Религиозное чтение: мусульманская молитва поет женщина в помощь нашим читателям.
Музыка в Исламе
Периодами в Интернете бурно обсуждается тема запретности музыки [1] с точки зрения Ислама. Говорят примерно одно и то же, слышать друг друга у противоборствующих в данном вопросе сторон желание, как мне видится, отсутствует. Думаю, настало время и есть необходимость раскрыть тему, обосновать мнения и поставить предположительно последнюю точку.
По моим наблюдениям (на протяжении более чем 15 лет), кажется, что запрещающие в современной молодежной среде — это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим. Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности. Таких примеров я видел немало, особенно когда человек выходит из состояния спора и полемики, успокаивается и начинает заниматься повседневными бытовыми делами. Главное — чтобы он не забыл о том, что такое ежедневная обязательная молитва.
Религия и духовность даны людям вне сект и течений, говорящих о своей избранности и особой правильности. В истории мусульманского богословия велась самая разнообразная богословская полемика по вопросам, не имеющим прямого и однозначного ответа в Коране и Сунне. Музыка относится именно к таковым. И сила Ислама — в гибкости канонов. Если же человек не имеет гибкости мышления (а для развития интеллекта важно сегодня и высшее образование, и чтение не только религиозной литературы), то все каноны видятся ему незыблемо окостенелыми («только так и никак по-иному») [2].
Аргументы тех, кто запрещает музыку
1. «И среди людей есть те, которые покупают «лахв аль-хадис» [3]» (см. Св. Коран, 31:6). Если принять во внимание слова некоторых толкователей Корана о том, что здесь подразумевается и музыка (наряду с речью, прозой, поэзией, юмором, например), тогда аят явно и четко указывает на то, что музыка, пение и другие формы использования речевого аппарата относятся к той категории вещей, дозволенность или запретность которых определяется намерением и формой применения.
Да, некоторые из сподвижников Пророка и ученых последующих веков цитировали данный аят в качестве аргумента в пользу запретности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Например, известный факых и богослов Ибн Хазм [4] в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь» [5]. Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других! Ибо если некто, к примеру, купит книгу изречений пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для того, чтобы сводить людей с пути Истины посредством выборочных, вырванных из контекста цитат, то он поистине грешник и безбожник! И именно такого рода действие описывается в аяте. В то же время никоим образом не порицаема Богом словесная забава (песни, анекдоты, притчи, смешные истории), которые человек использует для развлечения и отдыха. Но преднамеренно отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным грешен пред Господом и является фасиком (грешником). Кто выполняет свои религиозные обязанности (фарды) пред Творцом и находит время для отдыха и развлечений не в ущерб служению Богу, исполнению Его заповедей, тот является мухсином (праведником)» [6].
2. Другой аят, упоминаемый людьми, запрещающими музыку:
«Если услышат они «аль-лягв» [7] [то есть то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым словам; если услышат оскорбления в свой адрес от тех, кто воспринял их выбор и рост в штыки, либо кого другого], отворачиваются от этого» (см. Св. Коран, 28:55).
Аргументировать запретность музыки посредством приведенного аята представляется странным и неверным. Здесь (даже в случае отдельного, вырванного из контекста рассмотрения) явно говорится о бессмысленной и пустопорожней речи, ругани, словесной суете, вызванных скудостью духовного разумения. Подобное толкование следует из продолжения аята: «Если услышат они «аль-лягв», отворачиваются от этого и говорят:
«Нам — наши дела, а вам — ваши! Мир вам [8], мы не желаем [становиться] невеждами [вступая в конфликт или спор с кем-либо из вас] (мы не хотим водиться с невеждами)» [9] (см. Св. Коран, 28:55).
Слово «аль-лягв», упомянутое в вышеприведенном аяте, означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Слушание того, что не приносит пользы, не является явно запретным до тех пор, пока оно не начинает поглощать время, отведенное для выполнения обязанностей перед Всевышним или людьми.
Необходимо заметить, что не всякое пение является пустословием, ибо многое зависит от текста песни и намерения поющего. Ведь благое намерение делает игру одной из причин обретения близости ко Всевышнему, а шутку может превратить в проявление покорности Ему. В свою очередь, недоброе намерение умаляет благородность действия, превращая его в обряд внешнего поклонения, что является проявлением лицемерия. Ведь сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [покорности Ему], однако смотрит на сердца ваши» [10].
Что касается еще нескольких аятов, приводимых запрещающими музыку, то ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата и всего того, что может усиливать его влияние, воздействие, с намерением опорочить веру, Священное Писание (см. Св. Коран, 53:59–61), или предостерегают от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. Св. Коран, 17:63–65). То, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление, и телевидение, и Интернет можно применять с намерением достижения греховных целей.
3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк [11], употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок] [12] и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]» [13].
Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе [на сегодняшний день есть огромное количество алкогольной продукции, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, некоторые производители которых не жалеют денег, доказывая их пользу для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями» [14].
Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которой определяется формой применения [15]. Соглашусь, что в ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и упомянутыми хадисами, но это не придает вопросу однозначности, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Есть и другие мнения, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому, как например, на свинину, спиртное) на музыку нет.
Если проводить параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, конечно же, запретно (харам).
4. Также те, кто категорично высказывается о запрете музыки, приводят в доказательство следующие два хадиса: «Ангелы [проявления милости Всевышнего] не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)» [16], ведь «колокол (колокольчик) — это дудка Сатаны» [17]. Имам Муслим, в своде хадисов которого приведено данное повествование, назвал раздел «Нежелательность собаки и колокола (колокольчика) в пути» [18]. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательному» [19]. Тема эта и хадисы, связанные с ней, касаются колокольчиков, которые вешались на шеи верблюдов и других животных [20]. С музыкой данный хадис вообще никак не связан, кроме как если постараться что-то домыслить и додумать.
Приводят они и слова ‘Абдуллы Ибн ‘Умара, услышавшего в пути звук свирели (дудки) [у имама Ахмада — звук дудки пастуха] и заткнувшего себе руками уши. Пройдя так некоторое время (сменив направление) и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: «Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так» [21]. Возможно, такой случай и был, но это не говорит о запрете музыки, а больше указывает на то, что она бывает разной и по-разному может быть воспринята, так как если бы она была запретна, то Пророк (да благословит его Господь и приветствует), воспользовавшись ситуацией, оговорил бы запрет, подобно тому как это происходило касательно многих других вопросов и положений, но такого не произошло. Еще следует добавить: имам Абу Дауд [22], приведя данное изречение в своем своде хадисов, сказал, что это как хадис абсолютно недостоверно (мункяр).
Думаю, вышеприведенного достаточно, так как все остальное или недостоверно, или является мнением отдельного ученого, многие века назад высказанным и неизвестно откуда некоторыми нашими современниками процитированным. Ссылки обычно не дают, поэтому проверить сложно. Но даже если что-то категоричное на самом деле было сказано, то в любом случае необходимо понимать это в контексте аятов и достоверных хадисов, которые конкретно не говорят: «музыка запретна», «пение харам». А потому никто не может наложить запрет, кроме как касательно самого себя или когда музыка идет в примесь к чему-то, относительно чего оговорен однозначный запрет.
Аргументы тех, кто разрешает музыку
Прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне, а потому музыка остается быть тем, запретность или разрешенность чего зависит от формы применения и намерения. В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: все то, что не запрещено, является разрешенным. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно ситуации с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества.
Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передает: «Пророк пришел домой, когда дома у меня были две служанки, они пели. Он прилег и повернул лицо (повернулся, отвернулся; накрылся с головой). Через некоторое время зашел Абу Бакр, поругал меня [23] и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего приблизился к нему (повернулся в его сторону) и сказал: «Оставь их!» [24]. Когда он задремал, я взглядом подала им знак, и они обе вышли» [25]. В другом риваяте (версии хадиса) слова Пророка звучат так: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) — наш праздник [не ругай ее, пусть играют, поют]» [26]. Текст хадиса явно указывает на то, что музыка и пение допустимы и позволительны, если не несут собой аморальность, безнравственность и то, что запретно [27].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение [28].
Некоторые убежденные в запретности музыки приводили в качестве аргумента слова Ибн Мас‘уда о том, что якобы пророк Мухаммад сказал: «Пение взращивает в сердце лицемерие!» На самом-то деле эти слова принадлежат не Пророку, а самому Ибн Мас‘уду, вследствие чего не могут рассматриваться в качестве пророческого предания [29]. А потому если в ком-то и появляются, начинают произрастать плохие чувства от прослушивания музыки, то он, конечно же, соответствующим образом отреагирует на это.
Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби [30] в своей книге «Ахкям аль-кур’ан» [31], а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что «все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы» [32].
Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют» [33].
В ответ тем, кто запрещает пение, уместно будет привести высказывание Ибн Хазма из его книги «Аль-мухалля»: «И объясняют они запретность пения, говоря: «Пение является одним из двух — или истиной (аль-хакк), или ложью (аль-батыль). Ведь третьего не дано?!» И это потому, что Господь сказал: «Он — Бог, ваш истинный Господь, а все, что вне истины, — заблуждение. Почему же вы отходите, отклоняетесь [от верного курса]?!» (Св. Коран, 10:32). А ответом нашим с надеждой на согласие Господа является следующее: «Пророк сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям. И поистине, каждый получит то, что намеревался [получить]…» И говорим мы: кто слушает пение с намерением пробудить в себе низменные чувства, тот — сошедший с правильного пути (фасик). И это касается не только пения, но и всего остального. Кто же намеревается получить душевное успокоение и дать себе отдых, обрести новые силы для проявления покорности Господу, ободриться для совершения благих дел, то такой человек проявляет религиозную кротость и благонравие. Действие его — истина (аль-хакк)» [34].
Приведем полезный богословский комментарий из книги «Энциклопедия хадисов. Шесть сводов достоверных хадисов»: «Музыка не является как абсолютно запретной, так и абсолютно разрешенной. При объективном и рациональном взгляде невозможно сказать о том, что хадисы, явно повествующие о ее дозволенности, несут какой-то иной смысл, а также невозможно сказать, что они появились раньше хадисов, запрещающих музыку. С другой стороны, нельзя не видеть слабости и недостоверности хадисов, свидетельствующих о запретности музыки. В то же время мы знаем, что хадисоведение имеет следующее правило: если на одну тему есть более одного недостоверного хадиса, то они подкрепляют друг друга и при значительном их количестве могут приблизиться к степени частичной достоверности (хасан ли гайрихи).
При изучении текстов аятов и хадисов по данному вопросу невозможно использовать элемент взаимоисключения, ибо каждый из хадисов уместен в каждом отдельно взятом случае. Нужно принять во внимание как первую, так и вторую группу хадисов.
Ученые Ислама в подавляющем своем большинстве придерживались именно этого пути: не говорить об абсолютной запретности или абсолютной дозволенности музыки, а оговаривать условия, при которых музыка становится запрещенной или дозволенной» [35].
На данную тему есть оригинальное высказывание одного из крупных исламских ученых XX века Бедиуззамана Саида Нурси [36]. С учетом мнений и условий, оговоренных предшествовавшими ему учеными, он приводит смелую трактовку данного вопроса. Саид Нурси считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».
Наш современник Юсуф Кардави, проживший уже семь десятилетий и всю свою сознательную жизнь занимающийся мусульманским богословием, говорит: «Пение (музыка) в основе своей относится к разрешенному (халяль), так как все то, что не запрещено Кораном и достоверным текстом из Сунны, является разрешенным. А все то, что приводится в доказательство запрета пения (музыки), является или ясным по смыслу, но недостоверным, или достоверным, но неясным по смыслу» [37]. Думаю, стоит прислушаться и к этому мнению, имеющему грамотное богословское обоснование.
В заключение темы
Те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, не слышат Сунну, а также идут против природы, установленной Всевышним. Ни в Коране, ни в достоверной Сунне последнего Божьего посланника нет прямых запретов на музыку. Те, кто говорит о запрете, приводят косвенную аргументацию, что может быть применимо, но не может нести собой канонической категоричности.
Ответы на вопросы о дозволенности и запрете музыки в Исламе
Можно ли женщине слушать мужчину-певца, и наоборот?
Можно, принимая во внимание рекомендации приведенного исследования.
Иногда я танцую дома под музыку, не содержащую ничего противоречащего Исламу и делаю различные произвольные движения. Разрешается ли это, если я дома одна?
Объясните мне, пожалуйста, как музыка может быть разрешенной, когда само слово «музыка» уже означает «играть на инструменте»?! А как мы знаем, инструменты являются харамом. Так о какой музыке идет речь? Бывает музыка без инструментов? Или имеется в виду, что некоторые инструменты не являются харамом? A.
Инструменты являются харамом? С чего бы это?
Скажите, пожалуйста, как мусульманину следует относиться к музыке. Правда ли, что Ислам признает только ударные инструменты? Какова позиция Ислама относительно произведений Баха, Генделя и других классиков, в творчестве которых важное место занимают религиозные произведения — мессы и т. п.
Вот общее мнение, касающееся этой темы и высказываемое многими мусульманскими богословами: если музыка отвлекает человека от богобоязненности, пробуждает в нем животные чувства и движет его сознание к греху и безнравственности, то для него эта музыка является запрещенной (харам). При отсутствии подобного слушать ее канонически допустимо.
Когда я учился в 8-м классе, то начал увлекаться рэпом. Но параллельно с этим я знакомился с Исламом. В 9-м классе у меня появилась идея сочинить свой рэп на английском. Я начал пробовать… Альхамдулиллах (слава Богу), у меня получалось. Конечно, поначалу все выходило банально и смешно, но так как я много практиковался, то уже с помощью Всевышнего, как мне кажется, мой рэп почти достиг высокого уровня. Я держу это в тайне, чтобы никто не говорил, что у меня не получится.
Слава Аллаху, в 10-м классе я начал читать намаз. И тогда перестал слушать многих исполнителей. Потом я узнал, что шариатом музыка в принципе не запрещается, все зависит от характера текстов. Ну а в моем рэпе я рассуждаю о проблемах общества, отмечаю разврат в шоу-бизнесе и призываю вести себя достойным образом и т. п. Далее, альхамдулиллах (очень сильно благодарен Всевышнему), я продолжал все глубже изучать Ислам. И тут появился один человек и сказал, что музыка харам. Насчет рэпа он ответил, что это одно и то же, что зарезать свинью по шариату!
А ведь моей целью было призывать людей к Исламу во всем мире. Ну если даже не призывать, то хотя бы рассказать просто, кто такие мусульмане на самом деле! Дальше один брат сказал, что такие вещи не объясняются рэпом (многие начнут воспринимать Ислам несерьезно, а как какой-нибудь прикол). После этого я сразу бросил слушать рэп, пойдя против своего желания. Хотелось бы знать ваше мнение насчет музыки.
Ничего греховного в вашем музыкальном творчестве я не вижу. Если кто-то считает, что музыка является абсолютным харамом, то это его личное дело и некомпетентность. Сколько людей, столько и мнений.
Учтите, что мусульманин, выбрав для себя ту или иную жизненную стезю, должен двигаться по ней с энтузиазмом, удаляясь от сомнений, слабостей и лени, и с максимальным профессионализмом, а это подразумевает получение основательного образования, даже музыкального.
У меня сложилась непонятная ситуация: хочу жениться на носящей хиджаб мусульманке и чтоб свадьба проходила именно по исламским канонам (женщины отдельно от мужчин, без алкоголя и разных певцов), так как хочу довольствия Аллаха мною. Но моя мать хочет отпраздновать со всем торжеством по нашим таджикским традициям. Как мне быть, ведь послушание родителям тоже фарз (обязательно)?
Прислушайтесь к родителям и не будьте слишком категоричны. Главное — отсутствие на свадьбе спиртного. Народная, национальная музыка не помешает.
Можно ли свадьбу провести с участием музыкантов?
Конечно, можно и нужно, и это соответствует Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), так как придает процессу бракосочетания соответствующую гласность, открытость, информирует большее число людей о том, что конкретные мужчина и женщина становятся мужем и женой. Это должно стать праздничным фоном, привнесением радости в торжественное мероприятие, но не превращающим торжество в большую дискотеку.
Пусть будет больше традиционной, народной, национальной и доброй музыки.
Как Ислам относится к пению на свадьбах, банкетах?
Можно ли ходить на татарские концерты? Моя тетя (мусульманка, преподавательница) говорит, что даже слушать нельзя, не то чтобы ходить. Также она говорит, что можно слушать только мусульманскую музыку и что обычная музыка связана с Сатаной, дьяволами. А я ничего не могу с собой поделать, так как люблю свою культуру.
Конечно же, можно посещать культурные мероприятия и слушать народную, этническую музыку. То, что отдельный человек относится к тому или иному вопросу категорично касательно себя, не говорит о том, что все должны относиться к этому именно так. Ислам — это намного большее, чем представления отдельного человека, группы людей или даже большого сообщества. Кстати, советую не заявлять вашей тете об этом в категоричной форме, она вас не поймет, ведь любому тяжело воспринимать критику и несогласие, особенно когда это исходит от того, кто значительно младше. Будьте деликатны, постарайтесь не обидеть ее.
Скажите, как с точки зрения Ислама относиться к опере и балету? С вашим исследованием о музыке я ознакомился.
Не могу что-то однозначно сказать, но совершенно точно — не должно быть перегибов, крайностей, категоричных суждений. Балет, опера, театральное ремесло — это уже неотъемлемые элементы культур многих стран, поэтому в какой-то мере эти культуры важно знать (к примеру, как факт, сами мусульмане до сих пор не могут снять более-менее полноценный фильм о Пророке, в котором главные роли играли бы люди, сами исповедующие Ислам, то есть носители культуры и нравственности этой религии), но, учитывая сложившуюся сегодня нездоровую тенденцию, когда, чем более шокирующе и эпатажно зрелище, тем более оно популярно и признаваемо, к этому вопросу следует подходить выборочно и внимательно.
Хотела бы спросить, можно ли детям слушать детскую музыку, детские песни и танцевать? Моим детям они очень нравятся, и мои девочки любят потанцевать. Но я знаю мнение своих подруг, которые считают, что музыка и танцы запретны (харам). Помогите, пожалуйста, найти правильный ответ.
Извините, но мнение ваших подруг свидетельствует об их недостаточной осведомленности или радикализме.
Почитайте приведенное исследование и не ограничивайте своих детей в развитии.
Надеюсь, что в игрушки и всевозможные развивающие игры они у вас играют.
Дело в том, что я учусь играть на гитаре. Но недавно мне сказали, что это запретно. Я прочел вашу фетву (за 1999 год), но так и не нашел точного ответа. Вы писали, что мнения исламских ученых расходятся в данном вопросе. Это намного лояльнее, чем то, что я прочел на одном из исламских форумов. Там говорилось, что прослушивание музыки приравнивается к употреблению вина, удаляет от Всевышнего и является чуть ли не смертельным грехом. Я ужасно опечален этим и все время об этом думаю. Я люблю играть на гитаре. Но это никогда не мешало мне совершать пятикратную молитву, держать пост в установленное время и придерживаться других канонов. Я религиозно-практикующий, никогда не пробовал пить или даже курить, тем более не собираюсь делать этого в будущем. Играя на гитаре, я не впадаю в самозабвенное веселье. И так как я в основном играю классическую музыку, то не думаю, что моя игра несет какой-нибудь разврат. Узнав, что, возможно, ждет меня на том свете, я все больше и больше задумываюсь.
Развивайте свой талант, нет греха в этом. Во благо сохранения вами психического и духовного здоровья не советую участвовать в интернет-обсуждениях вешальщиков на свободные уши сетевой лапши религиозного характера, убивающих свое время в бесконечных чатах и на форумах, перегоняющих одни и те же глупости из пустого в порожнее.
Мне 36 лет, и я делаю первые шаги к истине, к Исламу. Мне очень многое непонятно. Например, у меня есть знакомый, который вот уже несколько лет соблюдает религиозную практику. Он говорит: слушать музыку грех, танцевать грех, а телевизор вообще он выбросил. Как вы считаете, он прав?
Он, конечно же, не прав, но это его личное дело. Каждый волен в выборе: ходить ему на ногах или на руках. Возможно, что он настолько занятой и деловой человек, что эти вещи мешают ему сконцентрироваться на научных, коммерческих или культурных достижениях в его профессиональной деятельности.
Если же он из категории лентяев, видящих во всем только плохое, тогда анализ происходящего будет, конечно же, иным.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Данная версия материала написана мною примерно в 2006 году.
[2] Подробнее о последнем читайте в материале «Разве вы не разумеете?» данной книги.
[3] Лахв аль-хадис (араб.) — веселье речи, забава и игра речи.
[4] ‘Али ибн Ахмад ибн Хазм (994–1063 гг. по григор.) — богослов и факых захиритского мазхаба, поэт и историк из Андалусии. Автор многих сочинений, в числе которых «Аль-фасль фи аль-миляль ва аль-ахва’ ва ан-нихаль» и «Тавк аль-хамама».
[5] «И среди людей есть те, которые покупают забавы речи для того, чтобы свести с пути Господнего без знаний, и делают его [этот путь] предметом насмешек. Таковым уготовано унизительное наказание [в вечности]» (Св. Коран, 31:6).
[6] Слова Ибн Хазма в оригинале см., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 689.
Более подробные комментарии к аяту, подтверждающие верность сказанного при внимательном чтении, см., например: аль-Бака‘и Б. (умер в 885 г. по хиджре). Назм ад-дурар [Нанизывание жемчуга (тафсир)]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 6, 7; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 62, 63; аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 14. С. 35–39.
[7] В данном контексте в первую очередь подразумевается та бесполезная речь, которая оскорбительна, обидна и болезненна для тех, кому адресована.
[8] В значении «прощайте», «вы в безопасности от ответной злой реакции» или «да исцелит вас Всевышний от заблуждений».
[9] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 10. С. 489–494.
Аят описывает фактические и неотъемлемые качества того немалого количества праведников и ученых из числа людей Писания, которые уверовали в истинность миссии пророка Мухаммада и Божественность последнего Писания. Как следствие — им порой приходилось выслушивать обидные и оскорбительные слова в свой адрес со стороны тех, кто не понял их или не хотел понять.
Но важно отметить, что, в соответствии с правилами корановедения, аяты не столько дают нам историческую справку, сколько назидательно показывают положительный пример, следовать которому нужно стремиться. Тем более что важность этих качеств описывается в других аятах и достоверных хадисах.
[10] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [религиозности; не смотрит на форму] и богатства ваши [кто сколько заработал, чего достиг; сколь дорогой костюм или часы на себя надел], однако смотрит на сердце каждого [что оно говорит, чем живет, куда стремится; чем наполняется временами, переполняется] и дела [длиной в годы, десятилетия… жизнь]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 34–(2564); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 121; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 114, хадис № 1832, «сахих».
[11] Подробнее о границах запрета в использовании натурального шелка с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам».
[12] Канонически употребление спиртного относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.
[13] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1794, хадис № 5590.
[14] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 432, хадис № 4020, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 471, хадис № 7706, «сахих».
[15] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 63–69; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 260–263.
[16] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 876, хадис № 103–(2113).
[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 877, хадис № 104–(2114).
[18] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 876.
[19] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 95.
[20] Подробнее см., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 10. С. 552–556, хадисы № 4699–4705.
[21] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 534, хадис № 4924, «мункяр»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 354, хадис № 4535.
[22] Абу Дауд (Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Саджистани) (202–275 по хиджре; 817–889) — известный богослов-мухаддис. С раннего детства получил знания мусульманского богословия и с целью приумножения их, а также работая над достоверностью повествований, приписываемых пророку Мухаммаду, посетил все научные центры того времени (Шам, Египет, Аравийский полуостров, Ирак, Хорасан и др.). В последующем стал имамом (главой) мухаддисов (хадисоведов) своего времени. Умер в Басре. Его главный труд «ас-Сунан» входит в шестерку основных сводов хадисов (Аль-кутуб ас-ситта). В нем приведено 4800 хадисов, выбранных из 500 000 повествований (отсев производится по результату кропотливой работы по установке достоверности отношения того или иного повествования к Сунне пророка Мухаммада). Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 1. С. 784, № 5824; аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 3. С. 122.
[23] ‘Аиша была дочерью Абу Бакра.
[24] В другом риваяте (версии хадиса): «Оставь их (не тронь их), Абу Бакр, у нас праздник» См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 295, хадис № 987.
[25] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 285, хадис № 949.
[26] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 286, хадис № 952.
[27] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 563.
[28] О сопровождении праздника концертными программами с учетом национальных традиций см. в достоверном хадисе: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 285, хадис № 950. Комментарии к нему см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 564, 565; Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.] Т. 4. С. 1950.
[29] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 358, хадисы № 5809 (да‘иф) и 5810 (да‘иф). Да‘иф, то есть хадис не является достоверным.
[30] Абу Бакр Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн аль-‘Араби (умер в 543 г. по хиджре; в 1148 г. по григор.) — богослов из Андалусии. Его наиболее известные произведения — «Ахкям аль-кур’ан» и «Аль-‘авасым мин аль-кавасым».
Прошу не путать этого Ибн аль-‘Араби, являющегося без преувеличения великим ученым, с другим известным андалусским ученым и суфием Мухьиддином ибн аль-‘Араби (умер в 638 г. по хиджре; в 1240 г. по григор.).
[31] См.: Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 1053, 1054, 1494, а также Т. 4. С. 1950.
[32] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 690, 691.
[33] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2665, 2666; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 108.
[34] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 690.
[35] Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 10. С. 513, 514.
[36] Саид Нурси (1876–1960) — исламский богослов и мыслитель XX века. Родился в турецком селе Нурс. Получил имя Бедиуззаман («чудо времени»). Его богословские произведения объединены в собрание сочинений «Рисале-и Нур».
[37] Подробное разъяснение и аргументацию по данному мнению см.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 688–693.