Молитва святая иулиания лазаревская

Религиозное чтение: молитва святая иулиания лазаревская в помощь нашим читателям.

Молитва святая иулиания лазаревская

Иулиании Лазаревской, Муромской

Утешение наше и похвало, Иулиание, голубице Богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо ти молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская

День памяти: 2 января (15 января н.с.)

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном Дружиной Осорьиным (в крещении Каллистратом). Повесть об Иулиании Лазаревской соединяет в себе черты традиционного жития и светской биографии. Искреннее сыновнее чувство любви и реальные жизненные впечатления помогли Дружине Осорьину создать живой и притягательный, психологически достоверный женский образ.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Ее отец служил ключником при дворе царя Иоанна Васильевича. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны Анастасия Лукина, урожденная Дубенская, взяла девочку к себе в пределы города Мурома. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери Наталье Араповой, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту. Праведная Иулиания почитала свою тетку, была всегда ей послушна и смирялась перед двоюродными сестрами.

С отроческих лет Иулиания пользовалась любой возможностью помочь ближним. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье. «О, безумная – говорили они – для чего ты в такой молодости изнуряешь свое тело и губишь девическую красоту?» Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами она шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по округе. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана за него замуж. Как пишет сын ее: «Венчаны они были священником по имени Потапий, служащим в церкви праведного Лазаря, друга Божия, в селении мужа ее. Священник тот поучал их страху Божию по правилам святых Апостолов и святых отцов о том, как жить мужьям с женами своими вкупе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о прочих добродетелях. Иулиания же, внимая со всем прилежанием, слушала божественные поучения и наставления и, как почва благая, всеянное в нее с прибытком возрастила. Не только слушала поучения, но и делом все исполняла усердно». Самой жизнью своей Иулиания ежедневно стала исполнять наставления Священного Писания женам: «чтобы. любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит., 2, 1, 4-5).

Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, спать ложилась последней. Находясь в гуще мирской жизни (ведь муж ее имел богатые имения и множество холопов), ежечасные заботы об обширном хозяйстве, она выносила и родила 13 детей и сумела осуществить идеал женщины-христианки, о котором писал св. апостол Петр – это «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет., 3, 4).

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. И мужа своего приучила к частой и теплой молитве. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих. Как пишет сын ее: «И совершилось над ней премудрого Соломона слово: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка».

Имея множество слуг и дворни, Иулиания не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, называла слуг полными христианскими именами, никогда не доносила мужу об их проступках, предпочитая брать вину на себя, чтобы сохранить мир в доме.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не испугалась, лишь призывала на помощь Господа Бога, Пресвятую Богородицу и св. Николая Чудотворца. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить – было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла больных в бане, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека.

Была Иулиания неграмотной, но, как пишет сын ее: «Любила Божественных книг чтения послушать и если какое слово слышала, то истолковывала все непонятные слова, как премудрый философ или книжник».

Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости, приняв перед кончиной монашеский постриг, как было принято в те времена. Мужа Иулиании не было в то время дома: он оставался более трех лет на царской службе в Астрахани. Блаженная Иулиания честно погребла Василия и Евдокию Осорьиных, раздала за упокой их душ щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течение 40 дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам.

Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, один сын погиб на царской службе, другой был случайно убит на охоте. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти младенцев: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух взрослых сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Он привел ей слова блаженного Косьмы Пресвитера: «Не спасут нас ризы черные, если живем не по-монашески, и не погубят ризы белые, если творим Богу угодное».

Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, а под ребра – тяжелые ключи, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По прошествии 10 лет умер муж Иулиании. Утешая детей своих, она говорила: «Не скорбите, чада мои, сия смерть отца вашего нам, грешным, для вразумления и наказания, дабы то видя, каждый за себя боялся». И много поучала детей своих по Божественному Писанию. И так погребла мужа своего с псалмами и песнями божественными, и многую милостыню сотворила нищим, и сорокоустами по монастырям и многим церквам почтила, не жалея о расточении тленного имущества. Сама же все ночи без сна пребывала, моля Бога о муже своем, отпущение грехов даровать ему, помня, что сказано в Писании: «Добрая жена и по смерти мужа своего спасает».

«И так приложив пост к посту, и молитву к молитве, и ко слезам слезы, милостыню еще более и многократно оказывала, так что часто ни одного сребреника не оставалось в дому ее. Когда же наступала зима, то у детей своих занимала сребреники, якобы для приготовления зимней одежды, но и эти деньги нищим раздавала, а сама без теплой одежды зимой ходила. Сапоги же на босые ноги обувала и под ноги себе ореховую скорлупу и черепки острые вместо стелек подкладывала, и так тело свое порабощала.

Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И потому Иулиания одно время не ходила в церковь, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря – брата святых жен Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой».

Священник в сильном страхе прибежал к Иулиании, пал к ее ногам и рассказал при всех о бывшем ему явлении. Блаженная сильно опечалилась и сказала священнику: «Ты впал в соблазн, когда так говоришь. Как я, грешница пред Господом, могу быть достойной такой похвалы?» И взяла с него клятву и со всех, при ком он сказал, не разглашать о видении ни при жизни ее, ни по смерти. Сама же отправилась в храм, отслужила молебен пред иконой Богоматери, облобызала ее и слезно молилась пред Заступницей Усердной.

Она стала еще более строгой к себе; постоянно при любом деле творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, – повествует ее сын, – Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти – Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 – 1603), в царствование Бориса Годунова. Все лето шли дожди, а в августе наступили зимние холода. Хлеба не уродилось вовсе. Так продолжалось три года. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища. не отпустила с пустыми руками». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке, хочется тут вспомнить, что крепостное право отменили в России два с половиной столетия спустя – в 1861 г.). Некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая терпеть голод вместе с ней. Она вынуждена была переселиться в Нижегородские пределы, в село Вочнево, где оставалась еще хоть какая-нибудь пища. Но вскоре голод пришел и туда.

Уповая на Бога, Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. – A мы вот что скажем, – говорили нищие, – много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы. Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь!» А не разумели, что молитвою хлеб ее был сладок».

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалилась, не смутилась, не пороптала и не согрешила устами своими в безумии на Бога и не изнемогла в нищете своей, но паче первых лет весела была», – пишет ее сын.

В декабре 1603 года Иулиания разболелась, но лежа днем, ночью неизменно вставала на молитву. 2 января, на рассвете, милостивая Иулиания призвала своего духовного отца священника Афанасия, причастилась Святых Животворящих Таин, села на своем одре, призвала к себе детей, слуг и сельчан. Она много поучала стоявших около нее о любви, и о молитве, и о милостыни и о прочих добродетелях. И так прибавляла: «Еще в юности я сильно желала великого ангельского образа, но не сподобилась, ибо недостойна была, грешница и убогая. Но слава праведному суду Божию!»

Она приказала заготовить на свое погребение кадило и положить в него ладан, простилась с детьми, прислугой и знакомыми, выпрямилась на постели, перекрестилась трижды, обвила четки вокруг руки своей и произнесла последние слова: «Слава Богу за все! В руце Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь». И предала душу свою в руце Божии, Его же с младенчества возлюбила. При кончине ее все видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется».

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромские пределы и положить в церкви святого праведного Лазаря возле мужа. Позднее над ее могилой ее дети и родные воздвигли теплую церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Когда 8 августа 1614 года умер сын блаженной Георгий и в усыпальнице Осорьиных, под церковью, стали готовить место для его погребения, нашли гроб милостивой Иулиании и так были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезней – особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы говорили, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания Милостивая была причислена к лику святых. Так пишет об этом сын ее: «Сия блаженная Иулиания с мужем жила и чад имела, и слугами владела, а Богу угодила, и Бог прославил ее и причислил к прежним святым».

Подвиг святой Иулиании свидетельствует о том, как глубоко Евангелие вошло в душу и преобразило жизнь человека Древней Руси. В своей жизни Иулиания Милостивая соединила путь святых праведных жен – Марфы и Марии, сестер праведного Лазаря. Праведные Марфа и Мария олицетворяют собой два пути христианского спасения: Марфа – это путь деятельного служения Богу и ближним, Мария – это путь созерцательной, молитвенной жизни. Святая Иулиания Лазаревская соединила в своей жизни два эти пути – и она живой пример для современных женщин-христианок, большинство из которых живут и стремятся к спасению в миру.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году и разрушен. Рака с мощами была перенесена в Муромский краеведческий музей и стояла рядом с мощами святых князей Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей православной Церкви. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в Николо-Набережном храме города Мурома (храм построен в камне в начале 18 века на месте деревянного храма). Деревянный Никольский храм в 16 в. имел два придела – в честь вмч. Феодора Стратилата и свв. безмездных врачей Косьмы и Дамиана. Храм стоит на реке Оке, и от храма открывается удивительной красоты вид. У подножия храма бьет родник, вода которого считается целебной.

Духовно-просветительский центр

Свт. Иннокентий Московский

Церковно-приходская школа

Семейный клуб

Благотворительное общество

Офицерское братство

Ольгинское общество

Методический кабинет

Библиотека

Санкт-Петербургская Епархиальная Комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства приглашает на открытое заседание!

Тема встречи “Супружество и материнство НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ: любовь, семья, личность и время”.

Каждое воскресенье, после поздней Литургии гостеприимно распахиваются двери нашей школьной библиотеки, где любой читатель – маленький и взрослый, подросток и родитель, сможет выбрать нужную и интересную книгу.

Началась подготовка к III Рождественскому фестивалю.

194291 Санкт-Петербург, пр. Культуры, д.4 к.3.

Житие святой праведной Иулиании Лазаревской

Единственное сохранившееся подробное жизнеописание святой Иулиании было написано ее сыном, Дружиной (Каллистратом) Юрьевичем Осорьиным. Ему также приписывается составленная в ХVII веке служба святой. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вместе со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместе со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

Иулиания родилась в 30-е годы XVI века в семье благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через шесть лет умерла и она, завещав своей дочери, уже имевшей девять детей, взять на воспитание двенадцатилетнюю сироту.

Иулиания избегала детских игр и забав, имела во всем прилежание и смирение, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки тетки, сестер и слуг. Родственники были недовольны, потому что боялись за ее здоровье и красоту. Ее, к примеру, принуждали рано есть и пить. «Она же не вдавалась их воли, но все с благодарением принимала и с молчанием отходила, имея послушание ко всякому человеку». Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Она пользовалась любой возможностью помочь другим. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Иулиания рано познала страх Божий. Церковь от их деревни была в двух днях пути, и в молодости ей не приходилось бывать в церкви и слышать слова Божия. Также у нее не было учителя ко спасению, но она была «смыслом Господним наставляема нраву добродетельну».

Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за Георгия Осорьина, владельца села Лазаревское, что неподалеку от Мурома. Свекор и свекровь, увидев, что невестка разумна и исполнена добротою, поручили ей ведение хозяйства. Она имела к родителям мужа послушание со смирением, ни в чем их не ослушивалась и не противоречила, но почитала их и все делала безотказно, так что все дивились о ней. Она могла дать ответ на всякий вопрос, и все удивлялись ее уму.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждый вечер она вставала на молитву, делая по сто и более поклонов, а рано утром творила такую же молитву с мужем. Когда же муж по царской службе уезжал на два или три года в Астрахань, то она пребывала в молитве все ночи без сна. Всякую свободную минуту и многие ночные часы она занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Свою работу Иулиания продавала, на деньги нищим и «на церковное строение». Благодеяния она совершала тайно по ночам.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, а в случае их проступков никогда не доносила мужу, предпочитая брать вину на себя, возлагая всю надежду на Бога и Пресвятую Богородицу и призывая на помощь великого чудотворца Николая.

Однажды во время ночной молитвы бесы напустили на Иулианию великий страх и ужас, она, будучи еще молодой и неискусной, испугалась, легла на постель и уснула. Во сне к ней явилось множество бесов с оружием, которые угрожали ее убить и говорили, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но по молитве Богу, и Пресвятой Богородице Иулиании явился святой Николай и разогнал бесов со словами: «Дочь моя, мужайся и крепись, и не бойся бесовского прещения! Ибо Христос мне повелел соблюдать тебя от бесов и злых человек!»

Когда в 1570 году наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обыкновению, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. Когда свекровь удивилась такому аппетиту невестки, Иулиания сказала ей, что после рождения детей ей очень хочется есть не только днем, но и ночью. Она давала деньги на погребение умерших, а сама молилась об отпущении их грехов.

На другой год к голоду присоединилась эпидемия чумы, люди запирались в домах и не пускали туда больных, боясь даже прикоснуться к их вещам, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, заказывала сорокоусты об упокоении каждого человека.

Также, когда ее свекор и свекровь умерли в глубокой старости, приняв перед кончиной постриг, она погребла их с честью, раздавая богатую милостыню и со многими сорокоустами. Ее муж был в то время в Астрахани, и она все время его отсутствия творила память умершим.

Иулиания прожила с мужем в добродетели и чистоте много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и две дочери умерли в младенчестве, один сын был убит дворовым человеком, а другой погиб на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Муж отказал, но согласился, чтобы им не иметь супружеских отношений, а жить как брат с сестрой. Теперь, постелив мужу как обычно, она ложилась на печи, на острые края дров и, поспав недолго, пока не уснут все домашние, вставала на молитву на всю ночь, до рассвета, потом шла в церковь к утрене и литургии, а днем занималась хозяйством и рукоделием. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением. Она заботилась о вдовах и сиротах и помогала бедным.

Так она прожила с мужем десять лет. После его смерти и погребения с молитвами, сорокоустами и богатой милостыней Иулиания окончательно отвергла все мирское и стала заботиться только о своей душе, мысля только, как угодить Богу, и ревнуя прежним святым женам. Она раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Деньги, которые она брала у детей себе на одежду, она все тратила на милостыню, так что зимой ходила в сапогах на босу ногу.

В одну зиму, настолько студеную, что земля трескалась от мороза, Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, молясь Богу дома. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря, брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет, и на ней почивает Дух Святой». Священник в великом ужасе тотчас же пришел к ней и, упав ей в ноги и прося прощения, рассказал ей про видение. Она же сказала ему, что он соблазнился, а сама пошла в церковь и, совершив молебен, целовала икону Богородицы.

Все сильнее становились нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды Иулиания, стоя на молитве в маленькой комнате, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить». Угроза беса отчасти исполнилась: Иулиании действительно пришлось страдать от голода, в страшные годы (1601–1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо. Но любящее и сострадательное сердце святой не могло оставить умирающих от голода без помощи.

Со своих полей Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Однако она не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме «на жито». Жила в нищете, но «ни едина нища… не отпусти тща». В те годы она переселилась в другую деревню в Нижегородских пределах, где не было церкви. Иулиания, одержимая старостью и нищетою, имела оттого немалую печаль. Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов, но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых с молитвой пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих.

«Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду.

— А мы вот что скажем, — говорили нищие, — много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы… Тогда соседи помещики начали подсылать к Иулиании за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь!»

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив, все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — пишет ее сын.

26 декабря 1603 года Иулиания заболела. Днем она лежала, молясь, а по ночам по-прежнему вставала на молитву. Перед кончиной Иулиания причастилась Св. Тайн, затем призвала своих детей и домашних и поучала о любви, о молитве, о милостыне и о прочих добродетелях. Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется».

Святая праведная Иулиания Лазаревская скончалась 2 января 1604 года.

Тело Иулиании было отвезено в муромскую землю и положено в церкви святого праведного Лазаря рядом с могилой ее мужа. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезней — особенно больные дети. Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу Свою. После этого и многих других чудес праведная Иулиания стала почитаться как святая.

Главные добродетели Иулиании — это трудолюбие и сострадание, готовность к помощи. Суть подвижничества святой заключается в «любви нелицемерной» к ближнему, которую она проповедовала и «делом исполняла» всю жизнь. Ее жизнь научает нас, что и в миру, в семье, среди забот о детях, муже и домочадцах можно угодить Богу не меньше тех, кто покидает мир для монастырской келий: нужно только жить по требованиям христианской любви и евангельской правды.

Единственное сохранившееся подробное жизнеописание святой Иулиании было написано ее сыном, Дружиной (Каллистратом) Юрьевичем Осорьиным. Ему также приписывается составленная в ХVII веке служба святой. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вместе со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместе со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

Мощи святой Иулиании хранились в храме в селе Лазаревском (в четырех верстах от Мурома). После его закрытия в 1930 году рака с мощами была перенесена в Муромский краеведческий музей, где стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских.

Сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в Михаило-Архангельском храме села Лазарево Владимирской области. До последнего времени сохранялся обычай матерям приносить и приводить к мощам св. праведной Иулиании больных детей.

Память святой праведной Иулиании совершается в день ее преставления 2/15 января.

села Лазарево Владимирской епархии

Русской Православной Церкви

ул. Советская, д. 7а, с. Лазарево, Муромский р-он, Владимирская обл.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here