Религиозное чтение: уроки музыки 6 класс перезвоны молитва в помощь нашим читателям.
Содержание
Презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему:
6 класс. Перезвоны. Молитва
Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему “Перезвоны. Молитва”, рассматривается произведение В. Гаврилина “Перезвоны”, а так же обращение к жанру “молитва” разных композиторов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999) Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
« Перезвоны»- так назвал свою симфонию- действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор Валерий Александрович Гаврилин. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
В основе этого сочинения- впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
В рассказе В. Шукшина « Слово о малой родине» есть такие слова: Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное , в том, что даёт родина- каждому из нас- в дорогу. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
А вот что говорил Валерий Александрович Гаврилин о своём сочинении: Всё, написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается « действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть , как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
«Молитва» В «Молитве» человек, а из контекста симфонии-действа мы видим, что это бывший разбойник, обращается к Богу и просит помиловать его. Это не просто молитва, это осмысление человеком своего жизненного пути. Сопровождает молитву звучание колокола. Это звучание воспринимается как биение человеческого сердца, как удары часов жизни. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
П. Джогин « На Валааме» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
И. Левитан « Над вечным покоем» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
Б. Кустодиев « Осенний сельский праздник» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
Булат Окуджава «Молитва» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) «В минуту трудную сию» поэт, песнопевец . Имя иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.
презентация “A visit to the zoo” и конспект урока английского языка в 6 классе (УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English” 5-6, раздел 6 “Animals in our life”).
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с.
конспект урока по музыке “Перезвоны. Молитва.” по УМК Сергеевой – Критской 6 класс.
Конспект урока по музыке, тема: “Перезвоны” Молитвы.
Презентация у уроку музыки в 5 классе “Перезвоны”.
Уроки музыки 6 класс перезвоны молитва
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Технологическая карта урока музыки для 6 класса на тему: «Перезвоны. Молитва»
Комментарии
Адрес редакции: 630136, г. Новосибирск, ул. Плахотного 74/1
Учредитель: Воробьев Сергей Александрович
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.
Копирование материалов возможно только при разрешении администрации.
Урок музыки в 6 классе Тема: Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва
образовательная – знакомство с творчеством В. Гаврилина и его произведениями, А. Матюшина, Б. Окуджавы;
развивающая – совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
воспитательная – прививать любовь и уважение к искусству.
Музыкальный репертуар: В. Гаврилин «Перезвоны», «Осень», «Мама», А. Матюшин «В минуту скорбную сию…», Б. Окуджава «Молитва».
Планирование уроков музыки в 3 классе четырехлетней начальной школы по программе «Музыка» Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина.
Сегодня речь пойдет о древней русской духовной музыке, основным жанром которой является знаменный распев. Знаменный распев – основной.
Изучить и закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков
Доказать учащимся способность музыки и песни воздействовать на организм человека, показать оздоровительные свойства музыки
Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» должны решаться в неразрывном.
Знакомство с музыкой немецкого композитора В. Моцарта и с произведениями духовной музыки Д. Бортнянского
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берновская средняя общеобразовательная школа имени А. С пушкина», с. Берново.
Тема моей работы – «Влияние музыки на человека». Я выбрал эту тему не случайно, а потому, что я учусь в музыкальной школе. Я учусь.
Атрибуты для фокусов, ромашку с отрывающимися лепестками. Аудиозапись «космической» музыки, песенки Крокодила Гены, танца «Маленьких.
Урок музыки в 6 классе «Перезвоны». Молитва
Урок музыки в 6 классе
«Пе – ре- звон, пе- ре – звоны». С этими словами представляются старенькая деревенская церковь, дорога, простой и привычный русский пейзаж. Путь, который длится тысячу лет. Судьбы многих поколений наших соотечественников, круговорот рождения и смерти становятся бесконечной жизненной дорогой народа. «Перезвонами» названо произведение композитора конца ХХ века Валерия Гаврилина. «Когда я пишу, я представляю людей, картины»,- говорил композитор.
Деревенский пейзаж с колокольней
В подзаголовке произведения обозначено «По прочтению В. Шукшина», однако «Перезвоны» почти целиком основаны на текстах самого композитора. Валерию Гаврилину, который вырос в детском доме недалеко от послевоенной Вологды, было очень близко содержание произведений выходца из алтайской глубинки Василия Макаровича Шукшина. Оба знали и понимали жизнь простых людей, чувствовали глубинную суть русского характера. Здесь и лирика, и элементы народных праздников, деревенских посиделок, отзвуки старинных былин, и, одновременно, мы слышим послевоенную деревню, современную жизнь России.
Портрет В. Шукшина
Сочинение обозначено автором как хоровая симфония- действо. «Мне хочется, — говорил Гаврилин о «Перезвонах», — раскрыть слушателям сокровищницу житейской мудрости, заключенной в произведениях народного творчества, привлечь внимание к таким важным моральным категориям, как верность, долг, совесть, честность и неподкупность. Верю, что о самом сложном и серьезном можно говорить просто и понятно, без упрощений». Театральность отнюдь не внешняя черта премьерного исполнения произведения Московским камерным хором под управлением В. Минина. Перестановки хора, пространственные эффекты, включение зала, «описание» героев и места действия играют на раскрытие композиторского замысла.
Портрет В. Гаврилина
Как известно, в основу «Перезвонов» легли мотивы двух поздних произведений Шукшина. Прежде всего, исторического киноромана «Я пришел дать вам волю» о судьбе предводителя народного восстания Степана Разина. И повести «До третьих петухов» («Сказка про Ивана- дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума»). Основа сюжета – русский характер на разных этапах истории народа, «смысл человеческой жизни», вечная борьба добра и зла, размышление о том, как надо жить и как надо умирать. « Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне… Дело, наверное, в том, что даёт родина каждому из нас в дорогу».
Шукшин в фильме «Калина красная», финал
Известны слова, записанные Шукшиным незадолго до его кончины. «Не теряй свои нравственные ценности, где бы ты ни оказался…. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Всё, написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Так и выстраивается « действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда.
Дорога в русском поле
«Это написано кровью сердца; живая, современная музыка, глубоко народного склада и современного мироощущения, рожденная на наших просторах», – так отозвался о «Перезвонах» композитор Г. Свиридов. В «Перезвонах» В. Гаврилин стремится единым взором охватить Вечность и Время, историю Руси и жизнь отдельного человека. Фрагменты этой вечности: народные традиции, жанры, образы и приближающиеся к «простым законам нравственности» «вечные ценности». История и мир человеческой души предстали здесь и как громадная вселенная, и как «согласный» с хоровым звучанием целого отдельный звон. В этом видится внутреннее обоснование хорового начала, истинная традиционность и новаторство жанра».
Портрет Г. Свиридова
Первым исполнил «Перезвоны» известный Московский камерный хор под управлением Владимира Минина. Но прежде фрагменты звучали в театре имени Вахтангова в Москве в постановке спектакля «Степан Разин». Тема Степана Разина, его величественной души, в которой соединились бесшабашная удаль с высоким порывом духа и нежной памятью о детстве, и стала главной темой «Перезвонов».
Изображение Степана Разина
«Перезвоны» Валерия Гаврилина завораживают спокойно льющимся внутренним светом, покоряющей искренностью и свежестью образов. С радостным волнением прозреваешь в них черты чего-то близкого, родного, что как будто забылось, но теперь неожиданно всплыло из глубин памяти, оно таит подлинную духовность и глубину. Из пестрой мозаики картин, как из отдельных голосов, складывается грандиозная многоплановая фреска. Здесь и «массовые сцены» с элементами хорового театра, и театральный монолог, и сольные вокальные номера, дуэты и трио с хором, хоры a cappella и в сопровождении инструментального ансамбля и одинокая, как тоскующая человеческая душа, дудочка», — писал Василий Белов.
Портрет писателя В. Бокова
«Слышу отзвуки древних языческих заклинаний, причетов, свадебных и праздничных песнопений, чуется в них ярмарочное многоцветье и мощь колокольных благовестов. А на какой пронизывающей художественной высоте оказалась в этом произведении наша северная частушка»
Начинается действие с высшей, итоговой точки («Весело на душе», «Смерть разбойника»). «Смерть разбойника» – это легенда о человеке, кающемся перед смертью. Уже в этих первых двух частях слух завораживает непредсказуемость переходов. Главный сюжет — притча о смерти благородного разбойника — начнется с конца, на пороге смерти героя. По признанию В. Гаврилина, «Перезвоны» создавались «под большим впечатлением» от «Севастопольских рассказов» Толстого. В одном из них Толстой описывает образ солдата, погибающего во время атаки. В последние секунды он вспоминает всю жизнью. Шукшин в «Слове о «малой родине» пишет: «Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет».
Пожилой солдат 19 века ( у Перова)
А жизнь эта проста, как глядящее вдаль на заходящее солнце окошко крестьянской избы, распахнутые с восходом и притворенные с закатом две его схожие и различные половинки. Как начала и концы этой Жизни, как две равные створки перекликаются симметричные фрагменты «Перезвонов» – «Смерть разбойника» и «Матка-река». Здесь сходятся воедино высшая «трагическая красота жизни» и гармония композиции. Просты и ее приметы, как в куплетах народной песни. Жизнь начата и кончена, и вся мудрость ее уложилась в сделанное людям добро, посаженное дерево, спетую песню, в немудренные поговорки, пословицы, считалки — одну притчу о жизни благородного разбойника.
Окошко крестьянской избы, распахнутое с восходом
Хор «Дорога» — суровая, трагическая дорога, полотно народной жизни. Здесь и пение соло, игра гобоя, напоминающая пастушескую дудку, есть чтение, хоры — всё, так же просто, как могло быть в крестьянской жизни, как в «деревенской прозе» Василия Шукшина. Но судьба героя не просто жизнь и смерть где-нибудь в глухом тихом углу, но жизнь и смерть на дороге, в самой ее круговерти. С этого и начинается сама притча: «Ой, да схороните меня, братцы разбойнички, да между трех дорог, в перекресточке». Столь же контрастен и образ лирического героя – доброго заступничка и разбойника, странного «чудика» «дурачка» и крепкого мужика, грубого и нежного одновременно. Таковы и два его лика, два его голоса — тенор и бас (чтец), возвышенный и приземленный, детский и взрослый, певучий и говорящий — полетный голос мечты и тяжелого мудрого знания. Есть у них их «общая душа». Это «дудочка». Ее негромкая песня-плач печальна и проникновенна, это – лейтмотив размышлений, воспоминаний человека.
«Вечер» (или «Вечерняя музыка») возникает после «Дудочки», как воспоминание героя. Удивительный мир вечерних сумерек, чуть скрадывающих очертания окружающих предметов, с ожиданием, истомой, неясными возникающими и исчезающими мотивами, с доносящимся издалека то ли шепотом леса, то ли пением русалок. Что-то слышится в этой звучащей тишине томительное и певучее, что-то незаметно отрывает тебя от земли, но нет этому названия, и нет слов, чтобы выразить эту внезапно открывшуюся сердцу красоту. Интонации здесь довольно просты — страдания, «заклички», лирический романс. Как будто именно об этом в романе Шукшина: «И вспомнилась почему-то другая ночь, далекая-далекая. Тоже было начало осени. И тоже было тепло. солнышко село, и темень прилегла на воду. Не хотелось идти домой. Сидели, слушали тишину. И наступил, видно, тот редкий, тоже и дорогой дар юности, который однажды переживают все в счастливую пору: сердце как-то вдруг сладко замрет, и некий беспричинный восторг захочет поднять зеленого еще человечка в полный рост, и человек ясно поймет: я есть в этом мире!»
Вечер в деревне
«Вечер» «Ночью» и «Белы-белы снеги» уже не хронологические подробности быта, но, как и в природе, глобальные вехи человеческого бытия. Пламя свечи как свет жизни, отраженное зеркалами веков, мерцая и теплясь вбирает символику языческих погребальных обрядов, образность Ипатьевской летописи и стихов Николая Рубцова, земляка Гаврилина. Пенье петуха возвышается до библейски-евангельских и русских сказочных параллелей. Вырезанная из тростника и одухотворенная человеческим дыханием дудочка говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок. Многочисленные звоны колоколов, курантов и колокольчиков знают историю страны и «звонкие судьбы», праздники и войны, Дорогу и Дом, высокую колокольню, изгнание, лишение языка, вершины русской художественной и публицистической литературы, искусства, музыки. Рядом с этими символами реалий повседневной жизни — ярмарка, площадь, околица и деревенская изба, пластический жест танца и изысканный орнамент народного костюма, — они тоже хранятся в памяти человека.
Русский традиционный костюм в сельском танце
Олицетворением этой красоты становится для человека его самая «малая родина», его Мать. Она незримо сопровождает его через всю жизнь, через все его «перезвоны». Образ ее предельно обобщен и для каждого конкретен. Он мельчайшее звено и символ связи человека с народом, родиной и природой. Различны и едины лики Матери в «Перезвонах», ведь един и корень («род»), объединяющий эти слова. Первый лик – «Мать-небесная», воплощение света и доброты, той реальной земной веры, что ведет и хранит человека в его нелегком пути. Второй лик – реальная мать в беседе с сыном («Ночью»). Как в жутком сне этому образу противопоставлен агрессивный образ Страшенной бабы со сворой нечистой силы, Страшенная баба запечатлевается в нашей памяти не просто как Баба Яга из старинных сказок и отнюдь не как добрая чудаковатая старушка, но как обобщенный образ зла.
Русская крестьянка с ребенком
Родина, Душа и Совесть — главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с его народом. «Манящее в слове дорога — это не почтовый тракт, а что-то дикое, вечное для нашей несчастной Родины». Из песен и хоров встает вольная перезвонная Русь», – Н.В. Гоголь
Перезвоны. Молитва. Урок музыки 6 класс
Тема урока: «Перезвоны. Молитва».
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
осмысление интонационного богатства народной музыки;
дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
развитие музыкального и эстетического вкуса.
«Смерть разбойника» В.Гаврилина.
С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
«В минуту скорбную сию» иеромонаха Романа.
Организация детей на работу.
Сообщение темы урока.
Работа над новым материалом.
1. Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)
– О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании)
– Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.
– Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).
2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.
Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».
«Перезвоны» – это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
3. Прослушивание и характеристика произведения. «Ерунда» В.Гаврилина.
-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый)
-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)
4. Прослушивание и характеристика произведения. «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
– Какое исполнение? (хор – пример народной музыки. Озорные частушки.)
В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.
5. Обобщение учителем.
6. Прослушивание и характеристика произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
-Охарактеризуйте прослушанное произведение. (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)
– К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)
– Какие чувства испытывает человек во время молитвы?
(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)
-Можно ли это произведение назвать молитвой? ( Да. )
7. Обобщение учителем.
Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.
8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.
9. Прослушивание и характеристика произведения «В минуту скорбную сию» в исполнении иеромонаха Романа.
К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под гитару.
– Охарактеризуйте эту молитву.
– Какая это молитва? Почему?
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
Подведение итога урока.
– Что нового узнали на уроке?
-Какие произведения мы прослушали?
– Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?
– Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?
– Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.
2. Обобщение ответов.
4. Оценка работы детей.
Организованное окончание урока.
- perezvony._molitva._urok_muzyki_6_klass
Размер файла: 39 kB Загрузок: 6
Материалы по теме
Навигация по записям
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.