Урок по теме молитва как жанр в лирике лермонтова

Религиозное чтение: урок по теме молитва как жанр в лирике лермонтова в помощь нашим читателям.

Учебник Ю. В. Лебедева. Тема урока: Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема урока: Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Второй этап урока. Практикум.

Контрольная работа по литературе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», лирике М. Ю. Лермонтова, роману М. Ю. Лермонтова «Герой.

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения

Творчество композитора – исполнителя – слушателя. Песня, танец, марш как 3 типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в.

Расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады

Базовый учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.

Конспект урока литературы в 9-м классе по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Мечта поэта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений

Цель урока: исследование системы изобразительно – выразительных средств, используемых поэтом

Г. Меркин: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учр.: В 2ч. – 9 изд. – М.: Ооо «тид «Русское слово рс».

Цель урока: сформировать представления о предельных углеводородах как представителях органических соединений

Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова)

Цели урока: через молитвенную лирику М.Ю. Лермонтова показать детям необходимость внутренней гармонии человека.

  • провести вектор от трагической судьбы поэта к его богатейшему внутреннему миру;
  • сподвигнуть учащихся на психологический анализ молитвенной лирики;
  • показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;
  • развивать навыки интерпретации поэтического текста;
  • передать учащимся ценностные и душевные основы религиозной лирики;
  • воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;
  • повысить уровень эмпатии учащихся.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: урок по рефлексивной технологии.

  1. Предметные: презентация (Приложение 1), сборник стихотворений.
  2. Технические: компьютер.
  3. Практические: составление плана – конспекта урока, индивидуальные сообщения учащихся.
  4. Интеллектуальные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, выделение главного.
  5. Эмоциональные: эмпатия, душевное вдохновение, внутренняя радость.

Опережающее домашнее задание:

  • подготовить сообщения по самостоятельно найденным источникам о В.Лопухиной;
  • подготовить сообщение о молитве как речевом жанре;
  • подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».

Основные виды работы на уроке:

  • лекция с элементами беседы, сообщения учащихся;
  • запись установочного рассказа учителя;
  • выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.

Учащиеся должны знать:

  • основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;
  • стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».
  • анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать стихотворения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • составлять план-конспект лекции учителя.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний учащихся.

Мы продолжаем наше знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова, но урок мне хотелось бы начать с вопроса, на первый взгляд не имеющего ничего общего с поэзией. Что такое молитва?

(Это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.)

– Кто создавал молитвы?

(Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.)

– Это так, но каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова – но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Однако в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Известны ли вам такие примеры?

(Например, стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» и др.)

– В чем же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она отличается от молитвы канонической? Послушайте сообщение вашего одноклассника и выпишите в тетрадь типы молитв и укажите сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической.

3. Примерное сообщение ученика.

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Изначально коммуникативная функция канонической молитвы – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.

Мишланов В.А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведением. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов». [4]

В зависимости от того, какая из частей (восхваление или покаяние) доминирует, можно говорить о двух отдельных типах молитвы: молитве-хвалении и молитве-покаянии.

Молитва – хваление включает лишь обращения к Богу и возвеличивающие эпитеты.

Молитва – покаяние содержит, помимо стандартных обобщённых фраз о «безнравственности, неправедности, греховности» творящего молитву, страстные просьбы о прощении, милости.

Для настоящей молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Очень часто бывает сложно отнести то или иное поэтическое произведение к жанру молитвы. Оно как будто замаскировано, тайный смысл его скрыт от глаз, так что угадать жанр молитвы в обычном поэтическом произведении можно в основном только благодаря общему молитвенному настрою: поэт испытывает примерно те же чувства, что и творящий каноническую молитву.

Поэтическая молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы. [1]

Примерные записи в тетрадях:

а) Типы молитв канонических: молитва-хваление и молитва-покаяние.

б) Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической:

– Разговор наш о молитве не случаен, как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Очевидно, речь пойдет о стихотворениях М.Ю.Лермонтова, написанных в жанре молитвы).

– Совершенно верно, тема нашего урока «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Учащиеся записывают в тетради тему урока. (См. Приложение 1. Слайд 1)

Определим задачи урока: (См. Приложение 1. Слайд 2)

5. Лекция учителя с элементами беседы.

Обычно стихотворения, созданные в жанре молитвы принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?

На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

В Лермонтове, несмотря на чувство «безочарования», как назвал преимущественное состояние его духа один из критиков, и на то, что временами он не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, все-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах. Жизнь временами казалась Лермонтову полной, бьющей через край, обещающей счастье. О таких минутах поэт писал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»: (См. Приложение 1. Слайд 3).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога… [2]

Религиозные мотивы проявляют себя в лирике Лермонтова с самых ранних его произведений. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,

Если дух твой изнемог,

Но не молишь в покаянье:

Не простит великий Бог!

Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет не только реализовываться им в других стихотворениях, но даже станет одним из его любимых жанров. Некоторые из них так и будут названы – «Молитва».

Ученик читает стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация.

– Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы?

(Данное стихотворение, скорее, не молитва, а рассказ о самом откровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не найдя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.)

Звуки в чудной молитве непонятны, но обладают «силой благодатной», исцеляя больную душу, внося в нее мир и избавляя от страданий. Однако такие минуты в жизни и в творчестве Лермонтова редки. По большей части, поэт ничего уже не просит у Бога. В другой «Молитве» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») он обращается даже не к Богу – Творцу мира, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница за всех грешников перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьей.

Чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» (См. Приложение 1. Слайд4)

История создания стихотворения.

Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадежность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завертывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной.

Сообщение ученика о В.А.Лопухиной.

(На экране проецируются портреты М.Ю. Лермонтова и Вареньки Лопухиной в костюме испанской монахини). (См. Приложение 1. Слайды 5,6).

Возможен просмотр фрагментов из художественного фильма «Лермонтов» режиссера Н.Бурляева.

Анализ стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»

В тексте стихотворения содержится обращение к Богородице, почитавшейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей. («Теплой заступнице мира холодного». Отметим игру антонимов: эпитет «холодный» – дань романтическому сознанию, равно как и позиция лирического субъекта – «безродного странника». Не сразу поэт открывает нам, о чем же он, собственно, просит (прием растянутого ожидания заимствован из фольклорной поэтики). Только во 2-ой строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины.

– С каким пушкинским стихотворением созвучна лермонтовская «Молитва» («Я вас любил…»)

– В чем сходство и различие этих произведений?

(У Лермонтова здесь нет никакой жертвенности: он желает героине не счастливой любви с кем-то другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, и – что очень важно – «покойной» старости.)

– О чем же просит лирический герой у Богородицы для своей возлюбленной?

(Вручая «душу достойную» Богородице, лирический герой просит, чтобы судьба «девы невинной» была счастливой и защищенной до смерти. Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым:

В последней строфе даже смерть рисуется в гармоничных тонах, наполненных красотой.)

Итак, поэт молится о том, чтобы вся участь «девы невинной» от рождения до «часа прощального» проходила под благим присмотром Богородицы. С точки зрения Лермонтова, только в этом случае человеку обеспечено естественное и спокойное пребывание в земном мире. Косвенным свидетельством такого натурального порядка служит необычное для поэта употребление эпитетов в их прямых предметных или эмоционально устойчивых значениях: молодость светлая, старость покойная, час прощальный, утро туманное, ночь безгласная, ложе смерти печальное. [2]

Все это касается смысла стихотворения. Того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам. Он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе его трепетную мольбу за «деву невинную». В его стихе все живет и меняется вместе с его чувством: окраска слов и звуков, ритм. Мы уже заметили антонимичные противопоставления в 1-ой строфе, необычные эпитеты.

– Проследите за «одеждой» слов – звуками. Каким главным звуком создается звуковой фон стихотворения? Что, по- вашему, он помогает передать?

(Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся «у». Здесь во 2-ой строфе – 15, в 3-ей – 13, в 4-ой – 13 раз повторяется этот звук. Он помогает почувствовать заунывность молитвы, страстность мольбы. (Ср. звуковой фон стихотворений «Нищий», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим им тест. (См. Приложение 1. Слайд 7).

– Обратите внимание на лексический строй речи.

Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика – «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять»

-Какую смысловую нагрузку несет ритмический строй стихотворения? (См. Приложение 1. Слайд 8).

(Ритмические перебои в движении четырехстопного дактиля (имеются в виду сверхсистемные ударения) почти зримо отражают колыхание пламени свечи перед иконой, «яркое сияние» которой служит герою страннику поддержкой в его простой молитве).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим тест. (См. Приложение 1. Слайд 9)

Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы не потерять целостного восприятия, впечатления от этого произведения.

Каким вам видится лирический герой данного стихотворения?

Сопоставьте стихотворение “Молитва” (“Я, матерь Божия, ныне с молитвою. ” с другими “Молитвами” Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического “я” все меньше просьб в Богу. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. [3]

  1. Жигалина С. Жанр молитвы в лирике М.Ю.Лермонтова. www.school-conference.narod.ru/thesis/literature/Jhgalkina_Svetlana_literature.do.
  2. Коровин В.И., Вершинина Н.Л. и др. Методические рекомендации к учебнику В.И, Коровина и др. «Русская литература XIX века». М., Просвещение, 2004.
  3. Миронова Н. Изучение литературы в 10 классе. М.Ю. Лермонтов. www.pereplet.ru
  4. Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Конспект урока по теме : “Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова”

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Тема урока: Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Всевышний, Господь, Бог, Матерь Божия.

Верно. Духовная опора русского человека заключается в православно-христианских святынях. Это понимал своей «русскою душой» Лермонтов.,

Посмотрим на содержание лермонтовских сборников. В каком объеме представлен в них жанр молитвы?

Учащиеся называют стихотворения и делают вывод, что жанр

молитвы представлен достаточно широко.

Почему Лермонтов обращается к этому жанру, к молитве?

Мучительные противоречия души, трагическая рефлексия, тоска одиночества поэта врачуются обращением к молитве, которая открывает благодатную гармонию в окружающем мире. Обратимся к стихотворениям.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения, в беседе выявляется основное идейно-тематическое содержание. «Молитва»(«Не обвиняй меня, всесильный…»

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Обращение к «всесильному» с просьбой «не обвинять», «не карать» за «звуки грешных песен», за «страшную жажду песнопенья», за то, что «в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя…»

«Молитва»(«Я,Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Обращение к Матери Божьей с просьбой за любимого человека .« Ветка Палестины». Ощущение благодатного дыхания святости.

Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…» Чем отличается пушкинская молитва от лермонтовской?

У Пушкина- сама молитва, почти дословно совпадающая с оригиналом. У Лермонтова – обращение к Богу не словами самой молитвы, а движением души,сердца,своими словами.

Второй этап урока. Практикум.

А сейчас обратимся к тексту еще одной «Молитвы» Лермонтова, чтобы попытаться увидеть это движение души и понять, как , какими средствами языка поэт рисует это.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Чтение стихотворения учителем. Какова интонация стихотворения?

Мягкая, лирическая, задушевная. Назовите основные образы стихотворения.

Лирический герой, молитва.

Образ лирического героя статичен или дан в развитии? В развитии.

От чего к чему? От состояния ДО молитвы к состоянию ПОСЛЕ.

Как это состояние отражено в композиции?

1строфа- состояние ДО молитвы.

Как это состояние показано через лексику?

Трудную, теснится, грусть- бремя скатится, верится ,легко. Как называется такой прием?

Следовательно, говоря о композиции, мы можем выделить две части.

Состояние лирического героя до молитвы и состояние его после молитвы.

А сама молитва? Это тоже композиционная часть стихотворения. Третья.

Чем обусловлена такая композиция, какова, по-вашему, задача поэта?

Автор показывает, что происходит в человеческой душе под влиянием молитвы. Вот это движение души мы и должны увидеть.

Прочитайте еще раз первую строфу. Назовите слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Минута трудная, грусть теснится. Эпитет «трудную», слово «грусть» в сочетании с глаголом «теснится» говорят о смуте, печали ,подавленности лирического героя.

Обратите внимание на звуковой фон первой строфы.

13 раз повторяется звук У, который создает звуковой фон

Перечитаем вторую строфу .Назовите слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Это эпитеты «благодатная», «святая», олицетворение «дышит прелесть».

Обратите внимание на слово БЛАГОДАТНАЯ т.е.божественная, спасающа

Это сама молитва? Понятно ли нам, какую молитву произносит лирический герой?

Нет, молитва не названа. Это тайна героя. Это не молитва, а рассказ о силе молитвы, о небъяснимом( «непонятная»), таинственном, но таком преобразующем влиянии на человеческую душу.

Перечитайте третью строфу. Что вы скажете о лексике? Каждое слово- это ответ души на молитву.

Что же молитва дала лирическому герою? Облегчение, душевный покой, веру, надежду. «Бремя скатится», «сомненья далеко», «верится», «легко» .

Обратите внимание на звуковой фон третьей строфы.

Звуки А, Э широкие, открытые, свободные, создают ощущение легкости.

Сделаем вывод: лексический строй и звукопись помогают нам увидеть, понять это движение души от «до» до «после».

А теперь обратимся к синтаксису. Назовите действия героя.Единственное действие героя названо в определенно-личном предложении «…твержу я…» Все остальное происходит с ним, вне его воли. Обратите внимание на две последние строчки. Это безличные предложения, слова состояния. Почему не « Я верю», «Я плачу»? Действие молитвы необъяснимо, чудесно.

Исходя из наших наблюдений, мы можем сделать вывод , что сферу человеческого мы можем объяснить, а сферу божественного- нет.

Давайте обратимся к размеру и ритму стихотворения. Несут ли в данном тексте эти две важные составляющие стихотворного произведения смысловую нагрузку.

Определите размер стихотворения. Ямб.

А теперь обратите внимание на ритмическое построение строф. Сравните первую и третью строфы.

Первая строфа-3-х стопный ямб, все 12 ударений. Стих звучит «тяжело». Понятно, почему(душевное состояние лирического героя).

Третья строфа- тоже ямб, но уже двустопный, меняется ритм: 2 ударения в строчке.

Стих становится «легче», строчки как будто «взлетают»,действительно, «…легко, легко».

Сделаем вывод: для понимания идейного содержания стихотворенияважно увидеть и понять смысл всех его составляющих: образов, интонации, композиции, лексики, звукописи, ритмики. Что мы и попытались увидеть и понять в стихотворении М.Ю . Лермонтова «Молитва».

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

  • 4012
  • 14.10.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here