Молитва за воцерковление

Религиозное чтение: молитва за воцерковление в помощь нашим читателям.

«Господи, откройся, если Ты есть»

Беседа о вецерковлении с игуменом Нектарием (Морозовым)

Для многих из нас Церковь – неизведанная планета. Большая, величественная, но, к сожалению, часто совсем чужая. Именно поэтому с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым) мы решили поговорить о воцерковлении. Зачем человеку церковная жизнь и как к ней приобщиться? Как нужно читать Евангелие, чтобы сердце не осталось глухо к евангельским истинам? Как научиться молитве? Достаточно ли приходить в храм только для того, чтобы поставить свечи? Ответы на эти вопросы вы узнаете из небольшого цикла бесед, первую из которых мы публикуем в этом выпуске.

– Мне кажется, что о рецепте можно говорить только применительно к человеку, который сам ищет ответы. Ведь не бывает так, чтобы мы шли по улице, а нас догнал врач и начал выписывать рецепт. Сначала надо прийти к врачу. То есть первичным должен быть личный поиск. Совет можно давать, только если человек просит об этом. Иначе наши слова будут восприниматься как вторжение в область личной жизни и свободы.

Вот митрополит Антоний задается вопросом, как может начать искать человек, ничего о предмете поиска не знающий. Но тот же владыка Антоний, как и другие авторы и святые отцы, говорил о том, что человек может устремиться к божественной жизни, соприкоснувшись с чем-то, что об этой жизни свидетельствует. Когда один человек видит другого, облик и вся жизнь которого говорят о возможности некоего иного существования, то он может заинтересоваться, уязвиться сердцем. И тогда в его душе рождается стремление к увиденной, отличной от его, жизни.

А бывает, что человек просто чувствует какую-то неясную, непонятную тоску по той жизни, которой здесь, на земле, он не находит. И можно только подсказать направление поиска, но не дать рецепта. О самом прямом пути сказано в жизнеописании игумена Никона (Воробьева). Будучи молодым человеком, нецерковным и неверующим, он искал для себя смысл жизни. Этот поиск, а точнее сам смысл, был него насущно необходимым. Он был образованным, умным человеком, но в какой-то момент оказался в тупике. Это касалось не внешних обстоятельств, ему было важно именно знать, для чего он живет. Ответить на этот вопрос он не мог и находился практически на грани самоубийства. И в этом состоянии он впервые обратился к Богу и сказал: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?». И он услышал удивительной красоты колокольный звон. Позже он понял, что нигде поблизости не было храма, откуда этот звон мог бы доноситься. Но дело не в самом звоне, а в том ответе, который он почувствовал в своем сердце. И все, что мы можем советовать человеку в подобном положении, – это вот такую молитву, обращенную к Богу: «Господи, если Ты есть, то откройся мне. Вразуми меня, что мне дальше делать, чтобы быть с Тобой».

Потому что людям, абсолютно внешним по отношению к церковной жизни, мы можем рассказывать о том, как Христос основал Свою Церковь на земле и для чего, но они могут нам не поверить. А вот когда Господь уже что-то сказал человеку, и его сердце на это откликнулось, то тогда можно вести разговор дальше.

– То есть человек сомневающийся может молиться о том, чтобы Бог открылся ему?

– Об этом не только можно, об этом необходимо молиться. Совершенно необходимо.

– Довольно часто в разговорах, СМИ можно услышать или прочитать: «Он человек воцерковленный» или, наоборот, кто-то сам может сказать о себе: «Я верю, но не воцерковлен». Можно пояснить, чем церковный или воцерковленный человек отличается от нецерковного?

– Воцерковление – это процесс вхождения в церковную жизнь. Когда человек только крестился, он как бы прошел через те врата, которые его вводят в Церковь. А дальше он может либо замереть на пороге, либо пойти дальше и жить в том доме Божием, которым Церковь является. Если человек крестился, затем один раз исповедовался, причастился и только время от времени приходит в храм, то, конечно, о воцерковлении говорить трудно.

Воцерковление имеет место тогда, когда человек в жизнь Церкви врастает. Когда мы говорим о Христе «вочеловечился», то это значит, что Он стал человеком, а не просто прикоснулся к человеческой природе. Воцерковиться – значит стать человеком церковным, в Церкви живущим. То есть иметь Церковь центром своего бытия, всей жизни, так как в ней Христос, и она оставлена Им на земле для нашего спасения.

А бывает так, что человек в церковь приходит, но она для него одно из тех многих мест, где он бывает, как клуб, ресторан, кафе, кинотеатр. То есть первично в его жизни что-то совершенно иное. Конечно, воцерковленным такого человека никак не назовешь.

– А зачем человеку нужна церковная жизнь, участие в Таинствах? Уместно ли здесь говорить о наличии мотивации, и какова она у тех людей, которые живут церковной жизнью уже не один год?

– Ответить очень коротко можно словами священномученика Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Можно сказать и вот о чем. Если человек считает себя христианином и верует во Христа, то ему достаточно заглянуть в Священное Писание, чтобы понять: целью прихода в мир Спасителя, Его проповеди, крестных страданий, смерти, Воскресения было основание Церкви. Господь говорит в Евангелии, что Он пошлет по себе другого Утешителя. А когда ученики выражают скорбь о том, что Он уходит от них, Он отвечает: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16, 7). В день Пятидесятницы на апостолов нисходит Дух Святой, это и есть день рождения Церкви. И если человек в течение всей жизни для себя ее не открывает, то он проходит мимо самого главного, того, ради чего приходил на землю Христос.

Если же говорить о церковных Таинствах, то возможно такое сравнение. Каждое Таинство и церковный обряд – это некая лесенка, по которой мы поднимаемся для того, чтобы стать причастниками благодати. Человеку, как существу вещественному, это необходимо для его духовного восхождения. И Церковь предлагает для этого наиболее оптимальный путь, самую прямую из возможных дорог.

Стоит отметить еще такой важный момент: в Церкви у каждого есть свобода, и она велика, но есть и определенные рамки. И нужно пройти именно таким путем, который предлагает Церковь. Это необходимое условие приближения к Богу, потому что человек – очень гордое существо, а Церковь его смиряет. И как только смирился, он начинает по-настоящему понимать, для чего это было ему нужно.

– Расскажите, как совершается первый шаг к воцерковлению. Наверняка среди наших читателей есть люди, которые хотели бы приблизиться и приобщиться к церковной жизни, но не всегда знают, с чего начинать.

– Вот мы пришли в церковь в первый раз, и, возможно, она заинтересовала нас как памятник архитектуры или кто-то посоветовал зайти. И мы даже не знаем по-настоящему, зачем здесь оказались. Но вдруг в храме благодать Божия коснулась нашего сердца, и мы поняли, что хотим быть здесь. Мы видим, что какие-то люди заходят в течение дня, начинается служба, за которой что-то говорят и поют. И если мы люди разумные, то, естественно, мы решаем разобраться, что здесь происходит и как стать участником происходящего. В советские годы источников информации о церковной жизни не было, не издавались книги, не было Интернета. Человек приходил и задавал свои вопросы бабушке, которая не всегда знала правильные ответы, и, даже зная, порой не могла их сформулировать так, чтобы он ее понял. А сейчас все просто: что-то можно в Интернете найти, что-то – в книгах. Главное, чтобы было желание, а разобраться не так уж и сложно. Поверьте, когда человек решает оформить земельный участок, ему гораздо труднее сориентироваться в действующем законодательстве. Но если хочет, он это сделает. И если человек решил жить духовной жизнью, то тоже обязательно разберется.

Но главным источником информации должен быть священнослужитель, с которым можно регулярно общаться в храме. И правильно поступает тот священник, который не выдает сразу всю информацию о церковной и духовной жизни, которая у него только есть, но ведет человека простым путем и говорит: «Начни с этого. Прочитай пока такие книги. Потом мы об этом поговорим». И тогда человек, действительно, как ребенок, усваивает одну порцию той пищи, которая ему необходима, потом переходит к следующей.

Воцерковиться теоретически невозможно. Этот процесс можно осуществлять только практически. С самых давних времен в воскресный день все верующие собирались вместе для богослужения и для совершения Божественной Евхаристии. Сейчас этот день дробится. В субботу вечером совершается всенощное бдение, а воскресным утром Божественная литургия. И центром жизни для человека церковного становится субботний вечер и воскресное утро, когда он, как и в дни церковных праздников, обязательно приходит в храм.

В домашней жизни должно обязательно присутствовать утреннее и вечернее молитвенное правило и чтение Священного Писания. Это тот минимум, без которого духовная жизнь человека практически невозможна. А когда фундамент есть, тогда можно идти дальше, говорить о более глубоких вопросах и духовной, и церковной жизни. Игумен Никон (Воробьев) писал в своих письмах о том, что нет смысла говорить о дороге, обо всех ее поворотах и изгибах с человеком, который на нее даже не ступал. С ним надо говорить только об участке, который ему необходимо пройти, чтобы на эту дорогу все же выйти.

– А этот участок очень простой. Мы родились, живем, и мы знаем, что рано или поздно умрем. И у нас, если мы разумные и ответственные перед самими собой люди, возникает вопрос: «Ради чего вся жизнь, если после нее наступит смерть?». Если человек бежит от этого вопроса, то он самоубийца, и его жизнь – какой-то затяжной прыжок. Человек прыгнул и не раскрывает парашют, а ждет, когда ударится о землю. Придет смерть, и она в пух и прах разобьет все, что было здесь, на земле. И, может быть, это произойдет даже гораздо раньше, чем можно было предполагать. Но разумный человек все-таки задается вопросом: «Для чего все?». И этот вопрос ведет его дальше. И, если он готов быть с собой честным и искренним, то обязательно приходит к религиозному поиску. И тогда он не может пройти мимо христианства. Потому что никогда в истории человеческого рода не было никого, подобного Христу. Если мы будем смотреть на буддизм, то увидим безразличие к человеку и его страданиям, стремление выйти за пределы этих страданий и не ощущать ни своей боли, ни чужой. Ислам – достаточно холодная, прагматичная религия, очень жесткая по отношению к человеку. И только в христианстве мы найдем любовь и готовность положить душу за того, кто тебе дорог и близок. Не как какое-то временное эмоциональное проявление, а как закон жизни по вере во Христа, которая ведет человека тем путем, которым нужно идти, чтобы спастись.

Название книги

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ для начинающих церковную жизнь

Торик Протоиерей Александр

Молитва в миру

Молитвенное общение христианина с Богом можно условно разделить на несколько видов.

Это: молитва церковная, молитва каноническая, молитва «творческая», когда христианин своими словами «беседует» с Богом, и «непрестанная» или «умная» молитва.

Все эти виды молитвенного общения с Богом в равной степени важны и необходимы христианину для полноценной духовной жизни.

Участие в общей церковной молитве не только обогащает христианина Благодатью, но и активно способствует духовному единению всех вместе молящихся в одно неразрывное духовное целое – Церковь Христову, объединённую Божественной Любовью семью, во главе которой Сам Отец Небесный – Господь Бог.

Молитва каноническая, помимо того, что она наикратчайшим путём соединяет молящуюся душу с Богом, есть ещё и важнейшая школа, приучающая нас правильно формулировать свои мысли и чувства, направить их в нужное русло, избежать многословия и пустопорожних излияний.

Молитва творческая необходима для выражения сугубо индивидуальных переживаний и потребностей, она рождается из личной практики духовной жизни христианина и совершенствуется по мере совершенствования его души и обретения молитвенного опыта.

Молитва непрестанная или «умная» есть постоянное неразрывное общение души с Богом, совершаемое посредством непрестанного обращения ума и сердца к Богу с краткими молитвенными призываниями, из которых наиболее действенным является «Иисусова молитва», названная так, потому что призываемое в ней имя Господа Иисуса Христа уже само имеет огромную Благодатную Силу, которая и подаётся усердно творящим эту молитву.

Вот эта молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

Мы уже говорили о том, что каждый грамотный православный христианин должен иметь «Православный молитвослов» – сборник молитв, благословленный Церковью для всеобщего употребления.

Молитвословы бывают краткие и полные.

В некоторые издания «Православного молитвослова» входит также «Псалтирь» и краткий словарь церковно славянских слов.

Лучше всего сразу приобрести себе наиболее полное издание молитвослова, но, в принципе, для начинающих на первых порах достаточно и краткого.

После того, как вы приобрели молитвослов, сядьте и, не торопясь, внимательно прочитайте утренние и вечерние молитвы просто как текст, стараясь понять смысл читаемого, непонятные церковнославянские слова посмотрите в словаре или отметьте карандашом, чтобы затем спросить их значение у священника или у более опытных христиан.

Возможно, вам удастся приобрести «Толковый молитвослов», в котором церковнославянские тексты молитв дублируются, для лучшего их понимания, русским переводом.

Словом, перед началом чтения, канонических молитв вам необходимо разобраться с их смыслом, чтобы читаемое вами во время молитвы не было «попугайской тарабарщиной», но было бы осмысленным обращением к Богу.

После того, как вы в основном разберетесь со смыслом молитвенных текстов, можно приступать и непосредственно к молитве.

Организуйте у себя дома «Божницу», молитвенный уголок, где у вас будут стоять иконы, лампадка или подсвечник, где у вас будет лежать молитвослов, храниться святая вода – словом, как бы маленький домашний храм Бога Вышнего.

По древней православной традиции, «Божница» устраивалась в «красном углу», то есть в восточном углу комнаты.

В наше время, в связи с особенностями планировки современных квартир, ориентация строго на восток не всегда может быть соблюдена.

Поэтому можно устроить «Божницу» там, где вам удобно будет молиться, где иконы – там и «красный угол».

Если есть возможность, желательно сделать угловую полочку, на которой будут стоять иконы и на которой будет стоять лампадка.

Но, так как не во всех квартирах, с учётом уже стоящей мебели это реально, вы можете выделить для «Божницы» отдельную полку в шкафу или серванте.

Вообще же, по православной традиции, иконы должны стоять, а не висеть, подобно картинам.

Если же вы живёте в сильно стеснённых жилищных условиях, или возможны конфликты с близкими, не разделяющими ваши религиозные взгляды, вы можете приобрести «складень», который будете ставить перед собой на время молитвы, а затем убирать.

На время молитвы обычно христиане зажигают перед иконами лампаду или купленную в церкви свечу.

Молитва – это дело глубоко личное, потому и совершать её нужно так, чтобы, по возможности, никто и ничто не отвлекало вас от общения с Богом.

Встаньте поутру минут на 15—20 раньше, чем обычно, умойтесь, чтобы как следует проснуться, затем уединитесь перед иконами и откройте молитвослов.

В самом начале, перед утренними молитвами, вы прочтете: Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произнеси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным…

Согласно этим указаниям, следует начинать чтение как утренних, так и вечерних молитв.

Читать молитвы по молитвослову следует негромко вслух, или «про себя», внимательно следя за правильным ударением в словах, а главное – чтобы каждое произносимое вами слово и выражение были осмыслены и прочувствованы вами.

Святые отцы говорят: «Лучше пять слов умом – чем сто языком».

Некоторые считают главным – прочитать всё правило «от сих до сих», пусть даже чисто «механически».

Это неправильно. Богу «отмечаловка» не нужна.

Только молитва, понятая умом и прочувствованная сердцем, доходит до Бога и приятна Ему, и только такая молитва приносит нам Благодать Святого Духа.

Поэтому поначалу выберите себе из утренних и вечерних молитв несколько наиболее понятных и близких вам по выражению молитвенных чувств и читайте только их.

Затем, по мере приобретения вами молитвенного опыта и привыкания к церковнославянскому языку, вы будете расширять своё молитвенное правило до полного его объёма.

В случае «крайней занятости», вместо утренних и вечерних молитв, преподобный Серафим Саровский благословлял читать, так и названное по его имени, «Серафимово правило»: 3 раза – «Отче наш…», 3 раза «Богородице Дево, радуйся!.», и 1 раз – «Верую…».

Но надо быть честным перед Богом и не оправдывать свою лень «крайней занятостью», когда этой занятости в действительности нет.

Помните, что ваша молитва – это не вынужденный оброк Богу, а живительная пища для вашей души, и нужна она именно вам.

По мере приобретения молитвенного опыта, когда у вас появится желание увеличить ваше молитвенное правило, вы можете, взяв на это благословение духовника, присоединить к утреннему или вечернему правилу чтение псалмов из «Псалтири», канонов или акафистов и обязательно одной или нескольких глав из Евангелия.

Кроме чтения канонических молитв, вы можете обращаться к Богу и со своей «творческой» молитвой, то есть своими словами рассказывать Ему о ваших проблемах и нуждах и просить необходимой вам помощи.

Однако, обращаясь к Богу с «творческой» молитвой, помните, что Он, ещё прежде вашего прошения, знает все ваши беды и потребности и подаёт вам всё потребное для спасения вашей души, сообразно вашему настоящему духовному состоянию, и потому не забывайте, в конце «творческой» молитвы добавлять: «но не моя, а Твоя, да будет. Господи, воля», или: «имиже веси судьбами спаси мя, Владыко Человеколюбче».

Относительно непрестанной «умной» молитвы существует большое количество святоотеческой литературы, на основе «Иисусовой» молитвы существует целое направление духовного подвига.

Для начинающих свою молитвенную жизнь, можно порекомендовать совершение непрестанной молитвы следующим образом: везде, где бы вы не находились: в дороге, на работе, дома, если ваш ум не занят какой-либо необходимой трудовой деятельностью, произносите «про себя» слова «Иисусовой» молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешного».

Причём произносить эту молитву нужно не механически, а внимательно и неторопливо, делая акцент на слове «помилуй», ибо в это ёмкое слово вмещается и «прости мои грехи», и «укрепи в добродетели», и «защити от всякого зла», и «даруй мне Твою Милость».

Если вы приучите себя к постоянному совершению «Иисусовой» молитвы, то эта молитва будет вам защитой от нечистых помыслов, оградит вас от многих искушений, стяжает вам спасительную Благодать Святого Духа.

Итак, для того, чтобы во всей полноте иметь молитвенное общение с Богом, необходимо: посещая храм, участвовать в общей церковной молитве, совершать по «Молитвослову» утреннее и вечернее молитвенное правило, своими словами обращаться к Богу в «творческой» молитве и приучать свою душу к непрестанному общению с Богом посредством «умной» «Иисусовой» молитвы.

Кроме молитвы, и в помощь ей, христианин обязан соблюдать установленные Церковью Посты.

Оценка 4.5 проголосовавших: 149
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here