Священник возглашает : Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
Мирянин же : По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Молитва Святому Духу
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и все наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Троице
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Господи, помилуй (3) .
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придет Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Тропари покаянные, глас 6
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо, не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, / Тебе приносим как Владыке: / помилуй нас.
Пророка Твоего, Господи, / священное торжество / Церковь небу уподобило: / с людьми ликуют Ангелы. / Его молитвами, Христе Боже, / в мире жизнь нашу направь, / дабы мы пели Тебе: «Аллилуиа».
Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений / – к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри́ милостиво на не́мощную мою душу / и хода́тайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим / дать мне прощение соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.
Господи, помилуй (40). И поклонись сколько хочешь.
Молитва Святой Живоначальной Троице
Всесвятая Троица, Боже и Создатель всего мира! Поспеши и направь сердце моё, начать с пониманием и окончить делами добрыми богодухновенную сию книгу, которую Дух Святой изрёк устами Давида и которую ныне намерен читать я, недостойный. Но сознавая свое невежество, повергаюсь пред Тобою, молюсь и прошу помощи у Тебя: Господи, направь ум мой и утверди сердце моё заботиться не о словах уст, но о смысле произносимого веселиться и готовиться к исполнению добрых дел – того, чему учусь я и что произношу, – чтобы, добрыми делами просвещённый, на Суде Твоём я удостоился стать справа от Тебя со всеми избранниками Твоими. И ныне, Владыка, благослови, дабы, вздохнув от сердца, я и языком воспел, говоря так:
Придите, покло́нимся Царю нашему, Богу.
Придите, покло́нимся и припадём ко Христу, Царю, нашему Богу.
Придите, покло́нимся и припадём к Самому́ Христу, Царю и Богу нашему.
Затем постой немного, пока не успокоятся все чувства. Тогда сотвори начало не спеша, без лености, с умилением и сокрушенным сердцем. Скажи слова: «Блажен муж. » тихо и вдумчиво, со вниманием, а не торопясь, чтобы и умом понимать произносимое. Прочтя первую статию, там, где стоит слово «Слава:», читай:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами)
Господи, помилуй (3) .
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
И начинай вторую статию. Дойдя до «Славы:», снова читай: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами)
Господи, помилуй (3) .
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
И начинай третью статию. Дойдя до «Славы:», читай: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами)
И далее читай Трисвятое по «Отче наш:», покаянные тропари, Господи, помилуй (40) и положенную после кафизмы молитву. Если продолжаешь чтение, начинай вторую кафизму с троекратного «Придите, поклонимся:» и далее псалмы по указанному выше уставу. Если же завершаешь чтение, читай заключительные молитвы: «Достойно есть:» и последующие и произноси отпу́ст.
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Молитвы Пресвятой и Животворящей Троице
Важнейший праздник в календаре церковных праздников июня — это Троица.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.
Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.
Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята".
– И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.
Приметы и обычаи на Троицу очень тесно переплелись с народной культурой славянских народов — подробности смотрите в посте День Святой Троицы
Молитвы Пресвятой и Животворящей Троице
Молитва к Святой Троице
«Пресвятая Троице, помилуй нас;
Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;
Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ніне и присно и во веки веков».
Эта молитва — просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам Троицы вместе, а потом к каждому Лицу отдельно:
к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши;
к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши;
к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил и исцелил болезни наши.
Слова «имене Твоего ради» относятся ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы вместе, и так как Бог един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».
Молитва к Богу Отцу
«Всемогущий Владыко, премудрый и всеблагий Господи,
светоначальнаго Сына Пребезначальный Родителю, и Животворящаго Духа Твоего
вечный и присносущный Самоизводителю,
Егоже величество неизчетно, слава несказанна, и милость безмерна,
благодарим Тя, яко воззвал еси нас от небытия и почтил еси драгоценным образом Твоим,
яко даровал еси нам недостойным не точию познавати и любити Тя,
но еже сладостнейше есть, и Отцем своим нарицати Тя.
не оставил еси нас посреди греха и сени смертныя, но благоволил еси Единороднаго Твоего Сына,
Имже и веки сотворены суть, послати на землю нашего ради спасения,
да вочеловечением Его и страшными страданьми мучительства диаволя и тли смертныя свободимся.
умолен быв Крестом Его, низпослал еси и Духа Твоего Пресвятаго
на избранные Его ученики и апостолы, да, силою богодухновенныя проповеди их,
озарят весь мир нетленным светом Евангелия Христова.
да якоже создал еси нас за едину Твою благость, искупил еси ны за едино благоутробие Твое,
тако и спасеши нас по единому безприкладному милосердию Твоему:
зане от дел наших ниже следа спасения имамы,
но чаяние праведныя мести и отлучения от пресветлаго лица Твоего:
аще бо и о едином праздном глаголе взыскано будет в день Суда и испытания,
о неизчетных наших беззакониях, имиже согрешихом пред Тобою, кий,
бедные, имамы воздати ответ;
сего ради весьма от дел наших отчаявшеся оправдания, к Твоей единей,
всяк ум и всяко слово превосходящей, прибегаем благости, юже,
аки твердое основание надежды имуще, молим Тя:
согрешихом, очисти, Господи!
Беззаконновахом, прости, Владыко!
Прогневахом Тя, примирися, Долготерпеливе!
И сохрани прочее ум, совесть и сердце наше от скверн мирских, избави
и спаси ны от многомятежныя бури страстей и грехопадений,
вольных же и невольных, ведомых и неведомых,
и в тихое управи пристанище веры, любви и упования жизни вечныя.
Помяни нас в милости Твоей, Господи,
даруй нам вся, яже ко спасению, прошения, паче же чистое и безгрешное житие;
сподоби нас любити Тя, и боятися от всего сердца нашего, и творити во всем волю Твою святую,
молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих,
яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем,
со Единородным Твоим Сыном, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Молитва к Богу Сыну
«Единородно Сыне и Слове Божий,
изволивый нашего ради спасения воплотитися и смерть претерпети, ныне же,
и с Пречистою Плотию Твоею, на небесех на Престоле со Отцем седяй,
и всем миром управляяй, не забуди милосердием Твоим нас,
долу сущих и многими напастьми и скорбьми искушаемых,
иже аще и весьма нечисти и недостойни есмы, но в Тебе,
Спасителя и Господа нашего, веруем и иного Ходатая и надежды спасения не вемы.
коликих мучений души и Тела Твоего потребно бяше,
во еже удовлити за грехи наши вечной правде Отца Твоего,
и како даже до ада со Креста низшел еси пречистою душею Твоею,
да нас власти и мучительства адова свободиши:
памятуя же о сем, да блюдемся от страстей и грехов, бывших виною лютых страданий и смерти Твоея,
и да любим правду и добродетель, еже всякаго дара Тебе в нас приятнейше есть.
а враг наш силен и злохитр, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити:
не остави убо нас Своею всесильною помощию, и буди с нами выну, храня и покрывая,
наставляя и укрепляя, радуя и веселя дух наш.
временный и вечный, Тебе предаем, нашему Владыце, Искупителю и Господу,
моля из глубины души, да, имиже веси судьбами,
сотвориши нам прейти безбедно мрачную жития сего земнаго юдоль,
и достигнута Богокраснаго чертога Твоего, его же обещал еси уготовати всем,
верующим во имя Твое, и последующим Божественным стопам Твоим. Аминь».
Молитва к Богу Духу Святому
«Царю Небесный, Утешителю всеблагий, Душе истины,
от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй,
независтный Источниче дарований Божественных, разделяя их коемуждо,
якоже хощеши, Им же и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего!
да будем уготовани в жилище Пресвятыя Троицы.
но исцели я всеврачующим помазанием Твоим.
да неумолчно возвещает нам, яже подобает творити и яже отметати, исправи и обнови сердце,
да не источает прочее день и нощь помышлений злых и желаний неподобных,
укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей,
имже помрачается в нас драгоценный образ Божий.
подаждь же нам духа любви и терпения, духа кротости и смирения, духа чистоты и правды,
да, исправив разслабленныя сердца и колена, неленостно течем по пути заповедей святых, и тако,
избегая всякаго греха и исполняя всяку правду, сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну,
внити в Иерусалим Небесный и тамо поклонятися Тебе, купно со Отцем и Сыном,
поя во веки веков: Троице Святая, слава Тебе!»
Молитва ко Пресвятей Троице
«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина,
что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде,
неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни,
и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!
но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя:
мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше,
в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония.
но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила,
во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи,
и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши.
на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими;
и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех,
в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою
и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое.
«От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице,
яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими;
но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащего воздвигл мя еси,
во еже утреневати и славословити державу Твою.
И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим,
и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою,
и пети Тя во исповедании сердечнем,
и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа,
и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Теперь в вашем арсенале есть молитва Святой Троице и не одна. Проведите этот праздник с правильным душевным настроем, а также не забудьте поздравить с Троицей своих близких!
Иконы Святой Троицы
Церковь имеет много изображений Святой Троицы очень различных по своей иконографии. Но та икона, которой определяется самый праздник Святой Троицы, неизменно одна – это изображение Святой Троицы в образе трех Ангелов. Прообразом ее было явление Святой Троицы в образе трех путников Аврааму и Сарре у дубравы Мамре.
Церковь увидела в явлении трех Ангелов явление Самой Пресвятой Живоначальной Троицы, полное и совершенное. И это понимание все больше и больше с веками укреплялось в Церкви и утверждалось в изображении праздника.
Наиболее полно и глубоко такое понимание выразилось в иконе, написанной преподобным Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря. Потому Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать икону Святой Троицы.
Ипостаси Святой Троицы на этой иконе следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел является первой ипостасью – Бога Отца, второй, средний, – Сына, и правый – ипостасью Духа Святого.
Все три Ангела имеют в руках жезлы в ознаменование их божественной власти.
Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, представляет собой образ божественной, небесной природы. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама, и жертвенник перед жилищем.
Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется значением второй ипостаси в недрах Святой Троицы и в промыслительной заботе Бога о мире. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Осеняющее Его дерево является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном.
Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы – ипостасью Святого Духа. И быть может самой неповторимой, самой драгоценной особенностью иконы Троицы в образе трех Ангелов является то, что третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой – изображается ипостасно равно с первым и вторым Лицом Святой Троицы и имеет в Своем изображении полноту ангельского и человеческого образа.
Во всех иных изображениях Бог Дух Святой не выражен лично и не имеет полноты изображения. Образ голубя, который благоволил принять на Себя Дух Святой, дает нам некоторое, как бы данное в иносказании, представление о свойствах Духа Святого, но не может быть для нас вполне Его иконой.
Расположение трех Лиц на иконе теснейшим образом связано и соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы, тот порядок, который заключен в словах молитвы Господней: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя ».
Ангелам на иконе Троицы приданы человеческие черты, но не следует понимать эту человечность как нечто относящееся к самой природе Божества. Черты человеческого достоинства ни в какой мере не свидетельствуют о каком-либо человекоподобии, скрытом в самом существе Божием, в его непостижимой сущности.
Образ человеческий и образ ангельский взят для изображения Святой Троицы не потому, что в самой божественной природе есть нечто подобное, но потому, что такой образ (из того, что доступно воображению) указан нам в самом явлении трех Ангелов Аврааму.