезею мучений и страданий прошедый.

Радуйся, яко пред великим мужеством твоим, вернии преклоняются.

Радуйся, яко и ныне не престаеши благодеяти призывающим тя.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Пение хвалебное приносим дивному во святых Своих Богу нашему, даровавшаго Церкви Своей и стране нашей дивнаго чудотворца и усерднаго молитвенника – благовернаго князя Игоря, иже и поныне не престает молитися за ны и научая пети всех: Аллилуиа.

Свет славы небесныя осия святое и многострадальное тело твое, страстотерпче Христов, егда оное положено бысть в церкви святаго Михаила. Людие же, окрест гроба твоего стоящии, и возжегаемыя невидимою рукою свещи и лампады зряще, приидоша в трепет и ужас, познавая, яко тако прослави Бог угодника Своего; тебе же, богомудре княже, воспеша тако:

Радуйся, усердный наш пред Богом молитвенниче и предстателю.

Радуйся, яко Господь прослави тя знаменьми и чудесы.

Радуйся, сиянием небеснаго света озаренный.

Радуйся, непорочную душу твою в руце Божии предавый.

Радуйся, нетленное тело твое в помощь нам оставивый.

Радуйся, яко за смиренномудрие твое венцем славы от Бога увенчанный.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Благодать единения и братолюбия испроси нам у Всещедраго Бога, угодниче Христов, да вси людие возлюбят друг друга и единодушно исповедят веру Православную, воспевая Спасителю нашему: Аллилуиа.

Поюще добродетельное житие твое, ублажаем мученическую кончину твою, восхваляем и пренесение честных и многоцелебных мощей твоих из стольнаго града Киева во град Чернигов, воспеваем славу твою, иже на небесех, и усердно молим тя, страстотерпче княже Игоре: не возгнушайся нас, грешных и недостойных, зовущих ти:

Радуйся, яко великия благодати от Бога сподобивыйся.

Радуйся, яко теплый молитвенник и заступник от Бога нам дарованный.

Радуйся, яко всем призывающим тя скорый помощник бываеши.

Радуйся, духовнаго веселия сердца наша исполняющий.

Радуйся, в лице Русских святых славою многою от Бога превознесенный.

Радуйся, яко благочестивых множества любовию празднуют святую память твою.

Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

О, многострадальный страстотерпче Христов, благоверный великий княже Игоре! Приими сие малое, обаче от любящих сердец приносимое тебе сие моление наше, защити всех нас, за истину обиды и поношения терпящих, уврачуй душевныя и телесныя недуги, и от всех бед и скорбей избави ны да, благодарни суще, вопием Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

О святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесныя селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Краткое житие благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского

Се­ре­ди­на XII ве­ка бы­ла для Ру­си скорб­ным вре­ме­нем непре­рыв­ных меж­до­усоб­ных бра­ней за Ки­ев­ское кня­же­ние двух кня­же­ских груп­пи­ро­вок: Оль­го­ви­чей и Мсти­сла­ви­чей. Свя­той Игорь, во­лей Бо­жи­ей всту­пив­ший в борь­бу за Ки­ев­ское кня­же­ние, му­че­ни­че­ским по­дви­гом дол­жен был ис­ку­пить на­след­ствен­ный грех кня­же­ских усо­биц.

1 ав­гу­ста 1146 г. умер князь Все­во­лод, гор­де­ли­вое кня­же­ние ко­то­ро­го не лю­би­ли ки­ев­ляне, но оно по­слу­жи­ло для воз­буж­де­ния нена­ви­сти к его бра­ту Иго­рю и всем Оль­го­ви­чам. Св. Игорь, про­тив во­ли во­вле­чен­ный в са­мый центр со­бы­тий, стал невин­ной жерт­вой на­рас­тав­шей нена­ви­сти. Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча, и ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в «по­руб». Это слу­чи­лось 13 ав­гу­ста. Все его кня­же­ние про­дол­жа­лось все­го две неде­ли.

В по­ру­бе (это был хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей; чтобы осво­бо­дить из него че­ло­ве­ка, на­до бы­ло «вы­ру­бить» его от­ту­да) мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел и был бли­зок к смер­ти. В этих усло­ви­ях про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Бо­жи­ей по­мо­щью князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве. Но год спу­стя, в 1147 г., ки­ев­ское ве­че, же­лая ото­мстить ро­ду Оль­го­ви­чей, по­ста­но­ви­ло рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство, пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир ста­ра­лись вра­зу­мить и предот­вра­тить это бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие, спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри св. Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Оже­сто­че­ние тол­пы бы­ло столь ве­ли­ко, что да­же мерт­вое те­ло стра­даль­ца под­верг­ли из­би­е­нию и по­ру­га­нию. Ко­гда ве­че­ром то­го же дня те­ло бла­жен­но­го Иго­ря бы­ло пе­ре­не­се­но в цер­ковь свя­то­го Ми­ха­и­ла, «Бог явил над ним зна­ме­ние ве­ли­ко, за­жглись све­чи все над ним в церк­ви той». На дру­гое утро свя­той стра­да­лец был по­гре­бен в мо­на­сты­ре св. Си­мео­на, на окра­ине Ки­е­ва. В 1150 г. князь Чер­ни­гов­ский Свя­то­слав Оль­го­вич пе­ре­нес мо­щи сво­е­го бра­та в Чер­ни­гов и по­ло­жил в Спас­ском со­бо­ре. Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рой мо­лил­ся му­че­ник пе­ред би­е­ни­ем, ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской, празд­но­ва­ние ей 5/18 июня.

Полное житие житие благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского

Се­ре­ди­на XII ве­ка бы­ла для Ру­си скорб­ным вре­ме­нем непре­рыв­ных меж­до­усоб­ных бра­ней за Ки­ев­ское кня­же­ние двух кня­же­ских груп­пи­ро­вок: Оль­го­ви­чей и Мсти­сла­ви­чей. Все они бы­ли в близ­ком род­стве, все – пра­вну­ки Яро­сла­ва Муд­ро­го. Мсти­сла­ви­чи на­зы­ва­лись по име­ни сво­е­го от­ца – свя­то­го Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го († 1132), сы­на Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха (от­сю­да дру­гое их на­зва­ние “Мо­но­ма­ши­чи”). Оль­го­ви­чи на­зы­ва­лись по име­ни Оле­га Свя­то­сла­ви­ча († 1115), про­зван­но­го за свою горь­кую судь­бу “Го­ри-сла­ви­чем”. Олег Го­ри­сла­вич был сын Ки­ев­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва († 1076), ко­то­рый участ­во­вал в 1072 го­ду в пе­ре­не­се­нии мо­щей свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба (све­де­ния 2 мая) и во­шел в ис­то­рию Рус­ской Церк­ви как вла­де­лец двух за­ме­ча­тель­ней­ших бо­го­слов­ских сбор­ни­ков то­го вре­ме­ни – “Из­бор­ни­ка Свя­то­сла­ва” 1073 г. и “Из­бор­ни­ка” 1076 г.

В неко­то­рых древ­них ме­ся­це­сло­вах и сам князь Свя­то­слав по­чи­тал­ся угод­ни­ком Бо­жи­им, но осо­бен­но про­сла­ви­лись два его вну­ка: пре­по­доб­ный Ни­ко­ла Свя­то­ша († 1143) и дво­ю­род­ный брат его, сын Оле­га Го­ри­сла­ви­ча, – свя­той князь-му­че­ник Игорь Оль­го­вич († 1147).

Пре­по­доб­ный Ни­ко­ла Свя­то­ша и свя­той Игорь Оль­го­вич пред­став­ля­ют два раз­лич­ных пу­ти хри­сти­ан­ской свя­то­сти в Древ­ней Ру­си. Пре­по­доб­ный Ни­ко­ла, от­рек­ший­ся от ми­ра и кня­же­ских обя­зан­но­стей, стал про­стым ино­ком и мир­но по­чил, про­ве­дя по­чти со­рок лет в мо­на­сты­ре. Свя­той Игорь, во­лей Бо­жи­ей всту­пив­ший в борь­бу за Ки­ев­ское кня­же­ние, му­че­ни­че­ским по­дви­гом дол­жен был ис­ку­пить на­след­ствен­ный грех кня­же­ских усо­биц.

В 1138 го­ду ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским стал стар­ший брат Иго­ря Все­во­лод Оль­го­вич (пра­дед свя­то­го Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го). Хо­тя его кня­же­ние дли­лось все­го несколь­ко лет и бы­ло на­пол­не­но непре­рыв­ны­ми вой­на­ми, князь счи­тал Ки­ев сво­им на­след­ствен­ным кня­же­ством и ре­шил пе­ре­дать его в на­след­ство сво­е­му бра­ту Иго­рю. Он ссы­лал­ся при этом на при­мер Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и го­во­рил, как бы на­роч­но под­за­до­ри­вая Мо­но­ма­ши­чей: “Вла­ди­мир по­са­дил Мсти­сла­ва, сво­е­го сы­на, по­сле се­бя в Ки­е­ве, а Мсти­слав – бра­та сво­е­го Яро­пол­ка. А вот я го­во­рю: ес­ли ме­ня Бог возь­мет, то я по­сле се­бя даю Ки­ев бра­ту мо­е­му Иго­рю”. Но Бог гор­дым про­ти­вит­ся. Гор­де­ли­вые сло­ва Все­во­ло­да, ко­то­ро­го и так не лю­би­ли ки­ев­ляне, ста­ли пред­ло­гом для воз­буж­де­ния нена­ви­сти про­тив его бра­та Иго­ря и всех Оль­го­ви­чей. “Не хо­тим быть в на­след­стве”, – ре­ши­ло ки­ев­ское ве­че. Зло­ба и гор­ды­ня кня­зя вы­зва­ли от­вет­ную зло­бу и гор­ды­ню ки­ев­лян: свя­той Игорь, про­тив во­ли во­вле­чен­ный в са­мый центр со­бы­тий, стал невин­ной жерт­вой на­рас­тав­шей нена­ви­сти.

Гроз­ные со­бы­тия раз­во­ра­чи­ва­лись стре­ми­тель­но. 1 ав­гу­ста 1146 го­да умер князь Все­во­лод, и ки­ев­ляне це­ло­ва­ли крест Иго­рю как но­во­му кня­зю, а Игорь це­ло­вал крест Ки­е­ву – спра­вед­ли­во пра­вить на­ро­дом и за­щи­щать его. Но, пре­сту­пив крест­ное це­ло­ва­ние, ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли Мсти­сла­ви­чей с вой­ском. Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Еще раз на­ру­шив крест­ное це­ло­ва­ние, ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб. Это бы­ло 13 ав­гу­ста, все его кня­же­ние про­дол­жа­лось две неде­ли.

В “по­ру­бе” (это был хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей; чтобы осво­бо­дить из него че­ло­ве­ка, на­до бы­ло “вы­ру­бить” его от­ту­да) мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­ма­ли, что он умрет. В этих усло­ви­ях про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли “вы­ру­бить” его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Бо­жи­ей по­мо­щью князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве.

Борь­ба за Ки­ев про­дол­жа­лась. Воз­буж­да­е­мая гор­ды­ней и ослеп­лен­ная нена­ви­стью, ни од­на из сто­рон не хо­те­ла усту­пать. Же­лая ото­мстить ро­ду Оль­го­ви­чей, а за­од­но и всем кня­зьям, ки­ев­ское ве­че год спу­стя, в 1147 го­ду, по­ста­но­ви­ло рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком.

Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить их. Пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предот­вра­тить это бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие, спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми под­верг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чен­ной тол­пы.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Свя­той ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. В во­ро­тах мо­на­сты­ря тол­пу оста­но­вил князь Вла­ди­мир. И ска­зал ему Игорь: “Ох, бра­те, ку­да ты?” Вла­ди­мир же со­ско­чил с ко­ня, же­лая по­мочь ему, и по­крыл его корз­ном (кня­же­ским пла­щом) и го­во­рил ки­ев­ля­нам: “Не уби­вай­те, бра­тья”. И вел Вла­ди­мир Иго­ря до дво­ра ма­те­ри сво­ей, и ста­ли бить Вла­ди­ми­ра”. Так по­вест­ву­ет ле­то­пись. Вла­ди­мир успел втолк­нуть Иго­ря во двор и за­тво­рить во­ро­та. Но лю­ди вы­ло­ми­ли во­ро­та и, уви­дев Иго­ря “на се­нях” (кры­тая га­ле­рея вто­ро­го эта­жа в древ­нем ки­ев­ском те­ре­ме), раз­би­ли се­ни, ста­щи­ли свя­то­го му­че­ни­ка и уби­ли на ниж­них сту­пе­нях лест­ни­цы. Оже­сто­че­ние тол­пы бы­ло столь ве­ли­ко, что мерт­вое те­ло стра­даль­ца под­верг­ли из­би­е­нию и по­ру­га­нию, его во­ло­чи­ли ве­рев­кой за но­ги до Де­ся­тин­ной церк­ви, бро­си­ли там на те­ле­гу, от­вез­ли и “по­верг­ли на тор­гу”.

Так свя­той му­че­ник пре­дал Гос­по­ду дух свой, “и со­влек­ся ри­зы тлен­на­го че­ло­ве­ка, и в нетлен­ную и мно­го­стра­даль­ную ри­зу Хри­ста об­лек­ся”. Ко­гда ве­че­ром то­го же дня те­ло бла­жен­но­го Иго­ря бы­ло пе­ре­не­се­но в цер­ковь свя­то­го Ми­ха­и­ла, “Бог явил над ним зна­ме­ние ве­ли­ко, за­жглись све­чи все над ним в церк­ви той”. На дру­гое утро свя­той стра­да­лец был по­гре­бен в мо­на­сты­ре свя­то­го Си­мео­на на окра­ине Ки­е­ва.

В 1150 го­ду князь Чер­ни­гов­ский Свя­то­слав Оль­го­вич пе­ре­нес мо­щи сво­е­го бра­та, свя­то­го Иго­ря, в Чер­ни­гов и по­ло­жил в Спас­ском со­бо­ре.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Иго­рев­ская, пред ко­то­рой мо­лил­ся му­че­ник пред уби­е­ни­ем, на­хо­ди­лась в Ве­ли­кой Успен­ской церк­ви Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры (празд­но­ва­ние ей 5 июня).

Иное жизнеописание благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского

Ве­ли­кий князь Ки­ев­ский Игорь Оль­го­вич, в Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, в 1146 го­ду был раз­гром­лен и взят в плен кня­зем Изя­с­ла­вом и за­то­чен в од­ном из мо­на­сты­рей Пе­ре­я­с­лав­ля Рус­ско­го или Юж­но­го (ныне Пе­ре­я­с­лав-Хмель­ниц­кий). Вда­ли от су­е­ты ми­ра се­го, тя­же­ло боль­ной, он стал рас­ка­и­вать­ся в сво­их гре­хах и про­сил раз­ре­шить ему по­стричь­ся в мо­на­хи. 5 ян­ва­ря 1147 г. епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский Ев­фи­мий по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Гав­ри­ил. Вско­ре он вы­здо­ро­вел и был пе­ре­ве­ден в Ки­ев­ский Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь, где при­нял схи­му с име­нем Иг­на­тий и все­це­ло пре­дал­ся ино­че­ским по­дви­гам.

Но дух бра­то­убий­ствен­ной нена­ви­сти бу­ше­вал над Ки­е­вом. Чер­ни­гов­ские кня­зья, дво­ю­род­ные бра­тья Иго­ря, за­мыс­ли­ли за­ма­нить Изя­с­ла­ва Ки­ев­ско­го в сов­мест­ный по­ход – с тем, чтобы за­хва­тить его или убить. За­го­вор от­крыл­ся, ко­гда князь был уже на пу­ти к Чер­ни­го­ву. Воз­му­щен­ные ки­ев­ляне, узнав о ко­вар­стве чер­ни­гов­цев, об­ру­ши­ли месть на ни в чем непо­вин­но­го кня­зя-схим­ни­ка. 19 сен­тяб­ря 1147 г. свя­той Игорь был звер­ски убит.

Гос­подь про­сла­вил стра­даль­ца чу­де­са­ми. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча игу­мен Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря Ана­ния со­вер­шил по­гре­бе­ние стра­сто­терп­ца в хра­ме ки­ев­ско­го Си­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря. 5 июня 1150 г., ко­гда ки­ев­ский стол был за­нят Юри­ем Дол­го­ру­ким, его со­юз­ник, князь Чер­ни­гов­ский Свя­то­слав Оль­го­вич, род­ной брат уби­ен­но­го Иго­ря, тор­же­ствен­но пе­ре­нес свя­тые мо­щи кня­зя Иго­ря на ро­ди­ну, в Чер­ни­гов, где они бы­ли по­ло­же­ны в ра­ку “с те­ре­мом” в ка­фед­раль­ном Спас­ском со­бо­ре. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­то­го.

Рекомендуем

С помощью кнопки выберите банковскую карту или Яндекс.Деньги.

©2004-2017 — При использовании материалов ссылка обязательна.

Оценка 4.4 проголосовавших: 161
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here