Молитва умирающему мусульманину

Религиозное чтение: молитва умирающему мусульманину в помощь нашим читателям.

Обряды, совершаемые над умирающим мусульманином

«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах”, войдёт в Рай».

Человеку, находящемуся при смерти, необходимо, как мы уже отмечали, иметь завещание, если есть что завещать, и в сердце всегда иметь хорошее мнение о Всевышнем Аллахе, надеяться, что Он простит вам грехи. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал об этом:

لا يموت احدكم الا وهو يحسن الظنّ بالله

«Пусть никто из вас не умирает, кроме как имея надежду на прощение Аллаха». Передал хадис Абу Давуд.

Человеку следует объединить в своём сердце два чувства – страх и надежду. Мусульманин, каким бы праведным он себя ни считал, должен бояться наказания Всевышнего за совершённые им в своей жизни грехи. Вместе с тем он должен надеяться на Милость Аллаха, на Его Прощение.

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришёл к юноше, находящемуся при смерти, и спросил у него: «Каково твоё состояние?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Всевышнего и очень боюсь своих грехов». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Божьего, находящегося в подобном положении (т. е. при смерти), надежда и страх, Господь даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится». Приводят хадис ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.

Для того, кто болеет предсмертной болезнью, желательно (сунна) произносить следующую мольбу:

اللهم أعني علي غمرات الموت وسكرات الموت اللهم اغفرلي وارحمني وألحقني بالرفيق الاعلي

«О мой Аллах! Помоги мне перенести предсмертную агонию и муки. О мой Аллах! Прости мне грехи, смилуйся надо мной и присоедини, возьми меня к Наивысшему Другу».

Также сунной является вспомнить о том, что эти мгновения являются последними в его жизни, провести их достойно, в благом, усердствовать в совершении намазов и отдалиться от всего нечистого (наджаса). Во всём этом необходимо проявлять старание по мере своих возможностей и нужно остерегаться пренебрежительного отношения к этим делам, потому что самым мерзким и недостойным деянием является пренебрежение предписаниями Всевышнего Аллаха в последние моменты своей жизни.

Также мусульманину желательно завещать членам своей семьи проявлять терпение при его болезни и покидании бренного мира. Особенно необходимо наставить их на то, чтобы после его смерти они не причитали, оплакивая его, не совершали вокруг тела умершего не соответствующие Шариату обряды и обычаи, которых придерживаются некоторые люди.

Деяния, которые совершаются при покидании больным этого мира

Когда у больного выявляются предсмертные признаки, то желательно не навязчиво, а вежливо и мягко наставить его на покаяние. Не следует даже вести с ним отдельный разговор об этом, а нужно в самом процессе разговора, в подходящем месте и случае напомнить о покаянии намёками и т. д. Сунной также является напомнить ему о завещании, улучшить его мнение о Всевышнем, говоря ему о безграничности милости и прощения Аллаха и рассказывая хадисы, в которых повествуется об этом.

Нужно упомянуть ему о его же благих деяниях, которые будут способствовать избавлению его от потери надежды на Всевышнего, сказать ему, что он тоже один из мусульман, который совершает намаз, соблюдает пост, что Всевышний Аллах любит прощать Своих рабов, и таким образом делать ему больше увещеваний и наставлений. Следует напомнить ему и о том, чтобы он прочитал мольбу для себя, умастить его благовониями и держать его в подобающей чистоте. Нужно также наставить на то, чтобы он чаще читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, рассказывал о праведных людях.

В частности, необходимо усердствовать в чтении суры «Аль-Ихлас». В сочинении аль-Куртуби «Ат-Тазкира» приведён хадис, где говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто три раза прочтёт суру «Аль-Ихлас» во время своей предсмертной болезни, тот будет избавлен от мук наказания в могиле. В Судный день ангелы на своих руках доставят его, проведя через мост Сират, в Рай».

Также о том говорится в книге «Аль-Фаваид»: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Если кто три раза произнесёт слова суры “Аль-Ихлас” во время предсмертной болезни, то умрёт шахидом”». Учёные полагают, что все те, кто умер смертью шахидов, избегнут в могилах вопросов Мункара и Накира, даже если после чтения этой суры не сразу наступила смерть и болезнь ещё долго продолжалась. (См. с. 151 книги «Хазина аль-асрар».)

Также необходимо наставить родственников больного, чтобы они проявляли к нему милосердие, проявляя терпение и не совершая недостойные деяния.

Известно, что когда верующий человек находится при смерти, к нему подходит ангел милости. Поэтому из комнаты больного выводят женщин с открытыми частями тела (кроме кистей рук и лица) и курильщика, поскольку ангел не может присутствовать там, где женщина не одета по Шариату и где присутствует запах табака. От мерзкого запаха курильщика, кроме людей, страдают и ангелы, находящиеся рядом с людьми. Если же к больному не подходит ангел милости, то к нему может подойти шайтан и есть опасность, что этот человек умрёт в неверии, вследствие чего он попадает в Ад.

Кого же выводить из помещения больного, если умирающий сам является курильщиком? На эти аспекты также необходимо обратить особое внимание.

Деяния, которые рекомендуется совершать при отделении души больного от тела

Прежде всего, когда у больного, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок, начинается предсмертная агония, следует его уложить на правый бок так, чтобы грудью (лицом) он был обращён в сторону Киблы, подложив под голову небольшую подушку. Признаками, указывающими на то, что душа человека отделяется от тела, являются следующие: обе его ноги охватывают вялость, мягкость, искривляется, меняется форма носовой полости и обе щеки вваливаются, впадают.

Если тяжело уложить больного на правый бок, то следует положить его на левый бок, а если и это не удаётся, то можно уложить на спину, подставив под голову что-нибудь, чтобы голова была немного приподнята и направлена в сторону Киблы так же, как к ней бывают обращены и ступни обеих ног.

О напоминании умирающему формулы единобожия

Находясь рядом с умирающим, даже если он является не достигшим совершеннолетия, желательно, периодически повторяя «ля иляха илляллаху, Мухаммадун Расулюллахи» («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха»), так, чтобы он мог услышать, напомнить ему об этой формуле, дабы он также произнёс её за вами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Будьте рядом с умирающим, произносите перед ним «ля иляха илляллах» и поздравьте, сообщите ему радостную весть о Рае. Это такой момент, когда в растерянности оказывается каждый, даже самый кроткий человек, и сатана в это время больше всего приближается к человеку. Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, легче перенести тысячу ударов меча, чем увидеть ангела смерти. Клянусь Аллахом, владеющим моей душой, не отделяется душа человека, пока не испытают боли все органы его тела один за другим». Этот хадис передал Абу Нуайм.

В другом хадисе, переданном Ибн Хиббаном, сказано: «Внушайте умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илляллах” («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха»), ибо тот, чьи последние слова были «ля иляха илляллах», рано или поздно войдёт в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше».

Сунна, чтобы человек, напоминающий умирающему формулу единобожия, не был ни его прямым наследником, ни враждующим с ним и ни завидующим ему в чём-то. Это потому, чтобы умирающий не подумал, что они желают ему скорейшей смерти. В случае же если рядом с ним находятся лишь названные категории людей, то предпочтение для напоминания умирающему формулы единобожия отдаётся наследникам, и среди них приоритетность отдаётся самому милосердно относящемуся к умирающему. Если же среди них нет наследника, то тогда из враждующего и завистника выбирают завистника, чтобы он напомнил ему формулу единобожия. Потому что вред от завистника меньше, чем от врага. Так говорит аш-Шабрамулси.

Напоминая ему это выражение, следует вести себя смиренно, милосердно и спокойно. Не следует велеть умирающему произнести шахаду и не нужно настаивать на этом, ибо есть опасность, что вследствие тягот и трудностей с произнесением этой формулы она может ему надоесть и он станет ненавидеть её.

В книге «Бушра аль-карим» сказано: «Рядом с умирающим один раз следует говорить выражение “ля иляха илляллах”, дабы напомнить ему об этом. Если тогда он не произнесёт его, то спустя некоторое время следует повторить его ещё раз. Если он произнесёт его, то больше не нужно повторять это выражение для него в случае, если он после этого выражения больше не разговаривал другими словами. Потому что цель заключается в том, чтобы его последними словами были “ля иляха илляллах”».

В достоверном хадисе, переданном Муазом ибн Джабалем, говорится:

ان من كان آخر كلامه لا اله الا الله دخل الجنة

«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах” («Нет божества, кроме Аллаха»), войдёт в Рай».

Это означает, что в Судный день он в числе первых войдёт в Рай. В этом изречении речь идёт о том, кто сохраняет свою веру до смерти и умирает, будучи мусульманином.

Разъяснение о необходимости напоить умирающего водой

Напоить умирающего водой является сунной (желательно давать по каплям священную воду Зам-зам), это облегчит его жажду, испытываемую им при постижении предсмертных трудностей. Помимо этого есть опасность, что сатана в этот момент может ввести его в заблуждение.

В хадисе говорится: «Сатана подходит к умирающему с приятной, сладкой водой и говорит ему: “Скажи, что, кроме меня, нет никого, которому следовало бы поклоняться, и я тебя напою этой водой”».

Даже если у умирающего не выявляются признаки жажды, всё равно желательно дать ему воду, а если же наблюдаются признаки того, что он нуждается в воде, хочет пить, тогда является обязательным напоить его. Так пишется в книге «Нихаят».

О чтении над умирающим сур «Ясин» и «Ар-Ра‘д» и о мудрости этого деяния

Возле умирающего читать суру «Ясин» вслух является сунной, так же как желательно читать подле него суру «Ар-Ра‘д», но не вслух, а про себя.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

اقرءوا يس علي موتاكم

«Читайте суру «Ясин» своим умершим». Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа и др.

Мудрость чтения суры «Ясин» заключается в напоминании умирающему о повествующемся в этой суре воскрешении в Судный день и его состояниях. А мудрость чтения суры «Ар-Ра‘д» кроется в облегчении отделения души умирающего от его тела. В хадисе говорится, что если рядом с умирающим прочтут обе указанные суры, то он покинет этот мир, утолив жажду, и в таком состоянии он войдёт и в могилу.

Какую же из этих сур необходимо прочесть первой? Некоторые учёные-богословы говорят, что вначале следует читать суру «Ясин», ибо хадисы Пророка (мир ему и благословение) относительно этой суры являются достоверными. Другие теологи утверждают, что лучше вначале прочесть суру «Ар-Ра‘д». В таком случае подобает взять во внимание состояние умирающего. Если он находится в таком состоянии, что осознаёт происходящее вокруг него, может вспомнить и поразмыслить о воскрешении в Судный день, то вначале следует прочесть суру «Ясин», а в противном случае – суру «Ар-Ра‘д». Так пишет аш-Шабрамулси.

Некоторые рядом с умирающим читают суру «Аль-Мульк» («Табарака»), а также следующую мольбу:

بسم الله وعلي ملة رسول الله الله يسر عليه امره وسهل عليه ما بعده واسعده بلقائك واجعل ما خرج اليه خيرا مما خرج عنه

«Во Имя Аллаха и следуя по пути Посланника Аллаха. О Аллах! Облегчи его состояние и сейчас, и после этого. Осчастливь его на том свете встречей с Тобою и сделай вечную жизнь, куда он отправился, лучшей для него, чем мирскую жизнь, которую он покинул».

Также в хадисе говорится, что к представителю общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), умирающему в состоянии омовения и чистоты, подходит архангел Джабраил (мир ему). Поэтому и больному, и умирающему следует по возможности стараться постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты. Не принято возле умирающего слишком громко разговаривать или плакать. Находящимся рядом с ним необходимо стараться говорить только о благом, и про него самого следует говорить лишь хорошее, читать чаще мольбу, ибо сказано, что и ангелы произносят «Амин!», когда мы обращаемся с мольбой к Всевышнему Господу. Сообщается от Умму Салямы, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если вы посещаете смертельно больного или умершего, то говорите только благое. Поистине, ангелы говорят «Амин!» после ваших слов». Хадис передал Муслим.

Молитва умирающему мусульманину

Молитва умирающему

Войдёт в Рай тот, последними словами которого станут слова: "Ля иляха илля-Ллаху" (Нет бога, кроме Аллаха). Говорится тому, кто умирает.

СЛОВА МОЛЬБЫ, ОБРАЩАЕМОЙ К АЛЛАХУ ТЕМ, КОГО ПОСТИГЛО КАКОЕ- НИБУДЬ НЕСЧАСТЬЕ.

"Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи'уна! Аллахумма-джур-ни фи мусы-бати ва ахлиф ли хайран мин-ха!"

Перевод: Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся! О Аллах, вознагради меня в несчастьи моём и дай мне взамен нечто лучшее!

СЛОВА МОЛЬБЫ, КОТОРУЮ ВОЗНОСЯТ ЗА ПОКОЙНОГО, ЗАКРЫВАЯ ЕМУ ГЛАЗА.

"Аллахумма-гфир (. ) (Назвать имя покойного, если его знаешь), ва-рфа' дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюфху фи 'акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-'алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи ва наввир ля-ху фи-хи!"

Перевод: O Аллах, прости такого-то, возвысь степень его среди получивших правильное руководство, замени его для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!

СЛОВА МОЛЬБЫ ЗА УМЕРШЕГО, ПРОИЗНОСИМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЗАУПОКОЙНОЙ МОЛИТВЫ.

(В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину):

"Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва 'афи-хи(ха), ва-'фу 'ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси' мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма'и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а'ыз-ху(ха) мин 'азаби-ль-кабри ва 'азаби-н-нари!"

Перевод: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его ( от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём ( то есть, сделай его удел в раю хорошим.), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

"Аллахумма-гфир ли-хайи-на, ва майити-на, ва шахиди-на, ва га'иби-на, ва сагыри-на, ва кябири-на, ва закяри-на ва унса-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи 'аля-ль-ислями, ва ман таваффайта-ху мин-на, фа таваффа-ху 'аля-ль-имани! Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху ва ля тудылля-на ба'да-ху!"

Перевод: O Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него (имеется в виду награда за проявление терпения после кончины этого человека) и не сбивай нас с пути после него.

"Аллахумма, (. ) (имя покойного) фи зиммати-кя ва хабли дживари-кя, фа-кы-хи мин фит- нати-ль-кабри ва 'азаби-н-нари, ва Анта ахлю-ль-вафа'и ва-ль-хаккы! Фа-гфир ля-ху ва-рхам-ху, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахиму"

Перевод: O Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня, ведь Ты способен исполнять обещания и проявлять справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!

"Аллахумма, 'абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун 'ан 'азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си'ан, фа таджаваз 'ан-ху!"

Перевод: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

МОЛЬБА ЗА УМЕРШЕГО РЕБЁНКА, ВОЗНОСИМАЯ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ЗАУПОКОЙНОЙ МОЛИТВЫ ЗА НЕГО.

"Аллахумма, – дж'аль-ху фаратан ва зухран ли-валидай-хи ва шафи'ан муджа-бан, Дллахумма, саккыль би-хи мавазина-хума, ва а'зым би-хи уджура-хума, ва аль-хык-ху би-салихи-ль-му'минина, ва-дж'аль-ху фи кяфаляти Ибрахима, ва кы-хи би-рахмати-кя 'азаба-ль-джахими, ва абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахли-хи! Аллахумма, – гфир ли-асляфи-на, ва афрати-на ва ман сабака-на би-ль-имани!"

Перевод: О Аллах, сделай так, чтобы он опередил в раю своих родителей и стал для них запасом и заступником, ходатайство которого будет принято, о Аллах, утяжели им весы их, и увеличь благодаря ему их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук ада и дай ему взамен его дома и его семьи дом лучший и семью лучшую! О Аллах, прости предков наших, и детей наших и тех, кто уверовал раньше нас!

"Аллахумма, – дж'аль-ху ля-на фаратан, ва саляфан ва аджран"

Перевод: О Аллах, сделай так, чтобы он опередил в раю своих родителей и стал нашим предшественником и стал наградой для нас!

СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛУЖАТ ВЫРАЖЕНИЕМ УТЕШЕНИЯ.

"Инна ли-Лляхи ма ахаза, ва ля-ху ма а'та ва куллю шаййин 'инда-ху би-аджалин мусамман. фа-ль-тасбир ва-ль-тахтасиб".

Перевод: Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и всему Он определил свой срок. так проявляй же терпение и безропотно переживай утрату в надежде на награду Аллаха. (Эти слова Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, велел передать одной из своих дочерей, когда у неё умер малолетний сын)

"А'зама-Ллаху аджра-кя, ва ахсана 'азаа-кя ва гафара ли-майити-кя!"

Перевод: Да сделает Аллах большой награду твою, и да пошлет тебе прекрасное утешение и да простит того, кто у тебя умер!

СЛОВА МОЛЬБЫ, ОБРАЩАЕМОЙ К АЛЛАХУ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ПОКОЙНОГО ОПУСКАЮТ В МОГИЛУ.

"Би-сми-Лляхи ва 'аля суннати расули-Лляхи".

Перевод: С именем Аллаха и сообразно сунне посланника Аллаха.

МОЛЬБА, ВОЗНОСИМАЯ ПОСЛЕ ПОГРЕБЕНИЯ ПОКОЙНОГО.

"Аллахумма, – гфир ля-ху, Алла-хумма, саббит-ху!"

Перевод: O Аллах, прости его, о Аллах, укрепи его!

Похороны согласно Сунне, как они описаны в книгах шафиитских учёных

45 003 Ноябрь 13, 2012

Проводите похороны согласно Сунне

Стены мечетей, обрезание и похоронный обряд – это всё, с чем у многих мусульман ассоциируется религия Аллаха. В публикациях на нашем сайте мы много раз повторяли: Ислам гораздо шире этих понятий! Сегодня мы хотим рассказать о том, что и в рамках похорон наши действия зачастую расходятся с тем, чего от нас требует Шариат. О том, как провести похороны согласно Сунне. И пусть каждый, кто откроет в этой статье для себя что-то новое, лишний раз спросит себя: почему я поступал именно так, а не по-другому? Почему не интересовался, что об этом говорят Сунна и труды учёных Ислама? Чем я руководствуюсь, когда совершаю что-то от имени Ислама?

Вниманию читателя предлагается описание процесса похорон согласно Шариату (по шафиитскому мазхабу), с момента, когда к человеку подступает смерть, до того, как его могила будет полностью засыпана землёй. А также некоторые выводы и параллели с тем, как похоронный процесс проходит у мусульман Дагестана.

Когда мусульманин находится при смерти

…его желательно положить на правый бок так, чтобы лицом он был обращён в сторону киблы. Если же это невозможно или трудно сделать, то умирающего надо положить на спину, немного приподнять голову и обратить лицо и ступни в сторону киблы. Желательно (сунна) напоминать умирающему о необходимости повторять слова шахады: «ля илягьа илляЛлагь». Однако делать это необходимо в мягкой форме, без проявления настойчивости, не говоря ему: «скажи…». В хадисе имама Муслима (№ 916, 917) передаётся: «Подсказывайте вашим умирающим [слова]: “ля илягьа илля Ллагь”». Желательно читать перед умирающим суру «Йа Син», как об этом передаётся в хадисе: «Читайте вашим умирающим “Йа Син”» (Абу Дауд, № 3121; Ибн Хиббан, № 720). Хадис является слабым, однако данное действие также передаётся от сподвижников.

Также желательно напоминать умирающему мусульманину о милости и прощении Всевышнего и внушать надежду на то, что Аллах простит ему все грехи за его веру и единобожие. В достоверном хадисе говорится: «Я [буду Таким], Каким Меня представлял Мой раб» (Аль-Бухари, № 6970; Муслим, № 2675).

Непосредственно после смерти

…желательно закрыть глаза покойного (имам Муслим, № 960), связать его челюсть повязкой, чтобы рот не остался открытым; размягчить все его суставы, положить что-нибудь тяжёлое на его живот, чтобы он не вздулся; затем снять с него всю одежду, положить на кровать или что-либо приподнятое от земли, повернуть в сторону киблы и накрыть всё тело лёгким покрывалом.

Обязанности мусульман по отношению к умершему

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением четырёх вещей: омыть его тело (гусль), обернуть его в саван (такфин), совершить за него заупокойную молитву и похоронить. Перечисленное является коллективной обязанностью (фард уль-кифая) мусульман населённого пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех мусульман населённого пункта.

Первым из четырёх перечисленных выше действий совершается полное омовение тела (гусль), минимальный уровень которого заключается в очищении тела от нечистот (наджаса) и последующем полном купании. Мужчину обязательно должен мыть мужчина, а женщину – женщина. Исключение составляют муж и жена друг для друга. Если же для купания мужчины нет никого, кроме посторонних женщин, или для купания женщины нет никого, кроме посторонних мужчин, то купание не совершается. Вместо него совершается таяммум (омовение пыльной землёй). В общем же совершение купания является обязательным для каждого умершего мусульманина и мусульманки, за исключением шахида – мусульманина, погибшего непосредственно в сражении за возвышение Слова Аллаха.

Минимальный уровень такфина, соответствующего Сунне, заключается в том, чтобы завернуть в саван всё тело умершего. Обязательным же является покрытие аврата. Желательно завернуть умершего мужчину тремя покрывалами белого цвета (другой цвет нежелателен), каждое из которых покрывает всё тело, как об этом передаётся в хадисе от Айши (имам аль-Бухари, № 1214; имам Муслим, №941). Женщину желательно завернуть в пять покрывал: одним завернуть тело ниже пупка, вторым – завернуть голову, третьим – часть тела выше пупка, оставшимися двумя – всё тело женщины. Об этом передаётся в хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел завернуть свою дочь Уммукульсум.

Если умерший мусульманин находился в состоянии ихрама (был паломником), его голову (если это женщина, – то лицо) необходимо оставить открытым (имам аль-Бухари, № 1208).

Если от выкидыша не было слышно крика и не исходило других признаков жизни, но срок беременности был четыре месяца и более, то его купают, заворачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойную молитву. Если же срок беременности был менее четырёх месяцев и у выкидыша не было черт лица, то его лишь заворачивают в ткань и хоронят.

Если же от выкидыша был слышен крик, он дрожал или проявлял другие признаки жизни, то за него совершается заупокойная молитва и всё, что было перечислено выше. В этом отношении не делается различий между выкидышем и взрослым человеком. Передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…»

…желательно выразить семье покойного (Ибн Маджа, №1601) в течение трёх дней после его смерти и нежелательно делать это по прошествии трёх дней, чтобы не напоминать родным об их горе. Если же человек отсутствовал эти три дня, то для него в этом нет нежелательности. Также нежелательно повторять соболезнование, а выражать его лучше после захоронения тела, кроме как если родственники покойного сильно подавлены горем. В таком случае лучше сделать это раньше, чтобы утешить их. (См. ан-Навави, «Равдату т-талибин», № 1/664.)

Соболезнование (та’зия) – это призыв к терпению, за которое полагается награда Аллаха, и дуа за мёртвого о прощении его грехов («Равдату т-талибин», № 1/664).

Сопровождение носилок до могилы

…является желательным для мужчин (имам аль-Бухари, № 1182), как и присутствие на похоронах до того, пока могила не будет полностью засыпана. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». Его спросили: «А что значит два кирата?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Две огромные горы [награды от Аллаха]».

Что касается женщин, то для них присутствие на похоронном процессе нежелательно, как это следует из хадисов, переданных имамом аль-Бухари (№ 1219), имамом Муслимом (№ 938) и Ибн Маджа (от Али).

Желательно нести носилки быстро, но аккуратно – так, чтобы покойный не мог выпасть. Также желательно, чтобы носилки были закрытыми и накрыты покрывалом. Особенно это касается покойницы-женщины.

Нежелательно разговаривать и тем более повышать голос во время сопровождения носилок с покойным (Абу Давуд, № 3171). Желательно идти впереди носилок недалеко от них, но можно идти и сзади, и по бокам. (См. Абу Давуд, № 3179, 3180.) Нет нежелательности в том, чтобы мусульманин сопровождал умершего родственника (соседа) немусульманина.

Заупокойная молитва (джаназа-намаз)

…не будет действительной без омывания тела покойного (гусля) и оборачивания в саван. Она состоит в следующем:

– Вся молитва совершается стоя: молящийся четыре раза поднимает руки (как он это делает в обычной молитве), стоя, произнося такбир (Аллагьу Акбар), первому из которых сопутствует намерение на совершение заупокойной молитвы за конкретного умершего мусульманина.

– После первого такбира молящийся складывает руки на груди, как в обычной молитве, и читает суру «Аль-Фатиха» (имам аль-Бухари, № 1270).

– После окончания чтения суры «Аль-Фатиха» молящийся совершает второй такбир, поднимая руки на уровень мочек ушей, после чего опять складывает руки на груди и читает благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в любой форме, известной из Сунны. Самый простой вариант: «Аллагьумма салли гIаля МухIаммад». (См. ан-Насаи, № 4/75.)

– Затем молящийся совершает третий такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за покойного. Это главная цель совершения заупокойной молитвы. Наиболее простой вариант такого дуа:

«Аллагьумма-рхIамгьу» («О Аллах, помилуй его») или: «Аллагьумма-гъфир лягьу» («О Аллах, прости его»). (См. имам Муслим, №963; ан-Насаи, № 4/75.)

— Затем молящийся совершает четвёртый такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за всех мусульман, например, так: «Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна багдаху ва-гфир ляна ва ляху» (передал Абу Давуд (№ 3201) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ).

– После этого молящийся совершает таслим: даёт салам направо и налево, как в обычной молитве: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах» («Мир вам и милость Аллаха»). (См. аль-Байхаки, № 4/43.)

Как уже было сказано, вся молитва совершается стоя, без поясных и земных поклонов.

Молиться за кяфира (неверующего), атеиста и др., даже если он кавказец, татарин, араб и т. п., недозволенно.

Минимальной глубиной могилы является глубина, при которой тело не смогут раскопать животные. Желательно, чтобы глубина могилы была в человеческий рост с вытянутыми руками, а ширина – 70–80 см. (См. Абу Давуд, № 3215, и ат-Тирмизи, № 1713.) Укладывая тело покойного в могилу, обязательно направлять его лицом в сторону киблы, более желательно уложить его на правый бок, укладывать же на левый бок является порицаемым (караха). Желательно также прижать щёку мёртвого к земле (имам Муслим, № 966). На мусульманских кладбищах иногда не соблюдают это предписание, в то время как согласно Шариату, если покойный не был повёрнут в сторону киблы, обязательно нужно вскрыть могилу и перезахоронить покойного, при условии что тело ещё не разложилось.

Желательно (если земля твёрдая), чтобы в стенке могилы, находящейся со стороны киблы, была вырыта ниша (выемка), в которую кладут тело, после чего выемку закладывают тонкими камнями или досками, так, чтобы на неё не осыпалась земля. Если же земля сыпучая, то тело кладут на дно могилы, в углубление, которое по краям поднимают кирпичами, а сверху, после того как положили тело, закрывают так же, как и нишу.

Желательно осторожно занести тело в могилу вперёд головой с той стороны, в которой будут ноги покойного (Абу Давуд, № 3211). Совершающему это действие желательно произнести: «Бисми-Ллягьи ва гIаля суннати расули-Ллягьи» (Абу Давуд, № 3213; ат-Тирмизи, № 1046).

В могилу желательно спускаться близким покойного, особенно когда хоронят женщину. После захоронения тела желательно (мустахаб) прочитать рядом с могилой молитвы-дуа талькин и тасбит, а также полить на могилу воду.

Ошибки и нововведения, связанные с похоронами

Всё, что противоречит правилам похорон, которые дошли до нас в Сунне, как, например, повышение голоса при сопровождении носилок с покойным, является нововведением (бид’а), которого следует остерегаться.

Нежелательно укреплять могилу материалами, при изготовлении которых использовался огонь, такими как гипс, цемент (раствор с его использованием) и другие (имам Муслим, № 970).

Запрещено возводить на могиле на общественном кладбище какие-либо постройки, что очень характерно для нашего времени. Такие постройки согласно шафиитскому мазхабу должны быть снесены, как на это указал имам ан-Навави в книгах «Равдату т-талибин» и «Маджму’».

Согласно Сунне могила не должна возвышаться больше, чем на пядь. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб сказал Абу Хайяджу аль-Асади: «Не направить ли тебя к тому, к чему побуждал меня Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Ты не должен оставить… ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не опустив её (до уровня земли)» (имам Муслим, № 969).

Тем более запрещены фотографии и изображения на надгробных камнях. Запрещены любые проявления недовольства волей Аллаха и чрезмерность в скорби по мёртвому. Как, например, когда люди бьют себя по груди, щекам, рвут на себе одежду, кричат, причитают и т. п. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, по ком громко причитают, подвергается из-за этого мучениям» (имам аль-Бухари); «Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи» (имам аль-Бухари, № 1232). Однако нет ничего плохого в естественном плаче при потере близких, который является проявлением мягкости сердца человека. Анас ибн Малик рассказывал: «Когда мы присутствовали на похоронах дочери Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сидел у края её могилы, и я видел, как из глаз его льются слёзы» (имам аль-Бухари).

Распространившимся среди людей нововведением является приготовление пищи семьёй покойного и собрание людей для её принятия. Это новшество явно противоречит Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), согласно которой близким или соседям самим надлежит приготовить еду для семьи покойного. Причём в таком количестве, чтобы её хватило хотя бы на сутки (см. «Равдату т-талибин», № 1/665).

После того как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнал о смерти Джафара ибн Абу Талиба, он сказал: «Приготовьте еду для семьи Джафара: к ним пришло то, что озаботило их» (ат-Тирмизи, № 998; Абу Давуд, № 3132, и другие). Тем более запрещено приготовление еды для различного рода плакальщиц и им подобных, при этом неважно, приходятся они родственниками (-цами) покойному или нет. Потому что это будет поддержкой греха и продлением запретных согласно Шариату действий (см. «Равдату т-талибин», № 1/665). Ещё более запретным является использование на приготовление пищи, раздачу милостыни и прочие необязательные согласно шариату действия наследства умершего, причитающегося несовершеннолетним (сиротам).

Чтение Корана в местах собрания людей для выражения соболезнования также является запретным новшеством («Фикху-ль-манхаджи», № 1/263). Отдельно имам ан-Навави порицает сборища людей, где Коран читается как попало, без соблюдения установленных Сунной правил, как это часто имеет место во время современных похоронных обрядов.

Имам ан-Навави говорит, что это является запрещённым нововведением и что в таких сборищах грех совершает каждый, кто слышит такое чтение, способен остановить это действо и не делает этого. Ан-Навави пишет, что лично прилагал усилия в запрете и остановке подобных действий, за что надеется получить награду Всевышнего Аллаха. (См. «Тибьян», фаслюн фи истихIбаби тахIсини ссавти би-ль-Кьур’ан.)

Также нежелательно устраивать «посиделки» для принятия и выражения соболезнований, как на это указал имам ан-Навави («Равдату т-талибин», № 1/663).

Кроме того, согласно шафиитскому мазхабу запрещено перевозить тело для захоронения из одного населённого пункта в другой (см. Мухаммад Зухейли, «МугIтамад», № 1/644), что распространено в наше время.

Всё, что вы прочитали выше, было написано с опорой на труды учёных шафиитского мазхаба.

Основными источниками данной статьи являются две книги:

1) «Равдату т-талибин» (имам ан-Навави),

2) «Фикху-ль-манхаджи гIаля мазхаби-ль-имами аш-Шафии» (Мустафа аль-Хан, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шарбаджи).

Эти учёные рассмотрели в своих книгах те нововведения, с которыми они столкнулись лично, о которых слышали или знали из книг прежних учёных. Однако каждый народ, как правило, вводит в религию свои новшества, и неудивительно, что учёные не порицают в своих книгах те нововведения, о которых они не слышали и которые появились спустя много лет после их смерти. Однако нет сомнения, что для любого здравомыслящего человека достаточно прочитанного выше и общего понимания определения нововведения в Шариате, чтобы отвергнуть запретные новшества, которые практикуются в процессе похорон.

Одно из таких новшеств – отмечание трёх, семи, сорока, пятидесяти двух дней со дня смерти человека. Удивительно, как прочно вжилось в жизнь мусульман это не имеющее ничего общего с Исламом нововведение, указания на которое нет ни в Коране, ни в Сунне, ни в книгах учёных. Оно не имеет никакой основы в Шариате и является таким же запретным, как те новшества, на запретность которых указал имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах). А с учётом того, что для многих людей Ислам стал ассоциироваться с похоронными обрядами, которые не имеют с религией Аллаха ничего общего, вред от подобных новшеств становится ещё больше.

Следует подчеркнуть, что Шариат не предписывает посещать могилы в течение определённого срока (3, 7, 40 дней) в строго определённое для этого время (утром и после обеда) с целью чтения определённых сур Корана и зикров, что является запрещённым нововведением.

В некоторых мусульманских регионах распространено чтение определённых сур Корана на четырёх углах могилы. Об этом ничего не сказано в Коране и Сунне, и этого нет в основных книгах шафиитского мазхаба, в которых подробнейшим образом разъяснён обряд похорон. О запретности этого действия, как нововведения, не имеющего никакой основы в Шариате, пишет Тайиб аль-Хараки (ад-Дагистани).

Хотелось бы также отметить, что нет никакой основы в Шариате для практикующегося у нас на похоронах резания животного в момент вынесения покойного и других подобных нововведений, которых нет в шариатских книгах.

То, что приведено в этой статье, является достаточным для проведения похорон согласно шариату, в которых не будет никакого ущемления прав покойного, хотя здесь и не написано обо всём, что желательно совершать на похоронах. Несовершение чего-либо желательного не является грехом или проявлением неуважения к покойному. И удивительно, что люди, которые в повседневной жизни и не думают соблюдать нормы Шариата, когда дело касается похорон, проявляют щепетильность в наиболее крайних формах при отстаивании желательных, а зачастую и явно запрещённых Шариатом действий. При этом они не ведают, что для определения желательности того или иного действия необходимо обращаться к источникам Шариата, которые нашли своё отражение в трудах учёных, в частности шафиитского мазхаба.

Удивительно, как люди, всю жизнь безразлично наблюдавшие пьянство покойного или несовершение им молитвы, запретность которых известны каждому ребёнку, крайне фанатично отстаивают привязывание какой-нибудь тряпки к какой-нибудь палке. Тогда как это не только ничем не поможет покойному, но и навредит живым.

И чем раздавать богатым людям носки, платки и сахар-рафинад, лучше найти бедных и дать им то, в чём они нуждаются. Лучше для всех. Как мы видим, согласно шафиитскому мазхабу многое из того, что распространено среди наших людей, является порицаемым и даже грехом (постройки на могилах, угощения на похоронах и т. п.)

Однако, когда люди придерживаются в этих вопросах традиционного шафиитского мазхаба, их почему-то обвиняют в нетрадиционализме, ваххабизме и разных других «измах».

Интересно, что если собрать все средства, которые тратятся на то, к чему Шариат как минимум не призывает (большой надгробный камень, кормление сотен соболезнующих и т. п.), то за один год только в одной только Махачкале можно собрать более пяти миллионов долларов. И как было бы хорошо потратить эти деньги на что-нибудь действительно полезное как для умерших, так и для живых.

Другие материалы:

Последние материалы из рубрики:

4 комментарии

Вот вы написала что так пишеть Тайиб из Хараки, во первых не Хараки а Харахи,а во вторых у меня вопрос как это книга называется и у кого есть это книга?

Мдаа, обидно, что связываешься с многочисленными нововведениями. Вот уже неделя, как умерла моя мать. Многие друзья и родственники на меня обижены, так как после похорон я велел всем уйти и оставит нас в покое.

Пусть Аллах простит вашей маме грехи, помилует ее, примет ее благие дела и сделает обитателем рая. Пусть Аллах даст вам терпение и стойкость.

Админ огромное вам спасибо за эту информацию. Очень благодарна вам, многое для себя открыла и узнала. Очень жаль, что многие люди отварачиваются от тебя не зная ничего. Но ваша статья четко и ясно ответила на все мои вопросы, что тревожили меня. Пусть будет доволен вами Аллаh, мир вам!

Оставить комментарий

Улучши свой нрав в Рамадане. Шейх Набиль аль-Авади

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here