Религиозное чтение: молитва очистка разума в помощь нашим читателям.
Содержание
МОЛИТВЫ.
ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
1. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
1. Отче наш, Иже еси на небесех!
2. Да святится имя Твое;
3. да приидет Царствие Твое;
4. да будет воля Твоя, яко на небеси, так и на земли;
5. хлеб наш насущный даждь нам днесь;
6. и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим;
7. и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
8. (Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки.)
9. (Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. – трижды).
1. Верую во единаго Бога Отца,Вседержителя,Творца небу и земли,видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа,Сына Божия,Единороднаго,Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы,и вочеловечшася.
4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядушего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, и жизни будащаго века.
УТРЕННЯЯ МОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
1. Господи! Дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт (мне) наступающий день!
2. Дай мне всецело предаться Воле Твоей Святой!
3. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня!
4. Какое бы я ни получил известие в течение дня, научи меня принять его со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё Святая Воля Твоя!
5. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами!
6. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой!
7. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым человеком, никого не смущая и не огорчая!
8. Господи, дай мне силу перенести утомление дня и все события дня!
9. Руководи моею волею и научи меня: молиться, (медитировать), верить, надеяться, терпеть, прощать и любить!
МОЛИТВА ФРАНЦИЗСКА АССИЗСКОГО
- Господи! Сделай меня твоим послушным инструментом в этом мире.
- И туда, где Ненависть, дай мне принести Любовь.
- Туда, где Отчаяние, дай мне принести Надежду.
- Туда, где Сомнение, дай мне принести Веру.
- Туда, где Грусть, дай мне принести Радость.
- Туда, где Рознь, дай мне принести Единство.
- Туда, где Обида, дай мне принести Прощение.
- Туда, где Мрак, дай мне принести Свет.
- Туда, где Хаос, дай мне принести Порядок.
- Туда, где Заблуждение, дай мне принести Истину.
- Помоги мне, Господи не столько хотеть быть утешенным, сколько утешать;
- не столько хотеть быть понятым, сколько понимать;
- не столько хотеть быть любимым, сколько любить.
- Ибо кто отдаёт, тот получает,
- кто забывает себя, вновь себя обретает,
- кто прощает, тому прощается.
- Сделай меня, Господи, твоим послушным инструментом в этом мире.
МОЛИТВА ФИЛАРЕТА ДРОЗДОВА
- Господи, не знаю чего просить у тебя.
- Я не знаю, что мне потребно.
- Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
- Отче, даждь рабу твоему, чего я сам просить не умею.
- Не дерзаю просить ни креста, ни утешения.
- Только предстою пред Тобой.
- Сердце моё отверсто.
- Ты зришь нужды, которых я не зрю.
- Зри и сотвори со мной по милости Твоей.
- Порази и исцели, низложи и подыми меня.
- Благоговею и безмолвствую перед святою Твоею Волею и непостижимыми для меня Твоими стезями.
- Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе.
- Нет у меня желаний, кроме желания исполнить Волю Твою.
- Научи меня молиться, Сам во мне молись.
- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешнаго!
- Благодарю Тебя, Господи, за прожитый день!
МОЛИТВА СВЯТОГО КАБИРА
- Господи, если Ты простишь мне все мои пригрешения, я прощу Тебе земное представление.
МОЛИТВА О ДУШЕВНОМ ПОКОЕ
- Господи, дай мне смирение принять то, что я не в силах изменить.
- Дай мне силу изменить то, что я могу изменить.
- Дай мне мудрость отличить одно от другого.
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТРИСВЯТАЯ ПЕСНЬ
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!
ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
- Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
МОЛИТВА ОЧИЩЕНИЯ РАЗУМА
САНТА ТАКАРА СИНГХА
1. Господи, услышь меня!
2. Это я, Твоя душа.
3. Обращаюсь к Тебе с докладом о состоянии и поведении разума.
4. Вопреки Твоим Законам, он узурпировал всю власть и распоряжается ею эгоистично и не разумно.
5. Ни Твою, ни мою власть он не признаёт. Напротив – категорически их отвергает, проявляя поразительные изворотливость, хитрость, упрямство, лживость, коварство и готовность идти на любые ухищрения, интриги и даже подлости ради сохранения, укрепления и утверждения собственной власти.
6. Не зря Иисус Христос называл его лукавым.
7. Его проказы и издевательства не имеют предела.
8. Хаос, анархия, беспредел и произвол, которые он устроил в Твоём Храме, нестерпимы и невыносимы;
9. нет в нём Чистоты, Порядка, Любви, Гармонии, Радости, Мира.
10. Бросаясь из крайности в крайность, он проявляет то вероломство и жестокость, то чрезмерную уступчивость, мягкость и даже жалость.
11. Своей алчностью, беспардонностью, беспринципностью, безответственностью, вероотступничеством, грубостью, дерзостью, жадностью, завистью, кичливостью, ленью, медлительностью, наглостью, нахальством, похотливостью, ревностью, самолюбованием, трусостью, тупостью, фамильярностью, циничностью, хамством и постоянным недовольством он измучил и меня, и себя, и окружающих.
12. Его состояние не стабильно, поведение бессистемно, действия не последовательны и не предсказуемы.
13. Временами он доводит меня до полного отчаяния, безысходности и исступления.
14. Устал(а) я терпеть его козни и происки.
15. Нет более тяжкого ига, чем его правление.
16. Я искренне, и откровенно изложил существующее положение вещей и теперь обращаюсь к Тебе, Господи с личным прошением.
17. Прошу Тебя, прояви свою безграничную Власть и защити мою свободу от посягательств разума;
18. убереги исконную чистоту Духа от его тлетворного влияния, порождаемого бесконечной и непрерывной вереницей мыслей;
19. устрани огромнейшее недоразумение и вопиющую несправедливость: лиши его власти надо мной!
20. Одному Тебе, Господи, хочу служить я; на Твои Любовь, Милость и Всемогущество надеюсь и уповаю.
21. Я понимаю, что делал(а) что-то не так и тем самым сам(а) давал(а) ему повод для безобразного, недопустимого, немыслимого и невообразимого поведения.
22. Господи, ты один, видишь все скрытые ошибки. Укажи их явно!
23. Я готов(а) взять на себя всю ответственность и понести любое наказание, но прошу: не карай меня – помилуй.
24. Зачти страдания, через которые мне пришлось пройти, и прости меня!
25. Помоги мне, Господи, вырваться из оков разума и восстанови мою законную власть над ним.
26. У одного Тебя, Боже, есть право поучать, наставлять и вразумлять. Все остальные, пытающиеся делать это без на то Твоего благословения, только запутывают других и сбивают их с Пути.
27. Научи, как вести себя, чтобы не попадать в зависимость к лукавому, наставь на путь Истины и вразумляй каждую секунду, каждую долю, каждое мгновение, каждый миг и каждый сиг (*).
28. Молю Тебя, Отче, и прошу: позаботься не только обо мне, но и о разуме:
29. уйми, утихомирь и успокой его;
30. укроти его гордыню, строптивость, упрямство;
31. объясни ему, что нет более безумного и бесполезного занятия, чем пытаться изменить внешний мир и разъясни, что всё, что он получает от Тебя, даётся ему с единственной целью – для того, чтобы он научился играть так, чтобы это нравилось и Тебе, и мене;
32. вразуми его, что каждый проступок рано или поздно находит своё возмездие, и пытающийся избежать заслуженного наказания подобен безумцу, убегающему от собственной тени;
33. внуши ему, что любая мысль о прошлом и будущем убивает Любовь;
34. дай ему умение считаться с окружающими, подчиняться и быть недействующим;
35. сделай его терпеливым и послушными поясни, что смирение, то есть способность чутко реагировать на малейшее изменение ситуации и точно и чётко подстраиваться под неё, это моё качество, и ему не дано быть таким смиренным, как я, потому пусть в сложных ситуациях хотя бы не вмешивается.
36. привей ему любовь к дисциплине и к порядку;
37. напомни ему слова Гёте: "Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идёт на бой" и подскажи, что единственный бой, на который стоит идти каждый день – это бой во имя единства, ради единства и за единство.
38. научи его принимать всё таким, какое оно есть с радостью и c благодарностью, и отдавать. Ведь тот, кто отдаёт, тот – получает;
39. очисть его от материальной скверны, дай ему верное отношение к духовному и сделай его сознательным соисполнителем Твоей Воли и помоги ему принять меня таким, какой я есть.
40. Если, стремясь донести до Тебя действительное положение вещей, я что-то упустил или был не совсем точен, Господи, пожалуйста, поступи по Своему усмотрению и надели разум теми дополнительными качествами, умениями и способностями, которые, как Ты считаешь, помогут воцариться в Твоём Храме согласию, миру, покою, Любви и сделают нас единой дружной командой, или напротив, лиши его того, что, как Ты считаешь, мешает ему, мне, нам.
41. С этой молитвой я буду обращаться к Тебе, Господи, ежедневно, а потому, прошу: береги её текст, и по мере очищения разума, очищай и её от ненужных фраз и лишних слов.
Антуан Де-Сент Экзюпери.
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством. Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную. Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем. Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя! Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению. Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного дара судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло. Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем внизу. Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов.
Тихо-тихо молитвой своей я потрогаю Бога,
Не нарушив покоя и мерного ритма Его.
Бог волшебник большой, и большой-пребольшой недотрога,
Но любить можно искренне только Его одного.
Но учусь каждый день, каждый миг, каждый вздох, каждый час,
Ведь когда-то, когда-то, когда-то я всё же сумею,
Полюбить всей душой так, как любит Бог-Батюшка нас.
И пытаюсь, пытаюсь, пытаюсь кого-то любить,
Часто вместо любви я сержусь, негодую, ревную,
И пока не могу жизнь и Бога в одно совместить.
Слиться с Богом в экстазе и начать, и начать любить,
Сквозь судьбу, сквозь огромный поток неземных поколений,
А потом вновь никчемность свою во всю мощь ощутить.
Не нарушив покоя и мерного ритма Его.
Бог волшебник большой, и большой-пребольшой недотрога,
Но любить можно искренне только Его одного.
Господи! Если простишь прегрешенья
Те, что успел я за жизнь совершить,
То и Тебе я прощу представленье
С мудрым и хитрым название “жизнь”.
Что, Ты не мог счастьем всех одарить?!
Всех, даже тех, кто его не достоин.
Что, трудно всех безусловно любить?
Что, трудно счастье всех поровну дать?!
Божьему сыну Ты не доверяешь!
Что за отец Ты? И где моя мать?
Чтоб приголубила и обняла,
Чтобы по-божески благословила,
Чтоб не хитрила и чтоб не лгала.
То, что посеял я, то я и жну.
Кознями дьявола не прекрывайся!
Лучше открой предо мною казну
Ты ведь Отец! Где наследстство моё?!
Должен сын Бога быть благословенным.
Благослови же творенье своё!
Только тогда я Тебе помолюсь.
Разве иначе с Тобой кашу сваришь?
Разве иначе я жить научусь?
Дай всё, что нужно и всё, что хочу!
Чтобы Твой сын неприкаянным не был,
Чтобы всё было ему по плечу.
Буду молиться тебе день и ночь.
“Я, сын мой милый, сплошная Любовь.
Тот только всё от меня получает,
Кто абсолютно Меня повторяет,
Кто доказал Мне, что в нём Моя кровь”.
1. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело – только мука».
2. Господи, сделай согласие главной потребностью моего разума!
3. Не позволяй моему разуму нарушать атмосферу согласия!
4. Научи меня создавать атмосферу согласия.
«НАПУТСТВИЕ», «ТО, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»
1. Иди спокойно через шум и спешку внешнего мира и помни о мире внутреннем, который хранит тишина.
2. Насколько это возможно, не предавая себя, поддерживай хорошие отношения со всеми людьми.
3. Спокойно и ясно излагай свою правду и выслушивай чужую, и у глупых и незнающих людей есть своя история.
4. Избегай наглых и навязчивых людей, они – бедствие для духа.
5. Если будешь сравнивать себя с другими, ты можешь стать заносчивым или озлобленным: всегда будут существовать люди, которые успешнее или незначительнее тебя.
6. Радуйся своим успехам так же, как и своим планам.
7. Оставайся упорным на своем собственном пути, каким бы скромным он ни был, это твой единственный путь в переменчивой судьбе времён.
8. Будь осторожным в своих делах, мир полон обмана, и внимательным, чтобы вовремя заметить настоящую добродетель. Много людей борется за высокие цели, и везде жизнь полна величия.
9. Будь самим собой, не притворяйся ни перед кем, но не отзывайся с пренебрежением о любви; по сравнению с чёрствостью и разочарованием, она постоянна, как трава.
10. С радость воспринимай свои годы и с благодарностью прощайся со своей молодостью.
11. Укрепляй силу духа, чтобы она могла защитить тебя, если неожиданно придёт несчастье. Но не мучай себя выдумками. Многие страхи рождаются от усталости и одиночества.
12. Сохраняй здоровую меру самоограничения и будь дружелюбен к самому себе. Ты дитя творения, так же, как и деревья, и звёзды. У тебя есть право здесь жить, сознаешь ты это или нет: творение развивается, как это было предусмотрено. Поэтому живи в мире с Богом, как бы ты Его себе ни представлял.
13. Какими бы ни были твои усилия и устремления в шумной суете мира, сохраняй мир со своей собственной душой. Несмотря на обман, жестокость и разрушенные мечты, мир все же прекрасен.
14. Будь бдителен.
15. Попытайся быть счастливым.
Найдено в старой церкви Святого Павла в Балтиморе в 1692 г. Текст был написан на латинском языке. Автор неизвестен.
1. В глубине моего существа есть бесконечный источник благодарности.
2. Сейчас я позволяю этой благодарности наполнить моё сердце, моё тело, мой разум, моё сознание, всё моё существо.
3. Эта благодарность исходит от меня во все стороны, прикасаясь ко всему в моём мире и возвращаясь ко мне, чтобы было больше, за что благодарить.
4. Чем большую благодарность я чувствую, тем сильнее осознаю, что поток всего бесконечен.
5. Обыкновение благодарить заставляет меня хорошо себя чувствовать.
6. Благодарность является выражением моей внутренней радости. Неуловимым теплом она согревает мою жизнь.
7. Я благодарю Высший Разум и Мать-Природу за себя и своё тело, за свою способность видеть и слышать, чувствовать, ощущать и осязать; за свой дом, о котором я забочусь с любовью; за свою семью и друзей; и радуюсь их обществу; за свою работу; и стараюсь делать её хорошо и качественно всегда; за свои таланты и способности; постоянно использую их в своей жизни; за свой доход; и знаю, что получаю прибыль от любого обращения к чему-либо; за любовь к любому живому существу; за этот день и за все дни, которые будут; за здоровье, силу и энергию; за жизнь сейчас и всегда.
ОЧИЩЕНИЕ УМА
Очищение ума совершается откровением тайн. Ибо очищается он от всего, что по дебелости своей подлежит чувству.
Без Истины невозможно познать истину и улучить спасение
При бдительном надзоре над своими помыслами, войди к уму твоему, пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на дне его, во глубине твоих помыслов, этого, разумею, змия, гнездящегося в так называемых тайниках души твоей и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей. Ибо сердце подлинно есть необъятная бездна. Посему, если убил ты сего змия, если очистил себя от всякого беззакония, изринул из себя грех, то похвались о Боге чистотою, а в противном случае, смирившись, как скудный еще и грешный, приступи ко Христу, молясь о тайных твоих. Ибо все ветхое и новое Писание рассуждает, по-видимому, о чистоте, и всякому человеку, Иудею и Еллину, слово о чистоте вожделенно, хотя и не во всех действенно. Достигнуть же сего, то есть, чистоты сердца, не иначе возможно, как чрез единого Иисуса. Ибо Он есть ипостасная и сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение.
Благодать чрез очищение ума отъемлет покрывало сатаны
Нисходящая благодать чрез очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл, с тою целию, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света. И таковые здесь еще бывают восхищены в оный век, и созерцают тамошние красоты и чудеса. Как телесное око, когда ничем не страждет и здорово, смело смотрит на солнечные лучи: так и они, имея просвещенный и чистый ум, во всякое время созерцают непреступное сияние Господа.
Очищение ума совершается откровением тайн
Очищение же ума совершается откровением тайн. Ибо очищается он от всего, что по дебелости своей подлежит чувству. Малые дети невинны телом, бесстрастны по душе, но никто не назовет их чистыми и по уму. Ибо чистота ума есть совершенство в самом действии небесного воззрения, к которому без участия чувств возбуждаемся духовною силою горних украшений и бесчисленных чудес оного небесного мира, наслаждение которыми в невидимом служении их разделяется для тех и других тонкими умопредставляемыми Божественными откровениями, непрестанно и на всякий час изменяющимися. Сам Бог наш да сподобит нас созерцать Его непокровенным умом, а потом и непосредственно во веки веков! Ему слава! Аминь.
Живущие в тесных связях с мирскими людьми, не могут очистить ума
Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир и не попускают ей входить (увлекаться) в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит, и дозволит, чтобы имели к нему доступ приражения (помыслов), то принужден тогда бывает выдерживать брань. Возмущается же и первоначальная чистота, которая бывает весьма проста и ровна. Ибо по сему нерадению большая часть людей, или и целый мир, выходит из естественного и чистого состояния. Поэтому, живущие в мире, в тесных связях с мирскими людьми, не могут очистить ума, по той причине, что много познали зла. Немногие же в состоянии возвратиться к первоначальной чистоте ума. Потому, всякому человеку надлежит с осторожностью соблюдать всегда чувства свои и ум от приражений.
Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься
Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в Молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем.
Если человек не достигнет чистоты, разум его не может стать настолько просветленным, чтобы видеть сокровенное.
Если будешь чист, то внутри тебя – Небо, и ты в себе самом узришь Ангелов и свет их, а с ними и в них – Владыку Ангелов.
Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту.
Освящение ума и есть воскресение души в настоящей жизни
Если камни нападают в какой-либо тесный канал или трубу и загородят их, то нельзя вынуть того камня, который на самом низу, ни того, который на средине, и даже того, который близко к первому, если наперед не вынешь этого первого, а потом по порядку и другие. Это же самое бывает и с людьми. Тремя образами грешат люди: умом, словом и делом. Первый грех, грех умом, есть причина и всех тех грехов, в каких грешат словом и делом, ибо не ум заканчивает грех, а слово и дело заканчивают, что изобретает ум. Итак, из этих трех, чему прежде и более всего необходимо быть уврачевану от Христа? Очевидно, первому, то есть уму. Ибо когда уврачуется и освятится ум, когда придет он в доброе состояние и не будет сносить, чтоб сказано, или сделано было что-либо Богу неугодное, тогда душа будет охранена и от всякого другого греха. Итак, сколько сил есть, надлежит нам подвизаться, да осветится Христом ум наш, восприняв благодать Святого Духа. Для этого одного Христос, будучи Бог, соделался человеком, для этого распялся, умер и воскрес. Это, то есть освящение ума, и есть воскресение души в настоящей жизни, вследствие коего можно сподобиться и будущего воскресения телом к славе и блаженству.
Потщимся же, прежде всего, исправить ум свой, чтоб он стоял (трезвенно в себе), когда молимся или читаем и изучаем Божественные Писания. Ибо если не исправим ума, все другое тщетно, и душа наша никакого не восприемлет преуспеяния. Многие, именующиеся христианами и не сущие таковыми воистину, не зная, что носят в душе своей эту великую и страшную болезнь, впадают в тщеславие и самомнение, думают, что они выше других братий, гордятся и превозносятся над однородными себе и презирают их, когда эта болезнь равняет их со всеми, ибо она обща всему роду человеческому, как общи всем тление и смерть. Эта болезнь нередко скорее врачуется в простейших и неученых, нежели как в ученых и умудренных наукою. Если скорее врачуются сии простейшие, то, очевидно, они лучше умудренных и ближе к Богу, Коим прежде познаваемы бывают и просвещаются, а потом сами Его познают. Впрочем, и каждому, по мере исправления ума его, дается мера ведения или познания как самого себя, так и Бога, то есть, поколику исправляется, освящается и просвещается ум каждого, потолику он познает себя самого и Бога, Коему слава во веки. Аминь.
Пост смиряет тело, бдение просвещает ум, безмолвие приносит плач, плач очищает человека, омывает душу и делает ее безгрешною.
Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу.
Об очищении ума
Начало любви к Богу – презрение вещей видимых и человеческих; средина – очищение сердца и ума, от коего мысленное умных очей открытие и познание сокровенного в нас небесного царствия, а конец – неудержимое вожделение преестественных даров Божиих, и естественное желание общения с Богом и упокоения в Нем.
Где любовь Божия, делание мысленных дел и причастие непреступного света, там мiр душевных сил, очищение ума и вселение Святые Троицы. Так говорит Господь: любяй Мя, Слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).
Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнце правды сияющим, и светлые лучи богословия испущающим, в уяснение, что есть глубина и высота, и широта ведения Бога. Прияв в недра свои сии лучи, Он изъясняет потом словом глубины Духа всем, имеющим Духа Божественного в себе, обнаруживает лукавство духов, и поведает о тайнах царствия небесного.
Ум, умерщвленный страстями и оживотворенный присещением Господа Иисуса, отбросив камень нечувствия, разрешается от пленниц греха и тлетворных помыслов духовными слугами Господа, т.е. – страхом мук и трудами доброделания, вкусив же потом света будущей жизни, отпускается идти к бесстрастию, достигнув коего, восседает на престоле чувств, и чисто священнодействовав таинство видения, бывает сотрапезником Господа Иисуса, и вместе с Ним восшедши от земли на небо, соцарствует Ему в царствии Бога и Отца, почив от всех своих исканий.
В какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои.
Молитва очищает ум и уготовляет его к созерцанию Сущего. Ибо по силам души Господь дал нам и заповеди.
Ум, отступивший от Бога, становится либо бесовским, либо скотским
Диоклит, подвижник из Фиваиды, сначала изучал грамматику, потом предался философским занятиям, а затем со временем божественная благодать привлекла его к изучению небесного любомудрия. Он отрекся от мира в возрасте двадцати восьми лет и прожил в пещере тридцать пять лет. Этот блаженный муж говорил, что ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо бесовским, либо скотским. Мы очень хотели разузнать, каким образом это происходит.
Он ответил, что ум, который отступил от созерцания Бога, по необходимости либо следует за вожделевательным началом души и тогда подпадает под власть беса, наводящего скотскую невоздержанность, либо же им овладевает гнев, от которого происходят бесовские порывы к невоздержанности. Когда я возразил, как же может ум непрерывно пребывать с Богом, он ответил, что если душа человека в любом действии или помышлении руководствуется благочестивым законом и божественным помыслом, она пребывает рядом с Богом.
Небрежение об очищении ума
Кто не позаботится самолично пройти тесным путем евангельским и будет иметь небрежение об очищении ума, тот слеп душою, хотя бы и всю внешнюю мудрость изучил: он держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не принимает и не только других, но и себя самого не может совершенно исправить. Ибо иное дело разум мира сего, а иное – разум духовный. Все святые от Пресвятого Духа научились разуму духовному и просветились, как солнце в мире, а ныне не от Духа Святого учатся разуму, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и других языческих мудрецов, потому, уклонившись от пути правого разума, страдают крайнею слепотою и ложью. Святые учились заповедям Христовым и умному деланию, а эти учатся только искусству красно говорить: вся их премудрость на языке, а внутри души мрак и тьма.
Всякий ум, будучи не возделан, не просвещен, не осолен солию благодати Пресвятого Духа, обезумится и засмердит различными страстными помышлениями и деяниями. Разум каждому естественно дан от Бога, но, неупражняемый, он помрачается и делается темным, а, упражняемый, уясняется и приходит в совершенное просвещение.
Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее
Ум существует прежде всякого внешнего обучения и грамотности. Ибо ум явился не вследствие грамотности и вырос не от внешнего обучения, но все сие родилось и возросло от ума. Бог естественно дал каждому ум, а разум внешнего обучения произошел от людей, поэтому мы должны больше всего иметь попечение об очищении разума. Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее, ибо он духовен, и судить обо всем, а о нем самом судить никто не может, сказал апостол (1 Кор. 2:15).