Женская молитва в исламе

Религиозное чтение: женская молитва в исламе в помощь нашим читателям.

Намаз для женщин

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

وما خلقت الجن والإنس إلا ليعبدون

Смысл: «И не сотворили мы (Аллах) людей и джинов, кроме как для поклонения» (сура «аз-Зарийат», аят 56).

Ежедневная пятикратная молитва – обязанность, которую Аллах возложил на каждого совершеннолетнего мусульманина и мусульманку. Молитва является одним из столпов религии. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الصلاة عماد الدين

«Молитва – опора религии» (имам ас-Суюты). Также сказано в хадисе:

لا حظَّ في الإسلام لمن ترك الصلاة

«Нет доли в религии тому, кто оставил молитву» (аль-Малик), т.е. нет полноценной веры у того, кто не совершает молитву.

Первое, за что будет спрос в День Суда — это молитва. Хадис гласит:

إنَّ أول ما يسأل عنه العبد يوم القيامة من عمله الصلاة ، فإن تقبلت منه صلاة تقبل منه سائر عمله

«Первое, за что будет отчёт в День Суда – это молитва, если она будет принята, то и остальные деяния будут приняты» (ат-Тирмизий).

Обязательная молитва совершается пять раз в день:

1) Утренняя молитва, состоящая из двух ракаатов.

2) Полуденная молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

3) Послеполуденная (предзакатная) молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

4) Вечерняя молитва, состоящая из трёх ракаатов.

5) Ночная молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

1) Быть в ненарушенном малом и большом (ритуальное купание) омовении.

2) Определить Киблю (сторону, в которую совершают молитву).

3) Закрыть аврат (срамные места), у мужчин минимум между пупком и коленями, однако желательно быть полностью одетым, у женщины – всё тело кроме лица и кистей рук.

4) Очищение от наджасы (нечистоты) места, одежды, тела и коврика.

5) Наступление времени молитвы.

Обязательные составные части (арканы) намаза по мазхабу имама аш-Шафии.

1) Стояние, выпрямившись для того, кто имеет физическую возможность. Тот, кто не имеет возможности стоять из-за физического состояния, тот совершает сидя, а если и сидя не сможет, то совершает лёжа на правом боку или на левом, если и так не сможет, то лёжа на спине.

2) Произнесение вступительного такбира «Аллаху Акбар».

3) Вступительное намерение, которое должно быть совершено сердцем вместе с произнесением слов «Аллаху Акбар», то есть, одновременно произнося эти слова, нужно иметь намерение на молитву. Например: «Я вознамерился совершить двухракаатную обязательную утреннюю молитву ради Аллаха».

4) Чтение суры «аль-Фатиха» со всеми правилами её чтения.

5) Поясной поклон, пауза в некоторое время, зафиксировавшись в этом положении.

6) Выпрямление, стоя после поясного поклона, и пауза, зафиксировавшись в этом положении.

7) Два земных поклона, и так же зафиксировать позу в обоих земных поклонах.

8) Сидение между двумя земными поклонами, взяв паузу в таком положении.

9) Сидение для последнего «ташаххуда» («ат-тахият»).

10) Чтение последнего «ат-тахията».

11) Благословение (салават) на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в последнем «ат-тахияте».

12) Сидение для этого салавата (в последнем «аттахияте»).

13) Первый таслим в конце, то есть сказать: «Ас-саляму алейкум» – это минимум, а желательно добавить: «ва рахмату-ллах».

14) Соблюдение указанного порядка совершения в перечисленных арканах.

Если какой-то рукн упустить или преднамеренно оставить, то молитва нарушается. Эти обязательные составные части должны соблюдать все мусульмане, которые вступили в молитву (независимо от пола).

Некоторые особенности намаза для женщин

Что касается о достоинстве молитвы, совершаемой женщиной, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إذا صلت المرأة خمسها و صامت شهرها و حصنت فرجها و أطاعت زوجها قيل لها : ادخلي الجنة من أي أبواب الجنة شئت

«Если женщина совершает пятикратную молитву, соблюдает пост (в Рамадан), сохраняет свой половой орган, починяется своему мужу, ей скажут: “Входи в Рай через врата, которые сама пожелаешь”» (Ибн Хаббан).

Никакой разницы в количестве совершаемых молитв, в количестве составных частей или переходов и т. д. нет между молитвой мужчины и женщины, кроме как в формальных моментах, и периодов, в которых женщинам запрещено совершать такой вид поклонения (менструальный цикл и послеродовые выделения).

Формальная разница заключается в следующем:

Молитва у женщины более собранная, руки и ноги более сжатые к туловищу, а стойка, более собранная, чем у мужчины, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда проходил мимо двух молящихся женщин, сказал:

إذا سجدتما فضما بعض اللحم إلى الأرض فإن المرأة ليست في ذلك كالرجل

«Когда вы совершаете земной поклон, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (земном поклоне) не подобна мужчине» (аль-Байхакий в «Сунан»).

1) Всё тело женщины, кроме лица и кисти рук, обязательно должно быть закрытым, иначе молитва не считается действительной.

2) Женщина будет совершать молитву более собранно, то есть, когда она станет, выпрямившись для того, чтобы совершать молитву, то не будет широко расставлять ноги, а наоборот, ноги будут вместе или же немного врозь.

3) При вступлении в молитву, при чтении «Аллаху Акбар» она не будет поднимать руки выше уровня плеч, а локти будут прижаты к туловищу, тогда как мужчине желательно поднять так, чтобы ладони были напротив ушей. Так же она будет поступать и в остальных переходах, в которых желательно поднять руки.

4) Женщине в земном поклоне желательно локти своих рук прижимать к земле, а бедра будут прижаты к туловищу, в отличие от мужчин, которым желательно раздвинуть руки и не прижимать бедра к туловищу.

5) Женщине порицаемо читать слышным голосом в присутствии чужих мужчин, не являющихся ей махрамами (близкими родственниками, как отец, родной брат, дядя и т.д.) или мужем, если же нет чужих мужчин, то можно читать вслух, однако не так громко, как мужчины.

Примечание: Громко читать в присутствии чужих мужчин запрещено.

Коллективная молитва женщин:

1) Женщина, которая молится в качестве имама, не выходит вперёд из ряда других женщин, в отличие от мужчин, у которых имам, руководящий молитвой, выдвинут вперёд, и первый ряд молящихся находится за его спиной.

2) В коллективной молитве, если женщина, которая в качестве имама, совершила ошибку или упустила что-то, то другие женщины напоминают ей похлопыванием правой ладони по внешней части левой кисти, в отличие от мужчин, которые в такой ситуации произносят: «Субхана-ллах».

3) Женщине в присутствии женщин желательно ограничиться только на чтении «икамата». А читать призыв к молитве «азан» громко запрещено, даже если в присутствии только женщины, а тихо читать является порицаемым. В отличие от мужчин, которым желательно призывать к молитве громко и красивым голосом.

Вышеприведённые пункты являются дополнительными особенностями молитвы женщины и нужно соблюдать их поверх тех обязательных составных частей и условий молитвы, которые приводятся для мужчин и женщин.

Вся хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров!

Женская молитва в исламе

Намаз – второй столп Ислама

Намаз – один из основ религии Ислам. С его помощью осуществляется связь между человеком и Всевышним. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!». Чтение намаза пять раз в день помогает человеку каждый раз укреплять свою веру, очищать душу от совершенных грехов и ограждать себя от будущих прегрешений. В другом хадисе сказано: “Первое, о чем человек будет спрошен в день Суда – это о вовремя совершенном намазе”.

Перед каждой молитвой истинный мусульманин совершает омовение и предстает перед своим Создателем. В утреннем намазе он возвеличивает Аллаха, бесконечно утверждая Его исключительное право на поклонение. Верующий обращается к Создателю за помощью и просит у Него прямого пути. В качестве доказательства покорности и верности человек опускается до земли в поклоне перед Всевышним.

Как правильно читать намаз (Намаз уку тэртибе)

Молитвы совершаются на арабском языке – языке Откровения – 5 раз в день:

  1. на рассвете (Иртэнге);
  2. в середине дня (Ойлэ);
  3. вечером (Икенде);
  4. на закате (Ахшам);
  5. при сумерках (Ясту).

Это определяет ритм дня верующего мусульманина. Для совершения намаза женщины и мужчины должны очистить душу и тело, одежду и место молитвы. По возможности праведные мусульмане должны стремиться к молитве в мечети. Если нет такой возможности, разрешается молиться практически в любом месте, к примеру, в университете или в офисе.

Перед обязательной молитвой звучит призыв к ней – Азан. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), дабы показать, что Азан – есть проявление благочестия, произнес: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам Азан».

Для чтения намаза необходимо соблюдение следующих условий:

  1. ритуальная чистота. Человек, находящийся в состоянии осквернения, должен совершить ритуальное омовение (полное или частичное, в соответствии со степенью осквернения);
  2. чистое место. Молитва должна совершаться только в чистом, неоскверненном месте (свободном от наджасы – нечистоты);
  3. кибла. Во время намаза верующий должен стоять по направлению мусульманской святыни Каабы;
  4. одежда. Мусульманин должен быть одет в абсолютно чистую одежду, не запачканную нечистотами (к примеру, экскрементами человека или животных, шерстью нечистых животных, как свинья или собака). Также одежды должна прикрывать аурат – места, которые верующий человек по шариату должен закрывать (у мужчины – часть тела от пупка до коленей, у женщины – все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног);
  5. намерение. Человек должен иметь искреннее намерение совершить молитву (ният);
  6. трезвость рассудка. Алкоголь, различные психотропные и наркотические препараты в Исламе под абсолютным запретом (это харам).

Мусульманские молитвы – основа жизни мусульманина

Также в отличие от мусульманского намаза в исламе существуют молитвы (на арабском языке они называют «дуа», а на татарском – «дога») – это возможность общения с Господом миров. Всевышний знает все явное и скрытое, поэтому Аллах слышит любую молитву и неважно, произнесена мусульманская молитва вслух или про себя, на поверхности Луны или в шахте, где добывают уголь.

Дуа Аллаху должно всегда произноситься уверенно, ведь мы знаем: Аллах создал нас и наши трудности, и Ему под силу изменить этот мир и без труда решить любую проблему. И неважно, на каком языке вы обращаетесь к Создателю, пусть ваша душа шепчет на том языке, на котором вам легче всего изъясняться.

В Исламе молитвы есть на все случаи жизни. Ниже приведены примеры мусульманских дуа, большинство из которых взяты из Корана и Сунны, а также от шейхов и аулия (приближенных людей – друзей Аллаха). Среди них есть молитвы на удачу. Например, против проблем, беды, несчастья и горя, если грозит опасность и др.

Мусульманская молитва, если хочешь покаяться в грехах

Следует прочитать с искренним раскаянием:

Аллаахумма антэ раббии, ляя иляяхэ илляя ант, халяктании ва ана ‘абдукь, ва ана ‘аляя ‘ахдикя ва ва’дикя мастато’ту, а’уузу бикя мин шарри маа сона’ту, абуу’у лякя би ни’матикя ‘аляйя ва абуу’улякя би занбии, фагфирлии, фа иннэху ляя ягфируз-зунуубэ илляя ант.

О Аллах, Ты – мой Господь! Нет Бога, кроме Тебя. Ты сотворил меня, и я – Твой раб. И постараюсь я оправдать возложенную на меня ответственность, сдержать данное мною слово в меру своих сил и возможностей. Я прибегаю к Тебе, удаляясь от всего недоброго, совершенного мною. Я признаю те блага, которыми Ты одарил меня, и признаю свой грех. Прости меня! Поистине, никто не простит моих ошибок, кроме Тебя. Примечание: став мусульманином, человек возлагает на себя определенную ответственность и дает Всевышнему обет не совершать запретного и выполнять то, что является обязательным.

Мусульманские молитвы, читаемые перед началом еды

Первый вариант: Бисмиллях!

Примечание: Пророк Мухаммед сказал: «Перед тем, как приступить к еде, каждому из вас следует сказать: «Бисмиллях». Если же он забудет об этом в начале [трапезы], то пусть скажет сразу, как вспомнит: «Бисмил-ляяхи фии аввалихи ва аахирихи» (С именем Всевышнего в начале и в конце [трапезы])».

Аллаахумма баарикь лянаа фихь, ва ат’ымнаа хайран минхь.

О Всевышний, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого.

Мусульманские молитвы, читаемые при выходе из дома

Бисмил-ляяхь, таваккяльту ‘алял-лаахь, ва ляя хавля ва ляя кувватэ илляя бил-ляяхь.

С именем Всевышнего Аллаха! Я уповаю только на Него. Истинная мощь и сила принадлежат только Ему.

Аллаахумма иннии ‘ауузу бикя ан адылля ав удалля ав азилля ав узалля ав азлимя ав узляма ав аджхаля ав юджхаля ‘аляйя.

О Господь! Поистине, я прибегаю к Тебе, чтобы не сбиться с верного пути и не быть сведенным с него, чтобы не ошибиться самому и не быть вынужденным ошибиться, чтобы не поступать несправедливо самому и не быть притесненным, чтобы не быть невежественным и чтобы по отношению ко мне не поступали невежественно.

Мусульманская молитва, читаемая при входе в дом

Говоря эти слова, входящий приветствует того, кто в нем:

Бисмил-ляяхи валяджна, ва бисмил-ляяхи хараджна ва ‘аляя раббинаа та-ваккяльнаа.

С именем Всевышнего мы вошли и с Его именем выходили. И только на Господа нашего мы уповаем.

Мусульманская молитва, если хочешь жениться или выйти замуж

Сначала совершается ритуальное омовение (тахарат, абдест), после этого надо совершить два ракаата дополнительного намаза и произнести:

Аллаахумма иннакя такдир ва ляя акдир ва та’лям ва ля а’лям ва антэ ‘алля-ямуль-гуююб, фа ин ра’айта анна (называет имя девушки) хайрун лии фии дии-нии ва дунья-я ва аахыратии факдурхаа ли, ва ин кяянэт гайрухаа хайран лии минхаа фии диинии ва дунья-я ва аахыратии факдурхаа лии.

О Аллах! Все в Твоих силах, я же не в состоянии что-либо сделать. Ты все знаешь, а я – нет. Ты знаешь все, что скрыто от нас. И если Ты считаешь, что является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия как в этом, так и в будущем мирах, то помоги мне в том, чтобы она стала моей женой (мужем). А если другая является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия в обоих мирах, то помоги мне, чтобы та другая стала моей женой (мужем).

Мусульманская молитва перед супружеской близостью:

Перед занятием любовью следует прочитать:

Бисмил-ляяхь. Аллаахумма джаннибнаш-шайтаанэ ва джаннибиш-шайтаана маа разактанаа.

Начинаю с именем Господа. О Всевышний, удали нас от Сатаны и удали Сатану от того, чем Ты наделишь нас!

Мусульманская молитва, читаемая в случае потери какой-либо вещи

Сначала совершается ритуальное омовение (тахарат, абдест), после этого надо совершить два ракаата дополнительной молитвы и произнести:

Бисмил-ляяхь. Яа хаадияд-дулляяль ва рааддад-доолляти-рдуд ‘аляйя доол-лятии би ‘иззатикя ва султааникь, фа иннахаа мин ‘атоикя ва фадликь.

Начинаю с именем Аллаха. О Тот, Кто направляет на правильный путь тех, кто сошел с него! О Тот, Кто возвращает то, что было утеряно. Верни мне утерянную вещь Своим величием и властью. Поистине эта вещь дарована Тобою мне по Твоей безграничной милости.

Мусульманская молитва против проблем, беды, несчастия и горя

Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи’уун, аллаахумма ‘индакя ахтасибу мусыыбатии фа’джурнии фиихэ, ва абдильнии бихээ хайран минхэ.

Поистине, мы полностью принадлежим Аллаху и, поистине, все мы к Нему возвращаемся. О Господи, перед Тобой я буду давать отчет за разумение и правильность в преодолении этого несчастья. Вознагради меня за терпение, проявленное мною, и замени беду па то, что лучше ее.

Мусульманская молитва против трудности, нужды и проблем

Сначала совершается ритуальное омовение (тахарат, абдест), после этого надо совершить два ракаата дополнительной молитвы и произнести:

Альхамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ас’алюкя мууджибаати рахматикь, ва ‘азааима магфиратикь, валь-‘исмата мин кулли занб, валь-ганиимата мин кулли бирр, вас-саляямата мин кулли исм, ляя тада’ лии занбан илляя гафартахь, ва ляя хамман илляя фарраджтахь, ва ляя хааджатэн хия лякя ридан илляя кадайтахаа, яа архамар-раахимиин.

Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя, о Аллах, то, что приблизит ко мне Твою милость, действенность Твоего всепрощения, защиту от грехов, пользу от всего праведного. Прошу у Тебя спасения от всех ошибок. Не оставь ни одного греха, который бы Ты мне не простил, ни одной тревоги, от которой Ты меня не избавил бы, и ни одной нужды, которая, являясь правильной, не была бы удовлетворена Тобою. Ведь Ты – Милостивейший.

Мусульманские молитвы против беспокойства и грусти в душе

Аллаахумма иннии ‘абдукя ибну ‘абдикя ибну эматикь. Наасыятии би ядикя маадын фийя хукмукя ‘адлюн фийя кадооукь. Ас’алюкя би кулли исмин хува лякь, саммяйтэ бихи нафсякь, ав анзальтаху фии китаабикь, ав ‘аллямтаху ахадэн мин халькыкь, ав иста’сартэ бихи фии ‘ильмиль-гайби ‘индэкь, эн тад-ж’аляль-кур’ана раби’а кальби, ва нуура садри, ва джалаа’э хузни, ва захааба хами.

О Всевышний Аллах! Я раб Твой, сын раба Твоего и рабыни Твоей. Власть надо мной в Твоей [деснице]. Твое решение беспрекословно выполняемо в отношении меня и справедливо. Я обращаюсь к Тебе всеми именами, которыми Ты назвал Себя или упомянул в Писании Твоем или открыл кому-либо из сотворенных Тобой или теми [именами], которые известны только Тебе. [Я обращаюсь к Тебе именем Твоим] и прошу сделать Коран весной сердца моего, светом души моей и причиной исчезновения моей грусти, прекращения моего беспокойства.

Аллаахумма иннии а’уузу бикя миналь-хамми валь-хазан, валь-‘аджзи валь-кясаль, валь-бухли валь-джубн, ва доля’ид-дейн ва галябатир-риджааль.

О Всевышний, Я удаляюсь с помощью Тебя от беспокойства и печали, от немощности и лени, от скупости и трусости, от бремени долга и людского притеснения.

Мусульманские молитвы, если грозит опасность

Аллаахумма иннаа надж’алюкя фии нухуурихим, ва на’уузу бикя мин шуруурихим.

О Аллах, их глотки и языки мы отдаем Тебе на суд. И прибегаем к Тебе, удаляясь от их зла.

Хасбунал-лааху ва ни’маль вакииль.

Достаточно нам Господа, и Он – наилучший Покровитель.

Мусульманская молитва, чтобы уплатить долги

Аллаахумма, икьфинии би халяяликя ‘ан хараамикь, ва агнинии би фадликя ‘ам-ман сиваакь.

О Аллах, сделай так, чтобы дозволенное [халяль] защитило меня от запрещенного [харам] и сделай меня по милости Своей независимым от всех, кроме Тебя .

Мусульманские молитвы, когда посещаешь больного

Ляя ба’с, тахуурун иншаа’эл-лаахь (двараза).

Перевод: Не беда, очистишься с позволения Господа.

Второй вариант, молитву следует сказать семь раз:

Ас’элюл-лаахаль-‘азыим, раббэль-‘аршиль-‘азыим аи яшьфиякь.

Я прошу Великого Творца, Господа великого Трона об исцелении твоем.

Религиозная практика мусульманки

Девять лет назад я впервые научилась молиться. Молилась и постилась в течение трех лет, но затем вышла замуж, родила двух дочек, закрутилась с бытом (хотя знаю, что это не может быть оправданием), а потом постепенно перестала молиться, хотя верую и люблю Всевышнего. Подскажите, пожалуйста, как мне начать молиться и должна ли я восполнять долги в «ибадате» (долговые обязательные молитвы и пропущенные дни обязательного поста)?

К сожалению, случается такое, что, осознав важность молитвы, научившись ее выполнять, со временем человек перестает внимательно и трепетно к ней относиться. Молитва перестает быть естественным продолжением, составляющей жизни. Она становится своего рода усилием, приложения которого можно избежать при малейшей необходимости сделать что-то другое по хозяйству, по работе, учебе, но чаще — так, по праздности. В сборнике хадисов имама аль-Бухари описана удивительнейшая ситуация: «Посланнику Всевышнего нередко случалось молиться, держа на руках [свою внучку] Умаму, дочь Зайнаб, и когда Пророк совершал земной поклон, он опускался [с девочкой и сажал ее рядом], а когда поднимался, [снова] брал ее на руки»[1]. Интересно, часто ли мы можем так же осознавать свою ответственность пред Творцом и в то же время быть постоянно сопричастными жизни с ее бытовыми, социальными или материальными заботами или сложностями. Главное препятствие лежит в нашей общей бесчувственности[2], которая разбивается только тогда, когда мы сталкиваемся с бедой или несчастьем, отчаянно нуждаясь в поддержке Господа. «Настоящее открывается через потрясение, через кризис»[3]. Суть вопроса в том, что не только молитва влияет на нашу жизнь, но и наша жизнь должна влиять на молитву. «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (Св. Коран, 22:78), но указал всем людям до самого Конца Света: «…что бы [ни делал] раб Мой из стремления приблизиться ко Мне, наиболее любимым для Меня является то, что Я вменил ему в обязанность»[4].

Молитва в Исламе предполагает готовность к ней человека: душевную и физическую. Душевная готовность означает присутствие в сердце намерения (ният) помолиться. Намерение, являясь неотъемлемой частью самой молитвы, есть «направленность сердца». Иметь в сердце намерение помолиться — значит, осознать всем существом — интуитивно, рационально и в подсознании — свою нужду в общении с Богом. Намерение (ният) должно быть наполняющим сердце, звучащим изнутри призывом к молитве. Только ежедневное обращение к безграничной силе Всевышнего, совершение душой и телом регулярных намазов есть гарантия того, что человека не постигнет чувство беззащитности, одиночества и бессилия, ибо он будет опираться на Всемогущего и Милостивого Господа, делая изо всех сил все от него зависящее.

Помните, что вы являетесь примером для подражания и духовным наставником ваших детей. И именно от соблюдения вами религиозной практики и постоянства в благом будет зависеть, насколько дети впитают в себя дух и традиции Ислама. Ведь нравственность и религиозность, прививаемые с раннего детства, становятся стержнем, который не сломят ни наущения Сатаны, ни перемена жизненных обстоятельств.

Что касается «долгов в ибадате», то вам необходимо восполнить несовершенные обязательные (фард) молитвы и пропущенные дни поста месяца Рамадан, начиная со времени совершеннолетия, определяемого половой зрелостью.

Я бы хотела узнать: как мне совершать намаз, если я на 7-ом месяце беременности? Эльвира.

Я беременна и сейчас чувствую себя не очень хорошо. В связи с этим я прекратила делать намаз, но возобновлю все, как только мне станет лучше. Это грех, что я не могу сейчас молиться? Карина.

Молитесь в меру ваших сил и возможностей, минимизируйте амплитуду движений, например не совершая земного поклона, а лишь наклоняя вперед корпус и проговаривая необходимые слова сидя на стуле.

Есть ли какие-то послабления в обязательности совершения намаза матери младенца? Например, если малыш сильно плачет, а дома больше никого нет, и время молитвы проходит, должна ли она бросить малыша и делать намаз? Или она может успокоить малыша, потом возместить эту молитву?

Она может успокоить малыша и после совместить вторую с третьей или четвертую с пятой молитвами в общем промежутке времени[5].

Если я, девушка, не ношу платок, принимается ли мой намаз?

Если вы выполняете все условия, необходимые для совершения молитвы (омовение, направление, закрытие ‘аурата и т. д.), то ваша молитва-намаз полноценна, и не сомневайтесь в этом.

Следует ли женщине надевать косынку во время совершения омовения перед молитвой-намазом?

В этом нет канонической необходимости.

Скажите, пожалуйста, можно ли женщине при совершении полного омовения не мочить голову и волосы полностью, а только смочить водой кожу головы?

Если для женщины полное промывание волос затруднительно, ей достаточно полить воду на голову до ее проникновения к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.

Я недавно пришла к вере, и у меня появился такой вопрос: во время омовения как женщине смачивать голову водой? Обязательно ли снимать платок и смачивать в направлении ото лба к затылку или можно просто смочить основание волос у лба? Бирсен.

Нужно протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос). 1/4 часть — это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Можно ли женщинам совершать молитву-намаз босиком? Рита.

По данному вопросу существует несколько мнений. Чтобы быть полностью уверенной в части прикрытия ‘аурата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки.

Сейчас очень распространены капроновые чулки, колготки, носки. Можно ли совершать намаз в таких изделиях? Ведь ступни должны быть тоже закрыты, но капроновые носки прозрачны.

Лучше используйте такие чулки, колготки, носки, которые не просвечиваются. В то же время на всякий случай знайте о том, что ученые ханафитского мазхаба не относили ступни к ‘аурату, который должен быть обязательно прикрыт, особенно при совершении молитвы-намаза.

Можно ли женщине читать намаз в брюках?

Одежда мусульманки не должна походить на мужскую одежду. Брюки, соответствующие нормам хиджаба, должны быть женского стиля, покроя. При выполнении этих условий молитву-намаз в них читать можно.

Нужно ли смывать крем с лица перед омовением? Лариса.

При разумном использовании кремов и лосьонов ничего специально смывать не нужно, да и не придется, так как кожа усвоит необходимое. В случае же когда на лице толстенный слой тонального крема, пудры и т. п., при которых кожа не дышит, тогда их придется смыть.

Суть: Сатана порой шутит над некоторыми излишне щепетильными, особенно в вопросах ритуальной чистоты. К сожалению, он может довести человека (с призывом к псевдонабожности) до того, что тот упорно и постоянно будет смывать естественную жировую прослойку с кожи лица или рук. Такие крайности губительны и опасны. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут [погубят себя]»[6].

Скажите, пожалуйста, почему, если в Исламе женщина обладает теми же правами, что и мужчина, она не может молиться в мечети? Откуда это?

Женщина может молиться в мечети. Но в тех или иных регионах иногда встречаются такие обычаи, традиции («адабы», «адаты»), по которым женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл.

Основным местом совершения молитв-намазов для женщины как хранительницы домашнего очага является ее дом. Для мужчин — мечеть, хотя он может молиться и дома, и на работе.

У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть следующие высказывания по данному вопросу:

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]»[7];

– «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома — это лучшее для них [место молитвы]»[8];

– «Если супруга захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей»[9];

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая своей излишней женственностью и ее проявлениями внимание чужих мужчин]»[10];

– Супруга Ибн Мус‘уда говорила: «Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями»[11].

Одно время я постоянно была помешана на «назерах» (обещаниях). И вот я, не помню уже, по какому поводу, дала «назер» восполнять молитвы, которые пропускала в критические дни (причем и фард, и сунну, и «Витр»). Но теперь, прочитав большое количество литературы, мне стало казаться, что я поступаю неправильно, перечитывая намазы. Пожалуйста, посоветуйте, что мне делать, а то я постоянно переживаю по этому поводу.

Вам не нужно восполнять эти молитвы, и точка. Можете на всякий случай соблюсти дополнительный пост в течение трех дней (в качестве искупления того обещания, что вы дали).

Как мне очиститься от прошлых грехов? Я делаю намаз. Что мне еще надо сделать, чтоб Аллах простил меня? И обязательно ли делать намаз вместе с мужем? Залина.

Намаз — это ежедневная обязанность мусульманки (мусульманина), невыполнение ее грешно пред Богом. Что же касается прошлых прегрешений, то нужно искренне раскаяться, имея намерение не совершать этого впредь, и действительно больше никогда этого не совершать. В Коране говорится: «Я [Господь миров, несмотря ни на что] могу все простить тем, кто (1) раскаялся [перестал оправдывать преступления и проступки, осознал грех грехом], (2) уверовал [согласился с постулатами веры], (3) начал совершать [бескорыстные] благодеяния, а затем [уже не сворачивая] (4) последовал верному пути [на деле сторонясь очевидных грехов и всегда возвращаясь к Богу: желаниями, благими устремлениями, добротой к другим и щедростью не только на слово. То есть удостоятся Божьего прощения все те, кто, выйдя на этот путь, уже до самой смерти с него не свернут]» (Св. Коран, 20:82).

Намаз делать с мужем не обязательно, хотя, если есть такая возможность, лучше совершить молитву сообща.

Нужно ли надевать платок, когда муж читает намаз? Ф., 45 лет.

Я одна в семье мусульманка. Научилась всему с вашего сайта, никто мне не помогал и не объяснял. Все мои родственники смеются надо мной, что молюсь и все соблюдаю. Они смеются и обзывают меня. Мне бывает очень обидно, но я держусь. Ведь Аллах сказал, что нам будет награда за терпение! Что мне отвечать им, когда они обзывают меня? Подскажите. Malika (Nastya), 16 лет.

Ответом должны стать: хорошие оценки, выбор призвания и подготовка к поступлению в институт. Ваши родители примут вас и ваши рассуждения, ценности всерьез только тогда, когда вы добьетесь в жизни чего-то ощутимого, войдете в число успешных и добивающихся своего, а это — жесткая самодисциплина и неустанный труд, в чем религия и должна для вас стать хорошей поддержкой.

Уважаемый имам, мы с мужем намерены совершить паломничество в Мекку в этом году. Скажите, пожалуйста, как в старину женщины замедляли наступление месячных? Простите меня за этот вопрос, я бы не осмелилась спросить вас, но современные методы (применение противозачаточных таблеток) неприемлемы для меня. У меня проблемы с молочной железой, и врачи не разрешают мне принимать эти таблетки. Если вы знаете, то ответьте, пожалуйста. Ш.

Современные ученые-богословы, обсуждая возможность искусственной задержки начала регул посредством современных медицинских препаратов, допускают это как в вопросе с постом в месяц Рамадан, так и в вопросе с паломничеством, оговариваясь, что главное — отсутствие вреда для женского организма[12].

Сам я считаю, что ежегодное искусственное нарушение сроков менструального цикла женщины трудно счесть безвредным, так как организму потребуются силы и время, дабы войти в обычный для него ритм.

Что же касается паломничества, а тем более хаджа, который является обязательным раз в жизни и представляет собой сложный и долгий ритуал, то после получения врачебного одобрения возможно искусственное перенесение сроков менструального цикла посредством лекарств. Канонических препятствий этому нет.

Передается, как ‘Аиша, супруга Пророка, расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, она не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)»[13].

Могу ли я читать Коран по памяти во время месячных, не прикасаясь к книге? Мой муж категорически возражает против этого, но хотелось узнать ваше мнение. Амира.

Во время регул вы можете читать Священное Писание, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения, а не с намерением чтения самого Священного Писания.

Тем, кто не имеет малого омовения (вуду’), а также полного (гусль) (к последним, наряду с прочими категориями «джунуб», относятся женщины в период регул и послеродового кровотечения), запрещено дотрагиваться до книги, содержащей в себе только лишь текст Священного Писания в оригинале на арабском языке. В Коране сказано: «Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79). В этом аяте, в частности, говорится об ангелах, но в общем контексте Корана, проецируя смыслы Священного Писания на повседневную практику, а также с учетом некоторых упоминаний в Сунне, ученые-богословы прокомментировали: «На небесах до текста Священного Писания (Корана), содержащегося (наряду со всей информацией о прошлом, настоящем и будущем мира сего) в Хранимой Скрижали, могут дотрагиваться лишь чистейшие от всех форм греха и ошибок ангелы, а на Земле — те, кто имеет ритуальную чистоту»[14]. Последнее проистекает из смысла аята не столько прямым текстом, сколько косвенно[15].

О запрете на прикосновение к Писанию тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в хадисе сказано: «Не дотрагивается до Корана [именно арабского оригинала], кроме как чистый»[16]. Но замечу: достоверность хадиса сомнительна[17].

Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты. В то же время не исключено (по мнению некоторых), что человек может быть вынужден держать Коран и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты, например в случае изучения его в учебном заведении[18].

Что же относительно чтения Корана (например, по памяти), то отсутствие полного омовения препятствует этому, если намерение касается именно чтения Священного Писания, а не в качестве упоминания (зикр). При отсутствии же малого омовения (вуду’) чтение Корана по памяти или с листа возможно и никак не возбраняется.

При отсутствии ритуальной чистоты (речь идет о полном омовении) к запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. В этих случаях чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется. Например, садясь в транспорт, человек читает аят: «Субхаанал-лязии саххара лянаа хааза, ва маа куннаа ляху мукриниин, ва иннаа иляя раббинаа лямункалибуун» (см. Св. Коран, 43:13); при выходе из транспорта — «Рабби анзильнии мунзалян мубааракян, ва анта хайруль-мунзилиин» (см. Св. Коран, 23:29); или когда человека постигает несчастье, он говорит: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (см. Св. Коран, 2:156). Также нет греха в непроизвольном чтении строк Священного Корана. Не запрещено говорить «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим», «аль-хамду лил-ляях», читать «аль-Фатиху», аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» с целью поминания и восхваления Бога[19].

Подробнее читайте об этом в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Катады аль-Ансари; св. х. аль-Бухари. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 175, хадис № 516.

[2] Одна из причин черствости сердец и бесчувственности — это непосещение пятничных молитв, неслушание пятничных проповедей. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Если люди не перестанут оставлять пятничные молитвы, то Всевышний запечатает их сердца. Они станут беспечными, небрежными, невнимательными». См.: Ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 78, хадис № 1151.

Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 298, хадис № 387.

[5] Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Мусульманское право 1–2. С. 325–335.

[6] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих».

[7] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима и Ахмада. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 583, хадис № 9869, «сахих».

[8] Св. х. Ахмада и Ибн Маджа. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.

[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».

[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.

[11] Св. х. Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138.

[12] ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 84. Т. 2. С. 74.

[13] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.

[14] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.

[15] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 308.

[16] См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 588, хадис № 9986, «хасан».

[17] Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 302; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538.

[18] Подробнее по теме см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146, 147; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 297, 302, 307.

[19]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537.

Оценка 4.1 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here