Молитва воля церковь

Религиозное чтение: молитва воля церковь в помощь нашим читателям.

Клин православный

Войти через uID

28 ноября – 6 января

Воля Божия. Путь ко спасению

Автор: Ирина Филиппова

Беседа с протоиереем Александром Горовским, настоятелем Успенского храма на ул. Папивина.

Молитва Господня “Отче наш” известна каждому православному христианину. Ею заповедал нам молиться Сам Господь наш Иисус Христос. И одно из прошений этой молитвы “Да будет воля Твоя. ” Это значит, что человек должен полностью довериться Богу, Его благому Промыслу и попечению о себе, откинуть своеволие, умерить желания. В молитве “Отче наш” говорится о том, что воля Божия исполняется и на Небе в мире ангелов и святых угодников Божиих. Церковь Небесная для Церкви земной всегда и во всем служит примером. Но чтобы исполнять Божию волю, человек должен знать, в чем она состоит, как согласуется с его собственной волей и дарованной Богом свободой.

Об этом мы поговорим в нескольких ближайших публикациях.

– Отец Александр, в молитве “Отче наш…”, которую знает каждый православный христианин, есть такие слова: “Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли”. Здесь мы говорим о воле Божией. А как нам понять, что такое – воля Божия?

– Существование Бога как Божественной Личности есть первое и самое главное откровение для православного христианина. А Бог как Существо Разумное обладает Своей волей, которую Он многообразно проявляет. Можно определенно сказать, что воля Божия – это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире.

Бог открывает ее людям в первую очередь в Священном Писании (Книгах Ветхого и Нового Завета). В Царстве Небесном, где пребывают святые ангелы и святые угодники Божии, воля Божия исполняется неотступно. Люди и ангелы с глубокой любовью относятся к Богу, с полным доверием и покорностью. В одном из прошений молитвы Господней (“Отче наш”) мы просим, чтобы Его святая, благая и совершенная воля исполнялась и на земле, в том числе и нами самими, как и “на небеси”. Мы, Церковь земная, должны учиться у Церкви Небесной понимать волю Божию и исполнять ее.

– Возможно ли человеку узнать волю Божию, и как это сделать?

– Известно, что когда люди любят друг друга, они стараются сделать друг другу приятное, интересуются желаниями друг друга, стараются как можно больше общаться. Это мы говорим об отношениях между двумя любящими людьми. Но тем более человек должен стремиться узнать, что хочет от него Любящий Бог, его Творец и Отец.

Наша православная вера принципиальным образом отличается от любой другой веры и любого другого мировоззрения тем, что не мы сами и не наши учителя выдумали ее, не мы дошли до познания этой истины, а Сам Бог открыл Себя людям. Естественно, Он являл и являет им и Свою волю. Для человека это единственный путь к спасению, к Жизни Вечной.

Святые отцы определяют семь критериев познания для человека воли Божией. Первый из них – Священное Писание. Ветхий Завет и в первую очередь Новый Завет буквально наполнены откровением Его воли. И человек, который читает с рассуждением, со вниманием и желанием познать эту волю, познает ее, она ему открывается. Второй критерий – Священное Предание, которое также включает в себя и учение святых отцов, и всю ту духовную мудрость, которую Господь передал Своей Церкви. Третий – совесть, или голос Божий в человеке. Четвертый – молитва. Если человек каждодневно молится, открывает Богу свою душу и просит о чем-то, то Господь непременно слышит эту молитву и через жизненные обстоятельства помогает человеку узнать Его волю. Пятый – послушание. Для православного человека вполне логично получать благословение духовника, благословение родителей на какие-то серьезные поступки, а также спрашивать совета у людей, умудренных жизненным опытом. Шестой критерий, о котором упоминают святые отцы, такой: если есть воля Божия в конкретной ситуации для человека, то на душу приходит некий мир, умиротворение, нет ни беспокойства, ни терзаний. И седьмое, что должен человек помнить: И волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21, 18) без воли Божией. Соответственно, необходимо терпение, чтобы эта воля проявилась.

– А как соотносятся между собой воля Божия и свобода человека?

– Абсолютное заблуждение – противопоставление воли Божией и человеческой свободы. Надо понять: Божественная воля была ведь и на то, чтобы человек обладал своей свободой. Другой вопрос – как человек употребляет эту свободу. Например, Православная Церковь категорически отвергает мысль о том, будто воля Божия распространяется и на зло. Существует другое понятие – попущение Божие. То есть Бог знает, например, что в данный момент один человек поднимет руку на другого человека. И Бог попускает совершиться этому греху, но при внимательном рассмотрении каждой ситуации становится понятно, что даже зло Бог может обратить во благо. Для погибшего насильственная смерть может быть мученическим венцом, а тому, кто совершает преступление, Бог, возможно, даст время на покаяние, то есть Господь не оставляет даже самого последнего, отъявленного грешника. Для примера расскажу два реальных случая из жизни.

Однажды меня, молодого священника, пригласили побеседовать с одной пожилой женщиной. Она жила в Клину и находилась в каком-то тяжелом состоянии депрессии, уныния. Она рассказала мне следующее. Во время войны она потеряла продовольственные карточки. Жила со своей малолетней дочерью, и вот они стали голодать. Голод, видимо, был настолько страшным, что женщина, решив избавить свою дочь от страданий, просто убила ее. Услышав такое, я испытал шок: человек не нашел больше никаких выходов из сложившейся ситуации.

И другой, совершенно противоположный пример. Одну пожилую женщину, пришедшую на исповедь, я спросил, давно ли она верует? Она сказала, что придти к вере ей помог один случай. Она жила в деревне, имела много детей. Было голодное военное время. И вот, однажды вечером доели последнюю краюшку хлеба. Вся семья стала молиться Господу Иисусу Христу, Матери Божией, святителю Николаю Чудотворцу. Молились, как могли. А утром женщина пошла по деревне просить в долг какую-нибудь пищу. Ходила она долго, но никто не смог с ней ничем поделиться. Она приходит домой, и дети буквально кидаются к ней с криками: “Мама, мама! Ты знаешь, пришел вот этот дедушка, – показывают на икону святителя Николая, – и принес мешок муки!” После этого случая какие могут быть сомнения, что Бог нас слышит и направляет нашу жизнь по Своей воле, соизмеряясь при этом со свободной волей человека! А у человека всегда есть выбор, как поступить и какую понести ответственность за свои поступки.

Фото: Татьяна Сазонова

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.

Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.

  • Главная
  • Благочиние
  • Храмы благочиния
  • Духовенство
  • Новомученики
  • Скорбященский храм
  • История храма
  • О настоятеле
  • Публикации
  • Статьи
  • Вопросы

курсы

  • Полезное
  • &nbspРасписание автобуса

    Из молитвослова схиигумена Саввы

    МОЛИТВЫ О ИСПРОШЕНИИ СОВЕРШЕНИЯ ВОЛИ БОЖИЕЙ

    Даждь мне, Всеблагий Иисусе, благодать Твою, да будет она со мною, да работает вкупе и да пребу­дет до конца неразлучна.

    Соделай, да всегда хощу и желаю я того единаго, что Тебе благоприятнее и любезнее. Да будет воля Твояволею моею, и воля моя всегда да следует и соглашается с Тобою.

    Сотвори, чтобы я был мертв всему в мире и чтобы Тебя любил я и был презираемым и незнаемым в сем веке.

    Дай мне, Господи, превыше всего вожделеннаго в Тебе покоиться, в Тебе обрести мир сердцу. Аминь.

    Ты видишь, Господи, мои желания: если Тебе угодно будет, то пусть совершатся они во славу Твою. Если по Твоему смотрению так мне следует и на пользу будет, то даруй мне, что я желаю; но если по разуму Твоему это во вред мне будет и к благу души не послужит, то отыми от меня мои хотения.

    Молитвами отца моего духовного (имя) помоги мне сотворить волю Твою, ибо я сам не знаю, что мне полезно. Ты Сам, Господи, побори врагов моих, ибо я не могу уразуметь злокозненности их. Аминь.

    МОЛИТВА СХИМОНАХА СИЛУАНА

    Господи! Исправь нас, как нежная мать исправ­ляет своих малых детей. Дай всякой душе познать радость пришествия Твоего и силу помощи Твоей. Дай прохладу страждущим душам и научи нас Ду­хом Святым знать Тебя. Томится душа человечес­кая на земли, Господи, и умом не может укрепить­ся в Тебе, потому что не знает Тебя и Твоей благости. Ум наш омрачен земными попеченьми и не можем мы понять полноту любви Твоей. Ты нас просвети: Твоему милосердию все возможно. Ты сказал в Святом Евангелии, что мертвые услышат глас Сына Божия и оживут. Так ныне сотвори, чтобы мертвые души наши услышали глас Твой и ожили бы в радости.

    Яко страшен Суд Твой, Господи, Ангелом пред­стоящим, человеком вводимым, книгам разгибаемым, делом испытуемым, помыслом истязуемым. Кий суд будет мне, зачатому во гресех, кто ми пламень уга­сит, кто ми тьму просветит, аще не Ты, Господи, помилуеши мя, яко Человеколюбец!

    МОЛИТВА ОТ АНТИХРИСТА

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави от обольщения близ грядущаго богомерзкаго злохитраго антихриста, и избави от всех козней его, и укрой всех нас, православных христиан, от коварных се­тей его в сокровенной пустыне Твоего спасения, и не дай нам, Господи, убояться страха диавольскаго паче страха Божия и не отступить от Тебя и от Святой Церкви Твоей, но даждь нам лучше, Господи, по­страдать и умереть за имя Твое святое и веру право­славную, но не отречься от Тебя и не принять печа­ти проклятаго антихриста и непоклониться ему.

    Даждь нам, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах наших и пощади нас, Господи, в день Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Аминь.

    Благодарю Тебя, Господи и Боже мой, за все со­вершающееся надо мною! Благодарю Тебя за все скор­би и искушения, которые посылал и посылаешь Ты мне для очищения, оскверненных грехами, и для ис­целения моих души и тела!

    Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреб­лял и употребляешь для моего врачевания — тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благо­слови их и в этом и в будущемвеке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильные награды.

    МОЛИТВА ОТ СТРАХА

    Взбранной Воеводе. —1 раз (стр. 52) Всемогущий Боже! Час Твоей Славы настал: уми­лосердись надо мною и избавь от великого несчас­тья. На Тебя возлагаю мои надежды. Сам же я бес­помощен и ничтожен. Помоги мне, Боже, и избавь меня от страха. Аминь.

    МОЛИТВА ОТ ГЛАДА

    Господи, Боже наш. Боже Всемогущий, Всещедрый и Всемилостивый, в Ветхом Завете избранный народ Свой сорок лет в пустыне чудесно питавший и чрез пророка Твоего Илию во дни глада великаго муку имасло у вдовы сарептской умноживый, в Новом же Завете пятью хлебами пять тысящ, а так­же семью хлебами четыре тысящи насытивый, и в последующие времена по вере и молитве рабов Тво­их подобные чудеса творивый!

    Призри ныне милостивым Твоим оком на нас, грешных рабов Твоих, умилосердись над нами и из­бави нас от глада, нам грозящаго; сотвори по всемо­гуществу Твоему, да не оскудеет потребное нам про­питание, да не погибнет безгодно живот наш.

    Благослови, Господи, хлеб наш и вся ядомая нами и умножи сия в домах наших и у всех милующих нас, питающих и благотворящих нам. Сотвори, дабы пища, аще и в малом количестве нами вкушаемая, имела достаточную питательную силу, да не ослабе­ет тело наше, и здоровье да сохранится, и дух да не придет в уныние. От Тебе бо помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    МОЛИТВА ОТ ТЩЕСЛАВИЯ

    (Святого праведного Иоанна)

    Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать, как о худ­шем всех и никого не осуждать, а себя судить строго.

    Господи! Пошли мне милость Твою, избавь меня от прелести, от самомнения, просвети меня Светом благодати Твоея.

    Господи! Помоги мне познать свое негожество!

    МОЛИТВЫ ОТ ЗЛЫХ ПОМЫСЛОВ

    Господи, Творец мой и Создатель!

    Ты видишь: душа моя в терзании

    от плохих мыслей, помилуй меня.

    Молю Тебя, Создатель мой!

    Смири во мне страстей волненье:

    Избавь меня от искушенья,

    Исполни кротости святой.

    От грешных чувств, от гордых дум

    Оборони меня, Спаситель!

    И озари, мой Искупитель,

    Небесным Светом бедный ум!

    Помоги, Господи, мне, скоро помоги! Боже мой!

    Не удаляйся от меня; восстают на меня разные по­мыслы, и великий страх волнует душу мою; как могу прейти неврежденно сквозь такое множество врагов моих? Как преодолею их?

    Избавивый пророка Своего от китовой утробы, Христе, и мене от врагпагубных и душевныя смер­ти избави, молитвами угодника Твоего (имя) и отца моего духовнаго (имя) имиже веси судьбами спаси.

    Вышшую небес и Чистшую светлостей солнечных, избавльшую нас от клятвы. Владычицу мира песньми почтим.

    От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя: к Тебе прибегаю, Благодатней, Надеждо ненадежных, Ты ми помози.

    Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе. О, Владычице мира, буди Ходатаица!

    Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой Бого­родице, радостно: со Предтечею и всеми святыми моли, Богородице, еже ущедрити ны.

    Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, апос­толов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.

    МОЛИТВА СВЯТОМУ АНГЕЛУ

    Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблю­дение мне от Бога с небес данный,

    Прилежно молю тя:

    Ты мя днесь просвети

    И от всякаго зла сохрани,

    К благому деянию настави,

    И на путь спасения направи!

    Ангеле Хранителю мой добрый!

    Помоги мне не лукавить, не

    И никого из ближних не судить,

    Правду Божию и истину творить,

    Дабы спасение получить. Аминь.

    Перед твоей иконой чудной,

    Христов угодник Николай,

    Молюсь тебе в сей жизни трудной,

    Храни меня и защищай!

    Я беден добрыми делами,

    Я наг, чтоб мне войти в Чертог,

    Я под греховными делами

    Склонился в прах и изнемог.

    Простри свои благие длани,

    От сети зла меня покрой,

    Да в стороне от злобной брани

    Окончен будет век земной.

    ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ»

    Дай усталой главою склониться,

    Матерь Божия, мне пред Тобой!

    Дай в горячей молитве забыться

    От тоски и печали земной.

    Ты Сама знала скорби земные,

    Твоя также томилась душа,

    И лились Твои слезы святые

    У подножья Святого Креста.

    Ты поймешь мою боль и страданье,

    Что так часто бывает со мной:

    На тебя все мое упованье,

    Я люблю Тебя всею душой!

    Ты во всем мне всегда помогаешь

    Благодатною силой Своей,

    И от горя и мук защищаешь:

    Буду славить Тебя до конца сво-

    МОЛИТВА НЕБЕСНЫМ СИЛАМ

    Вси Святии Небесные Бесплотные Силы, удостой­те меня силы Вашей сокрушать все зло и страсти под ноги мои.

    1. Святии Бесплотные СЕРАФИМЫ, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

    2. Святии Бесплотные ХЕРУВИМЫ, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.

    3. Святии Бесплотные ПРЕСТОЛЫ, удостойте меня различать истину от неправды.

    4. Святии Бесплотные ГОСПОДСТВА, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух пора­ботил плоть.

    5. Святии Бесплотные СИЛЫ, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.

    6. Святии Бесплотные ВЛАСТИ, удостойте меня иметь силу победы над злом.

    7. Святии Бесплотные НАЧАЛА, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.

    ХВАЛЕБНАЯ ПЕСНЬ К БОГУ

    (Святителя Амвросия Медиоланского)

    Тебе, Бога, хвалим. Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, Превечнаго Отца, вся земля величает. Тебе вси Ангели, Тебе Небеса и вся Силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть небеса и земля величества Славы Твоея.

    Тебе преславный апостольский лик. Тебе проро­ческое хвалебное число. Тебе хвалит пресветлое му­ченическое воинство. Тебе по всей вселенней испове­дает Святая Церковь, Отца Непостижимаго Величества, покланяемаго Твоего Истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа.

    Ты — Царю Славы, Христе, Ты по­Отца Присносущный Сын еси. Ты ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси девическаго чрева. Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небес­ное. Ты одесную Бога седищи во славе Отчей, Судия прийти веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достоя­ние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и во век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас. Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не посты­димся во веки. Аминь.

    Благодарим Тебя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды сре­достения и мир подавшаго роду человеческому, даровавшаго и ныне мир рабом Твоим; вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди; угаси всякую распрю, отыми все разногласия, соблазны, яко Ты еси Мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    О УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ И ИСКОРЕНЕНИИ НЕНАВИСТИ И ВСЯКОЙ ЗЛОБЫ Тропарь,глас 4

    Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко свя­зав, творити заповеди Твоя и друг друга любити не­лицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

    Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляще Тя, Господи, и мы, припадающе, молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

    Ты утешь меня, Спаситель,

    Горький мой услышав плач!

    Будь душе Успокоитель,

    Телу немощному Врач.

    Я устал в борьбе с судьбою,

    Веру в Правду потерял,

    Злые силы взяли с бою

    Мой священный идеал.

    О, Христос! Услышь моленья:

    Разгони ночную тьму,

    Освяти мои стремленья,

    Дай уверенность уму,

    Духу бодрость, крепость телу, Боже Праведный, подай!

    Да приду к тому Пределу,

    Где сияет Светлый Рай!

    К Тебе, о Боже, я взываю,

    Тебе молитву приношу,

    Лицо слезами орошаю,

    И не оставь меня, прошу!

    Болит душа, страдает сердце,

    И дух уныния со мной,

    Но Ты, Владыко Милосердный,

    Пошли мне радостный покой!

    Услыши грешного моленье,

    На путь спасительный направь,

    Пошли мне, Господи, терпенье

    От козней вражиих избавь!

    Не брось в минуту искушенья,

    Не дай врагу торжествовать,

    Пошли мне память с сокрушеньем

    Грехи мои воспоминать.

    Боже Праведный, прости

    Грех мой вольный и невольный,

    Разреши и отпусти

    Заблужденья плоти дольней!

    Не суди меня, Судья,

    Но спаси меня, Спаситель,

    И погибшаго меня

    Искупи, о Искупитель!

    Я молю Тебя — Христа,

    Ради Девы Неневестной,

    Труд молитвы в день Суда

    Помяни, Царю Небесный!

    8. Святии Бесплотные АРХАНГЕЛЫ, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.

    9. Святии Бесплотные АНГЕЛЫ, удостойте меня руководствовать над немощными в просвещении их в истине.

    Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

    Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

    После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

    За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

    Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

    Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

    Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

    Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

    В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

    Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

    Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

    Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

    Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

    Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – "кто как Бог") – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

    Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).

    По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

    Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

    Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

    С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян . внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".

    Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона "Благословенное воинство" – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

    Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

    На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

    Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

    Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

    Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

    Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – "пламень огненный".

    Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

    Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

    Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

    Иеремиил – держит в руке весы.

    МОЛИТВА СВЯТЫМ АРХАНГЕЛАМ

    Святый Архистратиже Божий Михаиле, сохрани меня от всех враг видимых и невидимых и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архистратиже Божий Гаврииле, Провозвестниче Тайн Божиих, возвести мне час кончины моея и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий Рафаиле, сохрани меня от всех болезней душевных и телесных и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий Урииле, просвети мое чувство, потемненное страстьми, огнем Божественнаго сияния и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий Селафииле, просвети и воспламени мой ум ко Господу и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий Иегудииле, прослави меня добрыми деланыя смерти, от всякаго зла, от бури смертоносныя, от геенны, от лукаваго, от ереси, раскола и печати антихриста; избави, великий Михаиле, Ар­хангеле Господень, от всего сего всегда, ныне и при­сно и во веки веков. Аминь.

    ХВАЛЕБНАЯ ПЕСНЬ К БОГУ

    (Святителя Амвросия Медиоланского)

    Тебе, Бога, хвалим. Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, Превечнаго Отца, вся земля величает. Тебе вси Ангели, Тебе Небеса и вся Силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть небеса и земля величества Славы Твоея.

    Тебе преславный апостольский лик. Тебе проро­ческое хвалебное число. Тебе хвалит пресветлое му­ченическое воинство. Тебе по всей вселенней испове­дает Святая Церковь, Отца Непостижимаго Величества, покланяемаго Твоего Истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа.

    Ты — Царю Славы, Христе, Ты по­Отца Присносущный Сын еси. Ты ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси девическаго чрева. Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небес­ное. Ты одесную Бога седищи во славе Отчей, Судия прийти веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достоя­ние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и во век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас. Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не посты­димся во веки. Аминь.

    Благодарим Тебя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды сре­достения и мир подавшаго роду человеческому, даровавшаго и ныне мир рабом Твоим; вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди; угаси всякую распрю, отыми все разногласия, соблазны, яко Ты еси Мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    О УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ И ИСКОРЕНЕНИИ НЕНАВИСТИ И ВСЯКОЙ ЗЛОБЫ Тропарь,глас 4

    Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко свя­зав, творити заповеди Твоя и друг друга любити не­лицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

    Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляще Тя, Господи, и мы, припадающе, молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

    Ты утешь меня, Спаситель,

    Горький мой услышав плач!

    Будь душе Успокоитель,

    Телу немощному Врач.

    Я устал в борьбе с судьбою,

    Веру в Правду потерял,

    Злые силы взяли с бою

    Мой священный идеал.

    О, Христос! Услышь моленья:

    Разгони ночную тьму,

    Освяти мои стремленья,

    Дай уверенность уму,

    Духу бодрость, крепость телу, Боже Праведный, подай!

  • Оценка 4.5 проголосовавших: 149
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here